Ода моим любимым. Часть 1

Стремительно уходит в закат лето-2024, главной темой которого (как и двух предыдущих) в моих постах остается война.  Однако даже во время войны у каждого из нас должна быть отдушина, чтобы не сойти с ума от вестей с фронта. И почему бы об этом не поговорить в рубрике “воскресное чтиво для олдов”?

***

Скажем, у моей сестры, живущей в Ирпене, главным увлечением последних  лет является петанк…

 

…и, как ни странно, но именно во время войны этот вид спорта развивается настолько активно, что в Ирпене уже проводятся этапы чемпионата Украины, а в “Летнем кубке Ирпеня” принимало участие 10 команд в составе “дуплетов”.

 

Но я то хорошо помню, что еще где-то лет пять назад (не то что в довоенные, а еще доковидные времена) об этом даже не было планов — были только сладкие грезы. И в плане тактики действий главной целью являлось получение разрешения городского совета на оборудование хотя бы одной площадки для петанка в одном из городских парков. А ныне есть не только площадки в родном Ирпене, но девочки в категории “бабушки” уже давно ездят даже на международные соревнования. А вернувшись домой, вновь собирают донаты и плетут маскировочные сети для фронта…

Так что девиз: “Вижу цель – не вижу препятствий!” – это правильная тактика действий! А вот с опущенными руками “ждать погоды у моря” – явно не стоит – всё равно не дождетесь. И совершенно понятно, что негативные обстоятельства легко ломают пассивных людей, тогда как активные Личности способны преодолеть практически любые преграды.

***

То, что главным увлечением мужчин являются женщины –  факт, опережающий пиво, вино, водку, коньяк, джин, ром и виски. И здесь даже нет предмета для спора, так как стоит мужикам накатить, как тут же все их разговоры сведутся к  мыслям о барышнях.

Кстати, автомобилями и мотоциклами мужики увлекаются по той же причине. Ну уж точно не для того, чтобы купить себе “харлей”, а катать сзади приятеля,  который бы плотно прижимался грудью и обвивал талию байкера своими волосатыми ногами…

 

А лживый тезис о том, что в топ-10 мужских увлечений якобы входят посещение музыкальной школы и бальных танцев –  миф, рассказываемый еврейскими мамами своим сыновьям (да и то, опять-таки мотивируя сына тем, что музыкой и танцами занимаются самые красивые девочки). Как ни крути, а настоящее увлечение – это то, что не требуется рекламировать, а тем более принуждать.

Не будем акцентировать внимание публики на статистике посещения порносайтов, и количестве членов клуба безответной любви к Ferrari Pininfarina и Bugatti Chiron, ибо исследование и описание всего спектра мужских пристрастий не является предметом данного поста, а всё вышесказанное – не более, чем прелюдия к оде о велосипедах. Конечно во множественном числе, ибо, как мне кажется, мало найдется несчастных, которые за свою жизнь катались только на одном велосипеде…

 

Личная лав-стори

Увлечение великами, конечно, родом из детства и юности: трехколесного друга не помню от слова совсем, в шесть лет мы вовсю уже катались на взрослых велосипедах под рамой, а во втором классе, по наследству от сына друзей родителей, мне достался “Орленок” зеленого цвета – и, конечно, детскому счастью не было предела.

Лет в 13-14 на день рождения мне подарили шикарный “Турист”  — за что отдельное спасибо следует сказать старшей сестре: именно она,  когда мы жили еще в Борисполе, занималась велоспортом и вдохновила родителей на столь дорогой подарок. Правда день рождения у меня зимой, поэтому пришлось слегка потерпеть, пока появилась возможность объездить своего породистого “коня” из славной конюшни ХВЗ (Харьковского велосипедного завода).

 

ТТХ велосипеда “Турист”

Конструкция: ригид (от английского Rigid — твёрдый, жёсткий), то бишь вел, не имеет амортизатора ни в передней, ни в задней части. Рама стальная, руль-баран, ободные тормоза, 8 скоростей (две звезды спереди + 4 сзади), переключатели передач на раме, размер шин 622х32 мм, ниппель камер Dunlop (стержень с каналом внутри, на который натянут резинка, вставляемый в полый цилиндр – что звучит, согласитесь, просто как какое-то пособие по сексу). Вес велосипеда составляет 14,5 кг.

