BloggoDay 15 February: Russian Invasion of Ukraine

Дайджест 15 лютого 2023 р.
(Оновлено 17:00)
Цензор.НЕТ
Тетяна Бодня
Спецпризначенець полку «Сафарі» Віталій Фесюк: «Уночі на Дніпрі було так багато човнів, що коли кацапи це побачили, почали робити фаєр-шоу вздовж усього берега. Це було дуже потужно»
До складу нової штурмової бригади «Лють» увійдуть кілька зведених підрозділів Національної поліції, які з початку повномасштабного вторгнення воюють на фронті. Серед них – полк спецпризначення «Сафарі».
Тому з командиром медичного підрозділу цього полку ВІталієм Фесюком, позивний Сєвер, говорили по бойові завдання, які виконує полк, і підготовку тих, хто прийде в нього служити. А також про відданість і доброту, бо на зустрічі разом з ним був його бойовий товариш – стафф на прізвисько Рон.
«БУВАЮТЬ ТАКІ РОЗТЯЖКИ, ЯКІ СТОЯТЬ НА ТРЬОХ РІВНЯХ»
– Зараз ви формуєте медичний взвод у полку «Сафарі», який увійшов до складу нової штурмової бригади Нацполіції «Лють». Треба обов’язково бути поліцейським, щоб потрапити до цього взводу?
– Ні, не обов’язково. Це мають бути люди, в яких є досвід бойового медика або вони мають медичну освіту, працювали лікарем, фельдшером, ветеринаром. Будь-який медичній досвід вітається. Відділення реанімації чи хірургії, швидка допомога. Наприклад, є люди, які працюють на швидкій допомозі. Вони і так рятують людей. Але можуть рятувати тих, хто рятує людей. По-перше, вони отримають бойовий досвід. По-друге – повне оформлення в Національну поліцію. По-трете – нормальну зарплату. Плюс доплати на бойових.
– Що потрібно зробити, щоб долучитись до лав бригади?
– Людина подає документи, проводиться спецперевірка. І якщо все нормально, наступний крок – ВЛК. Після зарахування – підготовка.
– Без підготовки на передову не відправляєте?
– Звісно, що ні.
– Майже рік минув з тієї страшної ночі, коли ми в Києві прокинулись від вибухів. А з чого для вас почалася ця повномасштабна війна? Готувались?
– Я не вірив, що вона буде, хоч багато хто з людей, які об’єктивно оцінюють ситуацію, переконував, що це можливо.
Так склалося, що я був на фронті в 2014-2015 роках, довелося побувати в Авдіївці, Маріуполі. Та мене це не затягло настільки, щоб стати військовим. Коли повернувся, зайнявся бізнесом. Хоч із друзями всі ці роки тренувались.
– Тобто поліцейським тоді не були?
– Скажу більше: навіть не думав, що колись ним буду (посміхається, – авт.).
– А доля так несподівано повернула. Як же потрапили в полк «Сафарі»?
– У ніч наступу я був у Києві й прокинувся від того, що дрижать вікна. Почув потужні вибухи. Одразу зрозумів, що це пов’язано з останніми новинами. Почали дзвонити обидва телефони – зараз у мене один, тоді було два: «Все почалося, братан»…
Зібралися з друзями, порадилися, що робимо далі. І спершу відправили сім’ї на захід України, а потім приїхали в Житомир. Хотіли піти в ЗСУ. Та у нас якось не склалося. Тому почали робити щось самостійно. Ходили в ліс, проводили розвідку. З власної ініціативи. Бо хотілося робити щось корисне. А колектив у нас потужний, люди мотивовані захищати країну.
На жаль, не було якоїсь комунікації, зв’язку з іншими групами, які ми також бачили. Просто ходили групи, й було важко зрозуміти, що це за люди. Потім усе це якось набридло.
А Василя Васильовича Віконського, позивний Бетон (командир полку «Сафарі», – авт.) знав ще раніше. Подзвонив йому й кажу, що є колектив, хочемо боронити країну, можемо, вміємо, але щось буксуємо в Житомирі. І він нас забрав у полк. Ми приїхали, коли була «зачистка» Бучі. Загалом у перший місяць повномасштабного вторгнення бійці полку «Сафарі» успішно виконали бойові завдання на Київщині, де взяли безпосередню участь у визволенні Ірпеня і Бучі.
– Ми досить часто говоримо про «зачистки» на визволених територіях, але не всі люди розуміють, що це насправді непросте завдання.
– Завдання групи, яка заходить у бойове розпорядження, – виявлення ворога, зрадників, колаборантів, їхнє знищення або затримання. А також огляд ворожої техніки. Обов’язково на таких завданнях працюють інженери, бо коли росіяни залишають території, вони багато чого мінують. Наприклад, стільці. Винахідливі хлопці, але дуже недалекі.
– Не всі. Є ж і професіонали. Інженери розрізняють, наскільки якісна робота того, хто мінував?
– Так. У нас дуже крутий інженер, він віртуозно працює й швидко це визначає.
Бувають такі розтяжки, які стоять на трьох рівнях. Низ, середина, верх. А буває просто верх чи бік. Є ще направлені. Тобто, ситуації бувають різними. Інженери все це перевіряють.
І після того, як вони перевірили, рухається група, «зачищає». Найчастіше це контактні бої. Виявляють вогневу точку і її штурмують.
– То ви «зачищали» Бучу, коли приїхали?
– Бучу застали частково, ми більше спостерігали. Дуже рвалися щось робити, але нас не пускав Бетон, бо тоді ще не були повністю оформлені документи. Він дуже відповідальна людина по відношенню до людей. Завжди відповість на всі твої питання, пояснить. І до планування кожної операції підходить ретельно.
Хлопці в полку спрацювались, бойовий дух на висоті. На війні дуже важлива мотивація, у нас вона сильна.
Дуже мало хлопців, й вони швидко відсіюються, які приходять заради зарплати. Ну, ті, які думають: «Нічого собі, 50 тисяч зарплати, можна і попрацювати». Перший бойовий вихід – і вони розуміють, що це не питання грошей, а питання життя. А от всі ідейні – це круті пацани. Вони як вікінги.
– Красивий образ.
– Це не образ. Це люди, які воюють заради ідеї. Вони не кричатимуть, як деякі, «триста-триста», коли отримають поранення. Замотали ногу – і вперед. Їх змушують повертатися на базу, а вони хочуть далі воювати. Ось такі хлопці.
Знаєте, що таке прямий бій з ворогом? Це не така часта штука, щоб ви розуміли. Перед тим, як побачити ворога, треба пройти бехи, танки, артилерію, міномети.
Але з кожним боєм, який додає досвіду, тобі легше стає воювати і комфортніше. Десь прибираєш якісь речі, десь щось ще одягаєш. Ти розумієш, що тобі треба для того, щоб комфортно воювати. Потім це вже входить у такий прикольний двіж. І цей прикольний двіж з’являється тільки тоді, коли є ідея.
– Що це за ідея?
– Визволення нашої землі. В Україні «важкі» люди. Я був колись у росії, в Європі. Скажу вам, що деякі спірні моменти в росії чи Європі вирішувати набагато легше, ніж в Україні. Бо тут за своє стоятимуть, як кажуть, до останнього. В хорошому сенсі цього слова.
Справжні ідейні люди – не живодери. Вони не вбивають людину, якщо та без зброї. І наші, й військові. Не раз це бачив. Якщо поранений – надали першу допомогу, напоїли водою. Тобто, нормальна поведінка нормальних людей.
– З одного боку, люті, бо стоять за своє і своїх, з іншого – людяні.
– Саме так. Люті, людяні й безстрашні. Коли ви розумієте, що перебуваєте на позиції, де вас намагаються оточити, я не знаю, як інші чинять, а в наших такий підхід: «все, ми оточені, значить, їм нікуди не дітися». Тобто росіянам. Й вони стоятимуть до останнього. Бо такий український народ.
– Ми просто не даємо себе загнати в глухий кут.
– Ніяк. А жінки у нас – це взагалі щось неймовірне. У 70% випадків хлопці, як-то кажуть, «відпочивають». Я бачив, як маленька дівчина вагою 50 кілограмів тягнула хлопця вдвічі більшого за себе. І вона його витягнула, врятувавши життя.
Бувало таке, що дівчата не лише надавали нам інформацію про дислокацію сил противника, але й просили якісь певні засоби, щоб влаштувати окупантам такий собі «феєрверк». Вони були дуже рішуче налаштовані боротися з окупантами, але ми відмовлялися, бо не можемо задіяти цивільне населення.
– Один із військових, який був до війни бізнесменом, а тепер піхотинець, сказав мені в інтерв’ю, що в першому бою він найбільше запам’ятав звук ворожого танка, і побажав мені його ніколи не почути. Що вас найбільше вразило у цій війні?
– Мене здивувало дві речі, якщо казати про особисте. Перше – це як стріляє зенітна установка. Я був шокованим тим, наскільки потужно і голосно вона стріляє. І друге – це HIMARS. Це техніка, яка робить такий вітер… Коли таке бачиш, розумієш, що технології на війні чимало вирішують.
– Куди поїхали після Бучі? Де воювали?
– Після звільнення Київщини спільно зі зведеним загоном розвідки 5-го прикордонного загону успішно здійснювали оперативно-пошукову та диверсійно-розвідувальну роботу в прикордонній зоні Сумщини. Восени брали участь у звільненні Харківської та частини Донецької області від русні, безпосередньо проводячи штурмові військові дії. Захищали також Бахмут. Одна з найбільш значущих операцій – це штурм міста Ямпіль Донецької області. У деокупації цього населеного пункту роль «Сафарі» була вирішальною.
МИ ЗАХОДИЛИ НА ЕНЕРГОДАР З ВОДИ. Я ТАКЕ БАЧИВ ТІЛЬКИ У ФІЛЬМІ «ТРОЯ»
– Наскільки я знаю, полк був на Харківщині ще навесні, коли там точилися важкі бої, і найгарячішим був ізюмський напрямок.
– А через Харків у бік Дергачів це все спускалося вниз, і нам треба було відтиснути ворога назад. Було важко. Був, по-перше, здивований тим, що у них дуже потужна артилерія. На наші два постріли у відповідь прилітало двадцять. Якщо в 2015-2016 роках в АТО, коли падали 150-ки, всі розказували про це, як про щось нерядове, бо не було так часто, то тут 150-ки були лише для розігріву. А «Піон-203» – це взагалі неймовірна штука. Ти лежиш, а в радіусі 100-200 метрів снаряд падає, й земля піднімається. Та до всього цього звикаєш.
Було важко звідти виходити. Були контактні бої, стріляли…
Відпрацювали Харків, знялися і наступною була Запорізька область Це дуже «веселий» напрямок. Це Щербаки, Малі Щербаки.
– Тобто це не так і далеко від окупованого Мелітополя?
– Так. Там було чимало сил ворога, і вони не жаліли снарядів. Нас обстрілювали, бо вони були нагорі, а ми – внизу. І нам треба було штурмувати. І ми пробували кілька разів – нічого не виходило. І коли заступник командира, позивний «Француз», зі своїм методичним підходом зайнявся конкретно Щербаками, наша група – розвідники з саперами – зайшли вище від селища. І закріпилися прямо у росіян під носом. Але так сталося, що зачепили розтяжку. Я того дня приїхав на спостережний пункт, заступив на чергування. Знав, що вони там, ми мали їх міняти. І тут чую по рації, що є трьохсоті. Миттєво відправили групу за ними і додатково ще один евакуаційний «Пікап» і дві швидкі.
– Усіх витягнули, ніхто не загинув?
– Були важкі поранення, але всі, на щастя, живі.
– Що було далі?
– У Щербаках ми зайняли позиції, й частина бійців їх тримали, а інша частина брала Енергодар. Ми заходили на Енергодар з води.
– Ого!
– Я таке бачив тільки у фільмі «Троя». Уночі на Дніпрі було так багато човнів, що коли кацапи це побачили, почали робити фаєр-шоу вздовж усього берега. Це було дуже потужно.
– Там були й військові?
– Там були різні підрозділи.
– Усі вміли плавати?
– Ми проходили підготовку, по півтори години плавали. На вулиці десь -5 тоді було.
Ми тоді, на жаль, не взяли Енергодар. Росіяни почали обстрілювати всі човни. Але тоді нас дуже сильно прикривали «Хаймерси», тож ми майже всі вийшли звідти. Там був тільки один двохсотий.
Це був неймовірний досвід.
А після Запоріжжя частина наших хлопців поїхала звільняти Лиман, а потім уже був Бахмут.
