BloggoDay 31 December: Russian Invasion of Ukraine

Дайджест 31 грудня 2024 р

 

(Оновлено 19:00)

Обозреватель

Александр Коваленко

Бьем врага на его территории! В 2024 году Украина провела сотни спецопераций против России: вспомним самые уникальные

Сейчас публикуют много разного рода итогов, статистики на ту или иную тематику: сколько было уничтожено российских оккупантов за год, сколько было сбито ракет, дронов-камикадзе и так далее. Но есть еще одна категория, которую почему-то ежегодно обходят вниманием, – спецоперации против России.

В течение 2024 года представители наших Сил обороны (и непосредственно спецслужб) провели сотни специальных операций против сил оккупантов и страны-агрессора России. О некоторых открыто заявляли на официальном уровне, что давало возможность отнести их к деятельности Главного управления разведки Минобороны Украины, Службы безопасности Украины, Сил специальных операций ВСУ или даже тандемной работе. Но есть спецоперации, о принадлежности к которым украинских силовиков мы можем только догадываться.

О наиболее ярких, на мой субъективный взгляд, спецоперациях за год я бы и хотел поговорить в этом материале, затронув как официально признанные, так и те, которые так и остаются «под вопросом» (а кто же за ними стоит?).

Уничтожение А-50У

Начался 2024 год с системного уничтожения самолетов А-50У, Ил-22 и Ту-22М3. Это была совместная работа украинских силовых структур, которой предшествовала тщательная подготовка. Результатом стало уничтожение уникальных образцов российской авиационной техники, которую на сегодняшний день российский военно-промышленный комплекс не имеет возможности производить.

Сама операция, помимо сложности ее реализации и важности для поля боя, стала первой в истории войн и конфликтов по уничтожению самолета ДРЛО (дальнего радиолокационного обнаружения), что уже делает ее уникальной. Для России же год начался с серьезнейшей потери и прекращения полетов самолетов типа А-50 в зоне риска.

Удары дронами вглубь территории России

В 2024 году Украина вышла на относительный паритет по количеству результативных ударов вглубь территории России и очевидно опередила оккупантов по степени эффективности ударов.

В то время как российские оккупационные войска запускали дроны-камикадзе Shahed-136 вглубь Украины с целью террора гражданского населения, для ударов по энергетической инфраструктуре, украинские силовые структуры уничтожали военные объекты РФ, военно-промышленный комплекс и связанные с ним предприятия.

В этом году всем запомнились удары по российским НПЗ и нефтебазам, что оказало существенное влияние на экономику страны-агрессора, а также на возможности оперативного обеспечения российских войск горюче-смазочными материалами.

Но, на мой взгляд, наиболее примечательной была операция ГУР МО по нанесению удара по радиолокационной станции в Орске Оренбургской области.

Эта операция была примечательна тем, что цель находилась в 1800 километрах от границы с Украиной, что на тот момент являлось абсолютным рекордом по дальности. Целью же была выбрана уникальная РЛС «Воронеж-М» – надгоризонтная радиолокационная станция большой дальности, входящая в систему предупреждения о ракетном нападении (СПРН). Основная задача таких РЛС – фиксация пусков баллистических ядерных ракет противника.

Проведение такой сложной операции не только позволило вывести из строя уникальную станцию, восстановление которой после полученных повреждений под вопросом, но и в очередной раз унизило российскую эшелонированную ПВО и дало понять: системы предупреждения о ракетном нападении не входят в перечень российских «красных линий».

Также стоит отметить удар украинского дрона по аэродрому «Ахтубинск» в Астраханской области – почти в 600 километрах от зоны боевых действий. В ударах по российским аэродромам, на первый взгляд, уже нет ничего особенного, но только не в этом случае.

На «Ахтубинске» размещались редкие истребители Су-57, которые российская пропаганда называет боевыми самолетами «пятого поколения». В результате удара, спланированного ГУР МО Украины, был уничтожен один истребитель, еще один получил повреждения.

Операции в Черном море и не только

В течение 2024 года в Черном море было проведено множество операций, среди которых не только удары морскими дронами по остаткам российского Черноморского флота, в частности потопление 1 февраля ракетного катера «Ивановец», атака на БДК «Цезарь Куников» 14 февраля и БДК «Ямал» 22 марта, но и спецоперации на «вышках Бойко».

Но среди всех этих операций по-настоящему уникальной все же является удар по Каспийской флотилии, совершенный 6 ноября. Уникальность ее в том, что украинские спецслужбы дотянулись до далекого Каспийска и, прорвав эшелонированную оборону России, которая поступательно превращается в повод для шуток, нанесли удар по пришвартованным в порту военным кораблям.

Эта операция стала примером того, что ни один российский военный корабль, без разницы – принимал он участие в войне против Украины или нет, не может себя чувствовать в безопасности, поскольку является абсолютной законной и обязательной к поражению целью.

Ликвидация военных преступников

В течение 2024 года мы неоднократно слышали о неких инцидентах, которые происходили с коллаборантами, предателями, а также военными преступниками. Кто-то взорвался в своем автомобиле, кто-то выпал из окна, кого-то застрелили в парке, а кто-то взлетел на воздух благодаря электросамокату.

Служба безопасности Украины 16 декабря сообщила о подозрении российскому генерал-лейтенанту Игорю Кириллову, ответственному за массовое применение оккупантами запрещенного химического оружия против Сил обороны на востоке и юге Украины, а уже 17 декабря военный преступник был ликвидирован.

Совпадение это или действительно системная работа по персонажам, за которыми тянется кровавый шлейф преступлений, – сложно сказать, но этот взрыв стал самым громким из всего того, что происходило на протяжении 2024 года.

Стоит отметить, что накануне, 12 декабря, в Москве был ликвидирован Михаил Шатский – заместитель руководителя конструкторского бюро «Марс» и начальник отдела программного обеспечения, ответственный за разработку ракет класса «воздух – земля» Х-59/69, которые применяются в ударах по Украине.

Очевидно, что устранение причастных к убийствам, геноциду украинцев лиц становится системной работой украинских спецслужб, которые не рассчитывают на международные суды и для которых справедливое возмездие имеет свой вид.

Вывод

Украинские спецслужбы провели сотни операций в 2024 году. Это были не только вышеупомянутые атаки вглубь России, уничтожение военных объектов и ликвидация военных преступников, установление доминирования в Черном море, но и множество информационных операций, колоссальный пласт разведывательной деятельности, кибератак и т.д.

Но из всего вышеперечисленного, а также множества того, что не было упомянуто (поскольку вам просто не хватило бы терпения прочитать настолько длинный и фундаментальный текст), следует сделать один очень важный вывод. Украинские спецслужбы на сегодня имеют настолько колоссальный опыт проведения спецопераций против страны, превосходящей по военному потенциалу, что ни одна разведка и спецслужба в мире не сможет сравниться.

Ну-ка, напомните мне, когда и кто в последний раз устранял генерала, командующего одним из родов войск ядерного государства?

Каждый случай уникальный, каждая операция – пример для подражания и изучения со страниц специфической литературы в специфических учебных учреждениях. Но то ли еще будет!

 

(Оновлено 18:00)

Игорь Эйдман

Операция «Демобилизация»

Наступающий год, вероятно, станет решающим в этой войне. Всё будет зависеть от способности сторон мобилизовать свои ресурсы. Побеждает ведь не та страна,  которая больше, а та, которая умеет эффективнее мобилизовать на войну все имеющиеся у неё силы и возможности. Не случайно, что именно сейчас разного рода блогеры и эксперты начали разгонять тему «скорого мира». Боюсь, это делается не просто в погоне за просмотрами и лайками. Идет дезинформационная кампания, призванная морально обезоружить и демобилизовать украинское общество. Одни ее участники ноют в стиле: «шеф, все пропало!”, а другие — обещают, что мир уже на пороге. Когда публике становится ясно, что ее водят за нос, дезинформаторы начинают петь другую песню: Путин якобы сорвал едва не состоявшийся мир и теперь его должен уничтожить разгневанный Трамп.

