Как на товарах приобретенных украинцами за рубежом им хотят вывернуть карманы

Андрей Золотарев, 08.11.18, «Фраза»

 

Рынок электронной коммерции в Украине динамично развивается, демонстрируя рост порядка 30-35% в год, объем этого рынка около 1,5 млрд. евро. Соответственно сегодня когда «госфинансы поют романсы», тема регуляции и налогообложения ввоза на таможенную территорию Украины товаров, купленных за границей через онлайн сервисы, становится «важной и актуальной». 5 ноября в Верховной Раде зарегистрирован правительственный законопроект № 9260 «Про внесення змін до Податкового кодексу України та деяких інших законодавчих актів України щодо покращення адміністрування та перегляду ставок окремих податків і зборів».

СМИ отреагировали, преимущественно, лишь на одно из предлагаемых изменений — введения налога на добавленную стоимость на ввоз товаров в международных почтовых отправлениях на сумму свыше 100 евро для одного получателя-физлица. На данный момент беспошлинный ввоз товаров в Украину ограничивается тремя посылками в месяц стоимостью 150 евро каждая, причем эти нормы введены менее года назад (соответствующие изменения в налоговый кодекс приняты 7 декабря 2017-го) и вызвали неоднозначную реакцию в обществе, опасавшемся ещё более существенного ущемления возможности для приобретения товаров в иностранных интернет-магазинах. Кроме того, против нововведений выступали и почтовые операторы. Они даже просили Президента наложить вето на этот закон, поскольку не были — технически, инфраструктурно и кадрово — готовы к тому, чтобы его выполнять.

Неизвестно, изменилось ли что-то в данной сфере за год, однако и новые предложения правительства вряд ли «придутся по вкусу» «Укрпоште», «Новой почте» и другим почтово-логистическим кампаниям. В частности, Кабмин предлагает дополнить ст. 180 Налогового Кодекса положением, согласно которому «особою, відповідальною за сплату до бюджету податку, нарахованого при ввезенні товарів на митну територію України у міжнародних поштових та експрес-відправленнях, є оператор поштового зв’язку, експрес-перевізник (податкові агенти), якщо митне оформлення товарів здійснюється таким податковим агентом з використанням реєстру, встановленого Митним кодексом України». Кроме того, что операторы почтовой связи и через год после соответствующих заявлений вряд ли на 100% готовы выполнять роль налоговых агентов и мониторить весь массив посылок для отдельных физлиц из-за рубежа, не понятно, каким образом им будут (и будут ли вообще) компенсировать дополнительные операционные расходы на подобную деятельность.

Нововведения «связываются» утверждением, что без них невозможно обеспечить сбалансированность бюджетных поступлений в 2019-м году и выполнить обязательства, которые Украина брала на себя в рамках Соглашения об Ассоциации с ЕС.

Подав на рассмотрение ВР законопроект № 9260, правительство:

Во —первых, пошло на нарушение норм Налогового Кодекса Украины. Согласно ст. 4 НК налоговое законодательство Украины должно быть стабильным, а в подпункте 1.9 этой статьи прямо указывается «зміни до будь-яких елементів податків та зборів не можуть вноситися пізніш як за шість місяців до початку нового бюджетного періоду, в якому будуть діяти нові правила та ставки. Податки та збори, їх ставки, а також податкові пільги не можуть змінюватися протягом бюджетного року». Отсрочка введения новых норм на следующий бюджетный год предусмотрена только в части пунктов законопроекта, значительная часть нововведений должны войти в жизнь уже в первой половине 2019-го.

Bо-вторых, не предоставило убедительных доказательств необходимости предлагаемых изменений. Ни в объяснительной записке, ни в приложениях к законопроекту нет расчетов относительно обоснованности тех или иных повышений ставок сборов или ограничений стоимости беспошлинных почтовых отправлений. Для того, чтобы нивелировать волну негатива в обществе к этим нововедениям их предусмотрительно «зашили» в бюджетный процесс. Народным депутатам же предложили просто «на слово» поверить, что поддержав эти предложения, они поспособствуют сбалансированности поступлений и расходов Госбюджета.

Выиграет ли от этого государство? Авторы законопроекта считают, что да, и даже указывают, что «Принятие проекта Закона позволит увеличить поступления в сводный бюджет (в условиях 2019) в объеме 6,3 млрд. Грн, из них в государственный бюджет 5900000000. Гривен», однако ни малейших расчетов приведено не было. Опираясь на зарубежный опыт, можно спрогнозировать, что снижение лимита на безналоговый ввоз товаров в международных почтовых отправлениях и международных экспресс-отправлениях может не только не принести желаемого дохода, но и вообще нанести ущерб государственному бюджету, поскольку поступления в бюджет от почтовых операторов и экспресс перевозчиков снизятся, а государство вынуждено будет потратить средства на администрирование процесса ввоза посылок (увеличение штата работников, новое программное обеспечение и т.д.).

В-третьих проигнорировало целый ряд «побочных эффектов», которые могут стать следствием введение в жизнь отдельных норм законопроекта.

В-четвертых, это ощутимо ударит по карманам украинцев. Проведем простые расчеты. Сейчас, заказывая из-за границы товар на сумму 200 евро, вы должны уплатить 10% ввозной пошлины и 20% НДС, которые начисляются на разницу между стоимостью товара (200 евро) и лимитом в 150 евро.

Получается, что за товар стоимостью 200 евро вы должны заплатить 11 евро налогов и сборов:
(200- 150) * 10% = 5 евро (ввозная пошлина)
((200 — 150) + 5) * 20% = 11 евро (НДС)
5+ 11= 16 евро

В случае принятия механизма, который предлагает Министерство финансов Украины, в случае покупки товара стоимостью тех же 200 евро теперь надо будет заплатить 51,2 евро налогов и сборов, в 16 раз больше, чем сейчас:
200* 10% = 20 евро (ввозная пошлина)
(200 + 20) * 20% = 44 евро (НДС)
20 + 44 = 64 евро

Наверняка это приведёт к банальному произволу. Например, работники таможенной службы имеют право в одностороннем порядке изменять стоимость посылки, от которой рассчитываются налоги. Так, при получении обычной посылки с применяемым товаром от родственников из-за границы, Вы будете платить пошлину и НДС из расчета полной стоимости такого нового товара, если так решит работник таможенной службы.

Что следует делать?

Во-первых, во главу угла должна быть поставлена разработка четкой законодательной процедуры поставок товаров от импортера (производителя) к потребителю (для ограничения возможности перепродажи таких товаров).

Во-вторых, вместо существенного снижения разрешенной максимальной стоимости товара следует ограничится уменьшением возможности частоты использования льготы одной физической особой в год).

В-третьих, эксперты поддерживают предложения о введении обязательной идентификации получателей почтовых отправлений по оригиналам соответствующих документов.

Впрочем, каждый из этих пунктов требует дальнейшей детализации. Например, как правильно отмечают отдельные публицисты, нужно создать возможности для простого и быстрого оформления и оплаты таможенных сборов. В Грузии таможенный инспектор высылает счет-фактуру получателю с указанием — где и в какой срок её нужно оплатить. Но саму посылку никто не задерживает. В украинских реалиях покупатель сможет забрать посылку только после того, как таможенный сбор поступит на соответствующий счет.

0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5) Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...

Метки:

Комментарии читателей статьи "Как на товарах приобретенных украинцами за рубежом им хотят вывернуть карманы"

  • Оставьте первый комментарий - автор старался

Добавить комментарий