BloggoDay 1 Oktober: Russian Invasion of Ukraine

Дайджест 1 жовтня 2025 р

 

(Оновлено 8:00)

Обозреватель

Татьяна Гайжевская

Украина запускает Космические силы: что ждет российские ракеты? Интервью с Храпчинским

Космические войска, которые будут созданы в Украине в течение ближайших недель, будут усиливать оборону страны. Раннее выявление угроз, защищенные каналы связи, круглосуточный мониторинг пусков ракет, передвижения техники и работы средств РЭБ позволят выявлять вражеские атаки еще на старте и передавать точные целеуказания в режиме реального времени. Собственные спутники связи уменьшат зависимость от коммерческих сервисов вроде Starlink и внешнеполитических факторов.

Последняя масштабная атака страны-агрессора России на Украину 28 сентября продемонстрировала, что враг ломает старую модель атак волнами. Ответом должно быть создание новой архитектуры ПВО Украины. Речь идет о многослойной системе, нижний слой которой включает ПЗРК, зенитную артиллерию и локальные РЛС для обнаружения дронов, средний занимается перехватом крылатых ракет и авиации с помощью систем средней дальности. Верхний слой предназначен для противодействия баллистическим угрозам и включает системы, способные работать в режиме быстрого перехвата на дальнем расстоянии.

В условиях создания такой системы в Украине речь будет идти не только о перехвате вражеских целей в воздухе, но и о разрушении самой логики их применения. Такое мнение в эксклюзивном интервью OBOZ.UA высказал авиаэксперт Анатолий Храпчинский.

– До конца 2025 года в Украине будут созданы Космические войска. Какой будет сфера их ответственности? Какие именно задачи они могут решать?

– Начнем с уже имеющихся проблем: нехватка собственных разведывательных данных, ограниченные возможности стабильной спутниковой связи, отсутствие полноценной инфраструктуры наблюдения. Космос сегодня – это прямая составляющая обороны, потому что огромное количество современных систем работает именно на орбите.

Создание таких войск дает шанс в перспективе закрыть эти пробелы, получать собственные разведывательные снимки, защищать и развивать спутниковые каналы связи, интегрировать космические сервисы в ПВО и управление войсками. У нас для этого есть неплохой фундамент, тот же «Южмаш», который когда-то регулярно выводил ракеты в космос, еще есть остатки научных школ и технических кадров, которые надо оцифровать и передать молодежи. Вопрос лишь в том, чтобы правильно использовать эти возможности и закрепить их в военном формате.

– Как я понимаю, речь идет также или прежде всего об обеспечении более мощной противовоздушной обороны страны?

– Да, космическая составляющая непосредственно усиливает ПВО. Спутниковая разведка позволяет выявлять районы пусков, предупреждать о старте ракет и даже отслеживать их полет в режиме реального времени. Это критично для своевременного реагирования и работы наших систем противовоздушной и противоракетной обороны.

Но стоит понимать и другое: космос – это всегда очень дорого. Если государство сегодня принимает решение о создании Космических войск, это не означает, что уже завтра мы будем иметь собственную орбитальную группу и мгновенный доступ к собственным спутниковым данным. Это длительный процесс, требующий больших инвестиций и системной работы, от запусков аппаратов до построения наземной инфраструктуры и кадров.

– Действительно, космос – дело дорогое, но у нас есть наши западные партнеры. Я думаю, что они также заинтересованы в том, чтобы мы развивали это направление. Например, это имело бы особое значение для тех стран Европы, которые сейчас страдают от многочисленных провокаций России.

– Западные партнеры, безусловно, заинтересованы в том, чтобы мы развивали космическое направление, это усиливает и нашу, и их безопасность. Но надо честно разделять задачи. Если речь идет о провокационных залетах российской тактической авиации, то для этого не обязательно иметь космические радары. Достаточно классических наземных РЛС, которые и так видят такие цели. Зато космос дает другие возможности: сбор информации о работе российских средств РЭБ, мониторинг передвижения техники, контроль частот и сигналов. Это скорее постоянные точечные действия по безопасности.

