BloggoDay 27 March: Russian Invasion of Ukraine

Дайджест 27 березня 2025 р

 

(Оновлено 16:00)

РБК-Украина

Роман Кот

Макрон ищет смелых. Введет ли Европа войска в Украину против воли РФ

Эммануэль Макрон собирает в Париже саммит стран, которые могут отправить свои войска в Украину. О том, обретет ли конкретику его давняя инициатива и как Европа может поддержать Украину уже сейчас — в материале журналиста РБК-Украина Романа Кота.

Сегодня, 27 марта, в Париже состоится саммит «Коалиции желающих» по поддержке Украины. На него пригласили представителей более 20 государств, включая страны Европейского Союза, а также Великобритании, Канады, Норвегии и Турции. Приедет и украинский президент Владимир Зеленский.

Иностранные войска в Украине – будет ли конкретика?

Цель встречи в Париже – закрепить статус Европы как влиятельного и, самое важное, самостоятельного игрока на международной арене. Она получила публичную «пощечину» в середине февраля, на Мюнхенской конференции по безопасности. Тогда американские участники во главе с вице-президентом Джей Ди Вэнсом публично заявили, что европейских лидеров не будет за столом переговоров о завершении войны России против Украины. И дали понять, что безопасность Европы – это дело прежде всего самой Европы, поэтому безоглядно полагаться на США, как раньше, уже не получится.

Эти события по крайней мере часть лидеров ЕС привели в чувство. Поэтому оперативно, по меркам ЕС, принимаются решения об увеличении оборонных расходов. А на уровне отдельных государств, Франция и Великобритания пытаются сплотить «коалицию желающих» для потенциальной отправки войск в Украину. Собственно, это главная тема саммита в Париже, но не единственная.

Ранее президент Франции Эммануэль Макрон заявлял, что саммит «Коалиции желающих» имеет целью завершить подготовку «краткосрочной» военной помощи Украине, разработать «надежную модель» для украинской армии, которая бы сделала невозможным будущие вторжения России, а также определить гарантии безопасности, в частности через размещение иностранных войск на территории Украины.

Ключевая в этом плане – инициатива по контингенту. Она уже пережила несколько трансформаций. На ранних стадиях, по данным РБК-Украина, в кулуарах обсуждали даже идею миротворческой миссии непосредственно на линии соприкосновения, численностью от ста тысяч солдат.

Однако по общему мнению, такой вариант выглядел абсолютно фантастическим. Поэтому впоследствии перешли к более реалистичным концепциям – не миротворцев ООН, а многонациональных сил из тех стран, которые изъявят желание отправить войска в Украину. Их размещение возможно не на линии разграничения, а в тылу. И они могут выполнять скорее функцию поддержки для ВСУ, вероятно, инструкторов, технического персонала и тому подобное. По словам самого Макрона, контингент действительно будет размещаться не на передовой, а в «мирной зоне» и будет выполнять функцию «поддержки гарантий безопасности».

Детали такой миссии обсуждались в Париже во время нескольких совещаний начальников штабов. Однако, и здесь не все так однозначно. Ряд стран, участвовавших в обсуждении, до сих пор не определились.

«Наша задача – выйти с результатом понимания, кто у нас есть и кто готов имплементировать по гарантиям безопасности именно направление контингента, – рассказал Владимир Зеленский на брифинге 25 марта, – Мне кажется, это могут быть уже первые результаты, уже теоретически получить конкретику по тем или иным странам».

Накануне саммита Зеленский встретился с президентом Франции Эмманюэлем Макроном, чтобы обсудить общую стратегию на сегодня. Однако есть ряд факторов, которые добавляют непредсказуемости.

Факторы неопределенности

Даже в Париже и Лондоне – двух главных драйверах отправки контингента в Украину есть свои предостережения и несколько разное видение миссии. Не говоря уже о других потенциальных участниках. Как сообщают источники Reuters в европейских дипломатических кругах, некоторые страны обеспокоены из-за расходов на предстоящую миссию, недостатка живой силы и техники, а также из-за перспективы оказаться в состоянии войны с Россией.

По данным The Telegraph, премьер-министр Великобритании Кир Стармер явно поторопился, когда говорил об отправке войск в Украину. Источник издания в Минобороны Великобритании рассказал, что переговоры находятся на «ранней стадии» и скорее имеют политический смысл. К тому же существуют вопросы относительно реального военного потенциала Великобритании.

Неопределенность существует также во Франции, которая перехватила неформальное лидерство в инициативе по контингенту.

С одной стороны, президент страны Эмманюэль Макрон занимает решительную позицию. «Наши солдаты, когда они задействованы и развернуты, должны реагировать на решения главнокомандующего, а если они находятся в конфликтной ситуации, реагировать на нее», – сказал Макрон 26 марта после встречи с Владимиром Зеленским.

С другой стороны, против отправки войск в Украину выступает оппозиция в парламенте, в частности, партия «Национальное объединение». Кроме того, идея контингента неоднозначно воспринимается во французском обществе, рассказала РБК-Украина преподаватель-научный сотрудник французского университета «Лион 3» имени Жана Мулена Оксана Митрофанова.

«Общественное мнение, конечно, в большинстве поддерживает Украину, но когда речь идет о гипотетической возможности отправки французских войск, то тогда речь идет и о возможности, во-первых – гибели французских солдат, во-вторых – о противостоянии с ядерной Российской Федерацией», – сказала Митрофанова.

По словам эксперта, французское правительство готовит несколько совершенно разных моделей поддержки Украины. А какая из них сработает – может зависеть от результатов переговоров, которые сейчас происходят по линии США-Россия-Украина.

В планах Франции отправка именно европейского контингента остается безусловно главным вариантом, однако звучат и другие, в частности той же миротворческой миссии ООН. Так, Эмманюэль Макрон поднял этот вопрос во время саммита Европейского совета с участием генсека ООН Антониу Гутерреша 19 марта.

Но в целом все зависит от результатов переговоров между Украиной, Россией и США. «Все, конечно, ожидают, какое будет перемирие, где и как. Для того, чтобы понять: а какие силы нужны, и где именно может быть необходимость разведения войск, или мониторинга, или еще каких-то действий», – сказала РБК-Украина директор программ по безопасности Совета внешней политики «Украинская призма» Анна Шелест.

По ее словам, пока не будет ответа на этот вопрос, потенциальные участники «коалиции желающих» не готовы давать свои обязательства.