В нашем  дворе велик пусть не свой личный, а родительский, но был у каждого пацана. Однако в разношерстной дворовой велостае мой “Турист” шикарного золотистого цвета — был самым крутым. А самыми ходовыми марками кроме подростковых “школьников”, “орлят” и “салютов”, были модели для взрослых “Украина”, “Десна”, “Минск” и пр.

Понятно, что как минимум в радиусе 15 километров от дома не было места, которое мы не исколесили. Основными целями кроме самих покатушек, были купание, рыбалка и воровство кукурузы с колхозного поля…

Затем у меня появилась “Спорт” с “клипсами” на педалях (специальными крепежами для ноги), а после армии  взял себе “Старт-шоссе” – считай, главную вершину советского велоиндустрии. В то время, когда “Украина” стоила в районе 60 рублей, “Турист” – 90, “Спорт” где-то 110, то новый “Старт-шоссе” стоил 220 серпасто-молоткастых рубасов. Поэтому когда знакомый предложил махнуть свой “Старт-шоссе” на мой “Спорт”, то я не колебался ни секунды.

ТТХ “Старт-шоссе”

Ригид, рама стальная, руль-баран, ободные тормоза, 10 передач (2х5),  переключатели передач на раме, размер шин 600х27 мм, масса 11 кг

Траблы вылезли очень скоро – оказалось, что “король-асфальта” крайне неважно себя чувствовал себя на грунтовых дорогах, так как колеса на узких покрышках вязли в песке, как муха в липучке. Да и “трубки” на колесах прокалывались постоянно, поскольку на этой модели шины однотрубные, как и первые шины фирмы Dunlop (покрышка и камера объединены в одно целое), которые явно не рассчитаны на езду по битому стеклу. До сих пор не в курсе: как их ремонтировать?  — лично я их сразу менял на запасные.

На “Старт-шоссе”  откатал всего один сезон и когда другой знакомый упросил продать ему велосипед-мечту за двести рублей, то я, поломавшись для вида, с радостью  согласился. А сам вздохнул с облегчением и трижды перекрестился, избавившись от этого перманентного “геморроя”. И вернулся к любимому “Спорту”.

ТТХ велосипеда “Спорт”

Рама стальная, руль-баран, ободные тормоза, передачи 2х5 (две звезды спереди, пять сзади), 2 переключателя передач на раме, размер шин 622х32 мм, масса 14 кг

Не сказать, чтобы советские велосипеды были слишком проблемными в эксплуатации:  на спортивных великах кроме проколов камер, довольно регулярно выходили из строя тросики и ломались пружинки в трещотке заднего колеса. Но тогда любая запчасть само по себе являлась проблемой, далеко не во всяком магазине это было можно купить (приходилось любо искать знакомого токаря, либо вообще мотаться аж в Харьков на ХВЗ, скажем, за теми же дефицитными “трубами” для “Старт-шоссе”).

Ах да, чуть не забыл! – одним из самых востребованных инструментов был ключ для спиц. Поскольку обода были слабыми, то даже обычный соскок с высокого бордюра мог привести к восьмерке.

Кстати, мой последний “Спорт” до сих пор пылится на стене в гараже по соседству с банными вениками. Но дело, конечно, не в ностальгии по “совку”. Просто выбрасывать на свалку верного друга – всё равно, что выгонять из дома старого пса. А вот если кому нужен, например, на запчасти – отдам даром.

***

Первые МТБ велосипеды появились в широкой продаже в наших широтах, наверное, не ранее середины девяностых. А программу “десоветизации” своего велопарка я начал только в 2005 году, прикупив в столичном веломагазине возле “Детского мира”, баксов за двести классический “кросс-кантрийник” Merida Kalahari 510.

