BloggoDay 18 June: Russian Invasion of Ukraine

Дайджест 18 червня 2025 р

 

(Оновлено 18:00)

Обозреватель

Александр Коваленко

Грозит ли Киеву и другим украинским городам наступление из Беларуси во время учений «Запад-2025»: анализ возможностей врага

В последние дни в украинском информационном пространстве все чаще звучат опасения относительно того, что Россия может воспользоваться запланированными на сентябрь учениями «Запад-2025» в Беларуси и повторить вторжение на север Украины, аналогичное тому, которое произошло в 2022 году. Причем под ударом могут оказаться Чернигов, Ривне, Луцк, Житомир и, конечно же, Киев. Но так ли велика эта угроза, как о ней говорят?

Подробнее об этом – в материале совместного проекта OBOZ.UA и группы «Информационное сопротивление».

Прежде всего следует понимать, что захват Киева для России всегда будет приоритетной целью, поскольку это возможность установления марионеточной власти в столице Украины. Именно такую цель преследовал Кремль в 2022 году, рассматривая Виктора Медведчука (и даже беглого Виктора Януковича) в роли марионеточного гауляйтера.

Иными словами, угроза со стороны Беларуси для северных областей Украины и Киева будет исходить до тех пор, пока продолжается сама война и пока у власти в РБ стоит Александр Лукашенко. Но одно дело хотеть и планировать, а совсем другое – реализовать. И вот тут стоит обратить внимание на потенциал России, который у нее был для захвата нашей столицы, какой есть на сегодня у РБ и что врагу требуется для того, чтобы реализовать наступление на Киев 2.0.

И начнем мы со сравнения.

Потенциал РОВ образца 2022-2025 гг.

В ходе наступления на Киев в 2022 году российские оккупационные войска использовали группировку численностью около 40 тысяч человек (или 40 батальонных тактических групп (БТГр). Причем входившие в эту группировку подразделения считались элитой российской армии образца 2022 года.

В частности, речь идет об элитном 6-м танковом полке и 239-м ТП, элитных 37-й отдельной мотострелковой бригаде, 64-й ОМСБр. Десантники были представлены 11-й отдельной десантно-штурмовой бригадой и 31-й ОДШБр, а также 234-м ДШП. В наступлении принимали участие и спецназовцы 45-й отдельной бригады Сил специальных операций плюс 14-й ОБрССО ГУ ГШ ВС РФ и прочие подразделения.

В течение месяца вся эта элитная масса понесла тяжелейшие потери и вынуждена была бежать обратно на территорию Беларуси. То есть в 2022 году под мощнейшей поддержкой артиллерийского огневого вала, авиации, смело, но не долго, выполнявшей поддержку наступления с воздуха, элита в количестве 40 тысяч до Киева дошла, но очень быстро ретировалась.

А теперь, как говорится, все познается в сравнении.

В мае 2024 года Белгородская группировка РОВ, на тот момент численностью 35-40 тысяч, начала наступление на севере Харьковской области с целью выхода на Великий Бурлук и оккупации Липцев. В течение месяца группировке удалось захватить 180 км², и на этом действия РОВ были купированы. Вот уже больше года группировка, увязшая в районе Волчанска, не может расширить зону контроля, превратившуюся для российских войск в зону сковывания.

В марте 2025 года Курская группировка РОВ численностью 60 тысяч начала наступление на севере Сумской области. За три с половиной месяца РОВ захватили 195 км² и были скованы украинскими войсками.

Какие из этих сравнений можно сделать выводы?

В 2022 году РОВ за месяц смогли дойти до Киева группировкой в 40 тысяч, но не захватили его и отступили. В 2024 году группировкой в 35-40 тыс. за месяц захватили 180 км², уперлись в небольшой населенный пункт Волчанск и застряли там на год. А в 2025 году российские оккупанты группировкой в 60 тысяч за три с половиной месяца захватили 195 км² в Сумской области, уперлись в небольшие села и были скованы.

А теперь поговорим о том, какая на сегодняшний день у РОВ группировка в Беларуси.

Потенциал РОВ в Беларуси

На сегодняшний день российские войска на территории РБ представлены группировкой приблизительно в 2 тысячи человек. Причем это далеко не штурмовые, боевые подразделения и даже не сконцентрированные в одной локации единым формированием. Практически вся эта двухтысячная группа рассредоточена и имеет следующий вид:

– 1 450 россиян размещены на радиотехническом узле «Барановичи» и 43-м узле связи «Вилейка»;

– 530 россиян размещены на аэродромах «Барановичи», «Зябровка» и «Мозырь»;

– 20 россиян входят в состав 313-й военной прокуратуры гарнизона и 484-го военного следственного отдела;

– 20 россиян размещены на 1405-й базе артиллерийских боеприпасов (в/ч 42707, н.п. Большая Горожа, Осиповичский р-н);

Также на территории Беларуси присутствуют 100 боевиков ЧВК «Вагнер».

Как видим, эта группировка не представляет для Украины серьезной угрозы. Можно рассматривать сценарии провокаций и проведения диверсий «вагнеровцами», но не чего-то большего.

Соответственно, вопрос: а сколько РОВ в их нынешнем состоянии необходимо ресурса, чтобы представлять угрозу северным областям Украины?

Потенциальная угроза

Для проведения общевойсковой наступательной кампании на севере Украины с территории Беларуси РОВ необходимо задействовать ударную группировку в количестве не менее 120 тысяч и штатной комплектацией подразделений техникой в составе:

  • танки – 1 650;

  • ББМ – 4 950

  • ствольная артиллерия – 1 800.

Такое количество сил и средств может быть достаточным для того, чтобы контролировать значительную часть Черниговской и Киевской областей, по трассам 2205 и Е-95 и иметь прямой выход на Киев с возможностью начала городских боев на окраинах столицы.

Но в настоящее время российские оккупационные войска не имеют такой группировки не только на территории РБ, но и даже в составе своих войск. У России нет где-то завалявшихся трех или четырех общевойсковых армий, которые она в кратчайшие сроки смогла бы перекинуть в Беларусь. Аналогично и с техникой у РФ серьезнейший дефицит, причем настолько, что даже минометы и ручные пулеметы она вынуждена закупать у Северной Кореи.

Для того, чтобы обеспечить свои войска необходимой для наступления на Киев группировкой, Москва вынуждена будет объявить всеобщую мобилизацию. Только так она сможет набрать необходимое ей для формирования маршевых батальонов количество личного состава.

До сих пор в России пытаются обходиться добровольной мобилизацией, за исключением рейдов среди мигрантов. В ходе своего выступления на Петербургском «международном» юридическом форуме (ПМЮФ) 20 мая глава Следственного комитета (СК) РФ Александр Бастрыкин заявил, что результатом рейдов среди мигрантов с начала 2025 года стало задержание 80 тысяч натурализованных россиян, из которых 20 тысяч уже отправлены в зону боевых действий в Украине.

Пока Россия пытается выходить из сложной ситуации с компенсацией потерь в зоне боевых действий, устроив настоящую охоту за наименее защищенным в РФ законом слоем населения – мигрантами, получившими российское гражданство. Но такая практика долго не прослужит и всеобщая мобилизация для России неотвратима.

Выводы

В настоящее время на территории Беларуси отсутствует ударная группировка, способная осуществить наступление на Киев или любой другой ближайший областной центр на севере Украины. С другой стороны, угроза продолжает оставаться актуальной.

В зависимости от того, как российская группировка будет меняться на протяжении ближайшего времени, можно говорить о том или ином уровне угрозы. Даже если она достигнет 40-60 тысяч, то это угроза не столько для Киева или любого областного центра, сколько для приграничья – с недалеко идущими перспективами ввиду ограниченности возможностей таких групп. Яркий пример – север Харьковской и Сумской областей, где россияне оказались скованными.

Но, давая добро на формирование даже такой группировки на территории Беларуси, Александр Лукашенко должен прекрасно понимать, что сейчас за окном не 2022 год и никто с ним в таком случае церемониться не станет.

 

(Оновлено 17:00)

Анатолий Несмиян

Президент Путин прибыл на форум в Петербург и заявил, что первой задачей власти является улучшение качества жизни граждан России.

По этому поводу на всем юге Петербурга вырубили наглухо мобильный интернет, у самолетов в Пулково, по словам пилотов, резко стала сбиваться система предотвращения столкновений в воздухе. Про ключевые городские магистрали и говорить нечего.

Борьба за качество жизни не щадит никого!