– Коли ви прийшли у полк «Сафарі», чого довелося вчитися? Розумію, що у вас є певний бойовий досвід, але нові ж навички освоювати довелося.
– Ми з друзями виїжджали на полігони, відпрацьовували тактику, тому окрім попереднього бойового досвіду, були і системні тренування зі зброєю. Але скажу, що я зрозумів і дуже оцінив, коли прийшов у «Сафарі».
У нас щодня 1,5 години фізпідготовки, тактичні відпрацювання, навчання з різних дисциплін. Наприклад, раз на тиждень – медицина. От я, скажімо, пояснюю хлопцям, чому не варто колоти налбуфін при пораненнях. Основний його мінус у тому, що коли людина приїжджає в реанімацію, її дуже важко ввести в наркоз. Бо її не бере нічого. Це саме налбуфін так працює. А анестезіолог теж несе відповідальність за пацієнта, і він не може ввести в ваш організм зайвого. Бо є мінімальна летальна доза. І пацани страждають, бо відчувають деякі речі.
Є інші хороші препарати, які обезболюють, про них теж говоримо. Хоч насправді обезболювати нічого не треба, треба просто закрити критичну кровотечу, вколовши внутрішньовенно гемостатичний препарат. Цього досить, щоб евакуювати бійця. Що люди натомість роблять? Людина лежить, їй колють укол, і думають, що пораненого через 15 хвилин попустить. Але ж коли велика крововтрата, тіло охолоджується, падає тиск. Людині колють налбуфін і думають, що він спрацює швидко. А препарат взагалі не працює. Бо капіляри на холоді ховаються, і кров іде в основні артерії.
Звісно, поранена людина каже, що її препарат не бере, і їй колють ще один чи два рази. Коли ж привозять у лікарню, можуть і не сказати, скільки таких уколів зробили
А коли пораненому стає тепленько, препарат починає працювати. В чому мінус налбуфіна? Він пригнічує дихальний центр.
– І що відбувається, якщо багато наколоти?
– Ви лежите і розумієте, що не хочете дихати. А якщо людина спить або перебуває у такому собі коматозному стані, що вона не буде себе примушувати дихати, а поруч нікого немає, щоб побачити, що поранений просто перестав дихати, людина помирає. Тому такі речі дуже важливо знати.
Я сім років учився на фармацевта, вивчав фармакокінетику, фармакодинаміку і т.ін.. Тому я взагалі противник наркотичних препаратів.
Але питання не лише в них. Потрібно враховувати безліч нюансів. Дехто, наприклад, при евакуації застосовує кетанов. Так, він знеболює, але розріджує кров. І якщо у вас критична кровотеча, то зупинити її буде важко.
Тому треба враховувати, що є групи стабілізаторів – це ті люди, які перебувають у каретах «швидких» на відтяжці, а є евакуаційні групи – це ті, хто безпосередньо з «червоної» чи «жовтої» зони вивозить поранених. Задача останніх – довезти пораненого до стабілізаторів, які вже самі приймають рішення, що саме треба робити в конкретній ситуації. А щоб довезти, треба розуміти, що і як правильно робити. Цього всього ми й вчимо.
«ВІД «МИЛЕНЬКИЙ, ВРЯТУЙ» ДО ВІДБІРНОЇ ЛАЙКИ – ВСЕ БУВАЄ»
– Крім медицини ще є якісь заняття?
– Є різні. Наприклад, один день медицина, наступного дня інженери-вибухотехніки проводять заняття. І йдеться не про загальновідомі речі, а про такі тонкощі, які знають лише фахівці.
– І це ті речі, які непогано було знати кожному бійцю, правильно я зрозуміла?
– Саме так. Усі ці постійні відпрацювання підвищують професійність.
– Ці відпрацювання є й коли ви на фронті?
– Якщо є вільний час. Наприклад, командир роти бачить, що його групи позаступали, його міняють, і є 4-5 вільних днів. День-два відпочивають, на третій – тренуються, ще один день – відпочинок.
Я спочатку був командиром першого взводу четвертої роти. Мені інженер пояснював, як розставляються розтяжки, і ми вчили хлопців, ходити, щоб їх не чіпляти. Зачепив – отримав. Знаєте, є такі страйкбольні? Вони з горохом. Ох, воно лупить… Раз таке зачепили, потім уже крадуться, як лиси.
Дехто відпрацьовує з машинами. Хтось копає окопи, бо тут техніка теж важлива. Треба вміти так копати, що економити сили. Це як по снігу йти. Ти можеш по глибокому снігу пройти різко 100 метрів і впасти або потихесеньку повзти і за десять годин подолаєш 2-3 кілометри.
– Прокурор Максим Грищук, який із перших днів теж воює, пояснював мені в інтерв’ю, що правильно викопаний окоп рятує життя.
– Завжди є шанс, що «прилетить» прямо до тебе в гості (посміхається, – авт.). Але це треба бути таким уже зовсім нефартовим… Якщо прилетить, то це вже доля.
Важко, бо є ворожі дрони. Їх у них багато. Вони летять з вогами, гранатами.
– Під фосфорним бомбардуванням не доводилось бути?
– Я не потрапляв, а знайомі бійці казали, що це треш.
– Мені розповідали, що коли була така ситуація і вони не розуміли, чим вона може скінчитися, то жартували, що все одно виживуть, бо ще не встигли побачити китів. Тому після перемоги обов’язково мають поїхати до океану і побачити китів. А ви в схожих ситуаціях про що думаєте?
– Я вам чесно скажу: ніколи нічого такого не думав. Щоразу під час обстрілу лежу і думаю: щоб тільки не прилетіло (посміхається – авт.). І за пацанів переживаєш дуже. Бо хто хоч раз зіштовхнувся з евакуацією, переживає не за себе, а за пацанів. Коли пацан трьохсотий, ви не уявляєте, чого вартує його евакуювати. Зараз я прийняв рішення, що у кожного бійця із собою мають бути мобільні ноші. Вони як сітка розкладаються. Бо коли виносять за руки, за ноги – це дуже важко. Сто метрів пройшов і блюєш. А стояти там ніколи, треба бігти під обстрілами…
– Спочатку ви командували підрозділом, який виконував штурмові дії. А чому тепер командуєте медичним взводом?
– Коли від нас пішов парамедик, командир прийняв рішення, що ми формуємо медичний взвод, у якому будуть парамедики і стабілізатори, а оскільки в мене медична освіта, то мене й призначили цим займатись.
– Де важче?
– Штурмовиком бути важко. Але коли ти когось евакуйовуєш, то, по-перше, треба мати стабільну психіку. Я людина емоційна, мені досить важко. Але я запрограмував себе на такий рівень, що маю робити свою роботу, хай там що, як би поранені не поводилися, і це дуже допомагає. Бо від «миленький, врятуй» до відбірної лайки – все буває. Але ти все одно весь час в напрузі.
Є, правда, такі круті чуваки, які взагалі виключаються. Я зустрічав таких.
– Що ви маєте на увазі під «виключаються»?
– Їм пофіг. Це люди, які пропрацювали в реанімації 10-20 років. Але в таких людей є й мінуси. Колись ми з такими двома везли хлопця в Дніпро з Маріуполя. І от що вони йому робили? Ми йому вже пережали ногу. Йому треба було зробити тампонаду, багато, бо там велика рана була. І я б йому в сідальний нерв уколов лідокаїн чи новокаїн, обезболив йому ногу, обколовши її, а потім би вже робив тампонаду. Чуваки роблять без усього цього. Хлопець кричить, а їм пофіг.
Був ще один хірург. Класний, але саме з таких. Привезли йому пораненого. Питає: «Живий?». Кажемо, що так. Він нам, мовляв. Покурю і підемо. Хоч хлопцем треба було невідкладно займатись.
– Це коли є досвід, але немає емпатії. З іншого боку, якщо переживати за кожного, то внутрішнього ресурсу не вистачить. Записувала інтерв’ю з одним прикордонником, який закінчив медичний коледж, мріяв після служби в армії бути хірургом і працювати в реанімації. А тут війна і він тепер рятує людей, переживаючи за кожного.
– Такому внутрішнього ресурсу вистачить, повірте. Бо таким допомагає Всесвіт. Він же хоче дарувати людям життя.
От у мене, наприклад, було вже дві вищі освіти – економічна, юридична, а я несподівано пішов ще в медичний вуз. Тепер три (посміхається, — авт).
– А чому ви взагалі вирішили вчитися в медичному виші?
– Іду по Одесі – бачу, проходить набір. Подав документи.
– У вас дуже класний пес. Ви завели собаку вже під час війни?
– Так, я дуже хотів собаку саме цієї породи.
– Ви ж розумієте, що тепер маєте берегти себе в рази більше, бо собака – це відповідальність?
– Я люблю собак і ставлюся відповідально. У мене був пес, який, на жаль, загинув 2015 року, коли ми були на сході. Теж стафф, але злий. Цього виховую так, щоб він був добрим.
(Оновлено 16:00)
Валерій Пекар
Зараз дуже складний етап.
- Війна триває у фактично позиційному форматі, що забирає чимало життів щодня.
- Позитивних новин з фронту, які могли би підтримати дух суспільства, нема.
- Суспільство дуже стомилося й хоче позитивних новин, а водночас готове споживати негативні, щоб заповнити порожнечу.
- Росія має серйозні проблеми фінансово-економічного, внутрішньополітичного (управлінського) та військового характеру — серйозні, але не критичні. Вона ще не луснула й найближчим часом не збирається.
- Сили в росії, які прагнуть замирення з Заходом (хто щиро, хто хитромудро заради відновлення військової спроможності), працюють на максимумі потужностей.
- Національно-визвольні рухи народів рф набирають силу повільніше, ніж потрібно.
- Західні еліти не мають картинки післявоєнного устрою світу — а поки вона не складеться, війна не може завершитися. Вони визнають провал попередніх стратегій, але не можуть скласти нових.
- Росія має ще чимало «консервів» у західному світі, які нині саме час використати. Водночас українська спроможність за рік не виросла.
- Українська держава не мала і не має стратегії щодо майбутнього росії. Це викликає на Заході хибне враження, що Україна готова повністю делегувати вирішення цього питання Заходу.
- На Заході розгортається діалог на тему «що далі», який за бажанням дуже легко трактувати як діалог про межі західної допомоги. Україна в цьому діалозі не пропонує своєї позиції.
В цій ситуації, попри наростання постачання зброї та постійні західні заяви про підтримку до повної перемоги, стільки, скільки буде потрібно, — в українського суспільства неминуче виникне синдром «нас зливають».
Як виснажене українське суспільство на це відреагує, невідомо. Але саме цього прагнуть російські стратеги. Вони прекрасно розуміють неможливість військової перемоги над Україною — отже, націлюються на невійськову перемогу, і пригожин вам про це нічого не розкаже, бо в нього клепки вистачає лише зеків ганяти.
Але у наших негараздах буде винний не Захід, який «нас зливає», а ми самі. Нам потрібна чітка візія післявоєнного світу та державна стратегія, прокомунікована українському суспільству, Заходу та потенційним союзникам в рф. Це що стосується держави.
Що стосується суспільства, воно має усвідомити, що ми на важкому етапі цього марафону, і нам знову, як на початку війни, треба згуртуватися, щоб не впасти. Встановити чіткі пріоритети: перемога передусім, все решта — протистояння авторитаризму, корупції, олігархам, допишіть що хочете — є наступним пріоритетом після перемоги. Нічого не забувати, нічого не пробачати, але відкладати чвари на потім. Це війна на стійкість — не лише збройних сил, а суспільств. Хто перший впаде, той програв. Хто програв, того історія (написана переможцем) назве всіма поганими словами, за які банить Марко Цукрова Гора.
(Оновлено 15:00)
Апостроф
Виталий Кулик, глава Центра исследования проблем гражданского общества, специально для «Апострофа»
Новый этап в войне: почему американцев и европейцев призывают срочно покинуть Россию и Беларусь
Запад готовится к тому, что часть боевых действий может перейти на российскую территорию
Посольство США призвало американских граждан покинуть территорию РФ «из-за непредсказуемых последствий вторжения российской армии в Украину, угрозы преследования и задержания граждан США сотрудниками местных служб безопасности», ограничения авиаперелетов, а также ограниченных возможностей помогать американцам в России и возможного терроризма. Правительства Франции и Канады также практически синхронно призвали своих граждан покинуть территорию Беларуси, дабы не подвергать себя опасности. С начала кремлевской спецоперации западные союзники неоднократно рекомендовали своим гражданам избегать поездок на территорию страны-террориста, но сейчас такие сообщения больше похожи на призыв к бегству. Почему так происходит, читайте в колонке для «Апострофа» главы Центра исследования проблем гражданского общества Виталия Кулика.
