Фрагменты общей картины уничтожения украинского лайнера

Вадим Лукашевич, 10.01.20, facebook

 

Появились первые данные по расшифровке “чёрных ящиков”, из которых якобы следует, что “связь с самолетом пропала сразу после взлета”, и он “после обнаружения проблем развернулся и пытался вернуться на аэродром”. Что здесь от домыслов СМИ, а что от собссно “чёрных ящиков” – непонятно.

Но если это так, то расшифровка бортовых самописцев ставит новые вопросы, а не отвечает на существующие.

Какая связь между потерей связи и последующим пожаром? Что же там все-таки горело – фюзеляж или двигатель? Двигатель гореть может, но горящий фюжеляж – это уже ближе к теракту. Да и веры очевидцам никакой – что можно было увидеть в ночном небе с дистанции в несколько километров?

В общем, вы вышли из дома и обнаружили, что забыли дома мобильник, а потом вас находят с проломленной головой…

PS: гуляющую по сети фотографию носовой части российского ЗРК “Тор”  не комментирую, т.к. это ничего не доказывает даже в случае подлинности самой фотографии. Фрагмент зенитной ракеты не обязательно может иметь отношение к упавшему самолету – внешнее воздействие на лайнер докажут только поражающие элементы боевой части ракеты, найденные в телах пассажиров, багаже или в обломках самолёта.

Но, как говорится, “ложки нашлись, а осадочек остался…”

***

в момент падения они (украинский самолет) шли уже перпендикулярно полосе – это сильно не заход на посадку…

***

Область выпадения обломков разбившегося под Тегераном самолета с высоты птичьего полета (направление полета самолета – к нам).
Обращает на себя внимание два момента:

  1. Отсутствия ярко выраженного кратера или борозды на грунте. С учетом отсутствия крупных фрагментов конструкции самолета это свидетельствует об очень мощном взрыве уже в самом начале касания земли (корпус даже не успел углубиться в землю) – по всей видимости, из-за детонации топлива (и/или его паров) в топливных баках, т.е. в кессоне крыла. Обратите внимание, что есть пролом в ближайшем к нам заборе, но его нет в предыдущем – т.е. удар самолета о землю был не по касательной, а со значительным углом (не менее 20-25 градусов), при этом взрыв разорвал самолет в клочья. Если считать местом падения пролом в заборе, то группа людей вдалеке, за и перед уцелевшим забором (и выпавшие там обломки), свидетельствуют, что самолет начал разваливаться (от него стали отваливаться фрагменты конструкции) непосредственно перед ударом о землю.
  2. Конечная траектория движения (это полетом уже не назовешь) самолета была в направлении аэропорта (на фото – он у нас за спиной), но перпендикулярно взлетно-посадочной полосе. Это значит, что управляемого никакого захода на посадку не было, и вряд ли экипаж был в состоянии “отвести самолет от жилых домов”. Как я сказал ранее, на конечном участке траектории самолет уже вряд ли бы управляем. Хотя, возможно, была попытка просто посадить самолет на ровную поверхность (по аналогии с “посадкой в кукурузу”), которую экипаж видел без каких-либо ориентиров (это окраина, поля и огороды без ночного освещения).

Теперь по поводу отверстий в некоторых фрагментах конструкции разбившегося под Тегераном лайнера. На первых фотографиях (которые представляли собой скрины плохого качества с телерепортажей с места события) видны сквозные отверстия (пробоины), которые могли быть оставлены как поражающими элементами осколочно-фугасной боевой частью зенитной ракеты (или внутренним осколочным взрывным устройством), или другими компактными металлическими объектами самой конструкции самолета, в ходе взрыва воздействующими по другим элементам конструкции. Во вчерашнем посте есть два таких снимка фрагмента крыла (ближе к задней кромке) и панели обшивки фюзеляжа в районе пассажирского салона.

Элементами конструкции, способными пробить насквозь другие фрагменты, могут быть в первую очередь лопатки турбины, отрывающиеся от разрушающегося ротора горячей части двигателя. Турбина работающего двигателя вращается с очень большой скоростью, поэтому оторвавшаяся лопатка имеют большую скорость и достаточную массу, чтобы прибить обшивку близлежащих фрагментов конструкции (крыла и фюзеляжа). Но сначала она должна вылететь из самого двигателя, пробив его обечайку. И на фотографиях двигателя мы именно это и видим – рваные сквозные отверстия, сделанные (смотрите на загиб краев) изнутри. Если дальше на пути этих разлетающихся в разные стороны лопаток турбины встречаются другие фрагменты конструкции, то в них лопатки оставят примерно такие же (по размеру и конфигурации) отверстия, но уже с рваными краями, загнутыми внутрь (воздействие извне).