Вспомним, как в начале года мы не раз сталкивались с ограничениями в доступе к разведданным от США и отдельных европейских партнеров, были и политические, и технические сбои в работе Starlink. Именно поэтому нужна отдельная, четко выстроенная структура, которая централизует все космическое направление. Условно говоря, под каждый крупный проект должен быть свой менеджер, а под всю сферу – единый центр принятия решений. Создание Космических сил – это инструмент, который даст возможность системно работать с космосом и перестать зависеть от чьих-то политических настроений.

– Сейчас речь идет о чисто формальном решении о создании определенной структуры, но, как я понимаю, отдельные элементы Космических войск уже есть в Украине. Могли бы вы их перечислить?

– В Украине уже есть ряд элементов, которые могут стать основой будущих Космических войск. Это прежде всего Национальный центр управления и испытаний космических средств, отвечающий за контроль полетов и мониторинг объектов на орбите, а также новосозданное Управление космической политики Минобороны, координирующее развитие спутниковой связи и разведки.

Работает государственный оператор «Укркосмос», обеспечивающий спутниковую связь и передачу данных. Благодаря донатам граждан Украина получила доступ к разведывательному спутнику ICEYE. Все это пока не сформировано в единый военный род и не имеет собственных единиц на орбите, но уже выполняет разведывательные и коммуникационные функции, которые со временем можно интегрировать в Космические войска.

– Какие ключевые элементы Космических войск должны присутствовать?

– Прежде всего надо понимать: космос всегда дорогой и не обязательно означает только «оружие на орбите». Это прежде всего демонстрация способности страны строить собственную инфраструктуру связи, разведки и научных решений. Для Украины первоочередным является создание системы спутниковой связи, собственных каналов для военных и государственных коммуникаций, которые не зависят от политических решений или коммерческих сервисов вроде Starlink.

Второй критически важный элемент – это орбитальная разведка, то есть оптико-электронные и радиолокационные спутники наблюдения. Радары с синтетической апертурой можно выводить на орбиту и получать высококачественные снимки даже при сплошной облачности или ночью, что дает возможность отслеживать пуски ракет, перемещение техники и работу вражеских средств РЭБ в любую погоду.

Третье направление – космический мониторинг и раннее предупреждение: контроль объектов на орбите, предупреждение о ракетах или потенциальных угрозах из космоса. Отдельно стоит задача защиты и устойчивости собственных аппаратов шифрования каналов, противодействие глушению, быстрое резервирование. Все это не только «военный космос», но и комплексная инфраструктура, без которой современная армия не может эффективно воевать и планировать операции.

– Страна-агрессор Россия имеет Воздушно-космические силы. Это то же самое, что мы собираемся создать в Украине, или все же здесь есть отличие?

– В России Воздушно-космические силы (ВКС) – это гибридная структура, которая объединяет авиацию, противовоздушную и противоракетную оборону, а также элементы космического контроля в одном командовании. То есть там под одной крышей и истребители, и ракетные войска ПВО, и центры управления спутниками.

Украинский подход другой. Мы уже имеем Воздушные силы, которые выполняют двойные функции, авиация плюс противовоздушная оборона, и они остаются отдельным родом войск. Космические войска, которые планируются, будут самостоятельной структурой вроде U.S. Space Force или аналогов во Франции, Японии или Великобритании. Это означает отдельный штаб, специализированные кадры и бюджет, а главное – это другой фокус, не объединенная авиация, а именно развитие спутниковой связи, орбитальной разведки, космического мониторинга и защиты собственных аппаратов. То есть мы идем по пути разграничения, где авиация и ПВО остаются в Воздушных силах, а космос получает собственную вертикаль управления.

– 28 сентября враг совершил самую масштабную атаку на Украину за последний год. Когда такое случается, снова и снова возникает вопрос: как усилить нашу ПВО? В частности, как защитить Украину от баллистики?