Соединенные Штаты уже не впервые призывают своих граждан покинуть территорию России, дабы не рисковать свободой, здоровьем, а в некоторых и случаях жизнью. Особенно в условиях, когда возможности Госдепартамента по оказанию помощи своим гражданам в России крайне ограничены, особенно в районах, удаленных от американского посольства в Москве.
Предыдущее предупреждение прозвучало в сентябре прошлого года, когда Владимир Путин объявил о начале «частичной мобилизации». Москва не признает двойное гражданство. Соответственно, персоны, имеющие и российский и американский паспорта, считаются на территории РФ «только россиянами» со всеми вытекающими последствиями – «мобилизация», фабрикация уголовного дела за «экстремизм» или «госизмену» и так далее.
В последнее время кремлевские спецслужбы снова начали играть в старую игру, фактически беря американских граждан в заложники, заводя на них уголовные дела за «контрабанду», «за наркотики», как это было с известной американской баскетболисткой Бриттни Грайнер, которую в прошлом году арестовали и «судили» в РФ.
Если говорить об «очевидных» причинах, почему Госдепартамент вновь очень громко призвал американцев срочно покинуть РФ, то речь идет именно о защите своих граждан, каждый из которых может стать заложником, превратившись в «наркоторговца», «экстремиста», «террориста», или отправиться на фронт на том основании, что он — российский гражданин.
Вместе с тем, мы помним, что перед началом открытого вторжения, правительства западных стран настоятельно призывали своих граждан покинуть нашу страну. Судя по тому, что звучат громкие рекомендации выехать и из территории Беларуси, то мы можем говорить о неочевидных причинах таких действий со стороны Госдепартамента. Не исключено, что мы находимся в преддверии очередной фазы войны, когда боевые действия, «хлопки» и прочие военные «мероприятия» все чаще будут происходить вглубь российской территории.
Параллельно с этим следует ожидать активизации антипутинского подполья, реального движения сопротивления, а не просто попыток поджечь очередной военкомат или распространять листовки с призывами саботировать «мобилизацию». Представители российского подполья могут взять в прицел здания администраций и отдельных наиболее одиозных представителей путинской вертикали.
Уже сейчас внимательно следует присматриваться к «странным» смертям среди российского генералитета, подобным недавним сообщениям о том, что в Москве предположительно покончил собой генерал МВД Макаров, ранее занимавшийся вопросами противодействия «экстремизму».
В такой ситуации каждый американский гражданин может стать для кремлевских спецслужб потенциальным «террористом», на которого может будет «повесить» любое ЧП, в том числе инспирированное самими российскими властями.
Сомнительно, что требование к американцам покинуть РФ может быть связано с подготовкой большого «обмена ударами» между Вашингтоном и Москвой. Невзирая на все провалы и поражения, российское командование еще имеет возможность действовать конвенциональными вооружениями и «жуковской тактикой» заваливания противника трупами своих солдат. Хотя у Кремля и лично Путина просматривается желание ударить по странам на восточном фланге НАТО, дабы нарушить логистику поставок ВСУ западных вооружений. Вместе с тем, в российском командовании могли еще остаться люди, понимающие катастрофичность последствий от подобных решений.
(Оновлено 14:00)
Орестократія, [телеграм-канал]
Поки не НАТО, але все рівно цікаво: вимальовується конфігурація післявоєнних гарантій безпеки Україні
🫵 Європейські виробники зброї сьогодні змагаються за право налагодити виробництво в Україні. Зокрема, британці прагнуть обійти французьких та німецьких конкурентів і зайняти «перше місце в черзі», — це не пригорща хайпу, а цитата з впливового британського The Telegraph.
Зібрав найцікавіше про збройний ажіотаж довкола України.
👉 Британці збираються виготовляти в Україні зброю та військові автомобілі. Керівники низки оборонно-промислових підприємств Великої Британії побували в Києві, аби застовпити перспективу виробництва в країні.
👉 The Telegraph твердить, що інші європейські виробники зброї також ведуть перемовини з українською владою.
👉 Тим часом німецька Handelsblatt стверджує, що тамтешній концерн Rheinmetall не лише прагне постачати ЗСУ новітні танки Panther. Керівник компанії вважає, що і завод доцільно будувати на нашій території.
👉 Інтерес Rheinmetall зрозумілий: Україна перетворилася на шоу-рум можливостей сучасної зброї, і компанія прагне прорекламувати свій «девайс», що знаходиться на етапі прототипу. «Пантера» («Panther KF51») офіційно представлена торік і виглядає крутіше «Leopard — 2». У неї краща броня, новіша гармата з автоматом заряджання (а це мінус один член екіпажу), просунута система керування вогнем, комплекс активного захисту та бортові безпілотники.
👉 Чеська компанія VOP CZ 6 лютого уклала договір з «Укроборонпром» про виробництво, ремонт і розробку броньованої техніки.
👉 Україна вже налагодила виготовлення деякої американської та ізраїльської зброї: від гвинтівок до ізраїльської електроніки для вітчизняних танків.
👉 Також у нас вироблятимуться Bayraktar’и.
👉 Залишилося затягнути в Україну ще виробників HIMARS, ATACMS та F-16
🫵 «Україна має довгострокову ціль — вступити до НАТО, але на шляху до цього потрібно убезпечити Україну таким чином, щоб запобігти подібним агресіям», — каже колишній генсек Альянсу Андерс Фог Расмуссен.
👉 Західні партнери вважають, що за нинішніх обставин найкращою гарантією безпеки будуть міцні Збройні Сили України. Створення власного виробництва зброї дозволить ЗСУ унезалежнитися від західного постачання: вироблені в Україні арсенали насамперед скеровуватиметься на потреби ЗСУ.
👉 Валерій Залужний написав, що для перемоги України не достатньо звільнення територій, повинно відбутися таке посилення української армії, щоб Росія більше ніколи не напала на Україну. Створення власних виробничих ліній надсучасної зброї для потужної української армії справді може стати хорошим запобіжником.
🫵 Київ вважає найбільшою гарантією безпеки — вступ до НАТО. І це відбудеться, але Північноатлантичний альянс — значною мірою — політична організація, а політики довго «запрягають». Тоді як локальні домовленості з нашими найближчими партнерами щодо зміцнення воєнного арсеналу України можуть дати значно швидший і ефективніший результат.
Орестократія, [телеграм-канал]
Завершився авіаційний день на «Рамштайні», — що там з F-16?
🫵 Принципових новин дві:
👉 Міністри оборони 50-ти країн — партнерів України погоджуються: винищувачі Україні потрібні. Тому вони не говорять, як про «танчики» на минулому «Рамштайні»: «Цього не буде ніколи, бо не буде ніколи».
👉 Питання в тому, коли F-16 зʼявляться в Україні. Партнери домовилися «товкти воду в ступі» дискутувати на авіаційну тематику без зливів у пресу, і лише глава Бундесверу Борис Пісторіус якось окреслив часові рамки: «Це питання може обговорюватися через кілька місяців. Якщо небо над Україною залишиться безпечним протягом наступних трьох-чотирьох місяців, тоді ми зможемо говорити про всі подальші кроки — зараз має сенс використання бронетанкових підрозділів».
🫵 Що по факту:
👉 З одного боку, ми вже готові були виглядати, як F-16 заходить на посадку де-небудь у Василькові чи Старокостянтинові. І тому дехто з нас розчарований. З іншого боку, бундесканцлер Шольц ще тижнів зо три тому говорив (https://t.me/orestokratiia/631): Німеччина в жодному разі не передаватиме Україні бойових літаків. Тепер його міністр вже дискутує про терміни. Прогрес очевидний.
👉 Весняний наступ відбудеться без підтримки з повітря. ЗСУ очікують чергові системи ППО від Франції та Італії, нові системи HIMARS, боєприпаси, протитанкові снаряди.
👉 Ще британці обіцяли ракети дальнього радіуса дії, цей девайс ЗСУ теж дуже знадобився б в наступальних операціях.
🫵 Резюмувати варто словами генерального секретаря НАТО Єнса Столтенберга: в Альянсі обговорюється надання Україні винищувачів західного зразка, та важливою в цьому плані є швидкість, з якою така допомога може надаватись». Якщо таке говорить представник НУ ДУЖЕ вже консервативної та обережної структури, то це додає оптимізму.
Очікуємо.
(Оновлено 13:00)
РБК-Украина
Ульяна Безпалько
Сергей Череватый: Хорошее вооружение – больший козырь в этой борьбе, чем масса россиян
Об активизации оккупантов в Харьковской, Луганской и Донецкой областях, как меняется тактика врага и растет вражда среди российских войск – в интервью РБК-Украина рассказал спикер Восточной группировки войск ВСУ Сергей Череватый.
Россия активизирует наступательные действия – речь идет именно о том «большом наступлении», о котором наше военно-политическое руководство начало говорить еще с декабря. Концентрация основных усилий противника наблюдается на Донбассе, который Путин в очередной раз приказал захватить своим войскам к определенному дедлайну. На этот раз – до конца марта.
Чтобы выполнить указание Кремля, российские боевики пытаются наступать сразу на нескольких направлениях в Донецкой и Луганской областях. Однако самые горячие бои все еще ведутся за небольшой город Бахмут, который стоит на пути оккупантов к краматорской агломерации.
– Два месяца мы слышим о подготовке Россией какого-то серьезного наступления. По последней информации, о которой говорят и западные чиновники, и наши военные – основной удар на Донбассе. Мы действительно видим, что там растет интенсивность боевых действий. Можем ли мы говорить о том, что это наступление уже началось?
– Я бы сказал, что оно и не заканчивалось. Если взять всю историю этого вторжения, то Донецкая и Луганская области были под непрерывными атаками, в том числе те участки, за которые мы сейчас отвечаем – бахмутское, лиманское, луганское направление. На бахмутском направлении, например, уже длительное время происходит 35-50 боестолкновений, а также 120-200 обстрелов ежесуточно.
В то же время у них огромные потери. На каждом из направлений – на луганском или бахмутском – это от нескольких десятков до сотни и более погибших в сутки. На бахмутском направлении, например, по меньшей мере по 50 человек в день. Эта динамика не меняется. И все это заставило врага проводить мобилизацию, чтобы обновлять свои силы, и привлекать преступную организацию ЧВК «Вагнера», которая после потери основной части своих профессиональных наемников организовала «штрафбат 2.0» периода Второй мировой войны и начала брать в свои ряды заключенных. Это было с единственной целью – держать постоянный градус напряжения и использовать живую силу как фактор поддержки высокой динамики боевых действий.
Это экстенсивный путь, не ведущий к быстрым решениям – вы же видите, как они месяцами не могут существенно прорвать нашу оборону на тех или иных участках. Мы же помним, что еще в начале июля Шойгу докладывал, что «лнр уже полностью освобождена». Однако в нашей Луганской области мы уже освободили 14 населенных пунктов.
Но такой способ боевых действий истощающий, ведь враг сам себя не убьет. Круглосуточно там должны быть наши боеготовые подразделения с готовой техникой, они должны вести наблюдение за противником. Сейчас агрессор, используя погодные условия, рельеф и то, что рано темнеет, пытается подходить малыми группами и навязывать ближние действия. Это, конечно, изматывающе и это сейчас их главная тактика.
– Financial Times также писало о новом масштабном наступлении России. По их данным, Россия может ударить из Кременной по направлению к Лиману. Я правильно понимаю, что такие действия мы уже сейчас наблюдаем – они сейчас хотят продвигаться к Лиману?
– Они, может, и хотят. Они подтягивают туда свои войска. Там есть и десантные подразделения, и подразделения так называемого 2-го армейского корпуса «народной милиции» «лнр», и подразделения мотострелковой пехоты, и подразделения ЧВК. Логику концентрации этих подразделений мы сможем увидеть чуть позже, потому что еще осенью там была инициатива за нами.
Правда, из-за погодных условий, из-за того, что мы не следуем тактике «любой ценой» и из-за того, что мы стараемся не допустить больших потерь, там было плавное давление на врага, по возможности мы освобождали населенные пункты. Когда не было такой возможности, мы поражали врага огнем, высокоточными системами, истощали их логистику и составы. Периодически они прибегают к контратакам в районе Стельмаховка, Диброва, Площадка, Белогоровка. Однако больших успехов на этом направлении они не добились.
– Наблюдается ли их движение в направлении Купянска? На уровне телеграмм-каналов была информация, что они начали наступление на Купянск с Северо-Востока.