Цель всей этой дезинформационной какофонии — ориентировать украинское общество на ожидание чудесного избавления от войны, а не на новую общественную мобилизацию против агрессора, по типу той, которая произошла в феврале-марте 2022 года и спасла Украину. Путин не способен эффективно мобилизовать на войну собственное социально атомизированное общество. Он очень боится новой волны патриотического подъема в Украине. Украинцам внушают: ждите скорого мира или помощи от Трампа, или у моря погоды, но не замечайте, что угроза геноцида, который пытается осуществить путинская Россия, становится всё опаснее.

Ни мира, ни какой-то сверхмощной поддержки Трампа не будет. Путин не собирается замораживать войну, а Трамп не будет убиваться за Украину. Российский диктатор пытается принудить Украину к капитуляции. Поддержка свободного мира важна и она будет, но  остановить врага могут только сами украинцы.

Понятно, что украинцы устали от войны, но их дух не сломлен, морально они сильнее, чем российские оккупанты. Поэтому дезинформаторы под наркозом рассказов о скором мире пытаются вырезать у украинского общества боевой дух и волю к сопротивлению.

 

(Оновлено 16:00)

Анатолий Несмиян

Что интересно: во всех подведениях итогов 2024 года много разных событий, но вот «выборы» Путина в марте этого года не упомянул практически никто в качестве важного и значимого события. Общественная и политическая жизнь в стране настолько выжжены, что смерть Навального оказалась гораздо более важным событием, чем жизнь Путина.

Цивилизация смерти и мертвечины, которую строят в России, именно так и выглядит — только смерть имеет содержательную ценность, жизнь не имеет никакого значения.

Анатолий Несмиян

25 лет назад Ельцин произнес свои главные слова в жизни — «Я устал, я ухожу». Что, в общем-то, характеризует его с достаточно положительной стороны: человек не стал ждать ни «Лебединого озера», ни ухода из жизни на посту, а предпочел закончить жизнь в кругу семьи. Хотя, конечно, мог бы вцепиться в кресло, обнулить сроки, перерисовать конституцию и зарядить лизоблюдов, которые бы объяснили, почему без всего этого страна пропадет.

В этом смысле он оказался вполне порядочным человеком, и сделал стандартную ошибку порядочного человека — по какой-то причине посчитал, что те, кто придет после него, тоже будут порядочными людьми.

Не срослось. Поэтому 25 лет после Ельцина как-то уж очень сильно подзатянулись. И в этом смысле новогоднее пожелание выглядит более чем очевидно: хотелось бы, чтобы этот провал во времени уже закончился.

 

(Оновлено 15:00)

Макс Бужанский

Братцы, с наступающим Новым Годом!

У каждого из вас есть что-то важное, что он потерял в этом году, не теряйте больше.

У каждого есть что то, что он сумел сохранить, сумейте.

Есть что-то у каждого, что он хочет найти в этом новом году, найдите, пусть каждый найдёт то, чего хочет, и никогда не жалеет об этом потом!

Война прижимает нас всех друг к другу, любящих друг друга и ненавидящих, равнодушных и тех, кто не может найти покой, я желаю нам всем найти в себе силы остаться собой.

И не потерять отношения с теми, кто нам дорог, как бы сильно не расходились взгляды на любые вопросы.

Когда рядом горел дом, вы бежали на помощь не спрашивая, во что верит человек, которого вы тащите из под завалов, не потеряйте в следующем году тех, кому помогли, и тех, кто помог вам, кто бы во что ни верил.

Нам ещё снова помогать друг другу.

Не потерять, мне кажется, это самое главное, и не потеряться.

А пожелание только одно.

Просто мир, не нужно ничего больше.

И я очень надеюсь, что в следующем году он наступит.

Обнимайте тех, кто рядом, загадывайте желания.

Желание, и пусть оно сбудется!

Обнял!)

 

(Оновлено 14:00)

Деловая столица

Юрий Вишневский, политический обозреватель

Не считая России. Какие главные угрозы подстерегают украинцев в 2025 году

Конечно, все мы ждем в следующем году хороших новостей. Чтобы их было больше, нужно заранее подготовиться к опасностям

Если война не закончится

Заглядывая в будущий год, мы не можем сказать, закончится ли война, но можно точно утверждать, что Россия останется для Украины главной внешней угрозой. Однако помимо внешних угроз есть еще и внутренние. И от умения справиться с ними будут сильно зависеть итоги 2025 года.

Главным трендом 2024 года в общественном сознании было усиление пессимизма. Причина понятна: ситуация на фронте. Чем больше мы теряли территорий, тем меньше становился процент тех, кто уверен в полной победе Украины с выходом на границы 1991 года, и, наоборот, рос процент тех, кто хочет мира ценой территориальных уступок. Параллельно падала доля украинцев, которые доверяют власти: в первую очередь это касалось партии «Слуга народа», Верховной Рады, Кабинета министров, но и Владимира Зеленского тоже.

Эти тенденции сильно коррелируют друг с другом. Наверное, каждый из нас высказывал сам или слышал в своем кругу общения мнение о том, что ситуация на фронте была бы лучше, если бы было меньше коррупции, пустых обещаний и ошибочных решений, в том числе кадровых (таких как, например, отставка Валерия Залужного), и больше профессионализма и адекватности на всех этажах власти.

О последствиях мы можем судить по результатам очередного опроса общественного мнения, которые обнародовал КМИС 30 декабря. Два года назад, год назад и сейчас респондентам задавался один и тот же вопрос: «Каким вы видите будущее Украины через 10 лет?». Предлагались два варианта ответа: «Украина через 10 лет будет процветающей страной в составе Европейского Союза» и «Украина через 10 лет станет страной с разрушенной экономикой и большим оттоком людей». Понятно, что тут речь шла не о желаниях людей. Наверное, все 100% желают Украине только процветания. Тем не менее, некоторые люди, видя нынешние проблемы, впадают в депрессию и уже не верят в процветание, а с ужасом ждут дальнейшей разрухи.

В октябре 2022 года оптимисты превосходили пессимистов с разгромным счетом 88% против 5%. Разрыв составил 83%.

В декабре 2023 года оптимистов осталось 73%, доля пессимистов выросла до 19%. Разрыв сократился до 54%.

В декабре 2024 года ждут через 10 лет процветания 57%, разрухи — 28%. Разрыв уменьшился до 29%.

Еще через год оптимисты и пессимисты могут сравняться. Впрочем, тут можно возразить, что в этом вопросе речь шла о будущем через 10 лет, разве это имеет какое-то отношение к нынешним событиям? Имеет. Оптимизм сильно коррелирует с желанием бороться с врагом, а пессимизм — с готовностью капитулировать.

Вот как это поясняет исполнительный директор КМИС Антон Грушецкий: «Для многих украинцев нынешние сложности воспринимаются как условная инвестиция в будущее, то есть усилия и потери будут вознаграждены позже — и сами украинцы, и их дети и внуки получат возможность жить в более счастливых условиях. В то же время может действовать и обратная логика — неверие в будущее может заставлять некоторых людей мыслить в категориях, что нынешнее сопротивление лишено смысла».

Таким образом, в следующем году есть угроза для общества все глубже погружаться в депрессию, неверие и безнадегу. И все более значительная часть украинцев будут согласны даже не на сдачу территорий, а вообще на принятие всех условий Путина. Потому что, утратив веру в процветание в будущем, человек легко теряет и волю к сопротивлению сейчас.