 

(Оновлено 16:00)

Леонид Швец

Дональд Трамп решительно объявил, что ничего решительно не объявит. Может, потом. Решительно не исключено! Его терпение решительно заканчивается! Наверное. Или нет.

 

Леонид Швец

«Почему солдаты веселились?» Трамп пришел в ярость из-за парада в свой день рождения

Военный парад, приуроченный к 250-летнему юбилею американской армии и 79-летию Трампа, разочаровал и разозлил президента, которому не удалось предстать блестящим главнокомандующим. Об этом пишет издание Daily Beast со ссылкой на его биографа Майкла Вольфа.

Трамп надеялся на грандиозное зрелище военной мощи, но получил противоположное — пасмурная погода, полупустые трибуны и нестройные ряды солдат, которые «хорошо проводили время, махали рукой, веселились и улыбались». Утверждается, что президент обвинил в провале главу Пентагона Пита Хегсета и отчитал его за «неправильный тон» мероприятия.

 

(Оновлено 15:00)

Александр Гончаров

ДУЖЕ ВИСОКА ІМОВІРНІСТЬ – ЦЕ ¾!

     На «Polymarket» оцінюють шанси на військові дії США проти Ірану у цьому червні – в 67%. І, до речі, Сполучені Штати вже направили на Близький схід ще один авіаносець. Незважаючи на те, що Іран має гіперзвукові ракети, які легко можуть пробити оборону будь-якого угруповання (засоби ППО поки безсилі проти гіперзвуку).

     Президент Дональд Трамп також оперативно провів у Вашингтоні екстрене засідання Ради національної безпеки щодо ситуації на Близькому Сході. Військові експерти чудово розуміють, що в інтересах Ізраїлю конфлікт у поточному стані не повинен тривати довго, тому що Іран має стратегічні переваги: армія Ірану майже в 2 рази більша, чим у Ізраїлю, хоч і значно менш досвідчена. Населення Ірану — 90 млн осіб, проти 10 млн в Ізраїлю; площа — 1,6 млн кв км та 21 тис кв км.

     Отже, Президент США Дональд Трамп через агентство «Reuters» передав керівництву Ірану жорстке попередження: 24 години на повну відмову від ракетної та ядерної програми й

беззастережну капітуляцію. За цим стоїть не лише військовий порядок денний, а й питання контролю над нафтою, транзитом та цифровими валютами, оскільки Іран активно рухається до використання CBDC та крипти в обхід санкцій.

     Це не просто дипломатичний тиск. Це цивілізаційний ультиматум від глобального центру сили. Якщо Іран відмовиться, США отримають привід для повномасштабної військової операції  (зі схвалення ООН або без неї). Наслідки відмови від ультиматуму можуть бути використані як формальний тригер для запуску нової фази близькосхідної реконфігурації – зі зміною режиму, зовнішнім керуванням та цифровою трансформацією банківської системи регіону.

     Ну, що – світові ринки в очікуванні. Якщо це станеться, то ціни на нафту — полетять вгору, а падіння фондових індексів і крипти (тимчасове) просто неминуче.

(Оновлено 14:00)

Ирма Заубер

Пока Трампло заглядывает в рот Путину и грезит встать в один ряд с мировыми диктаторами — весь мир смеется над нашим парадом .

Особенно его любимая Россия — где культ подобных зрелищ велик.

Как и все дилетанты, не понимающие ни в чем за что они берутся — ржавая халва думал, что стОит только приказать — и все будет сделано само собой. Да и Пит подсобит.

Откуда ему знать, что части выходящие на парады в Росии — больше ничем не занимаются, репетируя строевой парадный шаг с восхода до заката!

И они для этого специально подбираются.

Наши военные — не для показух и парадов, их никогда не готовили для того , чтобы стоя на трибуне диктатор тешил  самолюбие упиваясь праздником тщеславия …

Зрелище было на только жалким, что даже мне стало стыдно — не, не за Трампа — за страну, которую он неустанно позорит….

Повешу ка я снова видео его парада — вдруг кто не видел )))

А рядом — другое видео, для вас — это был очень запоминающийся момент: на ступени нашего Капитолия люди принесли гигантский лист, на котором были написаны первые слова из Конституции   США — WE THE PEOPLE (причем, даже тем же почерком)

Лист пронесли на руках через весь город.

Нас много

Мы есть

 

(Оновлено 13:00)

РБК-Украина

Милан Лелич

Руслан Стефанчук: В Украине 33 года говорят, что депутаты негодяи. Это не так

О перспективах перемирия, сокращении количества нардепов, монобольшинстве, выборах, настроениях в парламенте, поездках депутатов за границу — читайте в большом интервью главы Верховной Рады Руслана Стефанчука.

«Мы четко осознаем, что мы уже, извините, «на продленке», — говорит Стефанчук в разговоре с РБК-Украина. Спикер имеет в виду, что нынешняя Рада «пересидела» уже год — очередные парламентские выборы по календарю должны были бы состояться еще летом 2024-го.

Однако российская агрессия и военное положение делают невозможным проведение выборов, поэтому избранным еще в 2019-м, при совершенно других обстоятельствах депутатам приходится работать и дальше.

Впрочем, со временем их становится все меньше. По словам Руслана Стефанчука, при официальной численности в 399 нардепов (конституционная численность — 450), постоянно на работу ходят где-то 340-350. Остальные — или сбежали за границу, или находятся за решеткой, или просто куда-то исчезли.

Вместе с тем, настаивает спикер, парламент сохраняет полную функциональность, более того, в нем до сих пор есть «монобольшинство», уже подзабытый политический термин 2019-го. Хотя для принятия решений по спорным вопросам, которые не объединяют сессионный зал полностью, пропрезидентской «Слуге народа» уже давно не обойтись без поддержки других фракций и групп.

Так или иначе, выборы, о которых в кулуарах время от времени начинают активно говорить, при военном положении состояться точно не могут, отмечает Стефанчук. Впрочем, по его словам, в непубличном режиме депутаты уже давно занимаются разработкой переходного законопроекта, по которому пройдут первые поствоенные выборы — когда такая возможность появится.

Впрочем, разговор с главой Верховной Рады РБК-Украина начало все же не с сугубо парламентских дел, а с главного — вопросов относительно войны и ее завершения.

– Видите ли вы реальные шансы на то, что в ближайшие месяцы удастся достичь прекращения войны или хотя бы длительного перемирия?

– Это позиция Украины, которую мы четко подчеркиваем с первого дня этой ужасной неспровоцированной войны, где Украина является жертвой, а Россия является агрессором. Украина хочет мира превыше всего, но не мира любой ценой. Поэтому мы прилагаем все усилия для того, чтобы эта война завершилась справедливым миром.

И поэтому вы знаете, что и президент Украины Владимир Зеленский, и все высшее военно-политическое руководство, мы четко заявляем: Украина готова к тому, чтобы начать с 30-дневного перемирия, и сесть говорить о перспективах завершения этой войны. Но, еще раз говорю, перспективами завершения этой войны должен быть устойчивый мир, а не капитуляция Украины. Потому что те, скажем так, попытки, которые иногда навязываются Украине — это не то, в чем Украина нуждается.

Потому что по всем канонам международного права, международного порядка, за который сегодня борется Украина, завершение войны должна диктовать жертва агрессии, а не агрессор. Потому что агрессор будет диктовать свои цели, которые он хочет достичь, а мы отстаиваем немножко другое.

– От многих собеседников как в Украине, так и в Европе, РБК-Украина много раз слышало, что самый оптимистичный срок хотя бы для прекращения огня — это примерно осень, потому что до этого момента Путин будет считать, что у него есть время, возможности, ресурсы, люди, деньги, чтобы пытаться захватить еще кусок украинской территории. Вы с такими рассуждениями согласны?

– Я согласен с тем, что Путин пытается найти границы дозволенного. И пока ему не бьют по рукам, он будет продолжать это делать. Мы это четко видим и по операции на Курщине, и по операции, которая была возле Киева. Как только ему начинать бить по рукам, как только начинать говорить на языке, который он понимает, он прекращает это делать. Пока этого осознания не будет во всем мире, что с Путиным договориться невозможно, возможно только принять его условия — это он так это видит.

Но я глубоко убежден, что весь мир, только объединившись, может сказать «нет», то, что ты делаешь, это военное преступление. И вы знаете, что Международный уголовный суд выдвинул уже ордера на арест и обвинения Путину, Львовой-Беловой и другим, по депортации украинских детей. И это действительно должна быть общая позиция.