– Они пытаются там контратаковать. Но ситуация контролируемая и она схожа с лиманским направлением. То есть их действия там мы видим и мы их купируем.
– Понятно ли, какова цель их движения из Луганской области на запад? Это чтобы выровнять линию фронта по реке Жеребец, Оскол – какая цель?
– Я думаю, что они уже сейчас отошли от стратегических замыслов, которые были в начале. Они уже сейчас действуют ситуативно – что выходит. Россияне пытаются истощить нас, но это очень истощает и их силы и средства. У них есть лучшие подразделения, есть хуже. Но средний срез – это не суперпрофессионалы, это, как правило, люди, обученные в достаточно короткие сроки, которые приходят для пополнения их потерь.
Даже если наступательная операция спланирована грамотно, военная наука все равно предполагает потери в 3-5 раз больше, чем у обороняющихся. Их потери даже превышают это среднее значение из-за того, что у них нет много подготовленного личного состава, в том числе офицерского состава младшего и среднего звена. Следовательно, это просто банальные атаки на истощение.
– Какая сейчас ситуация вокруг Бахмута?
– За прошедшие сутки (13 февраля, – ред.) в этом районе произошло 27 боестолкновений и 234 обстрелов врагом. Это сейчас самый горячий участок фронта.
– Очевидный план, который они пытаются реализовать – взять Бахмут в клещи и провести оперативное окружение, отрезав основные дороги. Как я вижу, они уже подошли очень близко к дороге на Константиновку возле Часового Яра, и я вижу, что они контролируют участок, который идет на Славянск. Несмотря на это, мы не можем говорить о том, что Бахмут отрезан от основных дорог?
– Скажу так: у нас есть возможность поставлять в город все, что необходимо для боевых действий – боеприпасы, провизию, медикаменты, а также эвакуировать раненых.
– При каких условиях нашим войскам придется оттуда отходить?
– Такое решения на данный момент обсуждается. Тактические отступления возможны в разных ситуациях, прежде всего – для сохранения личного состава, для того, чтобы улучшить свое тактическое положение и более эффективно проводить оборонную операцию, чтобы выровнять линию обороны. Важно – чтобы враг не имел возможности системно прорвать нашу оборону, потому что тогда он обрушивает тылы и просто двигается по направлению главного удара. К примеру, в данном случае это Славянск и Краматорск.
Воины на бахмутском направлении выполняют очень важную функцию – они обескровливают врага. Уничтожают лучшие российские части. С каждым таким сражением противник становится все менее боеспособным.
– Если оккупантам удастся захватить Бахмут, это позволит им дальше стремительно продвигаться в Донецкой области или нет?
– Руководитель этого участка фронта – один из самых опытных генералов – командующий Сухопутными войсками Александр Сырский. Он планировал киевское сражение, харьковскую и лиманскую операции. У него очень мощный штаб и там, как правило, рассматриваются разные варианты действий противника и варианты противодействия им.
– Заметна ли на Востоке конкуренция между «вагнеровцами» и регулярной армией? Вижу такую информацию, что якобы части регулярной армии уже заменяют «вагнеровцев» вокруг Бахмута, чтобы локальные успехи не ассоциировались именно с этой ЧВК.
– У них между собой очень острая вражда. У «вагнеровцев» нет своих боезапасов. Они пытались, используя лоббистские усилия Пригожина, забирать себе лучшие боеприпасы. Они используют авиационную поддержку регулярных войск. К тому же и в районе Соледара, и в районе Бахмута мы видим, что добавляется много подразделений мотострелковых войск. Однако пиар-кампания Пригожина продолжает акцентировать внимание на том, что именно он – хедлайнер этого участка фронта. Это, конечно, раздражает российский генералитет, руководителей подразделений регулярной армии. Плюс, он позволяет себе пренебрежительное отношение к ним.
С другой стороны, это четкий маркер кризиса их государственности. Ведь у них воюют «штрафбаты» и «дикая дивизия» – полуавтономные, со своей отдельной пропагандой, не всегда идущей в унисон с общероссийскими месседжами.
– Эта вражда как-то сказывается на координации между разными группировками войск, находящихся вокруг Бахмута?
– Координация у них есть, совсем без нее не удастся. Но она далека от идеальной по тем же причинам: недоверие друг к другу, конкуренция, неприятие друг друга. «Вагнеровцы» считают регулярную армию слабаками. А регулярная армия не воспринимает контингент ЧВК, как и самого Пригожина – он не военный человек, к тому же в прошлом отсидел.
– По данным ГУР, Путин приказал своим войскам захватить всю территорию Донецкой и Луганской областей Украины то ли к марту, то ли до конца марта. Есть ли риск, что оккупантам это удастся?
– Я бы не стал вдаваться в прогнозы. Лучше вернуться в ретроспективу этого конфликта. Если вы помните, так называемые «дедлайны» по захвату Донецкой и Луганской областей у Путина уже менялись семь или восемь раз. Наши воины сделают все, чтобы это никогда не произошло. Когда-то у Главнокомандующего Валерия Залужного спрашивали о перспективах войны, он говорил «бой покажет». И наши бойцы уже многие месяцы показывают, что большинство планов противника срываются. Очень многое зависит от того, насколько быстро нам удастся освоить новую технику и сформировать резервы.
– Видите ли вы риск или признаки того, что противник в ближайшее время может организовать еще один удар в направлении на Харьков?
– Теоретически они могут нанести такой удар на любом направлении. Важнее то, что они постоянно у нас в поле зрения. У нас очень мощная разведка. Харьковская область готова, там есть подразделения, закаленные в боях, которые встретят врага. Россиянам не удалось осуществить блицкриг на харьковском направлении в феврале 2022 года, они смогли продвинуться, но даже тогда они получили огромное сопротивление, когда люди быстро записывались в терроборону, подошли наши подразделения. А сейчас, когда за противником постоянно ведется наблюдение и все наши части в постоянной боевой готовности, я не думаю, что у врага удастся какие-то неожиданные, стремительные действия.
– Слышала такую информацию, что когда группировка под командованием генерала Сырского освобождала Харьковскую область и зашла на территорию Луганской, то у нас были все шансы успешно и быстро двигаться дальше вплоть до Счастья – фактически до окраин Луганска, но нам не хватило очень немного резервов и танков. Правда?
– Тогда во время харьковской операции удалось освободить вдвое больше территории, чем планировалось сначала. У врага было каскадное обрушение фронта. У нас, в отличие от врага, системное планирование и двигаться без резервов, обнажая определенные направления – это не наш способ ведения боевых действий. Поэтому мы двигаемся шаг за шагом – там, где мы можем
К тому же у нас никогда не было должного преимущества для такой большой операции, какую требует военная наука. В Харьковской области действовали за счет меткости, нестандартности и внезапности. Поэтому я думаю, что задачи этой операции мы даже перевыполнили.
– Как за 12 месяцев войны меняется поведение, тактика врага на поле боя? Например, отошли от батальонных тактических групп к более малым группам – взвод, рот и так далее, где мало бронетехники, которая не так заметна.
– Вы правы. Генерал Александр Павлюк в последнем интервью вашему изданию как раз на это обращал внимание. Враг тоже учится. Они понимают, что такими большими батальонными тактическими группами действовать тяжело. Поэтому они перешли к тактике малых групп, где используют меньше техники. Это в том числе и из-за погодных условий, когда не всю технику можно использовать, и из-за больших потерь.
Наши дроны фиксируют, а артиллерия уничтожает их технику и большие скопления личного состава. И вот, кстати, эти малые группы также истощают, в частности, когда действуют «вагнеровцы», ведь им запрещено отступать – иначе расстреливают свои же. Для этого они бросают одну группу – она убита – идет вторая, третья, четвертая и дальше.
– Действительно ли у них нехватка определенной техники, артиллерийских снарядов? Есть ли основания полагать, что они где-то ее накапливают вне передовой для более концентрированного удара?
– Я бы не сказал, что нехватка – у них намечается тенденция к проблемам с этим. Если летом они могли бить по нам 24/7, не жалея боеприпасов, то сейчас у них нет такой возможности по всей линии фронта. Большая интенсивность огня там, где они сосредотачивают главные удары. Сейчас они очень поливают лиманское направление – более 300 обстрелов совершают в сутки.
То есть на отдельных участках фронта они еще способны вести очень активный огонь, но мы также работаем по их логистике, чтобы им было сложнее доставлять боеприпасы. У них были большие запасы, по сравнению с нашими, нам приходилось выискивать 122- и 152-миллиметровые снаряды, потом у нас появились «натовский» калибр – 155. Но и у них запасы тоже не вечны, плюс, увеличилось плечо доставки, им придется их довозить из более дальних регионов.
Давно не было настолько масштабных войн. И многие аналитики, анализируя локальные войны, считали, что артиллерия уже не будет играть в битвах такую важную роль, в отличие от авиации и беспилотных систем. В Украине эта война показала, что артиллерия имеет архиважное значение: у кого ее больше, у кого она более мощная и точная – за тем и главное преимущество. Поэтому наши артиллеристы мегакруты, они ведь, не имея численного преимущества, мастерством выравнивают баланс сил.
– Мы сейчас просим и танки, и истребители, и дальнобойные ракеты. А какое вооружение для нас сейчас самое необходимое в тех условиях, что и Россия, и мы готовимся наступать?
– Это все артиллерийские и ракетные системы – их много не бывает. Они позволяют существенно сохранить жизнь личному составу, облегчить и оборонительные, и наступательные действия. Особенно современные системы позволяют точечно и очень точно наносить врагу ощутимые потери – выводить из строя его управленческие звенья, склады, места скопления личного состава.
Если говорить о современных танках – это хорошее оружие и для обороны, но оно незаменимо во время наступления. Мощные западные танки – Abrams, Leopard 2, Challenger 2 – на порядок лучше, чем российские танки. Сами россияне это прекрасно знают, потому так истерили после новостей о передаче нам этих машин. Во время конфликтов в Ираке, в израильско – арабских конфликтах с одной стороны воевала западная техника против советской. И тогда было четко видно, насколько советские танки уступают.
Конечно, нужна авиация. И армейская – это вертолеты, позволяющие уничтожать личный состав и бронетехнику противника. И штурмовая, и истребительная. Нужны системы противовоздушной обороны, которые благодаря нашим союзникам у нас появляются.
Мы уже за последние полгода увидели результат использования систем типа HIMARS, позволяющих на определенных участках очень быстро и качественно переломить баланс сил. Конечно, более дальнобойные ракеты к таким системам позволили бы нам действовать еще более эффективно.
– Когда мы говорим о танках, наш выбор пал именно на Leopard, потому что большая коалиция потенциальных доноров. А если говорить о штурмовой и истребительной авиации, то какие варианты для нас оптимальны?
– Среди штурмовой авиации самые массовые – это советский Су-25 и американский A-10 Thunderbolt. Если бы он у нас появился – это очень мощная машина, наряду с вертолетом Apache они могли бы дать очень мощные результаты, они бы существенно изменили ход событий на поле боя.
Если говорить об истребителях, которые контролировали бы наше воздушное пространство и не позволяли противнику чувствовать себя здесь свободно, то оптимальный вариант – это F-16 или F-15. Это самые массовые самолеты. F-16 очень удачный в плане аэродинамики, и во многих конфликтах он доказал свою эффективность.
– Мы слышим, что в России не прекращаются мобилизационные мероприятия. Нам точно неизвестно, сколько сотен тысяч им удалось мобилизовать. Правильно ли говорить, что у них есть преимущество в человеческой силе в вашей операционной зоне? И может ли эта масса компенсировать то, что у России есть какие-то пробелы с вооружением?
– Они преобладают пока в личном составе, а также в количестве артиллерийских боеприпасов. На самом деле успех в этой войне будет зависеть не от того, сколько людей они мобилизуют, а от того, насколько быстро и насколько много нам дадут качественной техники. И эта качественная техника умножена на мотивацию и профессионализм наших военнослужащих, абсолютно перебьют любые их мобилизационные потуги.
Хорошая техника и вооружение – это однозначно больший козырь в этой борьбе, чем масса личного состава, к тому же не обученного.
(Оновлено 12:00)
Обозреватель
Татьяна Гайжевская
Жданов: пик наступления Путина, обвал фронта, конец войны – чего ожидать в ближайшее время. Интервью
В настоящее время оккупационная армия России – на первой стадии наступления в Украине. С каждым днем оно будет нарастать, а кульминация ожидается в марте. Но затем последует неизбежный спад. Вероятнее всего, врагу уже не удастся организовать наступление, подобное тому, которое мы видим сегодня. Главная причина – мобилизация. Глава Кремля Владимир Путин не сможет еще раз собрать такое же количество «чмобиков», как в ходе своей «частичной» мобилизации в РФ. Наращивать силы будет просто нечем.