Да-с, сейчас уже и не верится, что когда-то были настолько доступные цены на новые велосипеды. С той поры стоимость великов ушла просто в космос.

Вел с хромолевой рамой оказался практически не убиваем: кроме замены камер и покрышек, пришлось заменить каретку, а два года назад заменить трансмиссию (трещотку, переклюк, цепь, шатуны). Никаких специальных апгрейтов с велом не производил.

Кстати, божественное чувство, когда меняешь убитую в хлам трансмиссию на новую: по ощущениям, как жена после долгой разлуки – чисто внешне всё то же самое, что и было — только гораздо лучше! Просто какой-то “медовый месяц” по новой!

 

ТТХ Merida Kalahari 510

Конструкция: хардтейл (с передней пружинно-эластомерной вилкой RST). Рама хромолевая (хром-молибден), руль прямой, количество скоростей 21 (3х7), переключатели передач шифты, колеса 26 дюймов, покрышки Schwalbe Black Jack 26”х2,0 (рабочее давление 30-65 psi). Ниппель камер Schrader.  Велокопьютер Echowell Zone 9w. Вес: 14,5 кг.

***

Когда отец (который в марте 2022 года, увы, не пережил оккупацию Бучи) нуждался уходе, приходилось часто мотаться из Славутича в Бучу, поэтому специально для возможности покатушек в гостях у бати, в 2016 году прикупил себе в магазине за 150 баксов одного из самых дешевых “китайцев”: шоссейную модель PROFI E51ROAD 700C-1.

 

ТТХ PROFI E51ROAD 700C-1

Ригид, рама из алюминия, руль-баран, тормоза дисковые механические, трансмиссия  Shimano Tourney 3х7, практически все подшипники насыпные, диаметр колес: 28”, размер шин 700Сх28С. Ниппель камер Presta (он же “французский ниппель”, он же Sclaverand Valve). Вес: 11,5 кг.

Покупал “с нуля” в Киеве на Петровке – сам собирал из коробки, после чего своим ходом доехал до Бучи. Комплектация “бюджетнее не бывает”. Но, как ни странно, очень даже накатистый. А за счет белого цвета смотрится весьма круто и гораздо дороже, чем на самом деле.

Дисковые механические тормоза откровенно убогие: из серии “лучше на нас не рассчитывай!”, но в прогулочных покатушках ими вообще практически и не пользуешься.

Однако эффективность тормозов таки имеет значение! – в 2020 году, катаясь по Ирпеню, ехал по улице, обочина которой была заставлена припаркованными машинами. Слева меня обгоняла машина, поэтому был вынужден прижиматься к припаркованным авто. И, конечно, произошло именно то, чего и следует опасаться в таких случаях: в одном из авто с затонированным задним стеклом прямо мне в харю стала открываться дверь и водитель, не глядя назад, стал вылезать наружу. По идее следовало врезаться прямо в него – то бишь, в мягкое, но я “на автомате” пытался вывернуть влево, и в итоге зацепил бараном за дверь, а заодно “удачно” вспорол себе шею об угол двери.  После чего минут сорок валялся на грязном асфальте, зажимая руками порез, чтобы не била кровь. Минут через десять стало понятно, что хотя крови было много, но артерия всё-таки не задета, поэтому ситуация стала выглядеть гораздо веселее…

Кстати, в этой ситуации однозначная вина именно водителя, но велосипедисту от этого не легче. К счастью, большинство дорожных злоключений велосипедистов, в силу небольшой скорости (если, конечно, это не встреча с “Камазом”), ограничиваются сермяжной травматологией, а не скучным моргом, как у безбашенных мотобайкеров…

***

В общем, сразу после снятия швов решил подыскать себе что-то более респектабельное и надежное в плане тормозов. И буквально тут же на одном из сайтов наткнулся на горячую распродажу товара по  вкусной цене. В магазине гревел (гравийный велосипед) Giant Revolt Advanced 2 (модельный ряд 2020 года) стоил 2900 долларов, а последний экземпляр с витрины предлагали за 1650 (но без коробки, ЗИПа и гарантийного талона).

