Тупик имени Порошенко

The American Interest: Poroshenko’s Dead End

 

Vladislav Inozemtsev, 27.06.18, “The American Interest”

 

 

За десять месяцев до президентских выборов в Украине, Петр Порошенко, пришедший к власти после Революции достоинства, завел страну в очередной по счету тупик в многолетнем стремлении Украины к настоящим реформам.

Когда четыре года назад он был избран Президентом Украины, очень немногие наблюдатели сомневались в том, что произойдут радикальные перемены в бюрократических традициях страны. Правительство Арсения Яценюка укомплектовалось реформаторами, многие из которых были иностранцами. Наталья Яресько из Соединенных Штатов, Айварас Абрамавичюс из Литвы и Александр Квиташвили из Грузии получили гражданство Украины в день их назначения министрами.

Западные страны оказали полную поддержку реформаторам: в 2015 году была  реструктурирована задолженность Украины в размере 15 млрд. долларов США, а МВФ и Европейский союз выделили более 6 млрд. долларов США новых кредитов.

Однако амбициозные усилия Яресько были заблокированы администрацией президента, а последующее падение правительства Яценюка в апреле 2016 года было признано огромным препятствием для реформаторов Украины.

Чтобы успокоить инвесторов, новый премьер-министр Владимир Гройсман поклялся на Библии (шутка)  молодым инвестиционном банкиром, получившим практику в Великобритании, Александром Данылюком — в качестве министра финансов, который в этот момент отказался от своего британского паспорта.

Данилюк сумел сохранить доверие западных политиков, несмотря на то, что и налоговая нагрузка, и эффективная стоимость заимствований заметно выросли за время его пребывания на должности. Его другие не вполне либеральные достижения включают введение новых лицензионных требований для украинских предприятий, которые вынудили десятки предпринимателей отказаться от юрисдикции Украины; он также представил систему отслеживания импортируемых товаров с границы на полки магазинов – дорогостоящую и неэффективную меру, якобы предназначенную для борьбы с контрабандой.

И, как указывает украинский экономист Михаил Кухар, министр финансов сделал все возможное, чтобы противостоять ходам как украинского делового сообщества, так и поддержки парламента к таким изменениям, как замена налога на прибыль на корпоративный подоходный налог, как это было сделано в Эстонии.

Данылюк покинул свой пост две недели назад и не имеет шансов вернуться в украинскую политику после всех разочарований, которые он вызвал. Помимо всего этого, в Украине не решена еще одна огромная проблема: реформа сельскохозяйственной земли. Со времен приватизации начала 1990-х годов различные правительства Украины пытались заняться этим сложнейшим вопросом.

В 2001 году и в 2002 году депутаты, которые позже учредили “Партию регионов” Виктора Януковича, ввели мораторий на продажу земли, якобы на год. С тех пор мораторий каждый год пролонгировался.

Сегодня мораторий затрагивает 41 миллион гектаров пахотных земель, или 96% от общей площади. Вы можете владеть землей, но вы не можете ее продать. (Подобные практики остаются только в Северной Корее, на Кубе, а с начала 2000-х годов – в Венесуэле).

Западные доноры подталкивали украинское правительство к принципиальному изменению правил игры, но даже  заместитель министра по Аграрной политике Максим Мартынюк не смог этого добиться: его неоднократные попытки снять мораторий проваливались раз за разом.

Юлия Тимошенко, в настоящее время возглавляющая опросы в гонке за президентство, запланированное на следующий год, открыто заявляет, что поддерживает статус-кво.

Еще более остро стоит вопрос о создании специального антикоррупционного суда. Его создание было одним из главных требований как народного движения, стоящего за Революцией достоинства, так и западных сторонников украинского дела. Поскольку Национальное бюро по борьбе с коррупцией взяло под стражу директора Государственной налоговой службы Украины Романа Насирова в марте прошлого года, градус накала по необходимости создания независимого суда возрос. Равно, как и сопротивление системных коррупционеров.

Сам Насиров оставался на своем посту в течение десяти месяцев, пребывая  под следствием. А окончательно был уволен в январе 2018 года.

И даже после того, как перед лицом угрозы премьер-министра Гройсмана уйти в отставку, на создание антикоррупционного суда было получено одобрение парламента, никто не  уверен, действительно ли суд начнет функционировать до предстоящих президентских выборов.

Сегодня общепризнанным фактом считается, что Украина  остается  очень коррумпированной страной.

Эта банальность не полностью отражает то, что происходит. В недавнем докладе Всемирного банка утверждается, что более 20 процентов экономики Украины напрямую контролируются компаниями, тесно связанными с политическим истеблишментом страны. Эти компании, по-видимому, менее эффективны и продуктивны, чем средняя украинская корпорация, и все же получают привилегированный доступ к банковским кредитам и приватизированным государственным активам.

Я бы сказал, что в Украине в настоящее время наблюдается особая ситуация, которая несколько напоминает прошлогоднюю Россию. В то время как в ранних посткоммунистических обществах, как в России, так и в Украине доминировали так называемые олигархи, которые играли роль политических королей (с бюрократами в качестве их младших партнеров), сегодня возникла новая система, в которой само государственное управление становится наиболее прибыльным видом бизнеса. В настоящее время политические лидеры стали крупными “заинтересованными сторонами” в
богатстве и ресурсах своих стран, причем слой олигархов служит им, а не наоборот.

Система Украины по-прежнему более “плюралистическая”, чем российская, и поэтому существует настоящая оспариваемость окончательных “прибылей”. Западные политики должны принять это к сведению. Нет готовых ответов на вопрос о том, как преобразовать общество в этой ситуации. Но первым шагом вперед должен быть правильно поставленный диагноз.

 

 

Примечание админа Oko.cn.ua: перевод, конечно, не совсем точный. Но и у нас тут, чай, не Оксфорд!

1 оценка, среднее: 5,00 из 51 оценка, среднее: 5,00 из 51 оценка, среднее: 5,00 из 51 оценка, среднее: 5,00 из 51 оценка, среднее: 5,00 из 5 (1 оценок, среднее: 5,00 из 5) Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...

Метки:

4 комментария читателей статьи "Тупик имени Порошенко"


  1. mix_ko
    30.06.2018
    в 09:26

    Стаття була б хороша, якби не спрага автора до приватизації землі!

    ЇЇ зараз зробити – це віддати землю олігархам, бо у пересічних грошей для купівлі землі немає – вся земля потрапить зовсім не до тих, хто її обробляє!

    1

  2. SergStar
    30.06.2018
    в 11:59

    Пока не будет продажи земли, пусть для начала хоть как-то обусловленной, инвестор в страну не придет. И собственный средний бизнес тоже развиваться не сможет. Мы на двадцать лет с этим опоздали.

    0

Добавить комментарий