Как только это произойдет, украинская армия начнет контрнаступательную операцию, которая может закончиться полным освобождением нашей страны. Оборона врага может внезапно «посыпаться», особенно тогда, когда ВСУ глубоко вклинятся в оккупированные территории. Но окончания войны в первой половине года, скорее всего, ожидать не стоит. Такое мнение в эксклюзивном интервью OBOZREVATEL высказал военный эксперт Олег Жданов.
– По вашим оценкам, в каком направлении развивается текущее наступление врага? Звучат совершенно разные мнения. Одни говорят, что оно уже практически закончилось, другие – что оно еще не начиналось. Третьи – о том, что Путин готовит новый этап наступления.
– Наступление идет, и оно только нарастает. Я считаю, что оно находится на своей первой стадии. Оно будет наращиваться количеством войск, введенных в бой, будут наращиваться усилия. Там, где враг получает серьезный отпор, он проводит перегруппировку и перебрасывает туда резервы для усиления давления на нашу оборону, как это происходит в Угледаре и в Бахмуте.
Сегодня мы уже наблюдаем новые направления наступления – вдоль реки Оскол от российской границы на Купянск. Еще недели две наступление будет нарастать, а его кульминация, думаю, настанет к марту. Это будет максимум, который они смогут показать на сегодняшний день.
– Но мы думали, что кульминация должна быть ближе к 23 или к 24 февраля, а вы говорите о марте. В данном случае нет привязки к датам?
– Да, есть слухи о том, что Путин поставил задачу добиться результатов раньше, к 21-22 февраля. Ему нужен результат, чтобы что-то сказать федеральному собранию. И к этой дате они будут наращивать усилия. На плато они выйдут 23-24 февраля и до марта будут находиться на максимуме возможностей.
Дальше пойдет спад, но не раньше второй недели марта. А потом все будет зависеть от нас – насколько эффективно мы будем наносить врагу поражение. Но наращивать силы ему будет уже нечем.
– Действительно, скоро очередное федеральное собрание. Как вы думаете, что хотел бы сказать Путин кроме того, что на поле боя достигнуты определенные успехи? Может ли он анонсировать какие-то радикальные шаги?
– Нет, не может. И именно поэтому он так сильно давит на своих военных, требуя хоть какой-то победы. Потому что ему надо что-то сказать. Дело в том, что вооруженного народа Путин боится больше, чем ВСУ, чем поражения на поле боя. Он не объявит всеобщую мобилизацию. Он боится даже объявить вторую волну мобилизации. Это объявление мы ждем с 5 января, но оно не звучит и не прозвучит. Дай оружие народу, а следующий этап по традиции в России – «русский бунт, бессмысленный и беспощадный».
Войну он тем более не объявит. Потерять все международные контракты и уйти в глухую изоляцию? Путин не может себе такого позволить. Поэтому он будет давить на патриотизм, будет пытаться натянуть на нашу войну Вторую мировую, этот эпизод, который они называют Великой отечественной. Он будет говорить: НАТО нам угрожает, они все захватят, если не пойдете воевать, вы будете рабами у натовцев – и прочее.
– Вы сказали, что враг пытается расширять зону деятельности, ищет новые направления для наступления. Считаете ли вы, что среди таких новых-старых направлений может быть и Киевское?
– Нет. О Киеве, Харькове, Сумах, Чернигове забудьте. Мы будем об этом говорить, когда РФ станет накапливать ресурсы на этих направлениях. Сегодня там нет войск, нечем наступать. Там есть по несколько батальонов для прикрытия российской государственной границы – в Курской, Брянской и Белгородской областях. Но максимум, на что они способны, – это провести разведку боем, то есть вооруженная провокация на границе. На беларуской границе стоит до шести батальонных тактических групп, а российских войск там вообще нет.
Поэтому я бы этот вопрос с повестки дня снял. Конечно, нельзя его окончательно вычеркивать, но, тем не менее, сегодня прямой угрозы не существует.
– Беларуский диктатор Лукашенко обратился к главам стран, входящих в ОДКБ, с призывом определиться, на чьей стороне они в войне в Украине, намекая на то, что те могли бы напрямую помогать Путину. Как вы считаете, действительно ли среди бывших союзников Путина по соцлагерю найдется хотя бы один, кто будет готов предоставить ему оружие и, возможно, свою армию?
– Никого не найдется. Все уже определились. По крайней мере, все они уже дистанцировались от этой войны. Все, что угодно, но только не воевать. Все, что угодно, но только не попасть под санкции за поставки оружия.
Лукашенко показывает бурную деятельность, призывает всех помочь Путину, но при этом сам, кроме как предоставлением территории Беларуси, технической помощи и оружия, хотя там уже ничего не осталось, больше ничем Путину не помогает.
А ОДКБ определилась. Никто не будет ввязываться в конфликт на стороне Российской Федерации. Даже поставками вооружений.
– Вы сказали о кульминации, которая возможна в марте. Это будет кульминация в войне как таковой или лишь в ее текущей фазе? Можно ли ожидать, что уже в первой половине этого года вопрос войны будет закрыт?
– Нет, вопрос войны вряд ли полностью закроется в первой половине этого года, но я думаю, что это все-таки будет кульминация войны. Потому что вторую такую массовую волну мобилизованных Путин вряд ли соберет, он даже не объявляет мобилизацию.
Следующим этапом после этой кульминации будет контрнаступление Вооруженных сил Украины, которое может привести, и мы надеемся, что приведет к освобождению наших территорий. Думаю, у нас будет шанс освободить страну в полном объеме. Потому что после этой кульминации стойкость российской обороны будет очень слабой.
Возможен вариант каскадного обвала обороны. Если дрогнет какое-то одно направление и мы пойдем в глубокое вклинение в оккупированные территории, то остальные направления могут просто посыпаться.
(Оновлено 11:00)
Деловая столица
Владислав Гирман, обозреватель отдела международной политики
Аэростаты есть, самолетов пока нет. Что показал девятый Рамштайн
Прессе стало известно о подготовке НАТО инструкций на случай военного конфликта высокой интенсивности
14 февраля состоялось уже девятое заседание Контактной группы по обороне Украины, более известной как «Рамштайн» (по месту проведения – на военной базе в Германии).
По его итогам, шеф Пентагона Ллойд Остин сообщил, что, в частности Дания, Испания, Канада, Нидерланды, Германия, Норвегия, Польша и Португалия обеспечат Украине танки Leopard (Варшава отчитывается о первых танках уже в марте).
Кроме того, тандем США и Чехии дополнительно предоставят модернизированные и отремонтированные Т-72. Девять стран пообещали средства ПВО, включая Францию и Италию — SAMP/T. И 15 государств-участников «Рамштайна» готовят артиллерию.
Однако топ-темой этого заседания все же являлись самолеты, а именно истребители F-16. Несмотря на то, что накануне, во время визита президента Владимира Зеленского в Лондон, премьер-министр Риши Сунак сообщил о начале обучения украинских пилотов на британских Typhoon, то есть британцы вновь выступили в качестве пионеров в военной помощи, чтобы расшевелить союзников, все же участники «Рамштайна-9» еще не решались на соответствующее решение. По крайней мере, по словам Остина, объявлений по истребителям у него «сегодня» нет.
Если же откровенно, то в положительное решение по боевой авиации на этом «Рамштайне» не очень верилось. Ведь только недавно мы «выбили» согласие на поставку «леопардов» и «абрамсов». Чему, заметим, предшествовали очень мощные информационная кампания, а также дипломатическая работа Киева, Варшавы и стран Балтии. Похоже, что вопросы истребителей банально не успели «накрутить» до такого же уровня.
Впрочем, с повестки дня самолеты никуда не денутся. Дискуссия продолжается и как, например, отметил сегодня министр обороны Польши Мариуш Блащак, переговоры могут быть результативными. «Я думаю, что этот разговор также завершится положительными решениями, но для этого нужно давление», – цитирует его Interia Wydarzenia.
Тем более что глава американского оборонного ведомства также отметил, что никто не будет запрещать Варшаве передать Киеву F-16, которых на вооружении в Польше имеется 48 единиц.
Да и глава объединенного комитета начальников штабов США Марк Милли после «Рамштайна» констатировал: Россия уже проиграла и у Украины будет помощь для окончательной победы.
Реакция России
Москва, как известно, на «рамштайны» всегда реагировала террором против Украины — создавала фон с целью запугать Украину и ее союзников.
Это, конечно, каждый раз были массированные ракетные удары с использованием БПЛА по гражданской и критической инфраструктуре. И то и дело эти удары приводили к эффекту, противоположному ожиданиям Кремля. Вместо ужаса из-за очередной демонстрации агрессии, во-первых, украинцы становились все злее (хотя казалось, куда уже больше); во-вторых, мы получали еще больше оружия от партнеров, чем ожидали они и Киев.
Под девятый «Рамштайн» до россиян наконец-то дошло, что они делают что-то не так, поэтому они этот «фон» несколько отредактировали. Но не семантически, а только географически. Непосредственным реципиентом агрессивных сигналов Кремля стали уже Европа и НАТО в целом.
Начало было положено в ходе предварительной массированной ракетной атаки, 10 февраля. Тогда, напомним, как сообщили официальные спикеры Сил обороны, две крылатые ракеты «Калибр» нарушили воздушное пространство Молдовы (в очередной раз), а затем зашли и на территорию Румынии, страны-члена НАТО, и вышли уже на стыке трех стран в украинское авиапространство Украины. Что подтвердил лично главнокомандующий Вооруженными силами Украины Валерий Залужный.
Тем не менее, Бухарест это опроверг. В Минобороны Румынии заявили, что информация о ракете в воздушном пространстве страны не подтверждается. В то же время комментируя заявление румынского ведомства, спикер Воздушных сил Украины Юрий Игнат настоял на том, что радиолокацией зафиксировано пребывание ракет в воздушном пространстве Молдовы и Румынии.
Но…Но эта провокация России стран НАТО ими была не проигнорирована. Альянс не решился на какие-либо конкретные шаги в тот момент. И таким образом Кремль смог вновь прощупать готовность союзников к ответным действиям.
Следующий эпизод – это уже не ракеты, а аэростаты». И не только сегодня. Вообще воздушные шары разных размеров – это новая фишка Китая и России, которые таким образом и провоцируют визави, и проводят аэроразведку.
За неполный месяц было уже четыре случая использования Пекином таких шаров, и три из них над Северной Америкой были сбиты американскими истребителями. Четвертый кружил уже над Южной Америкой.
И вот, в день «Рамштайна-9», поступает информация о шарах в воздушном пространстве Украины, часть из которых опять-таки залетела в Румынию. Бухарест поднял самолеты и отчитался об отсутствии каких-либо аэростатов.
Еще один пример неприкрытого шантажа и устрашения – корабли с ядерным оружием. Согласно ежегодному отчету норвежской разведки, в Балтийском море впервые за 30 лет Россия разворачивает корабли (надводные и субмарины), вооруженные тактическим ядерным оружием. Москва таким образом усугубляет аллюзию на времена холодной войны.
Реакция НАТО
С одной стороны, есть отсутствие реакции в виде, например, уничтожения ракет над Румынией 10 февраля и аэростатов сегодня. С другой стороны, на российскую угрозу Североатлантический союз все же реагирует. По информации источников Bloomberg, страны Организации Североатлантического договора уже разрабатывают инструкции на случай применения статьи 5 о взаимной обороне или на случай военных действий за пределами действия данной статьи, то есть в случае участия союзников в конфликте высокой интенсивности.
Уже на этой неделе в штаб-квартире Североатлантического союза в Брюсселе должны быть визированы политические руководящие принципы, включая требования к подготовке стран НАТО к конфликтам, которые являются базой для более технических, процедурных документов – конкретных протоколов, полностью регулирующих функционирование такого крупного организма как вооруженные силы. 30 стран-членов НАТО.
Нежелание союзников реагировать радикальным образом сейчас в принципе можно понять. В Альянсе до сих пор нет консенсуса по поводу инициации хорошо известной пятой статьи, поскольку кто-то готов давать отпор (в основном восточный фланг, а кто-то – Западная Европа – жалуется и сомневается). То есть, должен быть сначала этот консенсус, и не просто на уровне политических договоренностей, а в формате вполне конкретных протоколов. И уж если российские провокации нельзя будет оставлять без ответа, эти инструкции вероятно и будут задействованы.