Дополнительный фактор неопределенности – это позиция США. Для введения многонациональных сил поддержка Вашингтона крайне важна, хотя бы с точки зрения логистики.

Хотя президент Зеленский отметил, что между Европой и США существует «союз» по гарантиям безопасности, частью которых может стать отправка контингента, конкретики пока мало.

«Мы не знаем пока что роли США и какой она может быть, но варианты этой роли есть. Все хотели бы, чтобы это была backstop of America (опора от Америки или поддержка от Америки – ред.)», – сказал Зеленский 25 марта.

И еще одна неизвестная – продолжительность возможного перемирия перед подписанием окончательного мирного соглашения, ведь полноценную миссию невозможно развернуть за несколько недель. В конце концов, с этим связаны и задачи миссии, и ее формат.

В частности, европейский контингент из стран-членов НАТО в силу своей ограниченности мог бы выполнять лишь функцию поддержки, что довольно четко проговаривалось.

«Они (европейские военные, — ред.) могут или помочь нам с обеспечением безопасности на море, они могут помочь нам закрыть воздух хотя бы для каких-то регионов. Они могут стоять на западной границе для того, чтобы Украина могла высвободить определенные силы, которые можно будет перебросить на север или на восток», – отметила изданию Шелест.

Кроме того, если идея с введением контингента начнет приобретать большую конкретику, стоит ожидать и еще более ожесточенного сопротивления со стороны России, где уже неоднократно заявляли, что категорически не согласны с любыми «войсками НАТО» на украинской территории.

Почему снова обсуждают миротворческую миссию ООН

В этом контексте возвращение Макрона к идее миротворцев ООН может быть своеобразным «планом Б», на случай, если полноценного мира сразу не удастся достичь и будет действовать только перемирие. В таком случае к миссии можно привлечь не только европейские страны, но и Турцию, Индию и другие страны. Ко всему прочему, это позволит обеспечить ее достаточный масштаб.

«Они (третьи страны, — ред.) никогда не придут в европейскую или многонациональную миссию, но сто процентов готовы присоединиться к миссии ООН. По меньшей мере индийцы – мы этот вопрос получали на прошлой неделе в Индии (во время визита — ред.), просто на каждой встрече, на которой были», –подчеркнула Шелест.

Однако миротворческая миссия ООН требует одобрения Совета безопасности, где Россия имеет право вето и точно попытается протолкнуть выгодные для себя параметры. В то же время по словам Шелест, в таком случае есть шансы привлечь Китай. А как писало РБК-Украина, он играет свою игру, не всегда на стороне России.

«Одни источники говорят, что Китай готов уже даже прислать своих миротворцев –а они в десятке крупнейших контрибуторов. Но потом есть заявления китайцев, что нет-нет, мы пока не рассматриваем это. Я думаю, что правда где-то посередине», – сказала изданию Шелест.

Впрочем, если финальный вариант проекта миссии ООН стране-агрессору не понравится, она всегда сможет единолично заблокировать ее тем самым вето.

Поддержка Украины здесь и сейчас

Переговоры о перемирии между Россией и Украиной находятся лишь на ранних стадиях. Поэтому парижский саммит может превратиться в очередную «сверку часов», без особых прорывов.

В то же время на всех встречах такого рода для Украины приоритетом остается двусторонний диалог и получение военной помощи от отдельных стран. Конечно, есть долгосрочные программы помощи, например, в рамках коллективной программы Ukraine Compact или двусторонние соглашения о сотрудничестве в сфере безопасности с Украиной.

После внезапного приостановления, а затем восстановления помощи США, помощь от Европы остается особенно актуальной. По-прежнему остро стоит вопрос ПВО. Президент Зеленский проводил переговоры по этому поводу с европейскими партнерами в начале марта и анонсировал хорошие новости.

Еще одно направление касается боевых самолетов. Во время уже упомянутого приостановления военной помощи США также было на некоторое время приостановлено поддержку средств радиолокационных помех для F-16. Кроме того, остается вопрос увеличения количества самолетов для Украины.

«Как можно помочь Франция, если брать действительно реальное измерение, это искать самолеты Mirage, которые используются в других странах, то есть увеличить их поставки и обучение украинских пилотов», – сказала РБК-Украина Митрофанова. И после переговоров с Макроном накануне саммита Зеленский объявил, что Украина действительно получит больше французских самолетов.

Вместе с тем, по ряду категорий вооружения возможны задержки из-за необходимости переоценить, нужно ли это оружие Украине. «Если вдруг будет принято решение не бить по российской территории или что-то еще, тогда встанет вопрос, отдавать ли нам ракеты Storm Shadow сейчас, например. Или лучше эти деньги потратить на что-то другое», – пояснила Анна Шелест.

В этом контексте перемирие для Киева несет дополнительные риски. Страны, которые оказывают Украине военную поддержку, не откажутся от нее, но будут пересматривать ее номенклатуру. А это в свою очередь, может привести к смещению сроков поставок. Все эти месседжи Украине важно сегодня проговорить с партнерами, чтобы избежать «проседаний» в наиболее важных сферах поддержки.

 

(Оновлено 15:00)

BBC News

Стармер: «Сейчас не время для отмены санкций»

После завершения саммита «коалиции желающих», премьер-министр Великобритании Кир Стармер вместе с украинским лидером Владимиром Зеленский сделали короткий подход к прессе.

Стармер обозначил три главных итогах прошедшего саммита.

💬 «Во-первых, большую поддержку Украины, чтобы убедиться, что Украина находится в максимально сильной позиции… Во-вторых, полную ясность, что сейчас не время для отмены санкций, совсем наоборот»,

— заявил он (цитата по агентству Reuters).

После этого Владимир Зеленский поблагодарил премьера Великобритании и Францию ​​за их поддержку, повторив, что никакие санкции не должны быть отменены, пока Россия не прекратит войну.

 

(Оновлено 14:00)

Обозреватель

Александр Коваленко

Сможет ли выжить Украина без США: что показал «прогресс» в переговорах и на какую помощь нам можно рассчитывать в войне против России

В то время как администрация Дональда Трампа пытается натянуть сову на глобус и рассказывает о «большом прогрессе» в переговорах, очередной их раунд полностью провалился. Россия не только не шла на уступки, но и выставляла все более ультимативные требования исключительно в своих интересах – при полной пассивности США. Из этого возникает вопрос: если позиция и уровень активности Штатов не изменится, то нужны ли они Украине?