Можно ли переломить эту тенденцию? Мы видим, что власть искренне старается исправить последствия, написала план победы, теперь пишет план стойкости, в общем, пытается вернуть народу оптимизм. Это искреннее желание власти свидетельствует, что перемены к лучшему возможны

В преддверии Нового года всем хочется чуда. Таким чудом во внутренней политике в 2025 году могло бы стать создание правительства народного доверия. Понятно, что выборов во время войны не будет, но есть ведь соцопросы, которые показывают отношение людей к разным деятелям. И вот если задаться целью вернуть народу оптимизм, то прежде всего нужно показать, что власть к нему прислушивается.

За сценарием далеко ходить не надо — он прописан в Конституции. В парламенте создается правящая коалиция. Туда можно включить все фракции и группы, кроме двух осколков ОПЗЖ. Коалиция выбирает премьера. Например, она может пригласить на этот пост Залужного как деятеля с самым высоким рейтингом доверия. Далее коалиция согласовывает с премьером кандидатуры членов правительства. Тут важен сам факт, что Кабмин не будет подконтролен ни Офису президента, ни какой-либо партии. Для полноты картины Банковая могла бы отдать под ответственность Кабмина также и глав местных администраций.

В результате Украина получит правительство с кредитом народного доверия. Вся ответственность за ситуацию в стране, включая даже и ситуацию на фронте, будет лежать на Кабмине и правящей коалиции (а не на Зеленском и «слугах народа», как сейчас). Коалиция и ее правительство будут обязаны сфокусироваться на обеспечении ВСУ всем необходимым, включая новую волну мобилизации (вероятно, придется снизить мобилизационный возраст), строительство фортификаций, развитие производства дронов, ракет, бронетехники, оружия и боеприпасов, поставку топлива и т.д.

Конечно, успех не гарантирован. Но важно то, что народ увидит реальное обновление власти. И даже если новое правительство будет принимать непопулярные решения, народу будет легче поверить в их необходимость, чем если бы те же самые решения принимала нынешняя власть.

Если война закончится

Угроза депрессии будет нарастать, пока идет война. Если же война закончится, на первое место выйдет другая опасность — угроза внутреннего раскола.

Эта угроза была бы незначительной, если бы война закончилась нашей победой. Но шансы на справедливый мир сейчас малы и вряд ли вырастут. Поэтому после войны все кинутся искать виноватых и найдут. Этим будут заниматься и политики, и медиа, и простые люди. Никого уже не будет сковывать самоцензура, в общество будут вбрасываться килотонны взрывной информации об отвратительно плохой подготовке к полномасштабному вторжению врага и о жутких просчетах во время большой войны. Власть может попытаться свалить вину на генералов и предыдущую власть, но это лишь углубит линии раскола в обществе.

Предчувствие раскола тоже отмечается в исследовании КМИС. Год назад и сейчас респондентам задавался вопрос: «Как вы оцениваете единение среди украинцев и преодоление противоречий?» Предлагались два противоположных ответа: «Украинцы понемногу преодолевают внутренние противоречия и идут по пути к сплоченной политической нации» и «Внутренние противоречия среди украинцев только усугубляются и украинцы идут к расколу».

В декабре 2023 года 69% видели движение к единству и только 25% — к расколу. Разрыв между ними составлял 44%.

Сейчас о перспективе единства говорят 53%, раскола — 33%. Разрыв сократился до 20%.

Еще через год раскол нации может стать не предсказанием, а реальностью.

Подчеркнем: тут не имеется в виду раскол по географическом признаку на основе каких-либо межрегиональных противоречий. Для такого раскола нет оснований, вопреки всем мечтам Кремля.

Однако раскол на почве политической нетерпимости — это реальная опасность. И эта опасность будет подогреваться тремя факторами.

  • Во-первых, всеобщим ПТСР — посттравматическим стрессовым расстройством. Большая война сильно повлияла на психику на индивидуальном уровне и на коллективном тоже.

  • Вторым фактором будет демобилизация. К гражданской жизни вернется миллион человек, которые умеют обращаться с оружием и любят убивать врагов.

  • А третьим фактором станут те самые килотонны взрывной информации, которые будут вброшены в украинское общество самыми разными игроками, внутренними и внешними. Немалая доля будет, наверное, сфальсифицирована или «подправлена» в нужную кому-то сторону.

Власть имеет возможность предотвратить развитие событий по самым печальным сценариям. Для этого нужно прежде всего трезво оценивать свои дальнейшие шансы.

Максимальный результат, который может получить Банковая по итогам парламентских и президентских выборов — это второй срок Зеленского в президентском кресле, но уже без своего монобольшинства в парламенте. Монобольшинства «слуг народа» фактически уже и сейчас нет, решения принимаются благодаря голосам экс-ОПЗЖ и группы «Довіра». А в новом парламенте фракция партии Зеленского обязательно должна будет искать союзников, чтобы не оказаться за бортом правящей коалиции.

Поэтому, даже если Зеленский сохранит пост президента, ему придется постоянно советоваться с участниками коалиции. Понятно, что роль искателя консенсуса между различными политическими силами для Банковой сложна и непривычна. А если заранее жестко рассориться со всеми вероятными партнерами по коалиции, эта роль может вообще оказаться непосильной.

Также понятно, что перед выборами все кандидаты и партии конкурируют, как умеют, используя не только чистые и честные способы. Это общемировая практика, тут достаточно вспомнить любые европейские выборы, как и американские. Однако некоторые методы в приличном обществе не допускаются, например, посадка оппонентов в тюрьмы или СИЗО перед выборами, массовые фальсификации при голосовании и подсчете голосов.

Поэтому лучше уже сейчас договариваться с парламентскими партиями и гражданским обществом. Для начала — о внесении изменений в Избирательный кодекс (если они в самом деле нужны). Не должно быть никаких новаций типа голосования через «Дію», которые воспринимаются как инструменты фальсификации и инспирируют раскол в обществе.

Также необходимо договориться о правилах игры во время избирательной кампании, голосования, подсчета голосов и объявления результатов. В Украине невозможен будет белорусский или грузинский сценарий. Киев, в отличие от Минска и Тбилиси, крайне зависит от западной финансовой помощи и притом находится в процессе переговоров о членстве в Евросоюзе. Это означает, что США и ЕС будут пристально наблюдать за нашими выборами и располагают эффективными способами наказать за грубые нарушения. Всем политикам и партиям выгодно, чтобы послевоенная Украина показала всему миру свою способность провести выборы чисто и честно, а не опуститься после них в силовое противостояние.

Точно так же в новом парламенте всем партиям нужно будет продемонстрировать умение договариваться по вопросам общегосударственного значения. Не исключено, что придется вносить изменения в Конституцию. Но чтобы будущая Верховная Рада была способна на консолидированные решения, нужно уже сейчас сшивать общество. Сделать это реально, было бы желание.

 

(Оновлено 13:00)

РБК-Украина

Катерина Гончарова

Социолог Любомир Мысив: Уровень доверия к ВСУ не падает, а к мобилизации отношение неоднозначное

Количество ветеранов в Украине уже достигло 1 миллиона 300 тысяч: такую цифру называет профильное министерство. Все больше в стране семей, чьи близкие служат в Силах Обороны. Как украинское общество относится к бывшим военным и какие проблемы ожидает после возвращения с войны тех, кто служит сейчас – читайте подробнее.

Война касается фактически каждого украинца в буквальном смысле: уже 71% украинцев говорят, что их родственники или близкие служили или сейчас служат в Вооруженных Силах. Это влияет и на то, как украинцы представляют ветеранов – не с картинки в соцсетях, а из общения в реальной жизни.

О том, как в стране относятся к ветеранам на третьем году войны, остается ли ВСУ «номер один» в рейтинге доверия украинцев и что самое главное должно сделать государство для защитников – в интервью РБК-Украина рассказывает заместитель директора социологической группы «Рейтинг» Любомир Мысив.

