“Большая порка”: операция Chastise

76 лет назад – в ночь с 16 на 17 мая 1943 года 617-й эскадрилья Королевских ВВС осуществила операцию Chastise (анг. chastise “наказание”, “кара”, “порка”) — кодовое название авиационного удара по плотинам в Германии  с использованием специально разработанных «прыгающих бомб».

 

Идея Бернса Уоллеса

После начала Второй мировой войны известный английский конструктор и изобретатель Бернс Уоллес (Barnes Neville Wallis) предложил нетрадиционный способ подорвать экономическую мощь немцев: ударами с воздуха разрушить дамбы и плотины водохранилищ в промышленном Рурском районе, чтобы выпущенная из них вода затопила бы города и заводы, заодно прекратилась бы и работа ряда гидроэлектростанций.

***

Оценочные расчеты показали, что для разрушения массивной земляной насыпи, укрепленной бетоном (а именно такую конструкцию имели дамбы), необходимо 30 тонн взрывчатки. Из этого следовало, что обычными подходами задачу не решить — в то время не существовало бомбардировщика, способного поднять такую бомбу, а если требуемый заряд разделить на несколько более мелких бомб, то необходимое количество самолетовылетов возрастало многократно, так как точность бомбометания была не высока.

Из этих рассуждений следовало, что заряд необходимо расположить в самом уязвимом месте дамбы. Уоллес рассуждал так: «Конечно, лучше всего взрывчатку расположить внутри насыпи, но практически этого добиться невозможно, а вот если заряд прижать к стене дамбы с напорной стороны, да еще и на оптимальной глубине, то потребная мощность взрыва значительно уменьшится. Дело в том, что массы воды, запасенные в водохранилище давят на дамбу и держат ее конструкцию в напряженном состоянии, а при взрыве вода ведет себя как несжимаемая среда, то есть ударная волна не будет впустую рассеиваться в пространстве, и значительная ее часть уйдет в стену плотины и вызовет ее разрушение. Произойдет так называемый «взрыв заряда с заделкой», который намного эффективнее взрыва «заряда без заделки». (Подобно тому, как взрывное устройство с оболочкой намного эффективнее такого же устройства, но без оболочки)».

Учитывая эти соображения, потребный вес заряда получался порядка 5 т тротила. Это была уже приемлемая цифра, но оставался вопрос: «Как его доставить в нужное место?» Классические бомбы не годились из-за малой точности бомбометания. Торпеда также не подходила из-за малого заряда взрывчатки, и, кроме того, дамбы были прикрыты противоторпедными сетями. Можно было направить весь бомбардировщик, начиненный взрывчаткой, в цель, но такую возможность Уоллес не рассматривал, по-видимому, из-за того, что в то время не существовало надежных средств управления подобными самолетами-снарядами.

В саду своего дома в Эффиндгеме Уоллес выкопал пруд, а на нём соорудил макет плотины в Мёне в масштабе 1:50 и подорвал его двумя зарядами, заложенными в основе плотины. Уже взрыв первого привёл к появлению трещин, второй создал высокое гидравлическое давление и разрушил тело плотины. Следующий эксперимент провели в присутствии представителей ВВС в Уэллсе на дамбе, построенной на небольшом озере, которая была в пять раз меньше плотины в Мёне. После двух взрывов в ней возникла дыра, в которую хлынула вода. Теперь военные убедились в действенности предложения изобретателя и приступили к его реализации.

Суть механизма заключалась в следующем: бомба раскручивалась до 500 об/мин в сторону, обратную направлению движения и на скорости приблизительно в 220 миль в час сбрасывалась на воду. Расчётная высота сброса была 60 футов (ок. 20 метров), расстояние до цели порядка 425 ярдов (ок. 400 метров), то есть сложностей пилотам хватало. Упав на воду, бомба начинала подпрыгивать, несясь к дамбе и, достигнув её, тонула, прижимаясь к стене (для этого бомбу и следовало закручивать). Достигнув глубины примерно 10 метров, происходил взрыв.

***

Сначала идеи Уоллеса не вызывали восторга у политического и военного руководства страны, но после проведения многочисленных опытов было показано, что проект скачущей, вращающейся бомбы вполне работоспособен и ими вполне можно разрушить дамбы и тем самым нанести Германии ощутимый ущерб. К 1943 году британское руководство это осознало, и работам доктора Уоллеса был дан высший приоритет.