Соединенные Штаты в переговорном процессе, навязанном Украине и России, все больше напоминают либо безынициативного рефери, либо подыгрывающего одной из сторон. И в конкретном случае – российской.

Действительно, за прошедшее время США демонстрировали тактику «кнута и пряника», в которой кнут предназначался Украине, а вот пряники, как явные, так и гипотетические, – России. При этом представители администрации президента США, а также члены переговорной группы регулярно демонстрируют кардинальное незнание проблематики вопроса и в своих интервью допускают грубейшие ошибки. И это только усиливает уверенность в некомпетентности людей, которые пытаются себя выставлять миротворцами в рамках самого масштабного и кровавого противостояния на европейской части континента со времен Второй мировой войны.

Эти и многие другие факты так или иначе, но поднимают вопрос: а нужны ли нам вообще такие переговоры и такой посредник, как США?

Переговоры

Любые переговоры – это очень сложный и долгий процесс, в рамках которого рождаются общие решения сложных вопросов. Но это возможно только в том случае, когда стороны заинтересованы в нем, а посредники абсолютно беспристрастны и могут в равной степени оказывать давление на противоборствующие стороны.

Порою посредники даже могут вести игру в имитацию, представляя свои действия всецело или частично направленными на поддержку одной из сторон для достижения равнозначных договоренностей. В переговорах на международном уровне имитация – это всегда высший пилотаж, поскольку имитирующие не только могут навлечь на себя гнев общественности и СМИ, но также и неприязнь коллег – до того момента, когда раскроется их роль.

Но только не в нашем с вами случае.

Что касается нынешнего переговорного процесса, то стоит признать, что ни Украина, ни Россия в нем не заинтересованы. Нам эти переговоры навязали после эпохального заявления Дональда Трампа о том, что он может завершить войну за 24 часа, после чего 47-й президент США и вовсе отказался от своих слов.

При этом именно администрация Трампа пыталась давить на Украину прекращением поставок оружия и разведывательных данных, но каким образом они давили на Россию? На сегодняшний день нет ни одного факта того, как США прижали к углу РФ и заставили ее пойти на малейшие уступки.

Таким образом, напрашивается вывод: нынешний посредник в переговорном процессе не имеет достаточной квалификации и как недооценивает Украину, так и переоценивает Россию. Но тогда вопрос: если этот посредник и в дальнейшем будет демонстрировать низкий КПД и Украина от него может отказаться, кому от этого будет хуже и какие меры вчерашний союзник может применить против нашей страны, чтобы вернуть ее в орбиту переговорного процесса?

Чем грозит отказ

Я совершенно не исключаю такого поворота, что Украина может полностью изменить свою позицию и признать переговоры с Россией несостоятельными и бесперспективными. Какие последствия для нас тогда будут?

Ну от России ничего нового, а вот администрация Дональда Трампа может объявить, что она полностью прекращает поддержку Украины. В итоге США могут полностью заблокировать поставки вооружений нашей стране, разведывательной информации и т.д. В целом это единственный инструментарий, который может использовать администрация Дональда Трампа. Но насколько он для нас критичный?

Давайте для начала оценим помощь от Европы и от США Украине, которая поступала с 2022 года.

Согласно данным Кильского института мировой экономики, Украина получила военной помощи от стран Европы на 132 миллиарда евро, а от США – на 114. При этом значительная часть американской помощи была сконцентрирована не на прямых поставках, а на финансировании предприятий, производящих военную технику –- для новых заказов именно для армии США. То есть Штаты поставляли в Украину ту технику, которую они планировали списывать, но могли таким образом выгодно для себя включать в последующие бюджеты для кругового цикла этих средств внутри страны.

Яркий пример – это БТР М1117, который в январе 2023 года был включен в пакет помощи Украине в количестве 250 единиц, но ВСУ их получили только весной 2024-го. И это при том, что М1117 на балансе армии США 2 900 единиц, из которых 1 800 в пользовании, а остальные на хранении.

И благодаря Украине сегодня Соединеные Штаты могут обновлять потенциал своей армии, используя внутренний, замкнутый цикл, а потому американский военно-промышленный комплекс расцвел и даже более того – стал в некотором смысле более зависимым от Украины. Больше, чем по состоянию на 2025 год Украина от США.

Дело в том, что сейчас мы можем наблюдать серьезный рост производства военной продукции, а также выделения средств в Европе – как на бюджеты собственных армий, так и на поддержку Украины. В свою очередь, украинский ВПК не стоит на месте. Он не только является генератором максимально адаптированных к современной войне идей, но и наращивает производство собственной продукции.

Не так давно президент Украины Владимир Зеленский говорил о том, что в 2024 году было произведено 154 САУ 2С22 «Богдана». Это больше, чем произвели таких артиллерийских систем предприятия всей Европы и даже США! Но все равно нам на фронте этого количества мало.

В 2024 году украинский ВПК произвел военной продукции более чем в 3,5 раза больше, чем в 2023-м. Общая сумма произведенной продукции возросла с 3 млрд долларов до более чем 10 млрд.

Ранее Украина уже сталкивалась с демаршами США относительно поставок вооружений. В октябре 2023 года Республиканская партия практически на полгода заблокировала в Конгрессе помощь Украине. Но мы выжили, приспособились, адаптировались в сложнейший момент масштабной волны наступления врага.

В ходе недавней кратковременной блокировки, в том числе и разведывательной информации, также быстро адаптировались, диверсифицировали разведданные за счет европейских партнеров. И даже на случай отключения вездесущего Starlink подготовились с учетом не только внутреннего потенциала, но и поддержки европейцев, той же Швеции.

На сегодняшний день и в нынешних реалиях войны США не являются решающим для Украины партнером. Дальнейшее развитие военно-промышленного комплекса стран ЕС и Украины отодвигает роль Штатов на второй план и даже дальше. Особенно с учетом нынешнего уровня истощения России.

РОВ сейчас уже не могут себе позволить проведения масштабных общевойсковых наступательных кампаний. Более того, мы уже наблюдаем то, о чем я говорил в 2024-м – истощение российских войск приведет к невозможности не только наступать, но и удерживать ранее занятые позиции. Особенно ярко эта тенденция себя проявляет на Покровском и Купянском направлениях, а также показательны операции Сил обороны Украины на территории самой России.