– Ваше исследование охватывает сразу много вопросов про ветеранов: их образ в обществе и в СМИ, возможные риски после возвращения со службы, госпрограммы, инфраструктура. Какие основные тенденции вы выявили?

– Это уже пятая волна исследования, которое называется «Образ ветеранов в украинском обществе». Проводим его по инициативе Украинского ветеранского фонда Министерства ветеранов, чтобы увидеть динамику: как меняется отношение к ветеранам, знают ли люди о политике государства в отношении ветеранов и тому подобное. Мы понимаем, что война продолжается, ситуация социально-экономическая не самая лучшая. Количество людей, которые являются ветеранами и в будущем будут ветеранами, будет расти.

Какова основная тенденция? Мы видим, что растет количество людей, которые имеют близких среди ветеранов или тех, кто воюет на фронте в составе Сил Обороны: количество людей, которые говорят, что у них есть родственники-военные, которые воюют сейчас или воевали, достигло 71%.

На этот раз мы решили не ставить прямой вопрос доверия к ВСУ. Мы увидели, что мобилизация в обществе воспринимается неоднозначно. И есть очень резкие различия между отношением общества к военным на передовой, к тем, кто в тылу, и кто служит в ТЦК.

Показательно, что уровень доверия к ВСУ не падает. В то же время показатель «полностью доверяю» в начале полномасштабного вторжения достигал 90%, а сейчас на фоне всех событий и ситуации с войной и в тылу – отношение несколько холодеет.

Уровень доверия к военным в обществе остается самым высоким. 96% доверяют ветеранам АТО, которые сейчас снова воюют, 91% – ветеранам нынешней войны, 88% – ветеранам АТО (ООС) 2014-2021 годов. 94% доверяют тем, кто служит на передовой, 76% – тем, кто служит в тылу (кроме ТЦК).

К работникам ТЦК уровень недоверия достигает 67%. Им выражают доверие только 29%. Самый высокий уровень недоверия к представителям ТЦК зафиксирован среди жителей западных и приграничных регионов, молодого поколения и мужчин.

Наиболее показательно в исследовании то, что люди видят риски определенных кризисных явлений с ветеранами, которые будут возвращаться с войны. Видим рост ожидания таких явлений, как отсутствие работы, различные семейные конфликты, участие в преступности, злоупотребление алкоголем и наркотиками.

Ожидания ухудшения ситуации связаны с несоответствием военного опыта гражданской жизни, с различными социальными проблемами, психоэмоциональной нестабильностью ветеранов. Общество понимает: если события пойдут по худшему сценарию, то такие проблемы могут возникать чаще.

Мы опрашивали разных респондентов. В частности, выделяем тех, кто имеет родственников или близких, которые воевали в АТО/ООС с 2014 года. Они уже имели ветеранский опыт и столкнулись с непониманием общества, когда вернулись с фронта. Столкнулись с непониманием государства и с тем, что не могли получить социальные гарантии. И именно среди этой категории населения мы видим больше таких негативных ожиданий. Потому что они уже проходили этот опыт сами и понимают, что это может повториться.

– Что изменилось с прошлого опроса в том, как украинцы воспринимают ветеранов?

– Слово «ветеран» до 2022 года часто ассоциировалось в обществе именно с ветеранами Второй мировой войны. Это объективно, потому что не было сформировано какого-то единого медийного образа современного ветерана.

С началом полномасштабного вторжения ситуация быстро изменилась. Потому что за последние годы военных становится все больше. Это уже даже не десятки тысяч. Мы говорим по крайней мере о миллионе людей. И очевидно, что слово «ветеран» имеет уже совсем другие ассоциации. Это преимущественно молодые люди, не имеет значения – мужчины или женщины.

– Получается, у украинцев фактически не было четкого представления о ветеранах до 2022 года, хотя война продолжается с 2014-го?

— Да. Давайте вспомним историю с ветеранами АТО перед полномасштабным вторжением.

Судя по нашему опыту общения с представителями Украинского ветеранского фонда и по нашим исследованиям, очень часто люди составляли образ ветерана на основе тех конфликтов, которые возникали на бытовой почве или новости в СМИ, что какой-то ветеран совершил преступление. Это происходило не специально, но влияло на восприятие ветеранов.

Но в будущем количество ветеранов будет в разы больше. То есть люди будут находиться с ними рядом и взаимодействовать гораздо чаще. Во многих семьях будут люди, которые служили в рядах ВСУ. Поэтому этот образ будет несколько иной. Здесь вопрос стоит ко всем институтам и к самому обществу.

Сейчас отношение к ветеранам положительное, потому что война продолжается, они сейчас нас защищают, и фактически на них сейчас лежит судьба нашего государства.

Но когда уже начинаются вопросы социальных гарантий и распределения ограниченного бюджета, очевидно, что будут возникать проблемы в обычном быту, когда эти люди будут получать социальную помощь. Ведь есть же еще другие категории населения, которым нужна социальная помощь. Это и одинокие матери, и пенсионеры. И здесь вопрос уже к государству – как оно будет коммуницировать, как будет строить доступ этих людей к социальным гарантиям и услугам.

Часть ветеранов, кстати, не нуждается в социальной помощи. Они готовы возвращаться в гражданскую жизнь, готовы дальше работать. Но они очень боятся того, что их перестанут понимать. Потому что у каждого есть разный опыт общения с гражданскими, не всегда он положительный. Они должны иметь возможности самоорганизации, и их интеграция в общество будет иметь основное значение и сейчас, и после завершения войны.

На фоне падения общего уровня доверия к государственным институтам только 25% респондентов говорят, что государство выполняет свои обязательства перед ветеранами российско-украинской войны. Почти 70% говорит, что не выполняет. Особенно это касается тех, кто имеет близких ветеранов АТО/ООС или которые стали ветеранами сейчас.

– Кто по мнению людей в первую очередь не выполняет эти обязательства?

– На первое место люди ставят парламент. Но есть интересная особенность, что у нас доверие к парламенту очень низкое в государстве в принципе. И граждане, не понимая, кто ответственен за ветеранскую политику, в первую очередь называют парламентариев.

Среди тех, кто считает, что государство не выполняет своих обязательств перед ветеранами большинство (59%) считают, что в первую очередь это Верховная Рада (59%). 30% говорят, что свои обязательства не выполняет Кабинет Министров, 28% – Президент, 27% – местные советы и исполкомы, 19% – министерства и ведомства.

Это, кстати, закономерно в Украине. Уже произошла история негативная о том, что парламент теряет свой уровень доверия после избрания. Парламент в Украине превращается в некий элемент обвинения во всем и всеми. Преимущественно виновным в глазах людей является народный депутат, неважно, сам он хороший или плохой. Верховная Рада, к сожалению, имеет такой образ уже на протяжении всей нашей истории как независимого государства.

Здесь стоит сказать, что люди в целом лучше в курсе о региональных политиках, о тех инициативах, которые происходят на их местном уровне. Это логично, потому что там они видят глазами, ходят по улице, общаются с людьми.

Местные органы власти ближе к людям, они более понятны. И когда мы говорим с людьми о разных политиках, в том числе и ветеранских, то очень часто жители городов и городков вспоминают о каком-то интересном положительном опыте проведения того или иного мероприятия или инициативы.

В целом люди говорят, что они проинформированы и знают о проблемах ветеранов. Негативно оценивают программы создания инклюзивного пространства и инфраструктуры для людей с инвалидностью. 53% считают, что государственные программы по созданию доступного пространства и инфраструктуры для лиц с инвалидностью являются неэффективными. 37% – противоположного мнения.