Велик, конечно, пушка! Если кто-то спросит: как может велосипед стоить, как б\у авто? – то скажу, что это вовсе недорого. К примеру, не велосипед в  сборе, а всего одна продвинутая воздушно-масляная вилка Cannondale Lefty Oliver стоит 1575 USD.

Хм, да кто из бабушек с пенсией в три тысячи гривен может представить, что простая вилка для велосипеда может стоить, как их пенсия за два года?! А цены на самые передовые технологические велоновинки могут превышать и 15 тысяч евро.

Между прочим, легендарные “кланкеры” (в переводе “драндулеты”), на которых в 70-х годах прошлого века проводились знаменитые гонки Repack в горах Калифорнии, продавались как горячие пирожки по 1200 -1400 баксов, хотя собирались буквально из хлама: из старых велосипедов Schwinn Excelsior, рамы которых скупали оптом по пять баксов (а то и прямо за бесплатно со свалки), а затем рамы красили и снабжали хорошим “обвесом” для экстремальных спусков с горы. И, поверьте, что те кастомные “драндулеты” были далеко не “ашан-байками”,  единственное “достоинство” которых  — низкая стоимость.

Это чисто к тому, что дилемма “Покупать новый велосипед или б/у?” – это вопрос “ниачем”: и новый велосипед, купленный в том же Ашане, может быть унылым говном, а “старичок” – самой бомбической “пушкой”. В вопросе покупки б/у велосипеда важна возможность проведения тест-драйва – он сразу покажет – вел “убитый” или хозяин его пестовал как любимую лялечку.

ТТХ Giant Revolt Advanced 2

Рама карбоновая, руль-баран (он же Drop-bar), тормоза дисковые гидравлические, трансмиссия Shimano 105 (2х11), седло Giant Contact neutral, покрышки Giant CrossCut AT 1, 700x38c, tubeless (бескамерные), педали “топталки” Mpeda AL-65 (алюминиевые на промподшипниках). Велокомпьютер SunDing SD-576C (беспроводной).  Вес: 10 кило ровно.

Не рискнул сразу переходить на контактные педали, ибо как ламер не имел опыта их использования. Но зато воспользовался моментом, когда доставка AliExpress товаров из Китая в Украину была бесплатной. Поэтому сразу прикупил себе такие полезные аксессуары, как велонасос Giant Control Tower 1, очки Copozz, передний и задние фонари, перчатки Gyio, китайский аналог известного итальянского велошлема Kask Protone, а также шорты, трусы и прочие комплекты одежды бренда X-Tiger. По цене это обошлось где-то втрое дешевле, чем при покупке в наших веломагазинах.

***

И, наконец, совершенно случайно в моей вело коллекции оказался хардтейл Mahuna американского бренда Kona, достаточно редко встречающийся в наших широтах.

Как говорится, если гора не идёт к Mahuna, то Mahuna придёт к горе сам! А вышло так: знакомый свалил к семье в Германию и попросил продать свой вел, запросив за него 500 баксов. Прежде, чем дать объявление, мне, конечно же, захотелось поюзать велик на предмет изучения трансмиссии на одной передней звезде, с воздушной вилкой, легендарным седлом Brooks и, конечно, контактными педалями!

Отмечу, что хотя велик относится к модельному ряду 2013 года, но Артем (мой знакомый), его явно лелеял и проапгрейдил (в частности, заменив стоковые седло, переднюю вилку, а также установил более комфортные  грипсы и упоры для рук).

Уже после пары покатушек стало понятно, что вел настолько классный, что просто жалко с ним расставаться. Так что тут же отдал деньги, а вел оставил себе.