Все это не означает, что без США Украине будет легко – ничего подобного. Но это говорит о том, что конец света в случае абстрагирования от американских партнеров не наступит, а как раз наоборот. Выход Штатов из коалиции катализирует процессы роста ВПК не только в Европе, но и в самой Украине. Как я выше упоминал, с 2022 года производство вооружений в нашей стране демонстрирует показатели, которых ранее никогда не было.

Причем Украина с учетом современных вызовов вынуждена ограничивать производство ряда продукции военного назначения из-за отсутствия их востребованности в условиях нынешней фазы войны.

Это также позволяет говорить о возможности открытия ограниченного экспорта украинских вооружений для пополнения бюджета и стимуляции внутреннего производства.

Пока на пути правильных решений стоит внутренняя бюрократия, но Украина имеет достаточно ресурсов, чтобы диверсифицировать помощь от США не только за счет европейских партнеров и ряда стран, не фигурирующих публично, но и за счет внутреннего потенциала, которому нужен еще больший толчок, нежели ранее. Особенно в условиях настолько ненадежного партнера, как США.

Выводы

В нынешних условиях мы действительно можем себе позволить отказаться от посредничества США в вопросах, в решении которых мы не будем видеть того, что Вашингтон на нашей стороне. Отказ от посредничества Штатов не обернется концом света для Украины, но станет серьезным репутационным ударом и даже унижением для администрации Дональда Трампа, от которого они не смогут оправиться.

А потому следует понимать, что мы США, в первую очередь администрации Трампа, сейчас нужны куда больше, чем они нам. И в случае разрыва сделок и взаимодействия больше пострадает именно Вашингтон с учетом амбициозных планов американского президента, которые пока не реализуются даже на десятую долю процента, а как раз наоборот – демонстрируют слабость и загнанность нынешнего хозяина Белого дома.

В 2022, 2023 и 2024 годах я бы ни за что не сказал, что Украина сможет противостоять России без США, но сейчас считаю, что Украина должна отстаивать свои позиции твердо и решительно, без оглядки на последствия от непредсказуемого и обидчивого Трампа.

Карты на руках сейчас именно у нас, но никак не у США и тем более не у России. Так о чем разговор?

 

(Оновлено 13:00)

YIGAL LEVIN 🇮🇱🇺🇦,

Депутат Верховной Рады Ярослав Железняк опубликовал детали проекта ресурсной сделки между Украиной и США, датированной 23 марта и переданной американской стороной (это уже не рамочное соглашение, которое так и не было подписано, а всеобъемлющая сделка со всеми деталями).

Всего в новом проекте 58 страниц и 18 разделов. И, как пишет Железняк, который вчера читал это всё, в нынешнем виде соглашение не сулит Украине ничего хорошего.

Некоторые детали.

▪️ В правлении фонда будет 5 человек, трое — американцы. Это большинство, у США есть полное право вето.

▪️ Речь не только о полезных ископаемых, которые США в будущем могли бы добывать в Украине, а теперь и о нефти и газе. И не только о будущей совместной разработке, но и о нынешних ресурсах, которые Украина уже добывает.

▪️ Деньги конвертируются в валюту и вывозятся за границу. Если с украинской стороны что-то не дошло — доплата.

▪️ Вклад США — это уже переданная Украина помощь с 2022 года (около $125 млрд, — прим.) Роялти с фонда США получают первыми.

▪️ Соглашение бессрочное. Изменения или приостановка сделки — только по решению американцев.

▪️ Америке предоставляется «право первой ночи» на все новые инфраструктурные проекты. Америка имеет право вето на продажу ресурсов другим странам.

▪️ Ничего о гарантиях безопасности, даже намёков.

Это только часть деталей, там ещё много такого текста.

Пока что это НЕ финальный вариант сделки. Естественно, Украина будет торговаться, в случае с рамочной сделкой она показала, что умеет это делать, вывернув кабальные условия на вполне приемлемые. Как будет сейчас — посмотрим.

Но Трамп пытается выжать из Украины всё до последней капли — это факт.

***

☝🏼Не нужно быть юристом, политологом или великим экспертом, чтобы понимать, что такое нельзя подписывать в принципе.

США не просто хотят уберечь Россию с ее награбленным, но и поиметь личный профит с послевоенной Украины, причем закабалив ее на долгие годы.

Тема не новая — так США всегда поступали и поступают со слабыми странами.

Киеву тут нужно не просто торговаться, а просто послать амеров куда подальше, даже ценой той же уже заказанной помощи.

Как недавно отмечал тот же Кулеба, Украине нужно строить свою стратегию так, словно помощи США уже не существует.

 

(Оновлено 12:00)

IZ.RU

Киевский террористический режим уничтожает журналистов везде. Они убивают журналистов, потому что представители СМИ рассказывают правду, заявила Мария Захарова.

По ее словам, «припадок бешенства» Киева против российских журналистов уже не поддается никакому описанию.

«РФ будет добиваться полноценной реакции международных структур на убийства российских журналистов киевским режимом», — отметила она.

 

Анатолий Несмиян

Откровенно говоря, хуже гибели журналистов могут быть только пляски на их костях.

Военный корреспондент (не беглый украинец, сидящий в безопасности в Подмосковье и льющий помои и яд на свою бывшую родину и зарабатывающий на войне, а нормальный военный корреспондент, ползающий по передовой) — профессия рискованная. На грани жизни и смерти каждый день. Угроза быть убитым или раненым входит в список профессиональных рисков этой профессии.

Группа журналистов, попавшая под обстрел или журналистка Первого канала, подорвавшаяся на мине (кстати, неизвестно чьей) — это, к огромному сожалению, будни войны, где гибнут десятки и сотни людей. Ежедневно. При этом не стоит забывать, что войну начинают не военные, не военкоры и не мирные гражданские жители. Ее всегда начинают политики — поэтому вся ответственность на них в первую очередь.

Поэтому крокодиловы слезы по погибшим журналистам не совсем понятны — их стоит лить вообще по всем жертвам войн. Либо не начинать войны совсем, отдавая себе отчет в том, что это неизбежно приведет к появлению жертв.