Вообще показатель инклюзивности в государстве и до того оценивался очень низко. Потому что есть не только проблемы с пандусами. Проблема сложнее, и она всегда должна быть на повестке дня у государства.

– Есть ли здесь региональные особенности? Как отвечали люди в разных областях Украины?

– Регионально есть разница по определенным регионам исключительно из-за того, что имеем демографическое смещение в государстве из-за войны. Жителей востока и юга стало меньше из-за внутренней миграции, поэтому чаще об определенных проблемах говорили жители центрального запада. Просто потому, что там сейчас живет больше людей, в частности тех, чьи родственники сейчас находятся в рядах Сил Обороны.

Образ ветерана в обществе и в медиа положительный, но случаются и преувеличения. В реальности образ ветерана часто несколько другой. Говоря из личного опыта и глубинных разговоров с ветеранами, они имеют много различных проблем, касающихся здоровья, психоэмоциональной стабильности, проблем в отношениях. Они также прошли сложный путь для получения гарантий от государства.

Среди опрошенных о проблемах ветеранов больше знают их родственники, близкие. Они каждый день с ними общаются, видят, знают об этом все, и могут рассказать. Это показательно, потому что часто общество не до конца понимает глубину проблемы ветеранской политики. Те, у кого родственники не были или не находятся на войне, формируют эти представления из медиа.

А люди, которые каждый день сталкиваются с этими вопросами, более объективно оценивают реальность. И говорят о тех проблемах, которые есть сейчас и у ветеранов, и с которыми они могут столкнуться. Опыт этих людей очень важен.

– То, как о ветеранах пишут в медиа и ветераны в реальной жизни – насколько ситуация отличается?

– Мы, к сожалению, не уточняли это в контексте образа ветеранов в медиа и в реальной жизни. Но для понимания – из тех, кто не имеет близких, которые сейчас воюют, почти две трети говорят, что образ ветеранов и ветеранок в реальной жизни соответствует тому, что описывается в СМИ. Потому что они черпают эту информацию из средств массовой информации, социальных сетей, телевидения.

Часть тех, кто сейчас на фронте, пока еще не проходили, как говорят сами ветераны, те «круги ада» органов социальной поддержки. То есть не все из них еще имеют полный цикл прохождения этих проблем. А вот родственники тех, кто воевал в АТО/ООС и уже это прошел, говорят, что образ ветерана в жизни не соответствует тому, как его описывают в медиа.

Фактически две трети опрошенных заявляют, что, к сожалению, это не так, как себе представляет общество. Также в рядах ВСУ сейчас количественно больше мужчин. И именно мужчины говорят, что образ ветерана в медиа является не таким правдивым, как в реальной жизни.

– Возможен ли, по вашему мнению, раскол после войны на фоне того, что кто-то воевал, а кто-то нет?

– Линий раскола в послевоенном обществе будет много. Та, которую вы назвали, прогнозируема. Сказать, какой глубины она будет, достаточно трудно. Сейчас мы не можем спрогнозировать условия, в которых окажется Украина в послевоенное время. Но как одна из линий раскола в государстве – это возможно.

Здесь перед всеми будет важная задача: надо будет искать пути взаимопонимания. Главным арбитром в этом должны стать государственные институты. Именно они должны создавать условия, чтобы эта категория людей была активно вовлечена в общество. Тогда этих конфликтов и недоразумений будет меньше. Очевидно, они будут. Потому что как говорит нам опыт других государств, психоэмоциональное состояние военного после войны требует реабилитации.

И очень часто гражданские не понимают, почему военные их не воспринимают. Не потому, что они воевали или не воевали, а потому что мир их был разным. Эти люди находились огромном стрессе и сейчас они ждут совсем другого. Они не ждут жалости к себе. Ждут понимания, что у них есть такой опыт. Часто надо просто выслушать этих людей, послушать об их опыте. Не пытаться их возвращать в войну, а поговорить с ними об обычных человеческих вещах.

Этот раскол будет. Но его можно пройти как быстро, так и углубиться в него. Если будут программы, которые будут учить общению людей, то таких ситуаций будет меньше. Надеюсь, что все не будет плохо. Потому что уже есть программы по обучению общества, как общаться с военными. Также если медиа это будут поддерживать, потому что СМИ здесь имеют огромное значение, то я думаю мы сможем пройти этот путь и не раздуть конфликты в государстве среди людей.

Эти программы должны быть не какие-то локальные, не ограничиваться маленьким пузырем. Они должны касаться общегосударственной политики. Потому что количество людей, которые станут ветеранами, будет значительным. А если отнести к этой категории и их семьи, то надо умножить еще на 2,5.

Семьи военных тоже переживали опыт войны. Частью этого ветеранского сообщества будут и жены, и мужья, дети, и ближайшие родственники людей, которые участвовали в войне. Они были в ожидании, в стрессе, в постоянных переживаниях, в потерях.

Уже сегодня 71% опрошенных украинцев имеют среди близких тех, кто воевал или воюет на фронте, начиная с 24 февраля 2022 года. Это очень значительная цифра. В начале 2022 года таких было 54%. То есть произошел рост в полтора раза. Уже мы можем говорить, что абсолютное большинство украинцев на момент завершения войны так или иначе столкнется с реальностью ветеранской жизни или жизни рядом с ветеранами.

Здесь можно брать и американский опыт. Смотреть, как там формировались ветеранские сообщества, как там развивали ветеранский бизнес. Как государство стимулировало их участие в различных процессах. Они были активны во время войны, и они должны так же активно продолжать свою жизнь, а не выпасть из общества.

Выпадение из социума очень быстро приводит к таким негативным социальным явлениям, как алкоголизм, наркомания, ссоры в семье, участие в преступности. Потому что если человек не имеет работы, то будет искать вот такой негативный выход. Такой опыт уже был, в частности, на рубеже падения Советского Союза. Мы все помним историю с ветеранами Афганской войны.

Мы должны это учитывать, и государство должно этих молодых ребят быстро интегрировать в первую очередь в работу, в различную деятельность. Это будет основа политики к ветеранам, которую надо внедрять. Тогда конфликтов будет меньше, образ ветерана будет иной, люди будут активны. И будет значительно меньше раскола между ветеранами и гражданскими.

– Иногда говорят, что не ветераны должны приспосабливаться к обществу, а социум к ветеранам. А вы как считаете?

– Я как исследователь должен сказать, что это должно быть движение с обеих сторон. И представители Украинского ветеранского фонда тоже говорят, что должно быть движение навстречу этим категориям населения. Поэтому здесь я бы был бы достаточно осторожен.

Если говорить о равнодушии, то это практика не только российско-украинской войны. Это практика многих войн, когда общество быстро забывает о войне и хочет выбросить из памяти этот горький опыт. Да, обычные гражданские люди гражданского времени больше будут заниматься своими бытовыми проблемами, восстановлением своей обычной жизни, и вопрос ветеранов не будет «номером один» в их повестке дня.

Но это не вопрос обычных граждан. Это вопрос государственных институций. Они должны направлять налоги на обеспечение ветеранов социальными гарантиями и льготами в их дальнейшей адаптации к будущей жизни.

Если людям будут напоминать, кто такие ветераны, они об этом не забудут. Но возьмите опыт разных послевоенных государств: если все скатывается к вопросу выживания, то ветераны не будут в приоритете.

– Какие общие выводы нам надо сделать из вашего исследования? Украинцы верят ВСУ, как и раньше? Негативные новости о ТЦК не повлияли?

– Нет, на образ ветеранов это не влияет. Фундаментом для этого образа является показатель роста людей, чьи родственники или близкие воюют на фронте. Потому что они знают их проблемы, общаются с ними. Военным, как и раньше, люди верят больше чем медиа.