Но пока мы будем колебаться, пока мы будем подыгрывать Путину — я имею в виду, «мы» — это не Украина, потому что Украина свою работу выполняет, и на передовой, и в тылу, поэтому еще это касается непосредственно нас. Я хочу, чтобы эта иллюзия, эта пелена с глаз спала. И чтобы все четко поняли, что Путин должен принять те условия справедливого мира, те условия возвращения к международному порядку, которые ему должны четко и совместно навязывать все международные партнеры. Потому что это вирус, это опасность, это ржавчина, которая после этого разъест и ваши общества, и ваши страны. И хотя бы инстинкт самосохранения должен присутствовать у каждого из них.

– Почему в разгар четвертого года большой войны приходится объяснять нашим друзьям на Западе такие достаточно понятные на самом деле вещи?

– А потому, что мне кажется, что некоторые страны, вместо вопросов безопасности как основного уровня по пирамиде Маслоу, вопроса безопасности, вернулись к вопросу политики. Это хуже всего, и это то, что я пытаюсь объяснить в том числе некоторым коллегам в нашем зале: что до тех пор, пока вместо единения вокруг национальной безопасности мы начнем демонстрировать какие-то политические вещи, у нас большой шанс проиграть в этой войне.

Мы должны демонстрировать единство, потому что именно единство — это тот орех, который до сих пор не может расколоть российский диктатор. И заигрывать с ним невозможно. Умиротворение агрессора приводит только к тому, что жертв становится больше. Это известное выражение Черчилля, что умиротворитель — это тот, кто кормит крокодила, надеясь, что он его съест последним.

Надо каждый день нашим партнерам напоминать об этом, и не только партнерам-политикам, но и нашим друзьям из других обществ, они должны осознавать, что это не где-то далеко, это очень близко. Друзья, оно уже в ваших странах, вы просто этого сейчас не замечаете.

Я всегда говорю, что Россия ведет этапную или гибридную войну. Сначала она под какими-то европейскими ценностями свободы слова заводит туда свою пропаганду, промывая мозги. После этого под принципами европейского свободного рынка заводит дешевую нефть и газ, скупая политические силы. А потом она заводит танки. Это просто та логика, которую мы все должны понять, она не менялась за весь последний период, это надо воспринять и нельзя отрицать того, что существует в реальности.

– Учитывая то, что, по словам президента Владимира Зеленского, «Путин показывает всему миру средний палец», есть ли смысл Украине в принципе дальше участвовать в каких-то переговорных процессах, а-ля то, что мы уже дважды видели в Стамбуле?

– Дипломатический трек является одним из важных треков для наступления мира в Украине. И мы это тоже должны четко осознавать. И поэтому да, говорить надо. Это инициировал и президент Украины Владимир Зеленский, он приехал в Стамбул на встречу с Путиным. Но говорить должны люди, которые принимают решения. Не какой-то там третий или четвертый порядок, они просто формируют свое видение. Такой клуб по интересам.

Должны говорить люди, которые принимают решения. И поэтому президент Украины Владимир Зеленский четко акцентировал: он готов говорить с Путиным, готов говорить вместе, при поддержке наших партнеров, американских, европейских, потому что это не только вопрос Украины, это вопрос мировой стабильности.

– Давайте перейдем к парламентским делам. Многие народные депутаты сбежали за границу, кто-то за решеткой, кто-то просто куда-то исчез, не говоря о том, что в этом созыве априори не было мажоритарщиков от ОРДЛО и оккупированного Крыма. Словом, благодаря всем этим факторам, реальная численность депутатского состава существенно меньше конституционной. По состоянию на сейчас, сколько в Раде реально действующих нардепов? Насколько этого хватает для принятия решений?

– Смотрите, реально у нас 399 народных депутатов. Фактически вы можете увидеть по результатам объединяющих голосований. Эта цифра в районе 340-350 народных депутатов, которые постоянно находятся в зале и участвуют в голосованиях. Разумеется, день ото дня она может колебаться, потому что на это накладываются разные обстоятельства. Но решения, которые объединяют зал, а таких решений много, это вопросы национальной безопасности, евроинтеграционного развития, приближения к НАТО, политические заявления — фактически, всегда 300+ голоса в стенах парламента.

Но это исторически минимальная цифра количества народных депутатов. Справедливости ради я всегда благодарю тех, кто остался, кто работает, кто не дал возможность воплотиться мечте врага, чтобы парламент разбежался, чтобы парламент был нефункционирующим организмом.

Нет, все здесь, с первого дня полномасштабного вторжения, с 24 февраля, с 7 часов 30 минут, а первые решения мы проголосовали в 8 часов 8 минут. И эти решения были приняты конституционным большинством. Это важные вещи, которые творят историю нашей страны.

У нас всегда в Украине, 33 года есть тренд, что депутаты плохие и негодяи — это не так. Потому что это люди, которые выполнили и выполняют свой долг, ту присягу, которую они принесли на верность украинскому народу.

Понятно, что у нас есть разные люди. Парламент — это слепок общества.

– Если не брать объединяющие голосования, а взять те решения, по которым есть разные взгляды — мы уже давно видим, что фракция «Слуга народа» без поддержки других фракций или групп не может самостоятельно принимать эти решения. Можем уже признать тот факт, что в украинском парламенте нет монобольшинства?

– Нас много упрекают, что мы голосуем или с теми, или с другими силами. Фракция «Слуга народа» — это демократическая фракция, в которой решение принимает каждый депутат. У нас, слава Богу, нет Чечетова, который машет руками так или так. У нас есть решения, которые принимаются, обсуждаются.

Мы монобольшинство в парламенте, потому что 226+ есть. 231 народный депутат сейчас во фракции «Слуга народа». И это монобольшинство существует, что не дает оснований нам говорить о том, что монобольшинства нет. Мы можем, в отличие от предыдущего созыва, показать перечень депутатов, которые входят в монобольшинство.

То, что по тем или иным вопросам не голосуют отдельные народные депутаты, это их парламентская позиция. Но да, по некоторым вопросам мы голосуем, например, вместе с «Европейской солидарностью», с «Голосом», с другими фракциями. По некоторым вопросам мы голосуем с платформой «За жизнь и мир», с «Доверием», с «За будущее», с «Голосом».

Это парламент. И мы здесь обсуждаем те или иные вещи. Поэтому я, во-первых, очень ценю, что мы каждый день работаем, собираемся с коллегами, лидерами фракций и групп. Мы проходим по каждому законопроекту. И мы не просто его вносим в зал. Мы четко понимаем, ориентировочно, сколько голосов будет, сколько времени это займет. Потому что спланированность работы парламента очень важна для того, чтобы мы принимали те законы, которые нужны для страны. И парламент с этим справляется.

Вы видите, что четвертый год полномасштабного вторжения, а парламент функционирует, парламент принимает решения, в парламенте есть дискуссия, в парламенте есть журналисты, в парламенте есть открытость, в парламенте есть возможность говорить, возможность дискутировать. Именно это и называется парламентаризм.

– Учитывая то, что парламент функционирует со значительно меньшим даже списочным количеством депутатов, не говоря уже о фактическом, нет ли смысла вернуться к старым идеям о сокращении количества депутатов? Учитывая, что и население Украины за годы по разным причинам стало существенно меньше?

– Я уже несколько раз отвечал на этот вопрос, не хочу, чтобы это была какая-то топ-новость. У нас есть законопроект об изменениях в Конституцию, который внесен в начале каденции, о сокращении количества депутатов до 300. Но, к большому сожалению, в период военного положения, а до этого ковид был, у нас не было возможностей, внести, потому что во время военного положения мы не можем голосовать изменения в Конституцию.

– А политически были бы ваши коллеги готовы к этому? Представим, что нет этих ограничений.

– Я думаю, что это вопрос дискуссии, но я думаю, что в первом чтении очень большое количество народных депутатов поддержало это решение, после этого мы направили в Конституционный суд. Конституционный суд прислал нам со своими предостережениями, но я думаю, что эти предостережения могут быть преодолены в парламенте. Далее, я думаю, что этот вопрос также может быть вынесен.

Вы абсолютно правильно говорите, потому что парламент, его сущность, парламентская природа — это представительская функция. Тем более по новому избирательному кодексу мы переходим на пропорциональную систему, без мажоритарщиков, поэтому как раз представительское количество должно быть таким, чтобы оно представляло все слои населения Украины, но в соответствующей пропорции.

И поэтому, когда нас было 52 миллиона — 450 депутатов, это было оправдано. После войны нам надо посмотреть, потому что я думаю, что такая идея имеет право на жизнь.