– 28 сентября россияне сыграли не в массу, а в плотность и синхронизацию с одновременным пуском «Шахедов» и ракет с основной нагрузкой на Киев и несколькими отвлекающими точками. Это ломает старую модель атак волнами и требует новой архитектуры ПВО, о которой я говорю уже в течение длительного времени.

Первое – это рассредоточение и мобильность, сеть мобильных огневых групп и стационарные узлы перехвата, между которыми мы «пасем» цели средствами РЭБ, отводя их от городов в подготовленные коридоры перехвата.

Второе – это многослойная интегрированная оборона. Нижний слой – зенитная артиллерия ПЗРК СРU с РЛС ближнего действия против БпЛА и крылатых ракет на малой высоте, средний слой – IRIS-T SLM или NASAMS по крылатым ракетам и авиации. Верхний слой – Patriot PAC-3 MSE, THAAD или SAMP-T Aster 30 как единственный реально действенный инструмент против баллистики.

Третье – сенсоры и наведение, максимальная интеграция данных РЛС пассивной и активной радиолокации, пассивных датчиков, звуковых и визуальных, а также космических или авиаплатформ партнеров для раннего предупреждения и режима shoot-look-shoot по баллистике. Не все сразу, а умные повторные пуски по результатам сопровождения.

Четвертое – экономика перехвата. На большое количество дешевых средств поражения отвечаем не дорогими ракетами, а более дешевыми средствами: дроны-перехватчики, лазерное и импульсное оружие, чтобы снять нагрузку с дорогих систем.

Пятое – логистика и живучесть, быстрая перезарядка, резервные позиции, макеты разнесения узлов управления и связи, чтобы одновременные удары не глушили нам командование.

Итог прост: против баллистики работают только те системы, которые для этого созданы, – Patriot, THAAD или SAMP-T. Все остальное должно освободить им руки, «пастухи» с РЭБ – дроны-перехватчики, артиллерия ближнего боя и грамотная сетка сенсоров. Это и есть путь, как переживать такие плотные ночи с меньшими потерями.

– Что, кроме денег, нужно, чтобы эта система была создана?

– Прежде всего нужно стратегическое видение. Мы должны смотреть не только на то, что враг применяет сейчас, но и на то, как его вооружение эволюционирует. Казалось бы, мелочь – появление модемов, прикрученных скотчем к крылу «Шахеда», но это уже сигнал, что противник использует мобильную связь для трекинга или передачи данных, а значит, может менять полетное задание в реальном времени и в дальнейшем это будет уже интегрированная система.

Чтобы противодействовать такой динамике, нужен инструмент опережения, который я называю инженерной ставкой. Это место, где угрозы просчитывают заранее и формируют технические решения еще до того, как враг запустит их в серию. Это должна быть организация, которая собирает данные из всех источников, проводит аналитику, прогнозирует следующие шаги противника и превращает это в конкретные технические задания для разработчиков. Только сочетание такой аналитики с финансированием позволит строить оборону, которая опережает угрозы, а не догоняет их.

– Считаете ли вы, что при соблюдении всех условий, о которых вы сейчас упомянули, мы можем когда-то увидеть ситуацию, когда ни одно средство поражения РФ не достигнет своей цели в Украине?

– Мое видение защиты сводится не только к перехвату целей в воздухе, но и к тому, чтобы сломать саму логику их применения. Идея названия «стена дронов» возникла именно из этого: создать такую систему, чтобы ни один дрон не мог даже приблизиться к территории ЕС.

Украине нужна своя «стена» вдоль линии боевого соприкосновения, но не просто цепь радаров или батарей, а комплекс решений, которые делают атаки экономически и технически бессмысленными, от многослойной ПВО и мобильных групп до средств РЭБ, космической разведки, системы анализа и быстрого производства дешевых перехватчиков.

Когда мы это увидим? Тогда, когда перестанем жить короткими циклами в две-три недели в ожидании Taurus KEPD 350 или Tomahawk и начнем действовать со стратегическим планированием, где каждое инженерное решение подчинено долгосрочной цели сделать удары противника непригодными еще на этапе замысла.