Поэтому постепенное увеличение военной помощи, в перспективе включая авиацию, а еще заявление Остина о поддержке контрнаступления Сил обороны Украины и вышеупомянутые инструкции для государств НАТО все же свидетельствуют о том, что запугивание Россией союзников будет малоэффективным.
(Оновлено 10:00)
Саша Сотник
Великое ЧМО
А с чего вы взяли, что Путину страшно? Что он в решающий момент «зассыт», не ударит ядеркой и не применит все, что у него есть? Давайте начнем с аксиомы: Россия – холодная, стрёмная и глубоко криминализированная территория, а ее население – зоновские задроты, живущие в парадигме отрицательного отбора. Моральные вырожденцы, сумевшие деградировать до уровня дикарей с айфонами в руках. Эти особи доказали, что на деградантов никакие достижения научно-технического прогресса не действуют, даже наоборот: с чуждыми девайсами расчеловечиваться гораздо веселее.
Можно кому-нибудь перерезать горло на камеру, можно расчленить или тупо убить четким ударом в голову – делай со мной, это весело! Вся эта биомасса глубинных тварей просто не могла не восхититься лучшему КГБшному высеру зоны: ссыкливому стукачу и лузеру, возведенному в степень мачи, стерхолёта и повелителя мух. Результат отрицательной селекции явил норным опущенцам самое совершенное в мире «Анти» — анти-человека, анти-гражданина, анти-мужчину, анти-политика, анти-лидера. Плешивое чмо-благородие, с бегающими глазенками и поджатым хвостиком, при малейшей опасности ныряющее в бункер, откуда можно рычать и угрожать всему миру ядерным апокалипсисом. Эти мировые пугалки вдохновляют вырожденцев до экстатической усрачки. Они даже собственных сыновей, умерщвленных в Украине, хоронят с какой-то извращенной гордостью: «А мой-то, смотри, тоже двухсотый, героя воспитала! Сейчас шубу получу и на «Ладе» покачу!» Вы серьезно думаете, что вся эта биомасса не будет рукоплескать ядерным грибочкам, растущим на горизонте? «Да мы вас, тварей изнеженных, всех на адскую сковородку швырнем! Будете жариться и молить о пощаде! Навсегда запомните русский глубинный характер!» Как там возвышенно оргазмировал Проханов? – «русский народ готов в минуту больших печалей превратиться в народ-бурундук, народ-хомяк, он будет запасать на зиму всякие корешки, всякие луковки». Вот это самое «хомячье-бурундучье» и планирует выживать в условиях ядерной зимы, пожёвывая ягель и урча от восхищения: «А ведь угандошил же Путин Европу с Америкой, красавелло!» Сегодня каждый второй глубинный ублюдок мечтает о таком «прекрасном дне», так что Путин ничего не придумывает – он только исполняет волю этого самого дна. И напрасно псевдо-сиделец Яшин воет о народе-нипричемыше: «Воздержитесь от унижения русских, ведь такая риторика лишь укрепляет власть Путина!» Нет, мой юный подгэбневанный друг. Прав как раз писатель Сорокин, предрекая, что «мы, русские, все выпьем горькую чашу. Каждый за спиной понесёт свой камень». Понятно, что у тебя, Яшин, своя миссия: втирать Западу, якобы сидя в тюрьме, мысли своих кураторов. А в журнале «Тайм» реально поверили, что заключенный в фашистской стране может легко раздавать интервью вражьим изданиям? Или, все-таки, полосу в журнале под тебя купили? Впрочем, по большому счету, это и не важно. Что Яшин, что Навальный – одна циничная агентурная компашка по отбеливанию ануса фашнявой оппозиции. Запомните истину: в засранном сортире нет и не может быть стерильных участков. В нем, как минимум, миазмами провоняло всё, каждый миллиметр помещения.
Эта зона жила насилием, дышала воздухом насилия и восхищалась насилием. Поэтому в ней заменой Путину может стать только условный Пригожин, азартно кувалдирующий зэков и зовущий скрепышей на прожарку. «Хотя бы мужской профессии научитесь, и достойно встретите атомную войну!» — вещает лысый упырюга, и глубинные бесконвойнички цепенеют, а с галерки постанывают: «Кувалдиссимо, Женя! Прорычи еще что-нибудь!» В такой атмосфере абсолютного слияния патриотического пахучего повидла с желтоватой божьей росой может родиться только что-то крайне ядерное. Помните, как в Исаакиевском соборе мохнатики подвывали – «На подводной лодочке с ядерным моторчиком» — помните? Это та самая глубинная мечта, которая только показала свою дьявольскую головку, рождаясь из жопы национального лидера. Недаром же он в Совбез ввел Михаила Ковальчука – главу Курчатовского института и лучшего кореша. Чувствуете, как ядерной темой в сортире понесло? А из корневых глубин еще и мохнатые старцы нашептывают: «Не бойся ничего, царь-батюшка. Ты на века войдешь в историю, отхлестав по сусалам чертов Запад. Искандеры тебе в помощь!» А теперь погрузитесь в этот дивный Путло-мир: за 23 года всевластия ты, имеющий отрицательное значение IQ, поимел всю страну, наколол всю Европу, заставлял себя ждать королей и лордов, подвергал унижениям всех, кого только мог. Ты не успевал даже подумать и щелкнуть пальцами, как твое желание исполнялось. Ты трахал самых нежных девочек и мальчиков, ты испытал все наслаждение этого мира, и нет такого кайфа, которого бы ты не получил. Нет такого извращения, которого бы ты не попробовал. Кто-то еще думает, что ты уйдешь со своего поста? Кто-то еще бредит перезагрузками, преемниками или – прости, Господи – Гаагскими трибуналами? Ты натворил и наколбасил столько всего, что остается только сидеть на троне пожизненно – тем более, что с трона фараона нельзя уйти своими ногами. И кто сказал, что ты не решишься взойти на высшую ступень анти-творчества и не погрузишь планету в адский хаос? Даже по КГБшной легенде ты прожил 70 лет, хотя на самом деле – на пару лет больше. Но это не важно. Ты видел все и испытал такое, что даже королям не снилось. Современные короли – вообще ничтожества, живут по глупому этикету, впадая в зависимость от мнения толпы. Все это ты глубоко презираешь. Тебе никто не указ, а если умирать – то только раз. Россказни про ад или райские кущи – для тупых смердов, во все это ты не веришь. Зато знаешь, что перед тем, как нажать на заветную кнопочку – тебя уколют чем-нибудь веселящим, поднимающим дух на высшую ступень эйфории, стоя на которой можно с упоением наблюдать за тем, как горит и рушится презираемый тобой мир. И не бояться того, что прилетит в ответ. Ведь ты познал все. И ожидание смерти, как наивысший дзен фараона, станет для тебя сладостным. За секунду до исчезновения ты поймаешь высший маньячий кайф, осознав масштабы горя и страданий, которые прямо сейчас приносишь человечеству. Ты – ничтожное чмо, ставшее великим злом, накрывшим собой всю планету.
(Оновлено 9:00)
Медуза
«Медуза» выяснила, что происходит с переговорами Москвы и Киева накануне годовщины вторжения Рассказываем, о чем с Украиной договаривается команда Романа Абрамовича — и какую роль в ней играет Сергей Капков
Полномасштабное российское вторжение в Украину продолжается уже год. Почти столько же ничего не слышно о каких-либо серьезных переговорах между Москвой и Киевом об урегулировании конфликта. Последняя полноценная официальная встреча двух делегаций состоялась еще в марте 2022-го. Как выяснила «Медуза», после этого полноценные переговоры свелись к обмену пленными и редким неформальным контактам. Причем с участием новых, очень неожиданных персонажей. Например, одного из создателей «собянинской Москвы» Сергея Капкова.
«Были сценки для СМИ. В остальное время болтали и травили анекдоты»
Официальные российско-украинские переговоры фактически заморожены с конца марта 2022 года. При этом сразу три собеседника «Медузы», участвовавших в переговорном процессе, рассказали, что изначально у обеих делегаций действительно была надежда, что переговоры могут изменить ситуацию и остановить полномасштабную войну. Но эта надежда быстро растворилась в воздухе.
«В русской делегации был только один невменяемый [недоговороспособный], замминистра обороны [Александр] Фомин. Он постоянно повторял бред пропаганды про „денацификацию“ и всерьез в это верил. А все остальные, например, [глава российской делегации, бывший министр культуры РФ Владимир] Мединский, были более-менее нормальные и рациональные», — пояснил собеседник «Медузы», имевший отношение к переговорному процессу.
Советник главы офиса Зеленского Михаил Подоляк, который сам входил в официальную украинскую делегацию, в середине марта тоже говорил о переговорах со сдержанным оптимизмом. Например, в интервью «Медузе» он назвал Мединского «конструктивным переговорщиком» и отметил, что Киев «видит желание [России] выйти на какой-то компромиссный проект договоренностей».
Близкий знакомый бывшего министра культуры в разговоре с «Медузой» пояснил, что российскую официальную делегацию специально подбирали не из «отмороженных ястребов». А самого Мединского в нее включили, потому что Путин якобы «любит слушать его лекции по истории», поясняет собеседник.
Всего через месяц после начала войны, 29 марта 2022-го, Мединский заявил о «двух огромных шагах, которые делает Россия к миру», то есть об отступлении армии РФ на киевском и черниговском направлениях.
Однако тут же бывший министр культуры попал под шквальную критику тех самых «ястребов». Например, глава Чечни Рамзан Кадыров заявил: «Ни на какие уступки мы не пойдем, это господин Мединский что-то ошибся». А Владимир Путин заявил, что украинские власти отказались выполнять некие договоренности, которые были согласованы с учетом отступления российской армии.
На этом переговоры оказались заморожены, рассказал «Медузе» знакомый Мединского: «[Еще] были сценки для СМИ, когда члены делегаций двигали бумаги по столу. В остальное время сидели, болтали, травили исторические анекдоты».
Тогда же, сразу после отступления армии РФ от Киева, весь мир узнал о массовых убийствах, совершенных российскими военными в Украине, в том числе о событиях в Буче. Эти события сделали риторику Киева гораздо более категоричной: украинские власти неоднократно подчеркивали, что не готовы вести переговоры с Путиным. При этом Москва продолжала утверждать, что к диалогу открыта, но только «на своих условиях».
«До Бучи, то есть до того, как они [российские войска] ушли из Киевской области, никто до конца не понимал тип войны, который Россия ведет в Украине, — поясняет в разговоре с „Медузой“ Михаил Подоляк. — Но вскоре стало понятно, что Россия приходила не [для того, чтобы] заниматься переговорами. Уже потом мы поняли, что это была позиция, традиционная для российской дипломатии: ты приходишь, говоришь какие-то слова, но содержание их на самом деле совершенно другое. И после Бучи стало ясно: любые переговоры приведут лишь к замедлению геноцидного уничтожения Украины — нам не дадут существовать как государству».
Близкий знакомый одного из участников переговоров подтвердил в разговоре с «Медузой», что весной 2022 года российская делегация не была уполномочена самостоятельно вести диалог: «Все [члены российской делегации] приехали с готовыми бумажками — импровизаций не было. Как только появлялся пункт, который требовал обсуждения, — заруба. Тянули время, писали первым лицам, сами ничего не решали». Собеседник «Медузы» подчеркнул, что у российских переговорщиков не было понимания, что конкретно решат эти «первые лица» по конкретному вопросу — и что будет происходить на фронте.
Михаил Подоляк в разговоре с «Медузой» добавил, что на вопрос о том, готова ли Россия отвести свои войска еще дальше, переговорщики отвечали: «Будут находиться там, где находятся, и даже пройдут дальше». «Это было удивительно, — говорит Подоляк. — Выглядело это примерно так: „Захватить города мы не можем, поэтому вы их нам отдайте“».
Все это — в том числе неспособность самостоятельно ответить даже на мельчайшие вопросы — убедило украинскую сторону, что никакой российской переговорной группы в реальности не существует.
«Это неудивительно. Вся конфигурация российской власти не позволяет принимать те или иные самостоятельные решения на разных уровнях. Поэтому и ребята, которые приехали на переговоры (как и в принципе любые российские делегации), являются исключительно пропагандистским вагоном, а не людьми, которые имеют право самостоятельно оценивать переговорный процесс, менять позиции, вести диалог», — подытоживает Михаил Подоляк.
В итоге официальные встречи делегаций двух стран сошли на нет — не идет речи и о полноценном мирном урегулировании. Остались лишь неформальные контакты, а также обсуждение обмена пленными и других более частных вопросов.