– А можно это успеть до потенциальных следующих выборов, чтобы уже следующая каденция была меньше по численности?

– Смотрите, все можно успеть. Вопрос только в том, как мы и когда завершим эту страшную войну. Поэтому этот вопрос не является номер один для Украины, но очень важен в контексте послевоенного восстановления Украины.

– Хочу вас спросить относительно настроений в депутатском корпусе. От многих приходится слышать слова об апатии, которая есть у многих народных депутатов. Кто-то говорит, что чувствует, что уже откровенно «пересидел» здесь. Кто-то не очень понимает, какое у него будущее будет дальше, политическое или не политическое. Кому-то вообще надоело депутатство, или он понял, что это не его, хотел бы заниматься другими делами, но ему говорят: оставайся и работай. И так далее. Насколько это все так?

– Чтобы я сказал, что повальная апатия есть в зале — этого нет. Для меня, как для юриста, важны факты.

По состоянию на сейчас, у нас есть только одно заявление на досрочное прекращение полномочий, от народного депутата Колесник. Других заявлений на прекращение полномочий у меня лично нет.

Что касается срока, вы знаете, я чувствую, что все-таки очень правильная идея срочности любого парламента. Пять лет — это тот период, когда парламент должен перезагружаться, должна заходить какая-то новая кровь. Это очень правильная идея, которая заложена в Конституции Украины, и она несколько раз оправдывалась.

Но так сложились обстоятельства. Этого никто не хотел, ни я, ни мои коллеги. Мы четко осознаем, что мы уже, извините, «на продленке».

– Уже поздний вечер, скоро ночь будет, а родители не пришли забирать.

– Сто процентов. Поэтому нам очень важно, чтобы в Украине состоялись выборы, но не такие «выборы», как они происходят в Российской федерации.

Для нас очень важно, чтобы эти выборы, которые проходят в Украине, были признаны демократическими во всем мире. Это вопрос номер один.

Потому что Россия проводит «выборы», там что-то один раз изменилось… Но даже посмотрите, какой месседж: «Путин 25 лет у власти». Они даже забыли, что был такой персонаж, как Медведев. Понимаете? Они четко говорят, что четверть века один дед коррумпировал всю систему в большой стране, и 140 миллионов для него — ничто. И даже забыли, что тот Медведев где-то участвовал в каких-то вопросах. Это и есть их видение мира. У них в голове ментальное видение царской имперской России.

Украина всегда была другой. И поэтому выборы для Украины — это вопрос существования общества. И это очень важно. Поэтому да, мы ожидаем, когда завершится военное положение, когда Верховная Рада сформирует правила для того, чтобы мы провели этот этап выборов. Потому что это будут уникальные выборы, которых в Украине еще не было. И они не подпадают ни под какие выборы, которые определены в Конституции. Потому что это не срочные и, конечно, не досрочные.

Скорее всего, они будут называться «срочные выборы, которые проведены после завершения военного положения». И это будет просто одноразовый закон, который даст возможность провести эти выборы и потом перескочить на нормальную систему, которая определена в Конституции и избирательном кодексе.

– Не стоит ли уже непосредственно прямо сейчас — или может стоило полгода или год назад — заняться разработкой этих правил? Представим, что вдруг удалось достичь какого-то устойчивого перемирия или мирного соглашения. И хотя бы чтобы законодательно все было готово.

– А мы тихонько, тихой сапой, это все проговариваем. Но мы не хотим выносить это на политический уровень. Потому что сразу начнется: «завтра выборы!» Мы встречаемся с членами ЦИК, потому что очень много работы по линии Центральной избирательной комиссии. Понять где какие списки, где кто из людей находится, обновление реестров — это титаническая работа.

Второе, нам надо четко понять, как мы обеспечим голосование наших ребят и девушек, которые находятся на передовой. Как мы будем проводить выборы на тех территориях, которые будут под временной оккупацией, если таковые будут. Мы должны понять, как завершится война. Мы должны понять, как будут голосовать люди, которые находятся за границей. Потому что очень много нюансов связаны с их голосованием, потому что отдельные страны четко запрещают голосование на их территории, кроме посольств тех или иных стран. Мы должны понять, где мы возьмем финансирование. Мы должны понять, как мы сюда пригласим наблюдателей.

Целый ряд вопросов, на которые мы должны дать ответ. По каждому из них у нас уже есть несколько вариантов.

– Уточните, «у нас» — это у кого?

– Мы постоянно, на уровне согласительного совета, на уровне комитетов, проводим эти дискуссии. Просто мы стараемся не делать их публичными, потому что как только у нас что-то начнет говорить, все сразу скажут: все, побежали на выборы! У нас и так некоторые партии фальстартуют через день: все, завтра выборы!

Друзья, пока военное положение, выборов в Украине быть не может. Так предусматривает избирательный кодекс, так предусматривает закон о правовом режиме военного положения. Точка.

И поэтому мы должны исходить из этого, что завершается военное положение или отменяется военное положение. После этого, пожалуйста, мы должны иметь четкие правила, по которым мы проводим выборы в Украине.

Я думаю, что это будет небольшой закон. Мы максимально будем полагаться на избирательный кодекс, но все равно должны быть некоторые вещи, на которые должен быть дан ответ. Например, это будут выборы вместе, или это будут выборы отдельно.

– Имеете в виду, парламентские и президентские?

– Парламентские и президентские, потому что, с одной стороны, Конституция запрещает проведение выборов вместе, поэтому, скорее всего, это будут разделенные выборы.

Второе, насколько они разделены? А какие первые? Какие вторые? Поэтому здесь очень много вопросов, на которые надо дать ответ. Но по каждому из этих вопросов у нас уже прописаны плюсы, минусы, что надо сделать Центральной избирательной комиссии, что надо сделать другим нашим коллегам для того, чтобы, когда это время наступит, в парламенте была готова законодательная материя, которую мы предложим обществу.

– В принципе, общество, как представляется, понимает, что выборы сейчас провести нельзя и не надо. Это показывают фактически все социологические опросы. Но, если представить, что военное положение и активная война продлится еще долго, даже не месяцы, а годы, может ли в какой-то момент в обществе возникнуть запрос на выборы? Мол, как-то вас надо переизбирать, потому что вы уже слишком пересидели, пусть полгода, год, полтора, но это уже слишком. Может такое быть? Из этого можно какой-то выход найти?

– В мире все может быть. Я, как человек, который к этому пришел из науки, знаю, что исключать ничего невозможно. В мире возможно все.

Но еще раз говорю, мудрость должна заключаться в том, чтобы мы поняли, что в результате этих изменений мы приобретем и что в результате этих изменений мы потеряем. И просто в сравнении мы должны понять целесообразность тех или иных процессов, явлений, событий и всего остального. Поэтому еще раз говорю, украинский парламент готов к любым вызовам, но мы хотим, чтобы любые решения, которые будут приниматься в Украине, в украинском парламенте, принимались с осознанием последствий и перспектив этих решений.

Но еще раз говорю, если действительно вы прогнозируете на длительное время (что война будет продолжаться, — ред.), надо принимать какие-то решения, но давайте посмотрим, как будут разворачиваться события.

– Хочу вернуться к настроениям в депутатском корпусе. Одна из многочисленных тем, на которую жалуются депутаты, как частным образом, так и публично, это вопрос командировок. И жалуются не только в оппозиции, хотя в оппозиции больше. Вы действительно считаете, что депутаты постоянно пытаются без реально уважительных причин как-то пробраться за границу? И не является ли это каким-то инструментом выборочного давления на парламентариев?

– С начала этой войны я и для себя, и для всех поставил одну очень важную задачу для межпарламентской деятельности — она должна быть эффективной.

И это, мне кажется, абсолютно понятная категория для всех, кто занимается любой деятельностью. Если в твоей деятельности есть коэффициент полезного действия, если ты работаешь на межпарламентском треке, в парламентских ассамблеях, привозишь решения, нет вопросов. Если ты работаешь в международных командах, в переговорных командах, в командах, которые включены в дипломатические какие-то вещи для страны, нет вопросов.

Но если ты мне пишешь заявление: прошу отправить меня в Соединенные Штаты Америки для участия в спектакле «Мамы по скайпу», или принять участие в каком-то спортивном соревновании, наблюдать за ним — извините меня, это точно не парламентская деятельность.

– А такое пишут, я так понимаю, вы не из головы это берете?

– Это я не из головы беру.

Мы четко осознаем, что за этим очень мало парламентского. Поэтому мы четко определили правила.