Здесь по сути будет два ключевых вывода. Увеличится количество людей, которые в будущем станут ветеранами, и близких тех, кто будет с ними будет жить рядом. К большому сожалению, есть негативные ожидания в отношении государства и неверие в то, что государство выполняет свои обязательства перед ветеранами.

Ну и есть ожидания этих рисков, которые я вам выше назвал. По некоторым показателям ожидания этих рисков выросло почти вдвое, если сравнивать с 2022 годом. Потому что имеем сейчас ухудшение социально-экономической ситуации в государстве. Это будет иметь влияние на дальнейшую жизнь ветеранов уже в послевоенное время. Ветеранам люди доверяют, но относительно рисков – люди пока не ожидают ничего хорошего.

Если брать также результаты других социологических опросов, то по уровню доверия ВСУ остается «номером один». Это неоспоримый факт. Пока нет ни одной институции, которая бы превысила этот показатель доверия украинцев. Люди меняют свое мнение, но оно не является негативным. Доверие к военным в Украине сегодня чрезвычайно высокое, за исключением ТЦК.

В нашем исследовании мы намеренно разделили эти категории. Если бы мы смешали все категории, то получили бы динамику отрицательную. Тогда мы бы показали, что примерно 70-75% людей доверяют военным. Но важно разделять, чтобы продемонстрировать, что есть проблема с оценками именно ТЦК. Но если брать других военных, то к ним проблем с доверием людей сейчас не наблюдается.

 

(Оновлено 12:00)

YIGAL LEVIN 🇮🇱🇺🇦

В ходе украинского удара ракетами Storm Shadow по бункеру в городе Льгов Курской области погибли 8 российских военнослужащих; еще 22 получили ранения. Об этом стало известно источникам ASTRA.

☝🏼Я всегда знал, что украинцы умеют не только в мастерскую дипломатию, но и в огненные новогодние поздравления. Только представьте: с десяток русских предвкушали, что через сутки уже будут праздновать Новый год, жрать качественный алкоголь (если офицеры) и менее качественный (если солдаты), а затем еще дня два вести неравную борьбу с остатками крабового и другими тазиками. И тут, хуяк, залетает подарунок от украинцев и вне очереди выписывает билеты вместо Нового года на концерт к Кобзону. Красиво.

 

(Оновлено 11:00)

Иван Яковина

Алиев не принял «извинений» Путина, и сейчас его буквально мордой по говну возит.

Требует четкого признания вины (чего не было), выплаты компенсаций всем пострадавшим (тоже не было), наказания виновных в том, что самолет глушили РЭБом и по нему стреляли, а также ясных и однозначных гарантий от повторения ситуации (это самое сложное для Кремля).

У Алиева с Путиным был уже второй телефонный разговор, после которого азербайджанский президент заявил: «Российская сторона хочет замять это дело, и, конечно, это никому не делает чести».

Насколько я понимаю ситуацию, в Азербайджане путинское «типа извинение» народ воспринял как еще одно оскорбление,  поэтому от него требуют сейчас даже большего, чем изначально.

Думаю, не ошибусь, если скажу, что Баку хочет публичного телевизионного выступления Путина с извинениями перед народом Азербайджана, а также наказания как минимум начальников ПВО Чечни.

Если этого не будет, то Россия получит проблемы не только с Азербайджаном, но и с Турцией, что намного серьезнее в нынешних условиях.

 

(Оновлено 10:00)

Головне управління розвідки МО України

#працюєГУР

💥 Історичний удар ― воїни ГУР вперше у світі знищили повітряну ціль за допомогою морського дрона Magura V5

🫡 31 грудня 2024 року воїни спецпідрозділу ГУР МО України “Group 13” вперше в історії уразили повітряну ціль за допомогою ударного  морського дрона Magura V5, оснащеного ракетним озброєнням.

✔️ Під час бою у Чорному морі в районі мису Тарханкут тимчасово окупованого Криму внаслідок застосування ракет Р-73 “SeeDragon” знищено російський гелікоптер Мі-8.

❗️ Ще один такий же ворожий вертоліт зазнав вогневого ураження та зміг дістатись аеродрому базування.

⚔️ Боротьба триває!

🎉 З прийдешнім Новим 2025 роком!

🇺🇦 Слава Україні!

 

(Оновлено 9:00)

Быть Или

Четыре важных новости вчерашнего дня

  1. Понедельник, открылись биржи, и доллар снова скакнул вверх по отношению к рублю — со 105 в пятницу до 110. Если пятничный скачок был связан с решением ЦБ возобновить покупку валюты на внутреннем рынке, то сейчас аналитики Freedom Finance Global признают, что на ситуацию с рублём может влиять и скандал со сбитым азербайджанским «Эмбраером».

  1. США выделили Украине большой пакет помощи почти на $2,5 млрд — $1,25 млрд PDA и $1,22 млрд USAI. По программе PDA у Байдена остаётся ещё $1,5 млрд до 20 января. Также ещё формально остаются $4,8 млрд в результате переоценок 2023 и 2024 годов, но у меня есть сомнения, что они будут выделены. Также США выделили $3,4 млрд прямой бюджетной помощи, полностью исчерпав выделенные Конгрессом в апреле 2024 средства в этот компоненте.
  1. Глава МИД Украины Андрей Сибига прибыл в Дамаск с официальным визитом, где встретился с новым лидером Сирии Ахмедом аш-Шараа (Джулани). Я бы даже сказал, что это новость №1, так как никто из российских официальных лиц пока не был принят аш-Шараа, и, чем бы не завершилась история с российскими базами в Хмеймиме и Тартусе (у меня всё-таки есть предчувствие, что они там останутся хотя бы частично), Украина здесь берёт дипломатическое первенство. Заявлено об установлении стратегического партнёрства на политическом, экономическом и социальном уровнях. Также Украина направила в Сирию 500 тонн зерна: этого хватит, чтобы прокормить 167 тысяч человек на один месяц.
  1. Песков заявил, что никаких предпосылок для завершения войны или какой-либо её фазы на сегодня нет. К сожалению, их действительно нет, их не будет до инаугурации Трампа и скорее всего не будет и после неё, как бы ни хотелось верить в чудо. Россия намерена продолжать войну, и пока усилиями всего свободного мира это желание у неё не будет отбито (потому что усилий одной Украины уже, очевидно, недостаточно), Россия будет продолжать наступление.

(Оновлено 8:00)

Павло Казарін

Дві оцінки Україні наприкінці третього року війни

Одна з них зведеться до того, що наша країна погано складає іспит на державність. Що чоловіки в тилу воліють уникати мобілізації. Що в соцмережах люди засуджують ТЦК, а не «ухилянтів». Що навіть повномасштабне вторгнення не стало панацеєю від корупції та схем.

Ми скажемо, що у нас із лишком вистачає тих, хто використовує війну для збагачення. Тих, хто вважає за краще не інвестувати в загальне благо, а привласнювати його собі. Тих, хто пропонує країні прості рішення, радячи скасувати податки або перевести армію на добровільний формат комплектування.

Ми зможемо згадати звільнення компетентних і призначення лояльних. Перерахувати втрачені міста та окуповані території. Порівняти реальність фронту з реальністю тилу і дійти висновку, що якщо війна — це тест, то ми ризикуємо цей тест провалити.

Другий вердикт буде протилежністю першого. Ми зможемо сказати про те, що нам давали два тижні — а ми б’ємося вже три роки. Що друга армія світу не змогла вийти навіть на кордони Донецької області. Що нам вдається протистояти «осі зла», до якої входять Москва, Пхеньян і Тегеран — яким на додачу функції тилу забезпечує Пекін.

Ми скажемо, що самотужки обнуляємо склади й арсенали, які створювалися для підкорення Європи та США. Що нам випало опинитися першою країною континенту, яка воює не з партизанами, а з ядерною державою. Що тільки ми вміємо перехоплювати балістичні ракети, збивати стратегічні бомбардувальники і топити ракетні крейсери.