 

(Оновлено 7:00)

Уніан

Александр Краев, политолог, директор программы «Северная Америка» украинской исследовательской группы «Украинская призма»

Стратегия Трампа: сложная часть работы с РФ — для Украины и Европы

Если раньше Белый дом блокировал возможность дальнобойных ударов по России, то сейчас, похоже, риторика меняется. И здесь стоит понять несколько вещей.

Во-первых, пока нельзя с уверенностью сказать, что Трамп стал проукраинским. Что я точно могу сказать: он стал антипутинским. И это уже для нас большой позитив. Особенно, если мы сравним Трампа образца сентября 2025 года и Трампа образца, скажем, 2023 года, или 2024 года, когда он заявлял, что Украина — коррумпированная дыра, с которой не надо иметь дело, и пытался услышать Путина, понять Путина, выйти с Путиным на нормальный контакт и так далее.

То есть, по сравнению с той позицией и с тем, что у нас могло быть из-за этого всего, на самом деле мы сейчас действительно в гораздо лучших, более качественных условиях. Работаем с гораздо лучшей версией Трампа, чем та, которая могла быть.

Трампу это удобно и это абсолютно четко соответствует в целом его стратегии сейчас по отношению к НАТО, по отношению к Европе. У него же главная идея какая? Что это Европа должна вводить санкции против Китая и давить на Китай, чтобы он давил на Россию. Что это Европа должна давать Украине оружие, которое должна покупать у него. Что это страны «Группы семи» должны еще что-то делать дополнительно.

Во-вторых, это стратегия Трампа, нацеленная на то, чтобы, по сути, самые сложные, провокационные шаги и решения, в том числе, по обстрелам России, — должен делать кто-то другой. То есть, чтобы именно Украина и именно Европа делали основную, сложную часть работы, а он, как он сам провозглашал, оставался медиатором и просто со всеми говорил, сводил всех на переговоры

Украина, кстати, очень хорошо в эту стратегию вписывается. Мол, «вы нам дайте только разрешение, мы дальше разберемся». Наконец, скажем так, мы имеем такой подход, это разрешение. В идеале, конечно, было бы классно, если бы Трамп давал оружие просто так, причем гораздо активнее и больше. Тогда бы это реально была полноценно работающая стратегия. Но даже на нынешнем уровне это уже неплохо.

Мне трудно сказать, это уже полная поддержка нашей победы. Но это, как минимум, поддержка нашей переговорной позиции. То есть, переговоры, которые Трамп все-таки хочет начинать, будут идти не о том, как склонить Украину к российским условиям, а о том, как все-таки принудить Россию к адекватности.

В-третьих, когда речь идет о конкретике по ракетам и другому вооружению, деталей пока вам не предоставят даже сами американцы. Ведь такие четкие материи они еще не обсуждают.

Да, мы перешли из этапа «это никогда ни при каких условиях не произойдет» к этапу «давайте подумаем, как это сделать».

Но спешить с тем, действительно ли нам дадут возможность нормально работать с дальнобойным американским оружием, говорить рано. О деталях будем говорить позже (уверен, эти разговоры уже идут, но они не являются публичными), сейчас важно, что эта тема, в принципе, снова поднялась.

То есть, мы не говорим о том, что сейчас на нас прольется дождь из ракет и других, нужных нам боеприпасов, и мы моментально истребим россиян до самого Урала. Мы говорим о том, что у нас есть окно возможностей: для разговоров с Трампом, для того, чтобы убедить его в более адекватной позиции, для того, чтобы работать с его военными и с его дипломатами.

Короче говоря, здесь, как говорил Черчилль: «Я не обещаю вам, что все будет легко, я обещаю вам пот, кровь и слезы». По меньшей мере, здесь есть, что обещать, здесь есть, с чем работать. Поэтому это для нас является самым большим позитивом.

 

(Размещено 6:00)

ISW

Институт изучения войны (американский аналитический центр)

Оценка боевых действий в ходе российского вторжения в Украину, 30 сентября 2025 г.