«Переговоры интересуют его гораздо больше бизнеса»
С первых дней российского вторжения в Украину одним из самых неожиданных участников мирных переговоров оказался бизнесмен Роман Абрамович. После начала полномасштабной войны Абрамович стал «доверенным лицом» Путина в общении с украинской стороной: по данным Financial Times, президент России лично «благословил» его выступить посредником в мирных переговорах. Официально в Кремле говорили, что бизнесмен не входит в число официальных российских переговорщиков, но участвует в обеспечении контактов между Москвой и Киевом (в том числе по поводу обмена пленными).
Источник «Медузы», близкий к правительству РФ, отметил, что Абрамович попал в переговорный процесс по собственной инициативе — но его участие действительно одобрил лично Путин, который давно знаком с бизнесменом. Собеседник «Медузы» в Киеве, знакомый с переговорным процессом, также заявил, что Абрамович сам вышел на связь с украинской стороной и «предложился» в качестве посредника.
Многие аналитики связывают такую активность Абрамовича с желанием снять с себя международные санкции. После 24 февраля против бизнесмена — за «давние и близкие связи с Путиным» — ввели санкции Евросоюз и Великобритания; Украина также добавила его в свои санкционные списки (хотя действие этих ограничений приостановлено до завершения обмена пленными). Сейчас значительная часть активов Абрамовича арестована. Английский футбольный клуб «Челси» продан консорциуму инвесторов (Лондон получил юридические гарантии того, что бизнесмен не получит выгоды от этой сделки; деньги передадут в фонд помощи жертвам войны в Украине).
Однако, по мнению двух близких знакомых Абрамовича, общавшихся с «Медузой» на условиях анонимности, бизнесмен искренне надеялся урегулировать российско-украинский конфликт. По словам одного из собеседников, в последние месяцы даже собственный бизнес интересует Абрамовича гораздо меньше, чем этот процесс: «Сейчас с ним говорить на тему бизнеса бессмысленно, он через минуту теряет интерес — у него голова забита другими вещами. Он тебе в ответ говорит: „Слушай, а вот ты читал, что вчера Зеленский заявил? А как ты думаешь, что теперь будет? А что можно сделать?“ Его это интересует гораздо больше».
Поручения Абрамовича в рамках российско-украинских переговоров среди прочих выполнял Давид Давидович, рассказали собеседники «Медузы», знакомые с ходом переговоров. Давидович — давний бизнес-партнер Абрамовича, сейчас он заместитель генерального директора ООО «Миллхаус» (аффилирована Millhouse LLC, принадлежит Роману Абрамовичу и управляет его активами).
Вместе с тем источник «Медузы», знакомый с ситуацией, отметил, что в последнее время Давидович в Украину не приезжал. Собеседники «Медузы» полагают, что это связано с санкциями. Давидович, как и Абрамович, еще весной 2022-го попал под британские санкции — а двое знакомых бизнесмена и источник, знакомый с ходом переговоров, сказали «Медузе», что Давидовича внесли в санкционный список и в Киеве. Документально подтвердить, что Давидович находится под украинскими санкциями, «Медузе» не удалось: Минюст Украины закрыл публичные реестры из-за введенного в стране военного положения. На вопросы «Медузы», отправленные через пресс-службу Millhouse, Давидович на момент публикации не ответил.
В начале войны в переговорном процессе участвовал еще один давний знакомый Абрамовича — председатель совета директоров школы управления «Сколково», бывший глава администрации президента РФ (в 1999–2003 годах) Александр Волошин. Об этом «Медузе» рассказали два источника, участвовавших в переговорах, и подтвердил знакомый Волошина.
Волошин, в отличие от Давидовича, в Украину вообще не летал, но общался с украинскими властями по телефону, отметили источники «Медузы». В частности, он созванивался с лидером фракции «Слуга народа» Давидом Арахамией, который входил в официальную переговорную группу со стороны Украины.
«В самих [официальных] переговорах Волошин не участвовал. Это было просто обсуждение, можно ли что-то сделать в этой ситуации. Тогда [в самом начале полномасштабной войны] обеим сторонам казалось, что [мирное урегулирование] возможно», — объяснил знакомый Волошина. Сам он от комментариев отказался.
Еще один участник переговорного процесса — российско-украинский кинопродюсер Александр Роднянский, которого с Абрамовичем связывает многолетняя дружба. В интервью российской журналистке Ирине Шихман в январе 2023-го Роднянский рассказал, что в день начала российского вторжения ему позвонил глава офиса президента Украины Андрей Ермак и предложил связать их с Абрамовичем — пытаясь «как-то привести к мирному быстрому решению» (в руководстве Украины эту информацию «Медузе» не подтвердили).
В интервью Роднянский объяснил поступившее предложение тем, что он хорошо знаком с командой Зеленского и самим президентом — тот в начале 2000-х начинал свою телевизионную карьеру на канале «1+1», который основал Роднянский.
Роль кинопродюсера в переговорах сводилась к тому, что он помогал организовывать обмен пленными, пояснили два источника «Медузы», знакомых с Роднянским. В частности, и Роднянский, и Абрамович якобы участвовали в крупном обмене в сентябре 2022 года, когда в Украину вернулись защитники «Азовстали» из полка «Азов», а Россия получила кума Путина Виктора Медведчука (эти события вызвали критику со стороны российских ультрапатриотов). На вопросы «Медузы» Роднянский не ответил.
Прокси Абрамовича
С недавнего времени к переговорному процессу подключился еще один человек из круга Абрамовича — бывший глава московского департамента культуры Сергей Капков. Например, он недавно был в Киеве и Стамбуле по поручению Романа Абрамовича, рассказали «Медузе» двое знакомых Капкова и Абрамовича.
С миллиардером Капкова связывают давние рабочие отношения. Среди прочего он работал заместителем Абрамовича, когда тот в начале 2000-х был губернатором Чукотки. Спустя десятилетие Капков прославился благодаря своей работе в Москве: в начале 2010-х он возглавил реконструкцию парка Горького, который стал очень популярным местом отдыха москвичей и одним из символов «похорошевшей Москвы Сергея Собянина».
Информацию о том, что Абрамович подключил Капкова к диалогу между Киевом и Москвой и сделал его, по выражению одного из собеседников, «своим прокси», «Медузе» подтвердили два источника, знакомых с переговорным процессом. Они отметили, что, в отличие от Давида Давидовича, Капкову по-прежнему открыт въезд в Украину. Собеседники «Медузы» указывают, что его въезд может облегчать второй паспорт: меньше года назад Капков вдобавок к российскому получил еще и израильское гражданство. Осведомленный источник «Медузы» добавил, что Абрамович выбрал Капкова для этой работы, поскольку считает его «вменяемым человеком», который к тому же не находится под санкциями и может свободно передвигаться по миру.
По словам собеседника «Медузы», знакомого с ходом переговоров с украинской стороны, Капков участвует не только в организации обмена пленными, но и в «отдельных отраслевых вещах». Например, в обсуждении параметров так называемой зерновой сделки — соглашения об экспорте зерна и удобрений из портов Украины.
«Функция Капкова на самом деле очень простая — это координация с российской стороной. Где надо позвонить [министру обороны России Сергею] Шойгу, звонит Роман [Абрамович]. [А] где уже есть налаженные связи, все всех знают и нужно позвонить какому-то генералу, это делает Капков, поскольку напрямую украинские и российские военные общаются мало», — объяснил «Медузе» знакомый Капкова и Абрамовича.
Его слова подтвердил собеседник «Медузы», знакомый с ситуацией с украинской стороны: «Абрамович напрямую общается с фундаментальными, скажем так, лицами — с Шойгу, с Путиным. А его помощники выполняют технические работы: готовят какие-то подготовительные документы, аналитику, которая потом должна в переговорном процессе звучать».
Советник главы офиса президента Михаил Подоляк отказался отвечать на вопросы «Медузы» о роли Капкова, Давидовича, Волошина и Роднянского в переговорах: «Офис не комментирует конкретные персоналии по неформальной линии переговоров». Сергей Капков и представители Романа Абрамовича на вопросы «Медузы» на момент публикации не ответили.
«Компромисс категорически неприемлем»
Собеседники «Медузы», знакомые с ходом переговоров, подчеркнули, что Абрамович сохраняет неформальные контакты с представителями обеих сторон — и «отдает все свое время вопросам, связанным с обменами»: «Роман действительно сочувствует — и человеческому горю, и несчастьям. Он это не из-за санкций делает, я это точно знаю», — уверяет «Медузу» друг бизнесмена.
При этом источник «Медузы», знакомый с переговорным процессом с украинской стороны, подчеркнул, что если раньше Абрамович действительно был полноценным «посредником между Россией и Украиной», то теперь его усилия, по сути, бессмысленны, поскольку весь переговорный процесс сводится лишь к обсуждению обменов и отдельных вопросов вроде зерновой сделки. Собеседник «Медузы» добавил, что в переговорном процессе в 2023 году «нет политической составляющей» — и о полноценном мирном урегулировании речь не идет.
«Буча потрясла многих западников [в Украине], а главное — создала такой [информационный] фон… Дело в том, что в Украине политические решения не могут быть приняты вопреки интересам общества. На сегодня компромисс [в плане условий окончания войны с Россией] категорически неприемлем», — комментирует собеседник, близкий к офису президента Украины.
Советник главы офиса Зеленского Михаил Подоляк в разговоре с «Медузой» фактически это подтверждает. Никаких серьезных переговоров не может быть, пока Россия не отказалась от своих требований к Украине, указывает Подоляк. По его оценке, сейчас условия Кремля можно коротко сформулировать как: «Вы должны отказаться от суверенитета» и «Вы должны признать, что мы имеем право оккупировать ваши территории».
Для Киева это неприемлемо, говорит Подоляк. Выполнение любого из этих условий, подчеркивает он, будет означать «медленную смерть украинского государства» — а это делает переговоры невозможными.
(Оновлено 8:00)
Грани.ру
Вы нас еще пожалеете
Девять лет назад на Майдане Незалежности участники Революции достоинства раскрыли зонтики в знак солидарности с российским телеканалом, отключенным от кабельных сетей. Украинцы скандировали: «”Дождь”, мы с вами! Россия, вставай!». Они верили в хороших русских. До расстрела Майдана и российского нападения оставалось несколько дней.
Сегодня главный редактор «Дождя» отстаивает концепцию «оккупированной России», согласно которой претензии к россиянам столь же безосновательны и безнравственны, как к населению захваченных ими территорий.
Это не какой-то уникальный пример моральной невменяемости, а важная часть сложившегося за последний год «дискурса русской виктимности».
Наиболее чувствительные авторы льют слезы по маленькому человеку из российской глубинки, который тихо «ходил по своим лесам-лугам», пока не стал в Украине садистом и убийцей по вине злого волшебника, «укушенного имперской мухой». Другие сравнивают Россию с обезумевшей старухой-матерью, которую невозможно не жалеть. Третьи ностальгируют по России-матушке образца 2018 года, принимавшей чемпионат мира по футболу, — «открытой, без капли озлобленности, радушной и мирной, смотрящей в будущее и искренне желающей быть частью этого мира».
И все дружно надеются на чудо, «обратное заклинание», в результате которого «закончится война в Украине и в России на смену путинским элитам — от Кремля до горсоветов — придут новые, антимилитаристские и демократические». Оппозиционный журналист, которому принадлежит последняя цитата, так огорчен «нежелательностью» русских в Финляндии, что ищет утешения в словах матерого пропагандиста Йохана Бекмана о важности народной приграничной дипломатии.
Незамутненное прекраснодушие то и дело сменяется праведным гневом по поводу политики коллективного Запада (который, как известно, «вскормил нашего монстра») — визового бана и других многочисленных проявлений «русофобии и дискриминации». Достается не только странам Балтии. Францию, например, порицают за недостаточно комфортные условия релокации сотрудников российских правозащитных НКО, продолжающих из эмиграции «воздействовать на общественное мнение».
Но самый бурный отклик получают, конечно, сюжеты, связанные с классической культурой, будь то скандал на фестивале в Висбадене или корректировка табличек в Метрополитен-музее. Смена руководства Третьяковки или курощение московских театров, последней отрады «заложников», куда сильнее волнуют русскую эмигрантскую общественность, чем разграбление украинских музеев и уничтожение библиотек.
И никто не готов обсуждать вклад уважаемых людей и институций, работников культуры и медиа в национальную катастрофу, в русскую машину зла. О тучных «довоенных» годах путинизма вспоминается только хорошее, только «вкусный пломбир». Не время разбираться и каяться, надо поддерживать друг друга. Как будто полное моральное и гражданское банкротство дает нам право на крупный кредит.