ТТХ Kona Mahuna Race light 7005

Конструкция: хардтейл. Тип: найнер (niner — велосипед, изначально рассчитанный на использование 29 дюймовых колес). Рама алюминиевая. Передняя вилка Rock shox  RECON RL solo air 29″. Дисковые тормоза гидравлические Avid Elixir 1, трансмиссия Sram X4  8 speed, седло Brooks B17 Carved Black, покрышки Schwalbe Hurricane 29х2,5 (с рабочим давлением 30-55 psi), контактные педали Shimano PD-M785, беспроводной велокомпьютер Sigma BC12. Вес: 12 кг

Когда месяц спустя посмотрел на спидометр: оказалось, что даже не выезжая, так сказать, на межгородские маршруты, накрутил по лесным тропинкам почти тысячу километров. Не сказать, что  с велосипеда вообще не слазил, но поскольку в июне свет отключали часто и надолго, то  катался по три раза в день. Никогда не думал, что на “булках” могут появиться мозоли от покатушек!

***

Но это, конечно, просто ничто в сравнении с рекордом австрийского ультравелосипедиста Кристофа Штрассера (родился 4 ноября 1982 года). Он стал первым человеком, который за 24 часа преодолел 1026,215 километров со средней скоростью 42,75 километра в час!  Заезд проходил с 16 по 17 июля 2021 года на трассе авиабазы Хинтерштойссер. Чтобы добавить жести, отмечу, что во время заезда шел дождь.

Маслать педали 24 часа подряд — да как такое вообще возможно?!!

Более чем возможно. Кристоф Штрассер  шесть раз выигрывал The Race Across America – сверхэкстремальную гонку в США на дистанцию в 4 800 км.  Что еще более важно, гонка не имеет этапов: это непрерывное событие от начала и до конца. Самым быстрым участникам требуется более 7 дней, чтобы преодолеть эту дистанцию. Разница во времени между лидерами и остальными участниками составляет до 3-4 суток! Мало того, что лидеры едут быстро так они еще и спят всего по часу-два в сутки. Походу теория Ницше о сверхчеловеке таки воплотилась в жизнь!

За всю историю гонки (проводится ежегодно с 1982 года) было три смертельных случая. Но не от запредельных нагрузок, а от невнимательности водителей автомобилей.

***

И да, это еще не конец домашней велоколлекции! — есть еще велик Barracuda Citi 944 “второй половинки”. Формально вел женский, но, парадокс — он является самым тяжелым в коллекции. А кто сказал, что женская доля должна быть легкой?!

Покупал его в Чернигове из-за дамской рамы, чтобы научить жену кататься на велосипеде. Вел оказался слегка не по росту супруги: у нее 160 см, а там и двухметровая баскетболистка свободно сядет за руль. Но подкупила цена. Да и первый велосипед, как первый автомобиль, главное — научиться им управлять. А уж затем понять, чего ты на самом деле от него хочешь.

Как ни странно, но сей железный монстр любимой “зашел”, ибо по трассе идет шо трамвай по рельсам. Во всяком случае, из 5 велосипедов с дамской рамой, которые специально брал у знакомых “на пробу”, именно Barracuda жене пришлась по душе, а все остальные вообще ни на секунду не возбудили…

ТТХ Barracuda Citi 944

Рама алюминиевая, однотрубной конструкции (её еще называют “открытая рама”). Руль-бабочка, передняя вилка TGS Comfort, подседельный штырь с амортизацией, динамо-втулка переднего колеса Shimano DH-3N30, планетарная втулка Shimano nexus 7 (семь скоростей), алюминиевые “противоударные” обода Dynamic, покрышки Duro Granada 28х1,75 со светоотражающей полосой, ниппель камер Schrader, передний (галогенка) и задний фонари Basta, крылья, багажник, подножка, велокомпьютер Sigma sport 800.

Все сделано по-немецки надежно, что, конечно сказывается на общем весе, который составляет некислые 18,4 кг.

Лично для меня этот велосипед был интересен переключателем планетарного типа  Shimano nexus 7 и рулем-бабочкой, с которыми  столкнулся впервые. И то, и другое очень удобно – рекомендую!

***

Подведем итоги, которые заключаются в том, что каждому велосипеду, как и человеку, присущ собственный шарм, свои достоинства и недостатки.