Смотрите, что такое командировка вообще? Это же не разрешение на выезд из страны любым способом. Это необходимость. Я, как председатель Верховной Рады, который по Конституции единственный, кто представляет украинский парламент в отношениях с международными партнерами, я четко говорю: я готов делегировать эти полномочия моим коллегам. И это абсолютно правильно.

У нас есть очень эффективные парламентские ассамблеи. Парламентская ассамблея Совета Европы, парламентская ассамблея ОБСЕ, парламентская ассамблея НАТО и так далее. Это люди, которые ездят и постоянно привозят для Украины какой-то эффект в виде заявлений, обращений, постоянного удерживания Украины в повестке дня.

С другой стороны, есть люди, которые выезжают по вопросам, которые для меня мало понятны с точки зрения коэффициента полезного действия для Украины. И поэтому, конечно, я не могу давать командировки. А хочу напомнить, что за период командировки народному депутату начисляется заработная плата, даже если он едет в командировку за свой счет, если он едет туда не для представления парламентской функции.

Кроме этого, давайте смотреть и на частоту и эффективность этих командировок. У нас есть люди, это, как правило, люди из оппозиции, которые постоянно пытаются ехать. Еще раз говорю, если это парламентские вещи, добро пожаловать, езжайте, приезжайте, делитесь своим опытом. Есть люди, которые считают себя непревзойденными дипломатами, но до последнего времени не подали ни одного отчета о своей командировке, пока я уже сказал: я тебе следующую командировку не дам, пока ты не привезешь какой-то отчет, оно же должно остаться в парламенте.

Еще раз говорю, для меня крайне важна эффективность, а не просто время, которое проведено за границей. Время, которое ты проводишь за границей, ты должен максимально эффективно использовать для того, чтобы что-то изменилось в Украине.

Это не то, что я это ко всем, а не к себе. Я, в первую очередь, это к себе. Поэтому когда вы видите все мои командировки, то у меня по 30-35 двусторонних встреч, а не просто где-то там возле туалета, в коридоре или еще где-то, — двусторонних встреч за два дня. Это когда я глаза в глаза общаюсь, когда я каждого спикера могу в любой момент набрать, сказать, какая ситуация в Украине, что делается, что мне нужно от его парламента, какие заявления, какие обращения.

И это то, что дает эффект. Я очень хочу, чтобы так работали все те, кто выезжает за пределы Украины. Потому что это та льгота, которая недоступна многим из украинцев.

И поэтому мы должны понять, что депутаты такие же украинцы и должны ехать туда с целью привести кумулятивный эффект для Украины, а не увидеть родных, пить чай в отеле с детьми своими и так далее и тому подобное.

У меня есть очень много что сказать. Но я за единство в парламенте. Но когда-то, после этого, я обязательно напишу книгу.

– Российское руководство неоднократно заявляло о том, что по их мнению, единственным легитимным органом в Украине является парламент и какие-то там соглашения они готовы подписывать, собственно, с руководством парламента. Вы тоже видели эти заявления. Какова ваша реакция, когда вы такое читаете?

– Я эту реакцию сразу сказал в первый день, когда в первый раз вышло это заявление. У меня было обращение к главарю агрессоров.

Я четко сказал, что мне очень приятно, что наконец они начали читать хотя бы Конституцию Украины. Но пусть читают ее хорошо, если они свою не умеют читать. Четко предусмотрено, что президент Украины продолжает свои полномочия до вступления в должность нового президента.

И сейчас президент Украины Владимир Зеленский — это человек, который является гарантом Конституции, человек, который представляет Украину в международных отношениях в соответствии с Конституцией Украины.

Все остальные их розовые мечты пусть оставят себе. Украинский парламент — конституционный орган, но он выполняет все те полномочия, которые ему предусмотрены в Конституции Украины. И я надеюсь, что так и будет на долгие века.

— Напоследок давайте поговорим об отдельных законопроектах. В частности, уже достаточно давно разрабатывается законопроект о демобилизации. Какие его перспективы?

– Я уже несколько раз отвечал, что такие важные вещи как демобилизация, без позиции военных украинский парламент как политический орган принимать просто не имеет морального права. Только после того, как мы проговорим с военными перспективы и последствия этого решения.

Потому что история нам подсказывает, что такое решение в Украине принималось. Принималось Центральной Радой. Принималось в 1918 году, когда Порш, тогдашний министр обороны, внес этот законопроект. И мы очень хорошо знаем, чем все это завершилось в Украинской народной республике. И именно потому, что мы это знаем, мы очень осторожно подходим к этим вопросам.

Но украинские военные должны иметь — они заслужили больше всех — справедливые правила ротаций, справедливые правила отпусков, справедливые правила социальной поддержки для них, а в случае гибели — для близких и родных, а которые были у них, это справедливо. Но здесь украинский парламент принял все необходимое законодательство. Далее я хотел бы, чтобы эти правила четко работали на уровне военных и высшего военного руководства.

– Законопроект о множественном гражданстве на этой неделе должен голосоваться в целом. Стоит ли ждать каких-то существенных изменений в финальной версии?

– Я думаю, нет, потому что это такой больше рамочный закон, который просто дает очень мощный сигнал всем гражданам Украины, которые сейчас находятся за пределами Украины: Украина не отворачивается от своих граждан, Украина не заставляет вас сдавать украинский паспорт и брать другой, в отношениях с Украиной вы навсегда будете гражданами Украины. И мы ждем вас после завершения этой страшной войны.

Каждый из вас надо в Украине для того, чтобы отстроить Украину. Для того, чтобы Украина могла воскреснуть после этого страшного нашествия со стороны Российской федерации. Потому что, в отличие от россиян, которые сегодня празднуют один миллион своих убитых, раненых, раненых и так далее, украинцы борются и переживают за каждого гражданина Украины.

И очень хорошо сказал президент, что мы никогда не будем своих граждан как дрова в печь войны бросать. Это очень правильно. Это другая философия, понимаете? Это совершенно другое отношение к человеку как наивысшей социальной ценности.

И поэтому мне кажется, что это то, что еще раз подчеркивает, что мы с ними (россиянами, — ред.) разные. Мы находимся на разных краях цивилизационной пропасти.

– Парламент недавно принял в первом чтении усиление ответственности за нарушение санкций. Можете объяснить, какая была потребность в этом решении, учитывая, что исторически, еще задолго до большой войны, к санкциям как к инструменту звучало немало замечаний?

– Я начну с того, что нам странно требовать ответственность за обхождение санкций, которые должны накладывать наши партнеры, и не требовать этого для Украины. Мы всегда говорим, что, друзья, смотрите, вторичный экспорт, импорт, вы даете возможность россиянам завозить те или иные вещи, мы очень хорошо знаем, куда оно идет. Вопрос теневого флота. Это те вещи, которые вы должны наказывать. Обхождение санкций, эти лазейки вы должны наказывать.

А в это же время Украина не имеет закона, который наказывает обхождение санкций. И это абсолютно неправильно.

Именно поэтому украинский парламент принял решение установить в Украине уголовную ответственность за обхождение санкций. То, что это кому-то не нравится, то, что это кто-то примеряет этот пиджачок на себя, это же неправильно.

Мы не можем строить государственную политику и международную политику, учитывая интересы отдельных индивидов. Мы строим их, учитывая интересы государства Украина. И в этом должен быть приоритет.

И когда начинают перелистывать старые пластинки, которые когда-то были — ты перебрасываешь, а текст один и тот же: вы несправедливо вводите санкции к гражданам Украины…

Я просто сделал одну вещь. Я обратился в Совет национальной безопасности и обороны с просьбой: дайте, пожалуйста, перечень санкций, если такие были, которые наложены с 2014 по 2019 год в отношении граждан Украины. Я же тут думал получить ноль, а я получил почти 700 граждан Украины, на которых были наложены санкции с 2014 по 2019 год.

Понимаете? А законодательство с тех пор не изменилось. И закон о санкциях был принят в 2014 году, и подписан он был президентом, который был в 2014 году, и проголосован парламентом, который был в 2014 году. Этот парламент проголосовал только, по-моему, несколько изменений, и то они касались лишения наград, для того, чтобы реальных сепаров или других лиц лишать государственных наград.

А во всем остальном украинский парламент, украинские правоприменители используют тот закон, который пришел в наследство с 2014 года. Тот опыт по наложению санкций, который пришел с 2014 года. Поэтому, друзья, давайте так: или крестик, или другое.