Россия и Беларусь могут провести диверсионные операции спецназа против критически важной инфраструктуры в Польше и запустить дополнительные вторжения беспилотников, обвинив Украину. Служба внешней разведки России (СВР) безосновательно заявила 30 сентября, что Украина готовится провести ложную атаку на критически важную польскую инфраструктуру, чтобы подставить Россию и Беларусь. СВР заявила, что Главное управление военной разведки Украины (ГУР) и польская разведка направят в Польшу диверсионно-разведывательную группу, состоящую из граждан России и Беларуси из проукраинского Легиона «Свобода России» (ЛСР) и Полка Кастуся Калиновского. СВР заявила, что войска будут представляться российскими и белорусскими спецназовцами на пресс-конференции после того, как польские силы безопасности их захватят, и что проукраинские войска обвинят в инциденте Россию и Беларусь. СВР заявила, что Украина может одновременно провести «атаку» на критически важную инфраструктуру в Польше, чтобы «усилить общественный резонанс». СВР заявила, что Украина пытается воспользоваться недавними вторжениями беспилотников в воздушное пространство НАТО, чтобы разжечь антироссийские настроения в Польше, ускорить эскалацию войны и побудить европейские страны вмешаться в войну на стороне Украины. Кремль, возможно, приказал СВР опубликовать это заявление, чтобы избежать ответственности за возможную будущую диверсионную операцию России и Беларуси против Польши.

Кремль часто использует Службу внешней разведки (СВР) для распространения необоснованных утверждений о готовящихся атаках в рамках дезинформационных кампаний, призванных ослабить поддержку Украины и посеять сомнения относительно характера провокаций России против государств-членов НАТО. Кремль, вероятно, создает информационные условия, чтобы обвинить Украину в будущих атаках, которые Россия сама может провести против Польши или других государств НАТО. 26 сентября Россия аналогичным образом обвинила Украину в проведении недавних вторжений беспилотников в воздушное пространство Польши и Румынии с целью разжигания войны между НАТО и Россией, несмотря на то, что польские и румынские официальные лица приписали эти вторжения России.

Связанные с Кремлем молдавские политики могут призвать к протестам в ближайшие дни и недели, прежде чем молдавские власти утвердят результаты парламентских выборов 28 сентября. Связанный с Кремлем блок «Патриотический» заявил 30 сентября, что молдавские власти допустили «вопиющие» нарушения на выборах и что блок «будет добиваться справедливости через уличные протесты, в судах и, при необходимости, в Конституционном суде». Связанные с Кремлем молдавские политики заявили 29 сентября, что они обжалуют результаты выборов под предлогом нарушений. Высокопоставленные кремлевские чиновники продолжают поддерживать заявления связанных с Кремлем молдавских политиков о фальсификации и нарушениях на выборах. Министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил 30 сентября, что выборы были «сфальсифицированными» и что молдавские власти «явно манипулировали» голосами. Председатель Совета Федерации РФ Валентина Матвиенко заявила 29 сентября, что президент Молдовы Майя Санду привела к победе Партию действия и солидарности (ПДС), получившую парламентское большинство на выборах, «на штыках», и что выборы были нелегитимными. Матвиенко заявила, что граждане Молдовы не признают выборы. Официальный представитель МИД России Мария Захарова заявила 29 сентября, что выборы были «беспрецедентно грязными», и что молдавские власти использовали внесудебные механизмы, шантаж и угрозы.

Молдавское законодательство предусматривает, что Центральная избирательная комиссия (ЦИК) должна подготовить отчет о результатах парламентских выборов в течение пяти дней после выборов, а затем представить отчет в Конституционный суд в течение одного дня — до 4 октября. Конституционный суд должен затем подтвердить или признать недействительными законность выборов в течение 10 дней с момента получения отчета ЦИК (не позднее 14 октября). Кандидаты на выборах могут ходатайствовать перед властями о пересчете голосов до тех пор, пока суд не утвердит результаты. Конституционный суд может признать выборы недействительными, если обнаружит нарушения избирательного кодекса в ходе избирательного процесса или подсчета голосов, которые повлияли на результаты. ISW продолжает оценивать, что Кремль создает условия для возникновения (возможно, насильственных) протестов с целью отстранения Санду от власти после выборов и может начать протесты с целью оспорить результаты выборов. Кремль может по-прежнему планировать разжигание насильственных протестов, даже если Конституционный суд утвердит результаты в октябре 2025 года, возможно, для того, чтобы создать инициированную Кремлем зеркальную копию спонтанных проевропейских протестов Евромайдана 2014 года на Украине, которые привели к отстранению от власти пророссийского президента Украины Виктора Януковича. Кремль создал информационные условия для разжигания протестов в Молдове уже в конце ноября 2025 года.