Из советской коллекции выделю “Спорт”, который точно являлся самым универсальным  в сравнении с “Туристом” и “Старт-шоссе”.

Советские конструкторы, конечно, не изобретали велосипед, а тупо плелись в хвосте западного технического прогресса, но иногда появлялись интересные разработки. К примеру, к Олимпиаде-80 в Харькове под маркой “Москва-80” запустили мелкосерийное производство  велосипедов с рамой из титановых сплавов, которые весили чуть более 8 кг. А это, на секундочку, легче, чем мой гревел из карбона!

Ради интереса приведу одну цифру: харьковский задний переключатель «М-80» вместе с болтом крепления весил 175 грамм, а самый легкий задний итальянский переключатель Campagnolo без болта крепления весил 182 грамма!

***

У Merida Kalahari 510 главный плюс: простота и надежность всех компонентов. Переключение передач шифтерами достаточно удобно…

…а формулы трансмиссии 3х7 с головой хватает на все стили езды. Бюджетная пружинно-эластомерная вилка, конечно, не обеспечивает верх комфорта, но, во-первых, таки реально пружинит на корнях и кочках, а во-вторых, чтобы ее обслужить не надо обращаться в веломастерскую, а разбирать её требуется не чаще, чем раз в несколько лет.

Главным положительным отличием “Мериды” от советского наследия, а точнее буквально шоком, лично для меня стала простота снятия колес и демонтажа камер. Причем для этой процедуры вам не требовалось ни одного ключа для откручивания гаек и ни одной лопатки для снятия покрышки: все откручивалось и снималось голой рукой. Если применять латки-самоклейки, то ремонт колеса можно было осуществить буквально за несколько минут, а из инструмента нужен был только насос. И это просто феноменально!

Когда поменял на “Мериде” старые покрышки Kenda на Schwalbe Black Jack то получил сразу двойную отдачу: накат заметно улучшился, а количество проколов камер резко упало. Настолько резко, что за два сезона езды не было ни одного прокола. Однако дешевая китайская камера, установленная до замены покрышке, лопнула сама по себе (на ней образовались “грыжи” в бок обода). Так что на покрышках и камерах экономить точно не стоит.

И да, прямая верхняя труба рамы очень удобна для крепления удилищ. Так что рыбаки меня поймут.

Из минусов: на трассе достаточно скучен (в сравнении с “шоссейником”), а прямой руль и возможность только одного хвата – утомляюще неудобны при долгих поездках. К тому же ручки на руле слишком жесткие: при кроссе по лесным корням реально отбиваешь себе руки. Поэтому на “Мериде” пользовался перчатками с гелиевыми вставками.

***

О PROFI E51ROAD 700C-1 можно сказать одной фразой: дешево и сердито! Главные плюсы: руль-баран (к которому я просто привык), легкий ход, небольшой вес и, что немаловажно! — красивый цвет. Что, как ни странно, может компенсировать такие недостатки, как бюджетный класс оборудования.

Возможно, самым недооцененным плюсом как бюджетных, так и просто старых велосипедов является то обстоятельство, что их не стремно оставлять на стоянках у магазинов.  Потому как если уж воры нацелились угнать дорогой вел, то никакой замок не поможет.

Минусы: очень неэффективные дисковые тормоза, которые даже хуже, чем те же клещевые на советских велосипедах. Насыпные подшипники в осях, и, полагаю, в каретке (которую просто не разбирал) – это, конечно, тоже не кул, ибо со временем такая каретка всенепременно начнет сначала скрипеть, а затем и хрустеть.

Лично меня ничто так не бесит, как скрипы в каретке и характерный шелест сухой цепи. А уж когда цепь скрипит, то она как бы вслух жалуется  на всю в округу: — Посмотрите-ка на этого мудака — ему даже масла для меня жалко!

Кстати, когда мимо меня кто-то проезжает на скрипучем велосипеде – почему-то всегда вспоминаю хит Сарахунова про скрип колеса – ну олды меня поймут – ту самую, которая своим мондегрином (ослышкой) “Скрип колеса – скрипка лиса” стала не меньшей легендой, чем “Смоки” с вопросом “What can I do?”, который в Союзе пели не иначе, как  “Водку найду-у-у-у!”.