 

(Оновлено 11:00)

Деловая столица

Юрий Вишневский, политический обозреватель

На Пасху или осенью? Когда Трамп признает, что Путин водит его за нос

Главный результат трехдневных переговоров в Саудовской Аравии не упомянут в официальных релизах. Он в том, что мирный план Трампа еще не умер, но уже почти безнадежен

Modus operandi Путина

За последние полтора месяца Дональд Трамп и его команда имели возможность досконально изучить modus operandi, то есть метод действия, Путина в отношении мирных инициатив Вашингтона. Путин не говорит Трампу «нет». Он выбирает из предложений США те, которые ему наиболее выгодны, и… требует оплаты (в виде каких-то уступок или бонусов) за свое согласие.

В первый раз Путин проделал этот трюк 12 февраля, когда он и Трамп побеседовали по телефону. «Как мы оба согласились, мы хотим остановить миллионы смертей, происходящих в войне между Россией и Украиной, — резюмировал Трамп. — Мы договорились работать вместе, очень тесно». Путин фактически опроверг Трампа, сказав, что он согласился только на вторую часть — «работать вместе». «Дональд Трамп высказался за скорейшее остановку боевых действий и решение проблемы мирными средствами. Президент России поддержал один из основных тезисов главы американского государства о том, что пора, чтобы наши страны работали вместе», — сообщил Кремль.

Оплату за это он получил 18 февраля на российско-американских переговорах в Джидде. Как сообщил Госдепартамент США, стороны договорились «заложить основу для будущего сотрудничества по вопросам, представляющим взаимный геополитический интерес, и историческим экономическим и инвестиционным возможностям, которые возникнут в результате успешного прекращения конфликта в Украине». То есть война России против Украины прекратится неизвестно когда, но основа для геополитического, экономического и инвестиционного сотрудничества Вашингтона и Москвы создается уже сейчас.

Путин повторил этот трюк 18 марта, когда он и Трамп опять побеседовали по телефону. Чего хотел Трамп, мы знаем четко, ведь 11 марта на украинско-американских переговорах было подписано совместное заявление о том, что «Украина выразила готовность принять предложение США о немедленном временном 30-дневном прекращении огня». Украина предлагала начать с прекращения огня в воздухе и на море, но Трамп добился от Киева согласия на полное прекращение огня.

Однако Путин отказался от полного прекращения огня, отказался также от прекращения огня в воздухе и на море, а вычленил два частичных перемирия в виде запрета ударов по объектам энергетики и обеспечения безопасного судоходства в Черном море. И в оплату за второй пункт потребовал выполнения целого ряда условий в виде снятия некоторых санкций и т.д. Он обнародовал их после украинско-американских и российско-американских переговоров в Эр-Рияде 23-25 марта. «Мы думаем обо всех из них прямо сейчас. Есть пять или шесть условий. Мы рассматриваем их все», — сказал Трамп в Белом доме 25 марта.

Таким образом, дальнейшее поведение Путина вполне предсказуемо. Он будет настаивать на том, что сначала Трамп должен выполнить условия, и только тогда заработает перемирие на Черном море. Затем он выдвинет еще более внушительный и трудновыполнимый список условий для договоренности о прекращении огня на линии фронта. Одновременно он будет обвинять Украину в нарушении уже действующих частичных перемирий (энергетического и морского). И постарается провести весной-летом новое наступление.

Загадка Трампа

Итак, Путин предсказуем. Поведение Киева тоже предсказуемо: соглашаться с Трампом, если только тот не начнет говорить в один голос с Путиным, что Украина должна капитулировать. А вот Трамп пока что непредсказуем. Более того, он, похоже, непредсказуем даже для себя самого. Он еще не выбрал, что делать.

В худшем для нас случае он может смириться с намерением Путина затягивать мирный процесс. Например, он может отодвинуть полное прекращение огня на осень и выполнить многие условия Кремля, в том числе отменить ряд санкций, дать старт каким-то совместным проектам и т.д. Чем больше и дольше он будет уступать Путину, тем труднее ему будет развернуть политику на 180 градусов, ведь это будет выглядеть как признание ошибочности его многомесячных заигрываний с хозяином Кремля.

Но при этом осень для Трампа — это, по-видимому, дедлайн окончания горячей фазы войны. Если боевые действия продолжатся в 2026 году, то над «миротворческими успехами» Белого дома будет смеяться весь мир. А в самих США начнется кризис в Республиканской партии в преддверии выборов в Конгресс (3 ноября 2026 года будут избираться все 435 членов Палаты представителей и 35 из 100 сенаторов).

Поэтому Трамп, чтобы добиться быстрого конца войны, может сфокусироваться на требованиях к Киеву. Если летом российские войска смогут захватить еще кусок нашей территории, Трамп может воспользоваться этим как аргументом для усиления давления на Украину. И Путин, собственно, именно на это и рассчитывает. В самом плохом для нас сценарии Трамп и Путин совместно обвинят Киев в срыве мирного процесса и совместно выдвинут ультиматум.

Более позитивные сценарии

Можно не сомневаться в том, что 47-й президент США и его команда осознают эту перспективу. Правда, еще со времен предвыборной кампании Трамп демонстрирует максимально дружественное отношение к Путину, сыплет положительными эпитетами и щедро раздает авансы. Но не нужно принимать это за чистую монету. Пока что это не более чем переговорный прием. Этим приемом, кстати, пользуется и сам Путин по отношению к Трампу. И оба они знают цену этой лести.

Кроме того, Трампу хочется демонстрировать своему народу свои дипломатические победы, даже когда их нет. Поэтому он их банально выдумывает, рассказывая, как прекрасно поговорил с Путиным и что конец войны все ближе. Но этот блеф не может длиться вечно.

Еще после переговоров в Джидде 18 февраля американские медиа рассказывали, что Трамп возмущен несговорчивостью Кремля. Сейчас это раздражение уже начало проявляться в публичных заявлениях Трампа. 25 марта в интервью Newsmax он признал, что Путин может «тянуть время» в вопросе о прекращении войны против Украины. «Я думаю, что Россия хочет положить этому конец, но, возможно, она тянет время», — сказал он и признался, что сам, будучи бизнесменом, использовал ту же тактику, чтобы выиграть время. «Я делал это в течение многих лет, знаете ли; я не хочу подписывать контракт, я хочу как бы оставаться в игре, но, возможно, я не хочу этого делать совсем».