 

(Оновлено 12:00)

Віктор Андрусів

Трамп змінив позицію щодо Ірану. Це ж чекає і Росію: Путін постав перед вибором

Зміна Трампа і вибір для путіна

Коли я чую заклики визнати, що Трамп агент Кремля і що він проти України – я посміхаюсь. Чому мені смішно? Бо єдине, що можна сказати про Трампа в політиці – ВІН ПОСТІЙНО МІНЯЄ СВОЮ ПОЗИЦІЮ.

Тому якщо вирішити, що він за путіна і проти України, то виходить, що в нього є якась постійна позиція – а це абсурд! Справа в тому, що Трамп досить постійний в тому, який він є по своїй суті. Якщо ви б згадали його перший строк, на що я посилався в своєму прогнозі, то побачили б, що все рухається один в один. Починав він свій перший строк як друг путіна і Кім Чен Іна, а закінчив надавши нам Джевеліни і пославши північних корейців. Доречі, цього разу він втратив радників – ідіотів набагато швидче, чим під час першого строку.

Однак, якщо ви забули цей урок, то ось вам урок останніх днів – він кардинально змінив свою позицію по відношенню до війни проти Ірану. 2 травня Рейтерс пише, що Трамп посварився з Нетаньяху і вимагав негайних переговорів з Іраном.13 червня Трамп ще раз заявив, що постійно намагався домовитись з Іраном і не підтримував удари. Більше того, на 15 червня були заплановані переговори.

Що пише Трамп сьогодні? ВИМАГАЮ КАПІТУЛЯЦІЇ! Він вже не згадує ніяку угоду, не каже, що це не війна США, що Америка на першому місці, а жене авіаносці поближче до Ірану. І так – для Ізраїлю це вже новий Трамп! Більше того, він якось геть зовсім забив на політичну позицію Китаю, який забирає 90% іранської нафти.

Тепер про нас. Ось вам цікавий факт, путін запропонував стати посередником по врегулюванню ситуації з Іраном, але чомусь Трамп не погодився? Можливо тому, що нарешті він побачив як працює Realpolitik і судячи з його останніх постів йому це дуже сподобалось. Про що це свідчить? У Трампа є точка, в якій він змінюється. Цей імпульсивний нестримний політик немає ніякої системності. Якщо він бачить, що щось не працює, а щось працює, він різко змінює свою позицію і йде в тому напрямку, який працює. Кейс Ірану показав йому, що «вісь Москва-Тегеран-Пекін» далеко не вісь, а так випадкові попутники. Він також побачив, що домовлятись після того, як комусь вламав, значно краще, чим до цього.

Вся ця ситуація ставить путіна в нову позицію. На жаль, росіяни не іранці, і рівень в них куди вищий. Тому вони чудово розуміють, що найближчим часом Трамп повернеться до питання переговорів по Україні. І якщо він потрапить в таку ж точку різкої зміни позиції – то їм не позаздриш. Справа в тому, що вимога припинення вогню, хай і відтягнулась, але залишається ключовим сигналом готовності путіна домовлятись. І тут все просто, або починає готуватись припинення вогню, або путін просто його розводить як лоха. І тут найцікавіший момент, коли Трамп різко змінить свою позицію, і влупить санкції, то путін не зможе домовлятись на тих умовах, які він може виграти сьогодні. Як це зараз не може зробити Іран, хоча ще в неділю міг фактично отримати нормальну угоду. У путіна все це прораховують. Тепер залишається тільки зробити вибір. І я чомусь думаю, що він серйозно задумається над варіантом грати в мирні переговори і тимчасово припиняти вогонь.

Кінець – кінців, Трамп поміняє свою позицію, не тому, що раптом стане любити Україну, а тому що це єдино можливе рішення для його виживання.

А нам поки треба триматись! росіяни заплатять за все. Іранці платять вже.

 

Камент админа Oko.cn.ua: —— По этому случаю, который всех злее, напомню народную поговорку: «Ебнутого горбатого только могила исправит!»

 

(Оновлено 11:00)

Виктор Небоженко

ИРАН, КТО СЛЕДУЮЩИЙ?

Сейчас Израиль при непрямой поддержке США и вооруженном нейтралитете стран Ближнего Востока- Египта, Турции, Саудовской Аравии и ОАЭ силой подавляет агрессивный Иран- военно-политический союзник путинской России, которой Тегеран три года подряд помогает разрушать и убивать Украину. Через некоторое время, точно так другой набор стран во главе с США будет подавлять агрессивную Северную Корею, а потом очередь дойдет до путинской России. Не сразу, но в только в такой последовательности. Сценарии могут быть разными, но результат одинаков- отказ от агрессивной политики  и возвращение в международное сообщество, живущее по правилам и принципам.

И Трамп здесь не самый главный, но нужный элемент для международной легитимации поведения США  и последовательности конфликтов. Сейчас самое важное, чтобы Трамп, преодолев сомнения, страх и отвращение, решился на открытую помощь Израилю в деградации союзника России Ирана.

 

(Оновлено 10:00)

Виталий Портников

Якщо путінський режим збережеться, перед нами постане ще радикальніша, ще жорстокіша генерація

Після ізраїльських ударів по Ірану й закликів прем’єр-міністра Ізраїлю Біньяміна Нетаньягу поставити крапку в існуванні теократичного режиму, питання можливого краху іранської влади набуває все більшої актуальності у світових медіа.

При цьому ми звикли говорити про цю владу як про безпосередню спадкоємицю подій 1979 року — Ісламської революції. Але насправді, ймовірно, вже йдеться про третю іранську еліту після революції.

Першу еліту складали ті, хто безпосередньо робив революцію — широке політичне об’єднання проти влади шаха Мохаммеда Рези Пехлеві. Це був справді широкий фронт: від релігійних авторитетів до прокомуністичної, орієнтованої на СРСР, партії ТУДЕ. Перші іранські уряди після перемоги революції були заповнені представниками цієї різнобарвної коаліції — аж до того моменту, коли аятола Хомейні рішуче узурпував усю владу в країні та дав змогу посилитися новій еліті: самому духовенству та його прибічникам.

Але вважати, що саме ця еліта досі керує Іраном, — було б помилкою. Реальний розподіл влади відбувся в роки затяжної ірано-іракської війни, коли остаточно реформувався репресивний апарат і духовенство фактично розділило владу з Корпусом вартових Ісламської революції (КВІР).

У цьому симбіозі Іран дедалі більше нагадував класичні авторитарні режими ХХ століття — на кшталт радянського з його дуалістичною системою партії та органів безпеки або гітлерівського — з партією та СС. Як і в СРСР чи Третьому Рейху, авторитет духовенства та КВІР був вищим за авторитет традиційної армії.

Сьогодні ж представники саме цієї еліти гинуть під ізраїльськими ударами. Якщо система вціліє, ми можемо побачити формування вже четвертої еліти Ісламської Республіки — еліти, загартованої не в революції, не в Ірано-іракській війні, а в сучасному ірано-ізраїльському протистоянні. І ця еліта буде складатися не з ідеалістів або фанатиків, а з людей, вихованих у цинізмі, пристосуванстві та вірності виключно самому режиму.

Я не виключаю, що цей новий Іран буде обережнішим за попередній. Але, безумовно, і значно підступнішим.

Аналіз змін у іранській номенклатурі дозволяє краще зрозуміти, з якою російською елітою ми матимемо справу в найближчому майбутньому. Бо в Росії нині вже править друга  еліта після краху СРСР. І третя на черзі

Перша — це еліта «широкого фронту», яка об’єдналася проти комуністичної диктатури та домоглася створення нової держави. Вона включала всіх: від колишніх номенклатурників і чекістів до демократів, лібералів і націоналістів — не лише російських, а й представників усіх народів тодішньої імперії.

Але ця еліта дев’яностих швидко поступилася новій — посиленій Чеченською війною, згуртованій навколо культу Путіна та повного контролю спецслужб. Сьогодні саме вона є носієм путінської вертикалі влади.

Проте й ця еліта вже може поступитися місцем новим групам — тим, хто збагачується й робить кар’єру на російській війні проти України. Якщо путінський режим збережеться, перед нами постане ще радикальніша, ще жорстокіша генерація. Молоді люди, що виросли у світі пропаганди, ненависті до Заходу й віри у війну як найефективніший спосіб вирішення проблем, дедалі більше нагадують своїх іранських однолітків — таких самих фанатичних продуктів авторитарної машини.

Це і є справжня еліта війни.