Как отличить отверстие от лопатки от входной пробоины, оставленной поражающим элементом ракетной боеголовки? Размером – ракетный осколок имеет размер в пределах 6-12 мм, в то время как лопатка турбины – это несколько сантиметров минимум, и она оставляет более рваные края пробоины. Вот почему так важны качественные фотографии, а еще лучше – визуальный осмотр обломков самолета.

***

Главная мысль – версии, рассматриваемые Украиной, действительно самые приоритетные и сейчас сложно выделить из них какую-то наиболее вероятную:
– поражение самолета зенитной ракетой;
– теракт (взрыв) на борту самолета;
– интенсивно развивающийся пожар двигателя по техническим причинам;
– столкновение с другим летательным аппаратом (дроном) в воздухе.

PS: если выяснится, что виной всему пожар двигателя, то всей линейке самолетов Боинг-737 (а не только модификации 737-8 MAX) придется туго…

***

Современные самолеты устроены так, что все, что в них может загореться и гореть само по себе, сосредоточено в двигателях и в топливной системе (топливные баки, топливная арматура и т.п.), и в случае Боинга-737 – это все в крыле или под крылом.
Чтобы что-то горело в салоне (в фюзеляже), это что-то нужно сильно постараться поджечь.
Поэтому ключевыми моментами в этом материале являются пункты 1-4 (здесь я склонен верить специалистам, разбирающимся с произошедшим месте):

“1. Самолет вышел из строя, на его борту возник пожар, но не в результате неисправности двигателей, а в результате иной причины. Таким образом, причины возникновения пожара на борту не известны. Но судя по всему пожар был в салоне.

  1. Самолет был фактически новый, и сама по себе связь и система управления, многократно дублированные, выйти из строя не могли, нет признаков неисправности, о которой было бы известно наземным службам.
  2. За штурвалом были опытнейший первый пилот Алексей Наумкин, с налетом в 12 тысяч часов, вторым пилотом был Сергей Хоменко с налетом в 7,6 тысяч часов, бывший военный летчик. Нет сомнений, что оба этих человека обладали высокой стрессоустойчивостью и были хорошо подготовлены к действиям в экстремальных условиях. Вывести их из строя могло только внезапное происшествие, которое одновременно поразило бы систему связи, управления и экипаж огромного самолета. Каких-то обычных технических причин для этого быть не может. Даже если бы двигатели разрушились в воздухе без взрыва и без пожара, у экипажа было бы время выйти в эфир.
  3. Отсутствие всяких переговоров с диспетчером и отсутствие пожара в двигателях говорит о том, что версия террористического акта, столкновения с дроном или взрыва зенитной ракеты весьма вероятна”

Но добавлю свои “5 копеек”:
– если что-то вывело экипаж, радиосвязь и т.д. из строя, то каким образом экипаж смог правым виражом развернуть самолет в сторону аэропорта вылета?
– поражающие элементы осколочно-фугасной боевой части зенитной ракеты способны развалить самолет в воздухе ( в случае прямого попадания или близкого – несколько метров – взрыва), но вызвать интенсивное горение внутри салона – очень сомнительно…

***

Если это в итоге подтвердится, то с учётом гибели рейса МН17 над Донбассом будет свидетельствовать не о совершенстве наших зенитных ракет (гражданские самолёты – очень лёгкая цель), а о том, что мы поставляем оружие конченным уродам

В Киеве заявили, что “Боинг” в Иране могли сбить российской ракетой

***

Итак, обломок ракеты.

Фотография носовой части российской зенитной ракеты комплекса “Тор-М1” появилась вчера к концу дня.

Я не стал сразу ничего комментировать, потому что все это сильно напоминало подброшенную улику. Тем более что:
– источник фотографии был сомнителен;
– место и время съемки неизвестно;
– сама по себе фотография обломка ракеты ничего не доказывает, хотя и косвенно свидетельствует в пользу версии “сбит зенитной ракетой”;
– ну и главное, что меня смутило – было указано, что обломок ракеты “найден в районе падения обломков самолета” – чего быть не должно в любом случае, потому что ракета на месте падения самолета – это 100%-я фальсификация.

Дело в том, что обломок ракеты, сбившей самолет на высоте 1.5-2 км, должен лежать никак не ближе 10-12 километров к месту его падения. Смотрите сами.

Ракета выпускается по самолету и подлетает к нему с какой-то стороны на сильно сверхзвуковой скорости. Если нет прямого попадания, то боевая часть (она расположена сзади за носовой частью ракеты) взрывается рядом с самолетом и наносит ему повреждения, “не совместимые с жизнью”, но оторвавшаяся, да после взрыва сзади носовая часть ракеты продолжает лететь в направлении первоначального полета ракеты, двигаясь по инерции по баллистической траектории. Если взрыв был на высоте 1.5 км, то носовая часть должна упасть минимум в нескольких километрах от точки взрыва. Ну а самолет, как известно, после этого (точнее, после возникновения чего-то, вынудившего летчиков начать разворот к аэродрому вылета) еще летит какое-то время, тоже удаляясь от точки взрыва. Если бы он сразу падал, то оторвавшаяся носовая часть могла бы упасть в нескольких километрах от точки взрыва, но самолет летел, хотя и снижаясь с высоты порядка полутора километров. Фактически от места падения самолета до места предполагаемого падения носа ракеты должно быть от 10 километров, что никак не вязалось с “обнаружен в районе падения обломков самолета”. Поэтому оставалось ждать новой информации (подтверждающей или опровергающей факт нахождения обломка ракеты), тем более что снимок мог быть сделан в другом месте и/или в другое время.