23 марта агентство Bloomberg подтвердило, что США все еще надеются, что полное прекращение огня в российско-украинской войне может быть достигнуто в течение нескольких недель. «Белый дом намерен заключить соглашение о перемирии к 20 апреля, которое в этом году приходится на Пасху как в Западной, так и в Православной церкви, но признает, что сроки могут сместиться из-за больших расхождений в позициях двух сторон», — рассказал источник Bloomberg, знакомый с планами Трампа.

20 апреля — это для Трампа не просто сакральная дата. Он резонно опасается, что затем наступят подходящие погодные условия для сухопутных военных операций, и тогда остановить боевые действия будет гораздо труднее. Поэтому в ближайшие несколько недель можно ожидать от него отчаянных попыток подкупить Путина какими-нибудь обещаниями. Также Вашингтон может грозить Москве «адскими санкциями».

Напомним, что 18 марта, когда Трамп говорил с Путиным по телефону, министр финансов США Скотт Бессент рассказывал в эфире Fox News, какие рычаги может использовать Белый дом. Бессент сообщил, что Трамп попросил его подготовить санкции США на случай, если они понадобятся для оказания дополнительного давления на Россию. Министр охарактеризовал уровень санкций, применявшихся администрацией Джо Байдена в отношении Москвы, как «шесть из десяти». «Мы сохранили эти санкции, и президент Трамп дал мне указание, что если нам понадобится, мы перейдем к санкциям на уровне «десять из десяти», чтобы посадить президента Путина за стол переговоров», — сказал Бессент. Он добавил, что сейчас рассматриваются все варианты, в том числе «максимальные энергетические санкции против России».

Напомним также, что Трамп позиционирует себя как приверженца политики «мир посредством силы». Это означает, что если кто-то не хочет мира, то нужно его к этому принуждать. А если его не принуждать, а наоборот, выполнять его условия, то это уже будет не сила, а слабость. И это станет очевидным для всех не осенью, а гораздо раньше.

Поэтому остаются шансы у более позитивных для нас сценариев. Трамп может после 20 апреля реализовать свою угрозу — применить к России «адские санкции» и дать Украине такое оружие, какого не давал Байден. С другой стороны, Путин может согласиться на прекращение огня, чтобы затем выдвигать заведомо невыполнимые условия мирного соглашения и попытаться сорвать переговоры руками украинцев.

Не стоит забывать также о том, что у Трампа и Путина есть общая опция: договориться о прекращении огня при условии, что во время перемирия Украина максимально быстро проведет президентские выборы, чтобы мирное соглашение подписывал тот, кого на это уполномочил украинский народ. Это может быть и способом сорвать мирный процесс руками украинцев: то ли Банковая не захочет выборов, то ли избирательная кампания перерастет во внутренний конфликт, то ли новоизбранный президент не захочет подписывать мир.

Но ключевая загадка, повторим, это Трамп. Он очень любит себя и именно поэтому способен на резкие повороты, когда видит, что его политика оказалась неудачной. Если он увидит, что быстрый мир в Украине не получается, он может переключиться на что-нибудь другое. Например, на Гренландию, мексиканские картели или торговую войну с Евросоюзом. А партию основной миротворческой скрипки в прекращении войны России против Украины начнет играть кто-то другой.

 

(Оновлено 10:00)

YIGAL LEVIN 🇮🇱🇺🇦

Путин внес сегодня (26 марта) на рассмотрение Государственной Думы договор о стратегическом партнерстве с Ираном.

После принятия нижней палатой парламента документ поступит в верхнюю — Совет Федерации — для утверждения, а уже оттуда — на подпись Путину.

После этого договор вступит в силу.

Нет нужды напоминать, что вся эта процедура является не более чем формальностью.

Напомню, что договор о стратегическом партнерстве России и Ирана был подписан 17 января этого года в ходе визита в Москву президента Пезешкиана.

Новое соглашение заменит предыдущий Договор об основах взаимоотношений и принципах сотрудничества России и Ирана от 2001 года.

Новый договор охватывает многие сферы двусторонних отношений, в том числе — оборонное сотрудничество России и Ирана.

 

(Оновлено 9:00)

Виктор Небоженко

КТО ВЫ МИСТЕР ТРАМП?

Какую роль выберет себе президент Трамп в российско-украинской войне?

— Арбитр.

— Герой.

— Участник конфликта.

— Имитатор.

— Пользователь (скрытый мародер).

— Миротворец.

— Посредник.

— Честный маклер (бизнесмен).

— Демагог.

Что еще?

 

(Оновлено 8:00)

Главред

Анна Ярославская

Не приближает мир: Зеленский раскритиковал заявления спецпосланника Трампа Уиткоффа

Если США решили быть посередине, «это должно быть по-настоящему посередине, а не ближе к Кремлю».

Президент Украины Владимир Зеленский раскритиковал спецпосланника президента США Стива Уиткоффа за частое цитирование кремлевских нарративов. По его словам, такие заявления лишь ослабляют давление на Россию и затрудняют достижение мира.

«Я считаю, что Уиткофф, действительно, очень часто цитирует кремлевские нарративы. Я считаю, что это не приблизит нас к миру. И я считаю, что это, к сожалению, ослабит давление американцев на Российскую Федерацию. Мы можем только своими действиями исправлять это информационное поле. Мы стараемся это делать», — сказал Зеленский в интервью Eurovision News.

Президент также акцентировал на необходимости четкой и решительной позиции США в поддержке Украины.

«Мы хотим, чтобы американцы были на нашей стороне. И даже если сегодня Америка выбрала тактику быть посередине, то посередине — это посередине, а не ближе к Кремлю», – подчеркнул Зеленский.

Глава государства поблагодарил американский народ за поддержку, отметив, что большинство граждан США всегда было на стороне Украины.

«Мы боремся за себя, и боремся с этими нарративами, где бы они ни были. У нас просто нет другого выхода, мы боремся за свою независимость и свое существование», — добавил президент.

Как писал Главред, председатель Комитета Верховной Рады по вопросам внешней политики и межпарламентского сотрудничества, нардеп «Слуги народа» Александр Мережко заявил, что после «позорных и шокирующих» заявлений Стива Уиткоффа о «референдумах» на оккупированных территориях, его надо отозвать с должности.

Тем временем в американском Институте изучения войны считают, что риторика Стива Уиткоффа, который ранее встречался с Владимиром Путиным в Москве и недавно публично повторил несколько российских пропагандистских тезисов, подрывает планы президента Дональда Трампа.