Работы резко ускорились и после проведения многочисленных опытов, направленных на отработку прочности конструкции, методов прицеливания и сброса и т. д., определился окончательный облик нового оружия. Бомба представляла собой цилиндр, диаметром 1240 мм, длиной 1524 мм и общим весом 4200 кг, из которых 1203 кг приходилось на стальную оболочку, а 2997 кг на мощную взрывчатку RDX. (Конечно, вес заряда был меньше потребных 5 тонн, но во-первых, мощность взрывчатки была больше, чем в первоначальных прикидках, а во-вторых, попадания двух бомб должно было хватить для разрушения дамбы).

Ось цилиндра располагалась горизонтально, перпендикулярно направлению полета. Цилиндрическая часть бомбы изготавливалась из стального листа толщиной примерна 18 мм, соединенного сваркой, а с торцов он закрывался стальными крышками, в которые заделывалась ось и устанавливались гидростатические и ударные взрыватели. Гидростатический взрыватель подрывал бомбу после того, как она погружалась на оптимальную (примерно 9 м) глубину, а ударный взрыватель срабатывал в том случае, если бомба по каким-либо причинам оказывалась на поверхности земли.

Для обеспечения безопасности самолета взрыватель устанавливался с задержкой — до 1 мин. Крышки крепились к корпусу на болтах. Данная конструкция обеспечивала необходимую прочность при ударах об воду и о парапет плотины. Перед сбросом бомба раскручивалась до 500 об/мин., причем направление вращения и его скорость были определены после многочисленных экспериментов. Вращение позволяло решить следующие задачи: обеспечить стабилизацию и устойчивость бомбы после сброса, обеспечить хорошие условия для отскакивания бомбы от воды и, наконец, в случае вылета бомбы на парапет плотины благодаря вращению она скатывалась на напорную сторону дамбы, что и было предусмотрено проектом.

Нужно заметить, что существуют некоторые разночтения в названии этого оружия. В большинстве источников оно называется Upkeep или Dam Buster — разрушитель дамб. В дальнейшем будут применять оба этих названия.

На фото: Barnes Neville Wallis  (26 сентября 1887 года — 30 октября 1979 года) 

 

На фото: макет плотины возле дома Уоллеса

На фото:  испытания “прыгающих бомб”

Рис: Схема бомбометания

На фото: «Прыгающие бомбы» Барнса Уоллеса прикрепленные к «Ланкастеру»

На фото: Бернс Уоллес возле бомбардировщика „Lancaster“, 1967 год

На фото: Мэри Эйр Уоллис — дочь Бернса Уоллеса

На фото: Дочь Сэра Барнса Уоллиса, конструктора «прыгающих» бомб и последний британский участник операции Chastise Джордж «Джонни» Джонсон, 2013 год

Цели авиаудара

В качестве объектов атаки Уоллес выбрал гидросооружения на реках Мён, Эдер и Зорпе. Всего планировалось нанести удар по 5 дамбам (три основных цели и две “попутных”, в случае успешной атаки на основные цели).

Справка:

Мёнезе (нем. Möhnesee, Möhnetalsperre) — водохранилище на реке Мёне (правый приток реки Рур), в западной Германии (в 45 км к востоку от Дортмунда).

Mohne Dam — плотина водохранилища из каменной кладки имеет наибольшую высоту 40,3 м и длиной 777 метров. Jбразует резервуар полным объёмом 134, 5 млн. метров кубических. При плотине водохранилища работает гидроэлектростанция мощностью 7,04 МВт.

Сооружение плотины длилось с 1909 по 1913 год под руководством инженера-гидротехника Эрнста Линка. Вся плотина была построена вручную. На момент открытия, состоявшегося 12 июля 1913 года (кстати, на год раньше, чем было оговорено в договоре), Möhnetalsperre была самой большой плотиной в Европе.

 

 

Справка:

Эдер (нем. Eder) — река в центральной Германии, протекает по земле Северный Рейн-Вестфалия и Гессен. Является притоком реки Фульда.

Водохранилище Edersee  (Ederstausee) по площади составляет 11,8 квадратных километров водной поверхности и 199,3 метров кубических по объему.

Eder Dam —  дамба длиной 393 метра и высотой 48-ми метров расположена недалеко от города Вальдек в северной Гессе Вальдек-Франкенберг. Строительство плотины велось с 1908 по 1914 годы и обошлось в 25 млн. марок.

Справка:

Зорпе (нем. Sorpe) — река в Германии, протекающая по земле Северный Рейн-Вестфалия. Общая длина реки 18,6 км.

Sorpe Dam (Sorpetalsperre) – плотина недалеко от небольшого городка Зундерн. Строилась с 1926 по 1935 годы. Длина плотины 700 метров, высота – 69 метров (по другим источникам 640 метров и 61 метр соответственно). Объем воды в водохранилище 70,2 млн. метров кубических (по данным Википедии – прим авт.)