Ми зможемо згадати про наших цивільних, які виходили на мітинги в окупованих містах. Про волонтерів, які зуміли витягнути ситуацію в момент кризи. Про безпрецедентний рівень єднання, яке в соцопитуваннях простежується навіть через тисячу днів війни.

Особливість у тому, що обидва ці висновки будуть правдивими.

Щоб оцінити, як Україна проходить випробування війною, нам потрібна база для порівняння. Зразок, з яким ми станемо себе зіставляти. Приклад, від якого будемо відштовхуватися під час винесення оцінок. Але такого еталона у нас просто немає.

Щоб приміряти на нас епоху Першої світової — потрібно відмотати час на століття. Скасувати загальне виборче право. Запровадити польові трибунали з правом розстрілу. Зробити єдиним джерелом інформації — підцензурну пресу. Забути про права людини, всесвітня декларація яких з’явиться лише після Другої світової. І, судячи з книжок Барбюса і Ремарка, це все одно не позбавить нас байдужого тилу, корумпованих постачальників і махінаторів усіх мастей.

Та й наступна світова війна не підходить на роль зразка. Більшість європейських країн впали за лічені тижні. А настільки улюблена в нашій країні Британія на той момент була не самотнім оточеним островом, а імперією, над якою не встигало зайти сонце. До того ж усе наше уявлення про те, як Велика Британія справлялася з викликами війни — це міф, народжений її перемогою. На дистанції у вісімдесят років ми просто не помічаємо всіх тих проблем, з якими доводилося стикатися в ті роки Лондону.

«Війна Фойла» — британський серіал, присвячений роботі поліції в англійській глибинці в роки Другої Світової. Британці досить чесні до себе — а тому показують глядачеві проблему «ухилянтів» і торгівлю «білими квитками». Мародерство пожежників у розбомблених лондонських будинках та крадіжку палива на армійських складах. Британських ультраправих, які чекають на висадку нацистів на острів, і героїв фронту, що перетворюються на злочинців. У Британії часів війни було все, що ми сьогодні бачимо в українських новинах і що вважаємо лише «вітчизняними недоліками». Якщо переможемо — через 80 років увесь наш звивистий шлях до тріумфу так само вирівняють заднім числом.

Так, можливо, сьогодні наша країна недостатньо добре протистоїть вторгненню. Але виникає питання — а хто справлявся краще? Хто з наших сусідів переживав подібне? У кого є право порівнювати свій досвід із нашим, щоб потім дорікати нам у недостатній ефективності та самовідданості?

Хто ще топив чужий флот, не маючи власного? Кому, крім нас, доводилося спалювати в щоденних боях десятки ворожих танків і бронемашин? Хто останній мобілізовував сотні тисяч людей на війну з ядерною державою? Кому вдавалося вести багаторічну війну з переважаючим суперником краще, ніж це робимо ми?

Якщо вам здається, що ми недотягуємо до ідеалу, то хочу нагадати. Країна маминої подруги бездоганна, ефективна та досконала. А ще — її не існує.

 

(Оновлено 7:00)

ISW

Институт изучения войны (американский аналитический центр)

Оценка боевых действий в ходе российского вторжения в Украину, 30 декабря 2024 г.

Министр иностранных дел России Сергей Лавров повторил требование России об отказе Украины от своего права на суверенитет и территориальную целостность в качестве предварительного условия для начала мирных переговоров, указав, что Россия не заинтересована в добросовестных переговорах. Лавров заявил в интервью кремлевскому информационному агентству ТАСС, опубликованном 30 декабря, что Россия не будет участвовать ни в каких переговорах по прекращению войны на Украине, если Украина не откажется от своего права и цели освобождения своей территории до ее международно признанных границ 1991 года.

Лавров добавил, что Россия считает цель Украины по освобождению своей территории до ее международно признанных границ 1991 года «ультиматумом». Кремль, вероятно, пытается навязать Украине нереалистичные требования, которые нарушают международное право, чтобы помешать законным добросовестным переговорам. Россия также, вероятно, пытается заставить Запад принудить Украину признать и принять территориальные уступки, которые принесут пользу России в долгосрочной перспективе. Лавров и другие российские официальные лица ранее отвергали право Украины на суверенитет и территориальную целостность как законную позицию на переговорах.

 ISW продолжает считать, что Россия не заинтересована в добросовестных переговорах с Украиной и будет продолжать добиваться полной капитуляции Украины.

Кремль, по-видимому, отдает приоритет требованиям России по формированию сил и внутренней политической стабильности, а не усилиям по смягчению экономического давления и нехватки рабочей силы в 2025 году. Президент России Владимир Путин подписал указ 30 декабря, в котором говорится, что мигранты, нелегально въехавшие в Россию, должны подать заявление на получение легального статуса или покинуть Россию до 30 апреля 2025 года.

Мигранты могут получить легальный статус, пройдя ряд медицинских обследований; экзамен по русскому языку, истории и праву; и погасив все долги или подписав контракт на военную службу с Министерством обороны России (МО). Сообщается, что Россия испытывает нехватку рабочей силы в 1,5 миллиона человек, и указ Путина, вероятно, еще больше усугубит текущую нехватку рабочей силы в России, если значительное число мигрантов, работающих в сфере общественного питания, транспорта и других низкоквалифицированных отраслях, либо покинут Россию, либо принудительно вступят в российскую армию.

 Остается неясным, будут ли российские власти обеспечивать соблюдение этого указа, хотя их решение о том, обеспечивать ли соблюдение этого указа, скорее всего, покажет, как российские власти расставляют приоритеты в реагировании на политические, силовые и экономические проблемы рынка труда. Решение о применении этого указа и начале депортации мигрантов будет означать, что российские власти отдают приоритет умиротворению жалоб среди российских провоенных ультранационалистов и решению возможных проблем безопасности режима, связанных с продолжающимися сообщениями о мигрантах, совершающих преступления и террористические акты в России, а не решению экономических проблем России. Решение не обеспечивать соблюдение указа будет означать, что российские власти больше озабочены использованием труда мигрантов для преодоления экономических проблем России и нехватки рабочей силы, чем посланием ультранационалистическому электорату Кремля.

Президент США Джо Байден объявил о дополнительном пакете военной помощи для Украины на сумму 2,5 млрд долларов 30 декабря. Пакет финансируется за счет объединенных 1,25 млрд долларов из Президентского управления по сокращению численности войск (PDA) и 1,22 млрд долларов из Инициативы по оказанию помощи в сфере безопасности на Украине (USAI) и будет включать тысячи артиллерийских снарядов, тысячи ракет и сотни единиц бронетехники. Министерство обороны США (DoD) сообщило, что пакет также включает: боеприпасы для Национальных усовершенствованных ракетных систем «земля-воздух» (NASAMS); боеприпасы ПВО HAWK; ракеты Stinger; боеприпасы для противовоздушных систем (c-UAS); боеприпасы для артиллерийских ракет высокой подвижности (HIMARS); высокоскоростные противорадиолокационные ракеты (HARM); противотанковые системы Javelin и AT-4; ракеты с оптическим наведением и проводным отслеживанием (TOW) с трубчатым пуском; и другие материалы.

Россия и Украина провели один из крупнейших обменов военнопленными (ПВ) в 2024 году 30 декабря, в результате чего вернулись 189 украинских военнопленных, некоторые из которых провели более двух лет в российском плену с начала 2022 года. Президент Украины Владимир Зеленский объявил 30 декабря, что Украина вернула 189 украинцев, некоторые из которых защищали украинские позиции на металлургическом комбинате «Азовсталь», Чернобыльской атомной электростанции (АЭС) и острове Змеиный в начале 2022 года.