 

(Оновлено 7:00)

ISW

Институт изучения войны (американский аналитический центр)

Оценка боевых действий в ходе российского вторжения в Украину, 26 марта 2025 г.

Подробности соглашений о прекращении огня по энергетическим ударам и морским операциям в Черном море, достигнутых официальными лицами США, Украины и России 24 и 25 марта, остаются неясными . Россия и Украина, по-видимому, согласны с тем, что прекращение огня против ударов по энергетической инфраструктуре вступает в силу с 25 марта, но заявления США и Украины продолжают давать понять, что технические переговоры продолжаются.

Заместитель главы Офиса президента Украины Павел Палиса заявил 26 марта, что Украина все еще работает над разработкой механизмов мониторинга прекращения огня, что согласуется с заявлениями США, России и Украины от 25 марта о совместном согласии разработать меры по реализации прекращения огня по энергетической инфраструктуре. Палиса заявил, что как прекращение огня по операциям в Черном море, так и по ударам по энергетической инфраструктуре вступили в силу после публикации совместного заявления США и Украины 25 марта. Пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков заявил 26 марта, что российские войска выполняют приказ президента России Владимира Путина от 18 марта о соблюдении режима прекращения огня по ударам по энергетической инфраструктуре. Отсутствие официально опубликованных совместных текстов соглашений, подписанных Украиной и Россией, по-прежнему затрудняет оценку специфики этих прекращений огня, а условия прекращения огня остаются неясными.

Россия и Украина обменялись обвинениями в ударах и нарушениях режима прекращения огня, хотя условия прекращения огня остаются неясными. Министерство обороны России (МО) обвинило украинские силы в попытке нанести удар по энергетической инфраструктуре в Курской области 25 марта, газовой инфраструктуре в оккупированном Крыму в ночь с 25 на 26 марта и электрической инфраструктуре в Брянской области 26 марта. Украинский генеральный штаб ответил 26 марта и отверг обвинения российского МО. Исполняющий обязанности губернатора Курской области Александр Хинштейн, глава оккупационной администрации Крыма Сергей Аксенов и губернатор Брянской области Александр Богомаз, в частности, не сообщали об ударах украинских беспилотников в своих регионах. Российские губернаторы и должностные лица оккупационной администрации обычно публично заявляют, когда украинские беспилотники пытаются нанести удары по инфраструктуре в их регионах. Советник президента Украины по коммуникациям Дмитрий Литвин заявил 25 марта, что российские силы нанесли восемь ударов по украинским энергетическим объектам с 18 марта, когда Путин заявил, что приказал российским военным прекратить удары по объектам украинской энергетической инфраструктуры. Украинские официальные лица сообщили, что российские ночные удары наносили ущерб гражданской инфраструктуре по всей Украине почти каждую ночь с 18 марта, но не уточнили, какие именно удары нанесли ущерб энергетической инфраструктуре.

Российские официальные лица прямо отвергли недавнее предположение президента США Дональда Трампа о том, что Соединенные Штаты могут быть вовлечены в эксплуатацию оккупированной Россией Запорожской атомной электростанции (ЗАЭС). 19 марта во время телефонного разговора с президентом Украины Владимиром Зеленским Трамп заявил, что Соединенные Штаты заинтересованы в том, чтобы взять под контроль ЗАЭС, которую в настоящее время занимают российские войска, — подразумевая, что России придется уступить эту территорию в Запорожской области, прежде чем Соединенные Штаты смогут взять под контроль ЗАЭС. Министерство иностранных дел России (МИД) заявило 26 марта, что передача территории ЗАЭС или контроля над ней Украине или любой другой стране «невозможна» и что возможность совместной эксплуатации ЗАЭС Россией с какой-либо страной «неприемлема». МИД России добавил, что было бы «абсурдно» позволять какой-либо международной организации помогать в эксплуатации ЗАЭС. Российский МИД попытался оправдать незаконную оккупацию Россией ЗАЭС, заявив, что указ президента России Владимира Путина от октября 2022 года юридически перевел ЗАЭС под юрисдикцию России. Заместитель премьер-министра России Александр Новак также заявил 26 марта, что Россия не рассматривает возможность совместной эксплуатации ЗАЭС с Соединенными Штатами. Кремль регулярно ложно представляет себя единственным безопасным оператором ЗАЭС, несмотря на то, что он поставил под угрозу ЗАЭС с тех пор, как российские войска оккупировали этот район в марте 2022 года. Россия, в частности, хранила военную технику вблизи реакторов ЗАЭС и в машинных залах, а также использовала территорию ЗАЭС для запуска ударных беспилотников. Кремль также регулярно обвиняет Украину в том, что она ставит под угрозу ЗАЭС, и может попытаться усилить эти нарративы, чтобы испортить текущие американо-украинские переговоры.

Европейский союз (ЕС), скорее всего, сохранит санкции против России, несмотря на требования России о смягчении западных санкций в качестве предварительных условий для временного прекращения огня с Украиной в Черном море. Представитель Европейской комиссии по иностранным делам Анитта Хиппер заявила 26 марта, что ЕС рассмотрит возможность отмены или изменения санкций против России, если Россия «прекратит свою неспровоцированную агрессию в Украине» и «безоговорочно выведет» все российские войска с Украины.

Заявление Хиппера, вероятно, является ответом на недавнее требование Кремля не выполнять условия прекращения огня в Черном море с Украиной, пока США не снимут санкции с российского государственного сельскохозяйственного банка «Россельхозбанк» и других неуказанных финансовых организаций, участвующих в международной торговле продуктами питания и удобрениями. Соединенным Штатам, скорее всего, потребуется сотрудничество ЕС для отмены некоторых санкций и ограничений в отношении российских сельскохозяйственных, финансовых и торговых организаций, чтобы восстановить связь России с международными рынками сельскохозяйственной продукции и удобрений.

Основные выводы:

  • Детали соглашений о прекращении огня в связи с энергетическими ударами и морскими операциями в Черном море, достигнутых представителями США, Украины и России 24 и 25 марта, остаются неясными.

  • Россия и Украина обменялись обвинениями в нанесении ударов и нарушении режима прекращения огня, хотя условия прекращения огня остаются неясными.

  • Российские официальные лица открыто отвергли недавнее предположение президента США Дональда Трампа о том, что Соединенные Штаты могут быть причастны к эксплуатации оккупированной Россией Запорожской атомной электростанции (ЗАЭС).