На любой упрек готов универсальный отлуп: обижая антипутинских русских, вы помогаете Путину. Критикуя навальнистов, «Грани» выполняют кремлевский заказ, пишут нам в твиттере. Отбирая лицензию у «Дождя», власти Латвии отдаляют победу над агрессором, утверждает Сергей Пархоменко. Ругая московско-питерскую оппозицию за имперский подход, активисты национально-освободительных движений укрепляют режим, считает Владимир Милов.
Вокруг тезиса «русский народ не виноват» за год сплотились все лучшие антипутинские инфлюэнсеры, золотые перья, моральные камертоны. Это энергичный, если не сказать агрессивный, конгломерат. Колонки в ведущих западных изданиях, телеэфиры, выступления на конференциях, страстные монологи на митингах и бесконечный «шейминг за шейминг» в соцсетях.
Все это не просто костры амбиций, идентичностей и лояльностей. Это часть большой «войны за нарратив», идущей на всех площадках. От того, какой подход перевесит в западном общественном мнении, напрямую зависят стратегия союзников Украины, поставки оружия и расширение санкций. Политические решения, которые определят судьбу континента.
И еще это борьба за западные ресурсы поддержки, которые не безграничны. Каждый доллар и евро, потраченный на проекты антипутинцев, мог быть потрачен на ВСУ.
Сегодня любой лоббизм и активизм под «отмытым русским флагом» — это вклад в амбивалентность Запада, работа против победы Украины. Добродетельные борцы с русофобией демонстрируют такой же уровень адекватности, что и толкующие о гарантиях безопасности для России.
(Оновлено 7:00)
ISW
Пресс-центр ISW
Оценка российской наступательной кампании, 14 февраля 2023 г.
Министр обороны США Ллойд Остин дал понять 14 февраля, что 54 государства-члена Контактной группы по обороне Украины будут продолжать поддерживать Украину в долгосрочной перспективе. Остин заявил, что Контактная группа по обороне Украины (коалиция 54 государств, поддерживающих оборону Украины) будет «поддерживать борьбу Украины за свободу в долгосрочной перспективе» и поддержит Украину во время весеннего контрнаступления. Газета Washington Post сообщила 13 февраля, что администрация Байдена объявит о новом пакете помощи для Украины «на следующей неделе».
Однако газета Washington Post сообщила, что официальные лица США в частном порядке дали Украине сигнал о том, что западная помощь Украине в сфере безопасности ограничена. The Washington Post сообщила 13 февраля, что анонимный правительственный чиновник США заявил, что правительственные чиновники США пытаются «внушить [украинским чиновникам], что [правительство США] не может делать ничего и все навсегда». The Washington Post также сообщалось, что официальные лица США заявили, что недавние пакеты западной помощи для Украины «представляют собой наилучший шанс для Киева решительно изменить ход войны».
Западные сообщения указывают на то, что Запад по-прежнему обеспокоен решимостью Украины удержать Бахмут. Вашингтон пост также сообщалось, что специалисты по оборонному планированию США считают, что украинские силы не могут одновременно защищать Бахмут и начать весеннее контрнаступление, и призвали Украину уделить приоритетное внимание весеннему контрнаступлению, а не защите Бахмута. ISW по-прежнему считает, что решение Украины защищать Бахмут, вероятно, является стратегически обоснованным шагом, несмотря на его издержки для Украины.[6] Оборона Бахмута, проводимая Украиной, вынудила Кремль использовать большую часть группировки Вагнера в качестве силы и задействовать ценные российские воздушно-десантные силы для поддержания наступательных операций на истощение. Украинская оборона Бахмута привела к ослаблению значительных российских сил и, вероятно, создаст благоприятные условия для будущего украинского контрнаступления. Если бы российские войска взяли Бахмут без значительного сопротивления украинцев, они могли бы надеяться на расширение операций таким образом, чтобы Украина могла поспешно построить оборонительные позиции на менее благоприятной местности. Таким образом, оборона Бахмута Украиной и попытка создать условия для контрнаступления, вероятно, являются взаимодополняющими, а не взаимоисключающими действиями, учитывая, что российские войска продолжили бы наступление за Бахмут, если бы Украина сдала город раньше.
Сообщается, что Министерство обороны России (МО) вербует осужденных и имитирует обращение Группы Вагнера с осужденными как с пушечным мясом. CNN сообщил, что Минобороны России напрямую вербовало заключенных, которые были переброшены в Соледар Донецкой области, в формирования 2-го армейского корпуса Луганской Народной Республики (ЛНР) в октябре 2022 года. Осужденные пожаловались CNN на ужасные злоупотребления и отметили, что они понесли тяжелые потери после того, как им приказали штурмовать оборонительные позиции украинских войск. Си-Эн-Эн также получил запись от умершего осужденного, который опасался, что Минобороны России казнит его после того, как он пережил нападение на Соледар, хотя этот солдат все равно был убит в бою через несколько дней. Эти осужденные уточнили, что Минобороны России завербовало их после того, как группа «Вагнер» изначально проигнорировала их, и даже обвинили российские силы в ведении преднамеренного дружественного огня по осужденным.
Решение Минобороны России вербовать заключенных является показателем того, что Кремль стремится использовать осужденных для будущих атак человеческой волны подобно группе Вагнера, несмотря на ограниченную боеспособность осужденных. Представитель Главного управления военной разведки Украины Андрей Усов заявил, что министр обороны РФ Сергей Шойгу и начальник Генштаба РФ Валерий Герасимов создают резерв пушечного мяса осужденных, которым они могли бы напрямую управлять через собственные частные военные компании Минобороны. Интеграция Минобороны России этих сил осужденных в формирования ЛНР также может свидетельствовать о том, что российские военачальники пытаются избежать перестройки некоторых своих обычных частей для приспособления к ним недостаточно подготовленных заключенных. ISW ранее наблюдала случаи плохого обращения российских обычных вооруженных формирований с российскими марионеточными вооруженными формированиями, и российское командование, возможно, стремилось не нарушать боевой дух подразделения, интегрируя осужденных.
Вербовка заключенных Минобороны России осенью 2022 года также может совпасть с усилением критики со стороны финансиста группы «Вагнер» Евгения Пригожина. Пригожин начал публично нападать на российских военачальников в начале октября, и вмешательство Минобороны России в его схему вербовки, возможно, вызвало некоторые из этих недовольств со стороны обычных российских военных и бюрократии Минобороны. Представитель российской группировки заключенных Gulagu.net также отметил, что многие в Москве начали опасаться Пригожина и его непредсказуемой и постоянно растущей крупной «организованной преступной группы наемников и убийц». способность вербовать и обучать осужденных. Генштаб Украины, например, сообщил, что Минобороны России начало использовать Кадамовский полигон в Ростовской области для подготовки мобилизованных и добровольческих кадров в течение нескольких недель, в то время как Вагнер не имел возможности тренироваться на полигоне с начала 2023 года.
Ключевые выводы
- Министр обороны США Ллойд Остин дал понять 14 февраля, что 54 государства-члена Контактной группы по обороне Украины будут продолжать поддерживать Украину в долгосрочной перспективе. Однако газета Washington Post сообщила, что официальные лица США в частном порядке дали Украине сигнал о том, что западная помощь Украине в сфере безопасности ограничена.
- Сообщается, что Министерство обороны России (МО) вербует осужденных и имитирует обращение Группы Вагнера с осужденными как с пушечным мясом.
- 14 февраля российские войска продолжали наступательные действия на купянском направлении и на рубеже Сватово — Кременная.
- 14 февраля российские войска продолжали наземные атаки вокруг Бахмута и вдоль западной окраины Донецка.
- 14 февраля российские войска не наносили никаких подтвержденных наземных ударов в западной части Донецкой области, а также в Херсонской, Николаевской или западной части Запорожской областей.
- Российские сухопутные силы на Кольском полуострове на северо-западе России были сокращены до одной пятой от их первоначальной численности перед вторжением в Украину, что подтверждает давнюю оценку ISW о том, что Кремль не обеспокоен обычной военной угрозой НАТО против России.
- Сообщается, что 10 февраля в Новой Каховке группа украинских и татарских партизан применила самодельное взрывное устройство (СВУ) к автомобилю с двумя российскими военнослужащими и двумя представителями российских спецслужб.
- Президент России Владимир Путин и президент Беларуси Александр Лукашенко могут встретиться 17 февраля.
(Размещено 6:00)
Альфред Кох
Вот и закончился триста пятьдесят шестой день войны. На фронте все без изменений. Бахмут пока стоит. Даже Пригожин не обещает скорого его взятия. Что уж говорить об остальных направлениях.
Все больше признаков того, что российское наступление началось, но оно пока привело путинских генералов лишь к потерям людей и техники. Никуда российская армия не продвинулась и если ничего радикально не поменяется, то уже и не продвинется.
А что такого особенного может случится? Непонятно. Пишут, правда, что истощив свои сухопутные силы Герасимов начал сосредотачивать авиацию по линии фронта. Но это какая-то странная затея: если за целый год путинские асы ничего выдающегося не продемонстрировали, то почему вдруг теперь они смогут сотворить какое-то чудо? Что поменялось, кроме того, что украинская ПВО стала намного сильнее, чем в начале войны?
Прошедший Рамштайн-9 не принес никаких сенсаций. Все ожидали прорыва по истребителям и дальнобойным ракетам MGM-140 ATACMS (300 км), но ничего этого не случилось. Решили сосредоточится на форсировании поставок танков и боеприпасов. Говорят — это сейчас важнее для подготовки будущего украинского наступления. Может быть и так, я не специалист.
Загадочно выступил Зеленский. Сказал, что теперь значительно больше событий будет происходить за закрытыми дверьми и, следовательно, теперь о каких-то новостях в поставках вооружений мы будет узнавать лишь по факту их применения на поле боя.
Неверное, это правильно. Публичность в таких делах вряд ли может принести пользу. А эффект неожиданности от появления у ВСУ, например, дальнобойных ракет-бомб GLSDB (150 км) трудно переоценить.
Посудите сами: если сейчас россияне исходят из того, что эти боеприпасы появятся у ВСУ только осенью, то размещение складов и всей военной инфраструктуры для их наступления будет значительно ближе к линии фронта, чем в случае, если бы они знали, что эти боеприпасы будут у украинцев вот-вот. Так зачем, в таком случае, публичность в этих вопросах? Кому она полезнее?
Вот я и думаю, что не надо ничего “такого” рассказывать. Чем скучнее будет информация с очередного Рамштайна — тем лучше. Пусть российские медиа трубят о том, что Запад отказал Украине в том-то и в том-то. Что помощь союзников скоро иссякнет и они устанут. Это очень хорошие месседжи. Давно замечено, что главная жертва путинской пропаганды — он сам.
Путин, вообще, уникальный штымп. У него невероятная способность очень быстро становится легкой добычей своих же собственных фальсификаций, дезинформаций и выдумок. Вот наврет он с три короба и недельку-другую помнит, что это все он сам же и придумал. А потом раз прочитает в газете, два раза прочитает, а на третий — уже верит, что так оно и есть. И даже потом тычет всем в нос газетку и говорит: это не я придумал! Смотрите: в газете написано!
Так было со многими вопросами. Прежде всего, со знаменитым “обещанием не расширять НАТО на восток”. Сначала Путин держался и признавал, что никакого обещания на этот счет Запад России не давал. А потом раз соврал, два соврал, потому услышал это свое вранье из уст уже телеведущего, потом прочитал в газете — и готово: теперь он говорит об этом обещании, как о факте.
Видимо такой же механизм и у его веры в собственную гениальность, про то, что он поднял Россию с колен, про его неброскую мужскую красоту, про бесконечную народную любовь к нему…
Да что я все про Путина, да про Путина… Что он может решить? Уже ничего. Как выражается Марго Симонян, “заднюю он не даст”, а в остальном он нам неинтересен, поскольку мы все больше убеждаемся, что “передняя” у него не включается: что-то заело…
Так и стоит посреди дороги этот грузовик с надписью “Россия” — ни туда, ни сюда. А его водитель все крутит баранку, да на педальки нажимает. И все обслуга говорит ему: “вжж, вжж…” Чтобы он думал, что он едет…
Но поехать он может только на свалку. Потому, что только туда его отбуксирует Украина.
Сегодня министр обороны США Ллойд Остин прямо сказал, что союзники сделают все возможное, чтобы весеннее наступление Украины было успешным. Присоединимся к нему и мы и пожелаем ей того же самого.
И как же нам этого не пожелать, если дело наше правое? А раз так, то враг будет разбит и победа будет за нами.
Слава Украине! 🇺🇦
Комментарии читателей статьи "BloggoDay 15 February: Russian Invasion of Ukraine"
- Оставьте первый комментарий - автор старался
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.