На фото: строительство плотины

На фото: современный вид плотины

Подготовка

Для реализации поставленной задачи в феврале 1943 г. сформировали эскадрилью бомбардировщиков «Ланкастер», командиром которой назначили полковника Гая Гибсона. Она базировалась на аэродроме в Скемптоне. Официально там занимались обычным обучением экипажей, а о том, как они проводили время на самом деле, не знали даже некоторые штабисты. И немцев не насторожили полёты в район Рура самолётов-разведчиков, наблюдавших за изменениями уровня воды в водохранилища и озёрах и позициями зенитчиков.

Между тем, ещё в 1939 г. обер-бургомистр Рура Дильгарт просил командование вермахта усилить противовоздушную оборону дамб и плотин и неоднократно повторял подобные обращения, указывая, что противник постарается нанести по ним удар именно в мае. А экипажи «Ланкастеров» усиленно тренировались, осваивали полёты на сверхмалых высотах, чем раздражали местных жителей. Лунные ночи имитировали днём, закрывая фонари кабин жёлтым оргстеклом и выдавая лётчикам синие очки.

Справка:

 Avro 683 Lancaster — английский бомбардировщик «Ланкастер» В.МКIII (1942 год): «сухой» вес — 16,8 т, взлётный — 28 т, скорость — 432 км/ч, вооружение: восемь пулемётов калибром 7,7 мм, 6,5 т бомб, мощность 4-двигательной силовой установки — 6500 л.с., потолок — 6600 м, дальность полёта — до 2800 км, длина — 21 м, размах крыла — 31,1 м, площадь крыла — 119,5 м2, экипаж — семь чел. Построено 7 377 самолётов этого типа разных модификаций.

На рисунке: Чтобы соблюдать нужную сверхмалую высоту, был придуман своеобразный способ — на фюзеляже крепились два прожектора, лучи которых были направлены в сторону друг друга. Когда оба луча сходились в одну точку — это означало, что достигнута оптимальная для бомбометания высота. А в правом нижнем углу задорно скачет в сторону плотины та самая «bouncing bomb».

Налет

Около 9 часов вечера на задание вылетели 19 бомбардировщиков.  Самолеты летели к цели на малой высоте разомкнутым строем. Маршрут полета обходил известные позиции зенитной артиллерии и аэродромы ночных истребителей. Тем не менее, самолеты Барлоу (позывной – E, Easy) и Байерса (позывной —  K, King) на цель не вышли. Предположительно самолет Барлоу разбился, зацепив линию электропередач, а боевую машину Байерса сбили вражеские зенитки на пути к цели над берегом Дании.

Экипаж лидера первым атаковал дамбу “Мён”: бомба удачно скатилась на напорную сторону и там взорвалась. Дамба устояла. Цель прикрывали примерно 10 зениток, но «Ланкастер» Гибсона (позывной –G, George) повреждений не получил.

После того как вода в озере успокоилась, в атаку пошел экипаж Хопгуда. Вдруг красное пламя расцвело на левом крыльевом баке, и за «Ланкастером» потянулся огненный шлейф. Похоже, бомбардир был убит, бомба «Upkeeper» перелетела парапет и упала на электрическую подстанцию. Самолет отчаянно задрал нос, набирая высоту, но страшная оранжевая вспышка проглотила «Ланкастер», крылья отлетели, и пылающий фюзеляж врезался в землю, похоронив летчиков.

Третий бомбардировщик получил два снаряда в крыло, но смог положить свою бомбу точно в цель. Новый взрыв потряс дамбу. Озеро закипело, белый в столб воды взметнулся на сотни метров в высоту. Когда вода успокоилась, дамба по-прежнему стояла.

Атаку довершил Дэвид Мэлтби (позывной «J» (Johnny)), когда наконец плотина была разрушена. Радист Гибсона тут же отправил сообщение с кодовым словом «NIGGER» (Атака прошла успешно!). Самолёты Дэйва Шэннона и Эвана Модсли повернули на запасную цель — плотину Эдер (нем.)

Там не было зениток, но она лежала глубоко в складках холмов, что требовало более искусного пилотирования, кроме того в долине стоял туман. Поэтому с первых шести заходов пилоты не смогли сбросить свои бомбы. И только с седьмого захода боевой заряд был сброшен, но сброшен неудачно — он выскочил на парапет и взорвался без какой либо задержки. Атакующий самолет не успел отойти на достаточное расстояние и был поврежден взрывом. Он ещё некоторое время держался в воздухе, но потом рухнул на землю, похоронив с собой экипаж.

Второй самолет сбросил бомбу со второго захода и она легла удачно, но дамба выдержала взрыв.