Зеленский добавил, что Украина также вернула двух мирных жителей, которых российские войска захватили во время осады Мариуполя. Координационный штаб Украины по обращению с военнопленными сообщил, что этот обмен военнопленными стал одним из крупнейших с 3 января 2024 года, и что Украина вернула 173 рядовых и сержантов и 14 офицеров: 87 военнослужащих Вооруженных сил Украины, 43 — Национальной гвардии Украины, 33 — Пограничной службы Украины и 24 — Военно-морских сил Украины.

Координационный штаб по обращению с военнопленными добавил, что некоторые из военнослужащих также принимали участие в боевых действиях в Курской, Луганской, Донецкой, Харьковской, Запорожской и Херсонской областях. Координационный штаб по обращению с военнопленными отметил, что всего в Украину вернулись 3956 украинских военнопленных, из которых 1358 вернулись в 2024 году. 30 декабря Министерство обороны России объявило, что Россия обменяла 150 украинских военнопленных на 150 российских военнопленных.

Российские пограничники покинули пограничный контрольно-пропускной пункт Агарак на границе Армении и Ирана 30 декабря после того, как контролировали его более 30 лет. Премьер-министр Армении Никол Пашинян объявил, что армянские пограничники начали патрулировать контрольно-пропускной пункт Агарак без российских войск 30 декабря, что указывает на то, что российские пограничники, вероятно, покинули этот район в соответствии с соглашением от октября 2024 года о том, что армянские пограничники восстановят контроль над контрольно-пропускным пунктом с 1 января 2025 года.

Пашинян добавил, что российские пограничники работают на контрольно-пропускном пункте Агарак с 1991 года. Вывод российских войск с контрольно-пропускного пункта Агарак произошел через пять месяцев после того, как российские пограничники завершили вывод российских пограничников из ереванского международного аэропорта Звартноц, и еще раз демонстрирует приверженность Армении сокращению двусторонних отношений в сфере безопасности с Россией.

Основные выводы:

  • Министр иностранных дел России Сергей Лавров повторил требование России к Украине отказаться от своего права на суверенитет и территориальную целостность в качестве предварительного условия для начала мирных переговоров, дав понять, что Россия не заинтересована в добросовестных переговорах.

  • Судя по всему, Кремль отдает приоритет потребностям России в формировании вооруженных сил и внутренней политической стабильности, а не усилиям по смягчению экономического давления и дефицита рабочей силы в период до 2025 года.

  • 30 декабря президент США Джо Байден объявил о дополнительном пакете военной помощи Украине на сумму 2,5 миллиарда долларов.

  • 30 декабря Россия и Украина провели один из крупнейших обменов военнопленными в 2024 году, в результате чего вернулись 189 украинских военнопленных, некоторые из которых провели в российском плену более двух лет с начала 2022 года.

  • 30 декабря Россия и Украина провели один из крупнейших обменов военнопленными в 2024 году, в результате чего вернулись 189 украинских военнопленных, некоторые из которых провели в российском плену более двух лет с начала 2022 года.

  • 30 декабря российские пограничники покинули контрольно-пропускной пункт «Агарак» на границе Армении и Ирана после того, как контролировали его более 30 лет.

  • Украинские войска недавно восстановили утраченные позиции в районе Часов Яр, Торецк и Покровск. Российские войска недавно продвинулись в Курской области и в районе Торецк, Покровск, Курахово, Угледар и Великая Новоселка.

  • Российский милитарист, специализирующийся на проблемах российских ветеранов, утверждает, что с 2022 года российские войска значительно укрепили международную границу России с Украиной и больше не полагаются в основном на призывников и предполагаемых дезертиров в обеспечении безопасности границы.

(Размещено 6:00)

Альфред Кох

Прошли два года и триста десять дней войны. На сегодняшних картах ISW все по-прежнему: россияне слегка продвинулись на юге Кураховского котла и на Покровском направлении. Это все.

Даже обещанные Ермаком “хорошие новости” из Курской области никак не отразились на картах ISW. Видимо речь у него шла о каких-то невидимых глазу “хороших новостях”. Или о том, что они пока еще не случились, но вот-вот случатся. Что ж, будем ждать…

Также не подтвердился прогноз господина Гордона о том, что сегодня прекратится “горячая фаза войны”. Пару часов назад господин Гордон сообщил граду и миру, что в последний момент Путин сорвал встречу с Трампом и теперь Трамп в бешенстве и завалит Украину несметным количеством оружия (включая Томагавки).

Что я могу сказать? Если это так, то спасибо Путину: никто не сделал для будущего разгрома российской армии больше чем он, не явившись на встречу с Трампом. (Сразу оговорюсь, что все это верно только при одном условии: если все, что говорит господин Гордон — на самом деле имело место, а не является плодом его богатого воображения)…

Сегодня произошел масштабный обмен заключенными. По данным российской стороны обмен прошел по формуле 150 на 150. Однако Зеленский сообщил, что в Украину вернулись 189 украинских военнослужащих, среди них — также и бойцы “Азова” (которых россияне отпускают крайне неохотно). Каково бы ни было реальное количество попавших в этот обмен военнопленных, оно все равно внушительно. И в любом случае это хорошая новость для их семей и их самих.

Также сегодня Байден сообщил о выделении очередного пакета помощи Украине в размере 2,5 млрд. долларов, одна половина из которого, это поставки оружия по программе PDA (то есть прямо со складов Пентагона), а вторая — это закупка вооружений у американских производителей в рамках Инициативы содействия безопасности Украины (USAI).

Кроме этого, сегодня же глава Минфина Джанет Йеллен объявила о выделении 3,4 миллиардов долларов в качестве прямой бюджетной помощи Украине. Эта сумма предоставляется Киеву в соответствии с “Законом о дополнительных ассигнованиях на поддержку безопасности Украины”.

«Наша прямая бюджетная поддержка Украины оказывается в критический момент, когда Россия усиливает удары по украинскому гражданскому населению и важнейшим объектам инфраструктуры. Экономическая помощь со стороны Соединенных Штатов и их союзников имеет решающее значение для способности Украины защищать свой суверенитет и достичь справедливого мира» — говорится в заявлении главы Минфина США.

Тем не менее, министр отметила, что условия прямой бюджетной поддержки Украины со стороны США прежние: это проведение в Украине реформ, связанных с укреплением правоохранительных органов, повышением транспарентности и эффективности государственных учреждений, а также с усилением антикоррупционных правил и процедур.

Правильно ли я понимаю, что продолжение  американской бюджетной поддержки означает, что США довольны тем как в Украине идут эти реформы? Или как? Хотелось бы в этом месте поподробнее. Иначе это выглядит просто как пустая декларация.

Завтра будет последний день уходящего, 2024 года. Я заранее прошу прощения и сообщаю, что я не буду в новогоднюю ночь писать очередной пост “Дневника войны”. Надеюсь, вы, дорогие мои читатели, меня поймете.

Поэтому я уже сегодня поздравляю вас с наступающим Новым годом и желаю нам всем мира. Я бы еще много чего пожелал, но это сейчас — самое главное. Без мира — все не в радость. А будет мир — тогда и все остальное станет возможно.

Особая моя благодарность и восхищение — украинским солдатам, которые вот уже почти три года продолжают оказывать героическое сопротивление агрессору. Им я желаю удачи и победы. Они ее заслужили как никто другой.

Слава Украине!🇺🇦

1 оценка, среднее: 5,00 из 51 оценка, среднее: 5,00 из 51 оценка, среднее: 5,00 из 51 оценка, среднее: 5,00 из 51 оценка, среднее: 5,00 из 5 (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...

Комментарии читателей статьи "BloggoDay 31 December: Russian Invasion of Ukraine"

  • Оставьте первый комментарий - автор старался

Добавить комментарий