***

Однако вернемся к нашим баранам. Апрейгдить бюджетный вел, как на мой взгляд, смысла не имеет (если только классные компоненты не достались вам даром). Потому что в нем хочется поменять всё кроме рамы. Проще сразу брать свежий вел — пусть б/у, но классом повыше. Тем паче, что на том же Olx периодически проскакивают интересные варианты.

И да, долго привыкал к ниппелям Presta, которые в эксплуатации гораздо капризнее ниппелей Schrader  (как в автомобилях), особенно при использовании насоса без шланга – они легко гнутся и ломаются.

 

***

Главный плюс гревела Giant Revolt Advanced 2  — карбоновая рама, положительно влияющая на общий вес, а также 105-я серия трансмиссии, которая обладает оптимальным соотношением “цена-качество”. И опять-таки скажу о том, что цвет имеет значение: окраска “серый беж” – смотрится очень круто.

Вместе с педалями вся конструкция весит меньше 10 килограммов, поэтому на 4-й этаж заскакиваешь с ним играючи. Руль-баран – это тупо удобно. Переключатели на пистолетах работают четко, хотя внешне достаточно хрупки. Гидравлические тормоза – это супер. Однако в дождь могут скрипеть и, скрипят. Бескамерные покрышки лично у меня не вызвали ни малейших проблем, однако, во-первых, в них нужно заливать герметик (порядка 100 мл в каждую камеру), то есть на самом деле выигрыш в весе не столь впечатляющ, как это рекламируют, а во-вторых, со временем давление падает, поэтому раз в два дня колеса приходится подкачивать. А это, согласитесь, фигня.

Из минусов отмечу жесткость седла. Нет, я знаю, что так и должно быть, просто нужны специальные велошорты с памперсом. Но седло вам нужно под геометрию именно вашей задницы, а не среднестатической. Так что “свое” седло следует подбирать индивидуально.

Как ни странно, но именно не на дешевых, а на дорогих велосипедах в стоке ставят отдельные компоненты, которые хочется сразу же поменять. Поэтому продвинутые пользователи частенько покупают не магазинные велосипеды, а собирают их в целое из отдельно покупаемых компонентов.

По идее, гревел предназначен и для шоссе, и для бездорожья, однако прыгать в лесу по корням комфортнее всё-таки даже на старой “Мериде”, а вовсе не на Giant. Можно, конечно, снижать давление в шинах, однако передняя амортизационная вилка таки напрашивается. Причем не только для комфорта, но и для улучшения управляемости велосипедом.

***

В итоге на первое место поставлю Kono Mahuna – поскольку считаю его самым универсальным велосипедом: он одинаково хорош и на трассе, и на лесных тропинках. Штош это, пожалуй, влияние возраста, когда в приоритете явно не драйв и острота ощущений, а куда как важнее, чтобы в долгих покатушках не затекала спина, не отбивались руки о руль, не натиралась жопа и не болели колени…

Как ни странно, но практически сликовые покрышки Schwalbe Hurricane хороши не только на асфальте, но и на песке. Однако в дождь требуется осторожность, ибо они держат дорогу не так хорошо, как Schwalbe Black Jack и склонны к заносу. Во всяком случае, лично я сильно удивился, когда ехал по лесу знакомым маршрутом после дождя, и, входя в поворот на привычной скорости, по жидкой грязи как на коньках ушел с дороги в кусты.

Кстати, поскольку покрышки Schwalbe Black Jack (которые стоят на “Мериде”) оснащены антипрокольной вставкой, то для дальних поездок я бы отдал предпочтение именно им, а не Schwalbe Hurricane.

Тенденция к отказу от  двух- трех- звездной передней передачи и переходу на одну звезду спереди – определенно имеет смысл – это облегчает общий вес трансмиссии, это проще в обслуживании и намного удобнее в переключениях.