Третьему самолету так же пришлось выполнить несколько заходов, прежде чем удалось атаковать. Бомба попала в цель и пробила стену плотины. Вода ринулась вниз по долине — дамба «Эдер» была уничтожена. Таким образом первая волна поразила основную и запасную цели, потеряв при этом три самолета.

Хуже обстояли дела у второй волны, атакующей дамбу “Зорпе”. Только пятый бомбардировщик сумел атаковать цель, но неудачно – пробоины не было. Срочно были вызваны три самолета резервной группы. После нескольких атак, пилоты добились попадания – плотина треснула, но все-таки устояла.

Два оставшихся резервных самолета были направлены к запасным целям: один неудачно атаковал дамбу “Эннерпе”, второй самолет сбили зенитки.

В ту ночь из 19 «Ланкастеров», 8 не вернулись на базу, погибло 53 летчика.

На фото: командир эскадрильи ГайГибсон (Guy Penrose Gibson)

На фото: командир эскадрильи Гай Гибсон с экипажем перед взлетом возле своего «Ланкастера» В Мк. III 

На фото: постер британского фильма 1955 года о Второй мировой войне “The Dam Busters”  (“Разрушители плотин”). Картина рассказывает об операции Chastise Королевских ВВС по уничтожению плотин в Рурской области Германии.

 

Результаты атаки

В результате налёта плотины на Мёне и Эдере были частично разрушены, что вызвало затопление Рурской долины и деревень в долине Эдера, тогда как плотина в Зорпе получила незначительные повреждения.

После войны англичане заполучили немецкие документы, из коих следовало, что жертвами налёта стало 125 разных предприятий, 25 мостов (7 железнодорожных и 18 автомобильных мостов), залило 8 тыс. гектаров сельскохозяйственных угодий, погибло 6,5 тыс. голов скота. Пострадали аэродромы с находившимися на них самолётами и ангарами, несколько электростанций — жилые дома и заводы остались без энергии. Утонуло 1294 человека, в основном военнопленных, которых немцы оставили в штатах и за колючей проволокой концлагерей. По некоторым сведениям, разлившаяся в Рурской области вода унесла жизни семисот угнанных в Германию на принудительные работы украинских женщин.

Плотины были быстро восстановлены (дамба Мёне была восстановлена к 23 сентября 1943 года – прим.авт), но не из-за того, что полученные повреждения были невелики. Срочный ремонт лишь подчёркивает, какую важность представляли дамбы для Германии, все необходимые людские и материальные ресурсы были немедленно сняты с других объектов.

 

На фото: Möhne Dam — разрушения после катастрофы Мёне (Архив Рурвербанд)

На фото: разрушения после наводнения

На фото: Взорванная дамба «Эдер» на следующий день после налета

nh123 Edersee Bombardierung der Staumauer Edertalsperre in der Nacht vom 16, auf 17. Mai 1943

Вернувшиеся на аэродром британские лётчики стали национальными героями, 34 были награждены орденами, в том числе «Крестами за выдающиеся заслуги» и «Крестами за лётные заслуги», а их командир Гибсон стал кавалером высшего ордена Британской империи, «Креста Виктории», учреждённого королевой Викторией в 1856 г., которым отмечают только подвиги в военное время.

27 мая король Георг VI посетил ставшее знаменитым подразделение и утвердил его эмблему. На ней были изображены разрушенная плотина с хлещущей из неё водой и девиз «После нас хоть потоп!»

Так завершилась уникальная операция, проведённая британскими авиаторами и разведчиками, в результате которой экономике воюющей Германии и, прежде всего, военной, был нанесён значительный ущерб. А по способу её выполнения — создания искусственного наводнения, её с полным правом можно назвать единственной в своём роде.

 

«Большая порка»  стала легендарной операцией Второй Мировой войны, в ходе которой пилоты Королевских ВВС показали свой профессионализм и отчаянную смелость.

На фото: марки в честь героев операции

На фото: Мемориал погибшим летчикам эскадрильи.  Woodhall Spa, Lincolnshire

На фото: “Мертвая стела” в Нехайме в память о жертвах наводнения после прорыва дамбы

На фото: Коммуна Мёнезе.  Памятник жертвам, погибшим в результате разрушения разбомбленной плотины в ночь на 16 мая 17 мая 1943 года.

1 оценка, среднее: 5,00 из 51 оценка, среднее: 5,00 из 51 оценка, среднее: 5,00 из 51 оценка, среднее: 5,00 из 51 оценка, среднее: 5,00 из 5 (1 оценок, среднее: 5,00 из 5) Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...

Комментарии читателей статьи "“Большая порка”: операция Chastise"

  • Оставьте первый комментарий - автор старался

Добавить комментарий