Европейские союзники Украины продолжают оказывать военную помощь Украине, в том числе для поддержки оборонно-промышленной базы Украины (DIB). Председатель Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен объявила 30 сентября, что ЕС выделит Украине два миллиарда евро (примерно 2,3 миллиарда долларов) на производство беспилотников. Фон дер Ляйен заявила, что это финансирование позволит Украине нарастить и использовать все свои производственные мощности беспилотников, а также позволит ЕС извлечь выгоду из таких технологий. Президент Украины Владимир Зеленский заявил 30 сентября, что США в настоящее время обсуждают пятый и шестой пакеты вооружений для Украины в рамках инициативы НАТО «Список приоритетных украинских потребностей» (PURL), которая финансирует закупки НАТО американского оружия для Украины. Зеленский заявил, что цель Украины — получать оружия на сумму один миллиард долларов в месяц через PURL. НАТО запустило инициативу PURL в июле 2025 года, и страны НАТО, включая Нидерланды, Данию, Швецию, Норвегию, Германию и Канаду, уже внесли более двух миллиардов долларов в пользу Украины в рамках этой программы.

Европейские чиновники продолжают сообщать о неопознанных беспилотниках, работающих вблизи европейских военных и экономических объектов, в то время как Украина начала усилия по обучению своих европейских союзников тактике борьбы с беспилотниками. Норвежский общественный телеканал NRK и норвежское издание VG сообщили 29 сентября, что сотрудники нефтяной буровой, добывающей и жилой платформы Sleipner сообщили о наблюдении неустановленного беспилотника вблизи платформы в Северном море у западного побережья Норвегии. Представитель норвежской полиции Роджер Литлатун заявил, что норвежские власти расследуют инцидент. Президент Украины Владимир Зеленский объявил 30 сентября, что группа украинских специалистов отправилась в Данию для обучения датских военных тактике борьбы с беспилотниками в рамках совместных учений «Крылья обороны» после аналогичных инцидентов с беспилотниками в Европе в последние недели.

Ключевые выводы

  • Россия и Беларусь могут провести спецоперации по саботажу критически важных объектов инфраструктуры в Польше, а также организовать дополнительные атаки беспилотников и обвинить в этом Украину.

  • Связанные с Кремлем молдавские политики могут призвать к протестам в ближайшие дни и недели, прежде чем молдавские власти утвердят результаты парламентских выборов 28 сентября.

  • Европейские союзники Украины продолжают оказывать военную помощь Украине, в том числе для поддержки оборонно-промышленной базы Украины (ОПБ).

  • Европейские чиновники продолжают сообщать о неопознанных беспилотниках, действующих вблизи европейских военных и экономических объектов, в то время как Украина начала усилия по обучению своих европейских союзников тактике борьбы с беспилотниками.

  • Украинские войска продвинулись в районах Боровой и Лимана. Российские войска продвинулись в районах Боровой, Лимана, Сиверска и на тактическом направлении Константиновка-Дружковка.

3 оценки, среднее: 5,00 из 53 оценки, среднее: 5,00 из 53 оценки, среднее: 5,00 из 53 оценки, среднее: 5,00 из 53 оценки, среднее: 5,00 из 5 (3 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...

Комментарии читателей статьи "BloggoDay 1 Oktober: Russian Invasion of Ukraine"

  • Оставьте первый комментарий - автор старался

Добавить комментарий