И новая информация появилась – удалось связаться с автором снимка, и он сказал, что сделал его в жилом квартале Паранд на юго-западе Тегерана. Теперь можно, зная местоположение этого квартала, аэропорта вылета, точку последнего срабатывания бортового автоответчика (транспондера), место падения обломков и направление движения самолета в момент падения (видимое по направлению выпадения обломков), составить общую картину с примерной траекторией движения самолета.

Во-первых, расстояние между районом нахождения обломка ракеты и местом падения самолета не менее 16 километров. Так и должно быть.

Вместе с тем (это во-вторых) смущает, что обломок найден примерно в том же районе, где бортовой автоответчик самолета вышел на связь в последний раз. Тут нужно сказать, что мы не знаем, где у самолета возникла проблема, но все-таки где-то недалеко от точки последнего отклика. Но если взрыв ракеты у самолета произошел в районе Паранд, то обломок носовой части ракеты должен был упасть минимум в нескольких километрах от этого места. Правда, мы пока не знаем, где именно в Паранде найден обломок, а сам район (на карте он ограничен красной линией) вытянут примерно на 10 километров. Так что если обломок найден на юго-востоке района, а стрельба велась на встречном курсе (с северо-востока или с севера), то все сходится.

Предполагая, что проблемы у самолета возникли сразу после последнего отклика автоответчика, и зная точку падения самолета и направление его полета в этот момент, можно попытаться отстроить его траекторию полета между этими точками – я это сделал кривой, приводящей в точку падения с нужным азимутом движения (реальная траектория может быть и другой, но она будет близка к нарисованной). Эта траектория свидетельствует, что летчики на заходили на посадку, а просто тянули самолет в сторону аэропорта. Но возможно и другое объяснение – летчиков уже нет в живых, а система управления зафиксировала некоторое положение (бывшее или возникшее от взрыва) органов управления (механизации крыла, угла установки стабилизатора и руля направления), которые и отправили умирающий неуправляемый самолет в правый разворот со снижением…

Рейс МН17 был сбит посторонним экипажем, в незнакомом для него месте, в цейтноте, с предварительным целеуказанием (в виде “вылетевшего” Ан-26 ВВС Украины) и без понимания оперативной обстановки в небе.

Но в данном случае, если самолет был сбит ракетой, то это верх идиотизма. У тебя рядом, в нескольких километрах, действующий столичный аэропорт – можно было хотя бы в интернете посмотреть расписание вылетов рейсов, иметь связь с диспетчером. У меня тут даже слов не хватает… Мы реально поставляем оружие конченным мудакам

PS: сейчас, после сообщений американцев  о том, что самолет был сбит ракетой (зафиксировано включение РЛС и две вспышки – одна от пуска ракеты, другая от взрыва при попадании в цель) и в случае, если это подтвердится, пропадает в значительной степени смысл иранского расследования, проводимого в соответствии с Приложением 13 к Конвенции ICAO. Потому что это техническое расследование, которое должно объяснить, что случилось с самолетом.

Но в случае, если самолет был сбит зенитной ракетой, на первый план выходит тот же вопрос, ответ на который уже более 5 лет ищут в деле МН17 – кто виноват? И если все подтвердится, то впереди уголовное расследование и еще один международный уголовный суд, на этот раз – по гибели людей на борту украинского лайнера. Думаю, странам, чьи граждане погибли в этой катастрофе, нужно создавать новую международную Объединенную следственную группу, с Ираном или без него.

 

***

Если это видео подлинное, то никаких вариантов – только воздействие на самолет

***

Группа Bellingcat геолоцировала видео поражения украинского самолёта и по времени задержки звука взрыва определила расстояние от наблюдателя до самолёта. При наложении известной траектории взлёта самолёта на полученное расстояние получилась точка поражения, точно совпадающая с последним откликом бортового автоответчик самолёта над пригородом Тегерана Паранд.

Ещё один фрагмент в общую картину уничтожения самолета…

1 оценка, среднее: 5,00 из 51 оценка, среднее: 5,00 из 51 оценка, среднее: 5,00 из 51 оценка, среднее: 5,00 из 51 оценка, среднее: 5,00 из 5 (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...

Метки: , , ,

Комментарии читателей статьи "Фрагменты общей картины уничтожения украинского лайнера"

  • Оставьте первый комментарий - автор старался

Добавить комментарий