  • Европейский союз (ЕС), скорее всего, сохранит санкции в отношении России, несмотря на требования России о смягчении западных санкций в качестве предварительного условия для временного прекращения огня с Украиной в Черном море.

  • Недавно российские войска продвинулись в Курской области, в районе Торецка, Большой Новоселки и на западе Запорожской области.

  • Недавно украинские войска продвинулись в Белгородской области и в районе Торецка.

  • Россия продолжает реорганизовывать отряды беспилотных летательных аппаратов в новые подразделения, вероятно, в рамках продолжающихся усилий по созданию российских сил беспилотных систем (ВСБС).

 

(Размещено 6:00)

Альфред Кох

Прошли три года и тридцать один день войны. На сегодняшних картах ISW из сколько-нибудь значимого, можно отметить только продолжающееся продвижение россиян на западном фланге Южного фронта на запад от Степового, по направлению к Лобковому. Это все то же движение в сторону Запорожья, о котором я писал еще вчера. Мне трудно оценить насколько это опасно, но выглядит все это очень тревожно.

Сегодня продолжались российские бомбардировки украинских городов ракетами и беспилотниками.В результате атаки дронов в Харькове повреждены многоэтажные жилые дома. По предварительной информации, пострадал также объект гражданской инфраструктуры. Ранены три человека, в то числе 12-летняя девочка. Она госпитализирована в больницу.

Всего в ночь на 26 марта Россия запустила по Украине 117 беспилотников. Силам ПВО удалось сбить 56 дронов типа Shahed и беспилотников других типов на юге, севере, востоке и в центре страны. Также 48 дронов были подавлены с помощью установок РЭБ. Из-за обстрелов пострадали Сумская, Днепропетровская, Кировоградская и Черкасская области.

Вчера, во время слушаний в Сенате Конгресса США, сенатор-республиканец Джерри Моран спросил у начальника военной разведки генерала Джефри Круза: “Существует ли значительный риск коллапса украинских войск в этом году?”

На что генерал ответил: “Я думаю, что обе стороны работают над тем, чтобы обеспечить себя необходимым вооружением, промышленной базой и людьми для обслуживания военной техники и удержания фронта.

И наблюдая за развитием ситуации в различных районах, будь то в Курске или в одной из четырех областей, мы видим участки, где Киеву будет сложно предотвратить медленное истощение своих сил. Но в данный момент мы не видим неминуемого коллапса на каком-то участке линии фронта.

Россия способна вести войну дольше, чем Киев. Но я считаю, если боевые действия продлятся дольше текущего года, то обе стороны столкнуться с серьезными проблемами в поддержании своей оборонной промышленности и темпов военных операций.”

Его дополнил новый директор ЦРУ (ставленник Трампа) Джон Рэдклифф: “Что касается комментариев генерала Круза, я согласен с его оценкой (и в целом — с публичной оценкой), что Россия обладает преимуществом на поле боя и медленно продвигается вперед.

Однако я хочу прокомментировать это и сказать, что украинское сопротивление, украинский народ и украинские военные недооцениваются уже несколько лет. И в конечном итоге, я убежден, основываясь на моих размышлениях и наблюдениях, и  с точки зрения разведки, что они будут сражаться даже голыми руками, если они не будут иметь приемлемых для себя условий прочного мира».

Он также заявил, что президент США Дональд Трамп стремится завершить войну на таких условиях, которые приведут к длительному миру. И в ЦРУ приняли меры для того, чтобы поддержать такую цель Трампа. Рэдклифф уверен в том, что Трамп понимает опасность, которую будет представлять для всего мира победа России, и подчеркнул, что в случае «успешных переговоров» ни одна из сторон не сможет достичь своих максималистских целей.

Мне кажется, это важные констатации, которые сделали очень информированные и компетентные американские чиновники. И то, что они это сказали публично, и то, что способностью Украины продолжать оказывать сопротивление путинским войскам интересуются в Сенате США — является важным знаком, который свидетельствует об определенном изменении в позиции американских властей по поводу перспектив мирного урегулирования.

Еще более важными, на мой взгляд, являются слова Трампа, которые он сказал вчера вечером в интервью медиакомпании Newsmax «…Я не знаю… Но я думаю, что Россия все же хочет положить конец этой войне… Но, возможно, она тянет время…Знаете, я делал так на протяжении многих лет: «Я не хочу подписывать договор, я хочу как бы остаться в игре, но, возможно, я не хочу этого делать». Я не уверен. Но все же думаю, что Россия хотела бы, чтобы это закончилось, и, думаю, что Зеленский хотел бы, чтобы все это закончилось».

Переводя с трамповского языка на русский это значит примерно следующее: “Я все еще хочу верить, что Путин со мной ведет честную игру. И что он, также как Зеленский, хочет положить конец этой войне. Но я уже начинаю думать, что Путин просто водит меня за нос. Он хочет, чтобы мирные переговоры продолжались бесконечно долго, и под прикрытием этих переговоров он хочет продолжать воевать.”

Напомню вам, что опубликованный еще прошлым летом план мирного урегулирования, разработанный командой Трампа (тогда еще кандидата в президенты) предусматривает сокращение поставок оружия и всякой другой помощи  Украине, если она будет против форсированного мирного урегулирования. Эту часть плана Трамп уже реализовал в начале марта. Результат не заставил себя ждать: Зеленский со всем согласился.

Настала пора применить вторую часть плана: а именно ту, которая предусматривает наращивание поставок оружия Украине и радикальное ужесточение санкций против России в случае, если Россия начнет противодействовать трамповскому плану мирного урегулирования.

Путину нужно дать понять, что его тактика затяжки и забалтывания переговоров не сработала и от него требуется реальный прогресс на этих  переговорах. Что главная цель — это пасхальное прекращение огня. И если он будет продолжать выбранную им стратегию, то Трамп будет вынужден приступить к реализации второй части своего плана.

Слава Украине!🇺🇦

2 оценки, среднее: 5,00 из 52 оценки, среднее: 5,00 из 52 оценки, среднее: 5,00 из 52 оценки, среднее: 5,00 из 52 оценки, среднее: 5,00 из 5 (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...

Комментарии читателей статьи "BloggoDay 27 March: Russian Invasion of Ukraine"

  • Оставьте первый комментарий - автор старался

Добавить комментарий