 

(Оновлено 9:00)

Главред

Анна Ярославская

G7 не опубликовали совместное заявление по Украине: СМИ назвали причину

Страны Большой семерки отказались от планов сделать решительное заявление по войне в Украине после сопротивления со стороны США.

Совместного заявления лидеров Группы семи (G7) по войне в Украине не будет, поскольку Соединенные Штаты не согласились бы с окончательной формулировкой. В частности, Штаты не согласны с жесткой формулировкой в отношении действий России в Украине и захотят, чтобы она была смягчена.

Как пишет Reuters со ссылкой на свои источники, шестеро лидеров были готовы зайти далеко в своих формулировках, но американцы не хотели, чтобы некоторые острые замечания в отношении РФ были включены в совместное заявление.

«Американцы не хотели, чтобы некоторые резкие высказывания в адрес России были включены в совместное заявление, поскольку опасались, что это поставит под угрозу переговоры с этой страной о прекращении войны», — цитирует издание слова источника.

«Отступление — признак того, насколько деликатным может быть общение с Трампом. И это происходит в тот же день, когда президент Украины Владимир Зеленский выступил на встрече высокого уровня в Кананаскисе, Альберта, где он призвал к мирному соглашению», — отмечает CBC News.

После завершения саммита премьер Канады Марк Карни планирует опубликовать заявление председателя Группы семи, в котором призовет к усилению давления на Россию через санкции и заявит, что G7 поддерживает мирные усилия под руководством США.

Европейский чиновник заявил, что лидеры рассказали Трампу о своих планах изменить жесткие меры против России, и Трамп, кажется, был впечатлен, хотя в принципе он не поддерживает санкции.

Трое европейских дипломатов заявили, что Трамп дал понять, что хочет усилить давление на главу РФ Владимира Путина и рассмотреть законопроект Сената США, подготовленный сенатором Линдси Грэмом. Однако он ничего не обещал.

Лидеры G7 договорились о шести заявлениях, касающихся незаконной перевозки мигрантов, искусственного интеллекта, критически важных минералов, лесных пожаров, транснациональных репрессий и квантовых вычислений.

Отметим, Канада в этом году председательствует в G7 на ротационной основе. Другие лидеры не должны подписывать заявления председателя Группы семи.

Reuters пишет, что президент Украины Владимир Зеленский покинет саммит Группы семи с новой помощью от Канады, но без совместного заявления о поддержке от членов или возможности встретиться с президентом США Дональдом Трампом.

Зеленский сократил визит в Канаду

Тем временем президент Зеленский сократил свой визит в Канаду и возвращается в Украину. Он отменил пресс-конференцию, запланированную в Калгари, и вернется в Киев после завершения переговоров в Кананаскисе.

Источники в украинской делегации сообщили CBC News, что Зеленский сокращает свой визит после обстрела столицы в ночь на 17 июня и решения президента США Дональда Трампа пропустить программу саммита «Группы семи» во вторник.

Отметим, Трамп покинул саммит G7 в понедельник вечером, сославшись на конфликт на Ближнем Востоке.

О чем говорится в заявлении Карни

Премьер Канады Марк Карни, который председательствовал на саммите Группы семи, заявил, что лидеры G7 выразили поддержку усилиям президента США Дональда Трампа, направленным на достижение справедливого и прочного мира в Украине, а также «настроены изучать» все варианты максимального давления на Россию.

«Лидеры G7 выразили поддержку усилиям президента Трампа, направленным на достижение справедливого и прочного мира в Украине. Они признали, что Украина взяла на себя обязательства по безусловному прекращению огня, и согласились, что Россия должна сделать то же самое», — говорится в заявлении.

Отмечается, что лидеры G7 решительно настроены изучать все варианты максимального давления на Россию, включая финансовые санкции.

Лидеры G7 встретились с президентом Украины Владимиром Зеленским и Генеральным секретарем Организации Североатлантического договора Марком Рютте, чтобы обсудить их поддержку сильной и суверенной Украины, «включая бюджетную поддержку обороны и восстановления и реконструкции».

Саммит G7 — что известно

Саммит Группы семи состоялся 15-17 июня в Кананаскисе, провинция Альберта, Канада.

Как писал Главред, по данным СМИ, президент Украины Владимир Зеленский и президент США Дональд Трамп планировали встретиться в рамках саммита G7. Их последняя встреча состоялась в апреле — на траурной церемонии прощания с Папой Франциском.

17 июня стало известно, что президент США Дональд Трамп досрочно покинул саммит G7 и вернулся в Вашингтон.

При этом в своей соцсети Truth Social он резко выразился в адрес французского лидера Эммануэля Макрона, который «не угадал» причину его отъезда с саммита. Также глава Белого дома намекнул на что-то «большое».

Ранее Зеленский заявлял, что рассчитывает на личную встречу с Дональдом Трампом для обсуждения оборонного пакета, который Украина готова приобрести, и подчеркнул критическую важность сохранения единства между США и Европой в условиях глобальной угрозы.

 

(Оновлено 8:00)

ISW

Институт изучения войны (американский аналитический центр)

Оценка боевых действий в ходе российского вторжения в Украину, 17 июня 2025 г.

Российские силы нанесли третий по величине комбинированный удар беспилотников и ракет по Украине с начала полномасштабного вторжения России в ночь с 16 на 17 июня. Украинские ВВС сообщили, что российские силы запустили 440 беспилотников «Шахед» и ложных беспилотников со направлений городов Курск, Орел и Брянск; Шаталово, Смоленская область; Миллерово, Ростовская область; и Приморско-Ахтарск, Краснодарский край. Украинские ВВС сообщили, что российские силы запустили две аэробаллистические ракеты Х-47М2 «Кинжал» из воздушного пространства над Тамбовской областью, 16 крылатых ракет Х-101 из воздушного пространства над Саратовской областью, четыре крылатые ракеты «Калибр» из Черного моря, девять крылатых ракет Х-59/69 из воздушного пространства над Белгородской и Брянской областями и одну противорадиолокационную ракету Х-31П из неуказанного места. Украинские ВВС сообщили, что украинские силы сбили 239 беспилотников, одну ракету Х-47М2, 15 ракет Х-101 и семь ракет Х-59/59, а 163 беспилотника, одну ракету Х-47М2, одну ракету Х-59/69 и одну ракету Х-31П были «потеряны» или подавлены украинскими системами радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Представитель украинских ВВС полковник Юрий Игнат сообщил, что беспилотники Shahed и ловушки, нацеленные на Киев, летели с разных направлений, в том числе вдоль реки Днепр, а также с востока и запада. Игнат и мэр Киева Виталий Кличко заявили, что украинские власти обнаружили остатки кассетных боеприпасов на месте взрывов ракет, а украинский источник опубликовал кадры, на которых, как сообщается, запечатлена российская ракета с кассетными боеприпасами, поражающая Киев ночью. Украинские власти сообщили, что удары нанесли по жилым районам и гражданской инфраструктуре в Киеве, Черниговской, Черкасской, Одесской, Сумской и Запорожской областях. Украинские власти сообщили о жертвах среди гражданского населения в Киеве, Одессе и Черниговской области.

Серия ударов 16-17 июня была направлена ​​на Киев и жилые районы столицы, поскольку российские чиновники и милблогеры призвали Россию усилить свои удары по Украине. Чиновники города Киева сообщили, что российские войска запустили 175 беспилотников, более 14 крылатых ракет и по меньшей мере две баллистические ракеты по городу за ночь. Мэр Киева Виталий Кличко сообщил, что в результате ударов погибло по меньшей мере 15 человек в городе и было ранено по меньшей мере 114.[6] Украинские чиновники заявили, что российская баллистическая ракета попала в девятиэтажный жилой дом в Соломенском районе, обрушив вход в здание и разрушив 30 квартир. Украинские чиновники сообщили, что российские войска нанесли удары по другим объектам гражданской и жилой инфраструктуры по всему Киеву. Миссия ООН по наблюдению за соблюдением прав человека в Украине (UN HRMMU) сообщила 17 июня, что российские войска нанесли удары по меньшей мере по 30 объектам в семи районах Киева. HRMMU ООН сообщила, что последний удар по Киеву с сопоставимыми или более значительными потерями среди гражданского населения был нанесен 8 июля 2024 года, в результате которого погибли по меньшей мере 32 мирных жителя и 85 получили ранения, в том числе в детской больнице «Охматдет» в Киеве. Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по обороне Алексей Журавлев 17 июня выступил за то, чтобы Россия усилила свои удары по Украине, чтобы не допустить перегруппировки Украины и получения ею дополнительной западной помощи. Российский милблогер призвал Россию расширять и умножать свои удары, пока президентом Украины является Владимир Зеленский.