Это только на первый взгляд кажется, что 21 передача – это лучше, чем, скажем, 10. На самом деле все преимущество заключается всего лишь в более широкой границе между самой маленькой звездой и самой большой. А все остальное от лукавого. Скажем, большое количество передач на “шоссере” важно только для сохранения оптимального каденса (частоты вращения педалей). Для обычных покатушек по лесу и городу (как в моем случае) одна звезда спереди – это топчик и однозначный выстрел в “десятку”!

Трансмиссия Sram X4  8 speed – по нынешним временам далеко не самая передовая, но лично мне очень понравилась. Она точно удобнее, чем 105-я серия “Шимано” на моем гревеле.

 

Седло Brooks B17 считается весьма престижным, однако сказать, что оно меня как-то сильно впечатлило, так и не скажу. Но это, как обладание айфоном – вопрос престижа. Ибо седла Brooks устанавливал на маунтбайки Breezer легендарный Джо Бриз – один из создателей МТБ-велосипедов. А он, как мама – плохого не посоветует, и как папа – хуйни не предложит!

 

Как уже говорил выше, под каждую жопу седло следует подбирать индивидуально. Какое седло стоит на Мериде даже не знаю, но оно, по ощущениям пятой точки, как бы и не хуже. Самое голимое седло, как ни странно даже не на дешевом “китайце”, а на дорогом Giant. И оно явно мотивирует к апгрейду.

Воздушной вилке Rock shox  – респект и зачет. Однако следует еще поиграться с давлением, чтобы подобрать оптимальную амортизацию. Просто не купил еще насос высокого давления.

Дисковым гидравлическим тормозам Avid Elixir 1 – также зачет. Они даже лучше, чем на Giant.

Контактные педали превзошли все мои ожидания: чудо, как хороши!

 

На OLX приобрел себе за недорого кроссовки Giro Chamber II  под шипы МТБ — доволен, как слон. На адаптацию к контактам времени не потребовалось вообще. Наоборот – разница в педалировании и управляемости велосипедом ощущается сразу и приводит в восторг.

Врать не буду — было пару моментов, когда останавливался, забыв о контактах. Как-то на дороге неожиданно  тормознул встречный водитель, чтобы спросить как ему лучше проехать. И я резко нажал на тормоз, не отстегнувшись. Но как только начал заваливаться на бок, то нога выстегнулась как-то сама собой. В общем, за всё лето никаких происшествий не было…

В педалировании контакты конечно же лучше, чем старые добрые туклипсы, однако и у последних присутствовали свои плюсы – в них можно было ездить в обыкновенных кедах или кроссовках.

Как ни крути, но в тех же тапках Giro нельзя слезть с велика и пойти работать в офис – они слишком жесткие, а края шипа, хотя и не торчат столь вызывающе, как у шоссейных контактов, но  всё равно таки будут стучать о кафель.

Отдельных респектов заслуживают мягкие ручки на руле и рога, которые позволяют менять положение рук и ездить на прямом руле так же комфортно, как и на руле-баране или руле-бабочке.

***

В чем же мораль данного поста?  Она в том, что в сегодняшнем многообразии велосипедных моделей, с одной стороны, разобраться весьма непросто даже любителям с опытом, а с другой – сегодня можно подобрать велик под конкретную цель и любой бюджет.

А в джунгли классификации велосипедов по типу конструкции и целям применения автор полезет уже во второй части.

Если не лень, то отпишитесь в каментах: какое место отводится велосипеду в иерархии ваших интересов и увлечений? И, при возможности, расскажите о своем двухколесном друге. Заранее благодарствую…

 

(Продолжение следует)

 

© Олег Федоренко, 18 августа 2024 г.

1 оценка, среднее: 5,00 из 51 оценка, среднее: 5,00 из 51 оценка, среднее: 5,00 из 51 оценка, среднее: 5,00 из 51 оценка, среднее: 5,00 из 5 (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...

Метки: , ,

Комментарии читателей статьи "Ода моим любимым. Часть 1"

  • Оставьте первый комментарий - автор старался

Добавить комментарий