Секретарь Совета безопасности России Сергей Шойгу объявил, что Северная Корея направит 6000 саперов и военных инженеров для помощи в восстановлении Курской области. Шойгу встретился с северокорейским диктатором Ким Чен Ыном в Пхеньяне 16 июня во время второго визита Шойгу в Северную Корею в июне 2025 года. Шойгу заявил, что Ким согласился направить 1000 северокорейских саперов и 5000 северокорейских военных строителей для разминирования и восстановления Курской области. Ранее ISW наблюдала сообщения о том, что северокорейские военные и «технические советники» действуют в оккупированной Донецкой области, в том числе вблизи оккупированных Донецка и Мариуполя. Россия может в будущем направить северокорейских саперов и инженеров на оккупированную Украину для выполнения инженерных и вспомогательных задач.

Европейский союз (ЕС) и Соединенное Королевство (Великобритания) объявили о пакетах санкций против России 16 и 17 июня. Великобритания ввела санкции против дополнительных частей российского финансового, военно-промышленного и энергетического секторов, включая российский теневой флот и его операционные компании. Великобритания также ввела санкции против двух резидентов Великобритании, обвиняемых в оказании помощи в поставках в Россию электроники на сумму более 120 миллионов долларов. Совет ЕС возобновил свой пакет санкций, нацеленный на импорт продукции из оккупированного Крыма в ЕС и экспорт товаров и технологий транспортным, телекоммуникационным, энергетическим, нефтяным, газовым и горнодобывающим компаниям в Крыму.

Основные выводы:

  • Российские войска нанесли третий по масштабу комбинированный удар с применением беспилотников и ракет по Украине с начала полномасштабного вторжения России в ночь с 16 на 17 июня.

  • Серия ударов 16–17 июня была направлена ​​преимущественно на Киев и затронула жилые районы столицы, в то время как российские официальные лица и мил-блогеры призвали Россию усилить удары по Украине.

  • Секретарь Совета безопасности России Сергей Шойгу заявил, что Северная Корея направит 6000 саперов и военных инженеров для оказания помощи в восстановлении Курской области.

  • Европейский союз (ЕС) и Соединенное Королевство (Великобритания) 16 и 17 июня объявили о пакетах санкций против России.

  • Недавно российские войска продвинулись в районе Сиверска, Торецка и Покровска.

 

(Размещено 7:00)

Альфред Кох

Прошли три года и сто четырнадцать дней войны. На сегодняшних картах ISW видно, что россияне наступают в трех местах.

Во-первых, северо-восточнее Северска они на узком фронте в 1-2 км продолжили вчерашнее наступление на запад, и пройдя за сегодня еще около 1 км вышли на окраины Серебрянки.

Во-вторых, севернее Торецка россияне продвинулись на 2 км от Дылеевки к Александро-Шультино, таким образом, вернув себе все те территории, которые у них отбили ВСУ во время своей недавней контратаки.

И, наконец, в третьих, восточнее Мирнограда они по фронту в 9 км от Попова Яра до Малиновки продвинулись на 3,5 км на запад и подошли к Шевченко Первому.

В ночь на сегодня россияне выпустили по Украине 472 БПЛА и ракет разных типов. Украинскими силами ПВО были сбиты 262 из них. Еще 166 были нейтрализованы средствами РЭБ.

В этот раз основной удар пришелся по Киеву. Сообщают о 20 взрывах. В Соломенском районе, в результате попадания ракеты, был разрушен целый подъезд девятиэтажного жилого дома, а в другом пятиэтажном доме начался пожар. Также в Дарницком районе один “Шахед” попал в жилой дом и кроме этого — поврежден детский сад и нежилые здания. Еще в Днепровском районе было попадание в промышленное предприятие…

В результате этой атаки сообщается о 20 (по некоторым оценкам — 10) погибших. Десятки ранены. Известно, что в больницах с ранениями различной степени тяжести находится около 50 человек. Данные еще будут уточняться, но уже ясно, что это была одна из самых кровавых атак россиян на Киев за всю войну.

Сегодня Зеленский прибыл на саммит G7 в Канаду. Он примет участие в специальном заседании «Сильная и суверенная Украина» и проведет встречи с некоторыми из глав государств. В частности по прибытии его встречал канадский премьер Премьер-министр Канады Карни. Во время встречи с Зеленским он объявил, что Канада предоставит Украине 2 млрд канадских долларов ($1,47 млрд) военной помощи, а также введет новые санкции против России.

На самом заседании Зеленский обратился к участникам саммита с речью. Вот главные цитаты из его выступления:

“Мы должны и дальше получать системы противовоздушной обороны и ракеты. И пора переходить к локализации производства в Украине всего, что нужно для противовоздушной обороны…”

“…Сейчас мы работаем над разработкой и развертыванием беспилотников-перехватчиков, чтобы защитить от «шахедов» наши города… И нам нужно дополнительное финансирование на их производство… Я призываю вас и дальше увеличивать инвестиции в производство оружия в Украине – это самый быстрый путь к достижению результатов.”

“…Я призываю вас сотрудничать с Соединенными Штатами, чтобы ввести строгое ограничение цены на российскую нефть. Предложенная цена составляет 45 долларов за баррель, но многие эксперты соглашаются, что действительно эффективный уровень – 30 долларов.

18 пакет санкций ЕС также должен ударить по российской энергетике и банкам. И важно обеспечить 40 миллиардов долларов США ежегодной бюджетной поддержки для Украины…”

“И вместе мы должны продолжать призывать Президента Трампа использовать свое реальное влияние, чтобы заставить Путина положить конец этой войне. Именно США и Президент Трамп предложили прекращение огня, возобновление дипломатии, немедленные встречи и переговоры. Но Россия заблокировала все усилия.”

Я намеренно убрал всю беллетристику и лозунги, которыми изобиловало его выступление, чтобы оставить только суть. Судите сами насколько реально получить от G7 то, что он просит: инвестировать в производство ПВО в Украине, ввести потолок цены на нефть для России в 30 долларов за баррель и ежегодно выделять Украине помимо чисто военной помощи еще 40 млрд. долларов бюджетной поддержки и т.д.

Напомню, что когда Зеленский приехал на саммит, Трамп уже оттуда уехал. Разумеется Трамп уехал вовсе не потому, что он не хочет пересекаться с Зеленским. Просто так получилось, что у Трампа, помимо России, есть еще одна головная боль: Иран. И его досрочный отъезд из Канады вызван тем, что видимо сегодня будет какой-то новый виток обострения ирано-израильской войны.

Риторика с обеих сторон резко ужесточилась.

Трамп уже не хочет никаких переговоров с Ираном по ядерной сделке и требует от Ирана “безоговорочной капитуляции”. В ответ иранское телевидение говорит о том, что Иран сегодня “преподнесет сюрприз, который запомнится на века”. А сам верховный правитель аятолла Хаменеи час назад заявил, что “начинается битва”. Что все это значит — неизвестно, но жути обе стороны нагнали на всех.

Пока обмен воздушными ударами между Ираном и Израилем продолжается. И что случится этой ночью — одному Богу известно. Может быть все что угодно: от “ничего” до “ядерного удара”. Во всяком случае иранское телевидение гоняет в эфире ролики, в которых чья-то рука любовно гладит ядерную боеголовку. Хрен его знает: может иранцы уже и успели сделать несколько ядерных боеголовок?

Я не знаю как все это комментировать и просто тихо скулю от бессилия и полного непонимания того, что происходит. Я никогда не был великим мастером прогнозов, но так, чтобы вообще не понимать что будет буквально через полчаса — такое у меня впервые. И я думаю, не только у меня. В любом случае, я уже давно определился со стороной в этой войне и поэтому мне хоть тут не нужно ничего заново для себя решать.

Слава Украине!🇺🇦

I❤️🇮🇱

2 оценки, среднее: 5,00 из 52 оценки, среднее: 5,00 из 52 оценки, среднее: 5,00 из 52 оценки, среднее: 5,00 из 52 оценки, среднее: 5,00 из 5 (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...

2 комментария читателей статьи "BloggoDay 18 June: Russian Invasion of Ukraine"


  1. Джордан 2005
    18.06.2025
    в 06:15

    Героям Слава!

    0

  2. nata
    18.06.2025
    в 07:24

    Трампу вже пора мемуари писати, якщо ще щось пам’ятає, а не демократичною Америкою керувати

    0

Добавить комментарий