Ода велосипедам. Часть 2

Рубрика “Лонгриды по выходным”

 

 Часть 2: классификатор велосипедов

 

Ситуация с сортировкой современных велосипедов по группам в чем-то схожа на непонятки с типологией человеческих рас. Скажем, по мнению советского энциклопедического словаря тридцать расово-антропологических типов объединены в три группы рас: негроидную, европеоидную и монголоидную. Другие ученые выделят четыре основных группы рас, а некоторые – и  все пять.

С велосипедами та же история! Производители велосипедов группируют свою продукцию в 6 или 7 классов, тогда как в авторитетных велосипедных кругах принято выделять 4 основных типа велосипедов: городские, шоссейные, горные (или внедорожные) и специальные (категория, в которую до кучи свалили все, что не удалось втиснуть в первые три).

Поскольку “расовая чистота” велосипедов размывается год от года, то вопрос: к какому классу отнести появившихся “метисов”? – является дискуссионным, поскольку однозначно ответить на него достаточно сложно, если вообще возможно.

Полагаю, логично классифицировать типы велосипедов по сочетанию трех компонентов:

– целевым аудиториям;

– уникальности и характерным особенностям конструкции;

– спортивным дисциплинам (где требования к велосипедам участников состязаний почти всегда регламентируются)

 

Группа №1: Велосипеды (балансиры, беговелы) для малышей (от года до трех)

Характерные особенности: колеса от 10 до 12 дюймов

На фото: Kellys KIRU RACE PURPLE — беговел нового поколения с рамой и вилкой из сверхлегкого магниевого сплава. Цена 197 евро.

 

Группа №2: Детские велосипеды (от трех до семи лет)

Характерные особенности: колеса 14, 16 дюймов и рамы, соответствующие росту ребенка

На фото: Cub Numove-160. Цена 429 евро.

 

Группа №3: Подростковые велосипеды (от семи до двенадцати-тринадцати лет)

Характерные особенности: колеса от 18, 20, 22, 24, 26 дюймов и рамы, соответствующие росту ребенка

На фото: Merida Matts J24 с колесами 22″. Цена 499 евро.

 

Группа №4: BMX (аббревиатура от Bicycle Moto Cross)

Эта уникально-особенная категория не случайно соседствует с группой детских и подростковых велосипедов, потому как изначально был ориентирована именно на них, когда в 60-х годах прошлого века взрослые, для тренировок будущих звезд мотокросса за неимением детских мотоциклов, придумали велосипед особой конструкции.

Новинка подросткам что называется “зашла”, а затем ниша BMX стала стремительно расшириться под разные направления езды и выполнения трюков.

Короткая рама с низким седлом,
Передняя вилка с широким рулем,
Отсутствует тормоз, всего одна звезда,
Пацанская пушка заряжена для флэта.

Колеса двадцатки с торчащей трубой,
Подкручивать нужно свободной ногой,
Опорную ногу поставить на пэги,
Делая движения на трюковом велосипеде.

Крутить тэйлвипы можно часами,
Бесконечные вращения отрабатываю годами,
Все трюки вставляю в круглую линию,
В танцах на велосипеде я доминирую.

BMX для меня – это стиль жизни,
Творчество в катании, искусство балансировать,
Чудеса эквилибристики и красота движений,
Флэтлэнд BMX – мое любимое направление.

Характерные особенности: колеса не более 20 дюймов, низкая рама, отсутствие тормозов (однако встречаются исключения из этого правила), одна звезда привода, специальный руль и прочие фичи типа пегов (специальных подножек) на осях колес для выполнения трюков.

Можно было бы сказать, что BMX не столько спорт, сколько уличный вид цирковой акробатики и, не побоюсь этого слова! — искусство самой отважной касты велосипедистов. Причем весьма травмоопасное.

Однако в 2003 году Международным олимпийским комитетом (МОК) было принято решение о включении BMX в программу Олимпийских игр. Так что теперь это не только искусство, но и большой спорт. А из подростковой категории BMX плавно перебрался в возрастную категорию и для взрослых.

Кстати, в программу Олимпиады-2024 в Париже были включены BMX-суперкросс и ВМХ-фристайл.

Выбор BMX велосипеда зависит от стиля катания:

Стрит – использование городского ландшафта и построек для выполнения трюков и прыжков

Парк – выполнение трюков на специальных площадках

 

Верт  (от слова “вертикаль”) — прыжки и перевороты на специальной рампе, представляющей собой желоб высотой 4–5 метра.

Флэтлэнд-стиль — катание и выполнение трюков исключительно на ровной горизонтальной поверхности, без каких-либо препятствий

Соревнования по Big air  (прыжки с трамплина)…

…и  Дерту (выполнение трюков на земляных горках) проводятся как на BMX-моделях,  так и на МТБ-моделях. Но общая тенденция в движении именно к более продвинутым моделям.

 

Группа №5: Городские велосипеды (Сити-байки)

Категория велосипедов, ориентированная на массового пользователя, предназначенная для ежедневных поездок на работу, учебу, на дачу, а также фитнесс-покатушек в городских парках и за городом.

Характерные особенности сити-байков: конструкция, обеспечивающая максимальный комфорт передвижения (высокие изогнутые рули, но могут быть и прямые), удобные седла с пружинной или амортизационной подвеской; наличие крыльев (как на колесах так и на цепи), обеспечивающих защиту одежды от брызг; катафоты (светоотражатели); передний и задние фонари; звонок, один или два багажника; подножки и прочие полезные фичи типа зеркал заднего вида, динамо-втулок, планетарных передач и, к примеру, возможности перевозки в городском транспорте (складные конструкции).

Сити-байки подразделяется на следующие типы конструкций:

5-1: Ригиды  (от английского Rigid — твёрдый, жёсткий) 

Характерные особенности: жесткая передняя вилка, что положительно влияет на прочность конструкции и общий вес конструкции, и, что немаловажно – цену велосипеда.

К примеру, легендарные советские велосипеды “Школьник”, “Орленок”, “Украина”, “Десна”, “Минск”, “Урал”, “Аист” – классические региды.

 

На фото: велосипед ХВЗ «Украина» В-120

На фото:  Современный ригид Surly Karate Monkey Organic Eggplant – Rigid Fork предлагается по цене в 175USD

5-2: Хардтейлы (от англ. Hard — жёсткий и англ. Tail — хвост; буквально — жёсткий хвост) —  тип велосипеда, имеющего амортизационную вилку спереди, но с жесткими перьями задней подвески.

Характерные особенности: наличие спереди амортизационной вилки, которые в свои очередь подразделяются на пружинные, пружинно-эластомерные, пружинно-масляные, воздушные  и воздушно-масляные.

На фото: хардтейл Specialized ROCKHOPPER SPORT 27.5 2023 модельного года по магазинной цене в 29 999 грн (729 USD)

5-3: Двухподвесы (велосипеды, оборудованные передними и задними амортизаторами)

Характерные особенности ясны из описания. Так что даже чисто визуально вы никогда не спутаете двухподвес с другими типами велосипедных конструкций.

Даже не сомневайтесь, что на нем также с комфортом можно прыгать по камням в горах, но и по бордюрам в городе.

И да! — только не надо меня поучать, что хартейлы и двухподвесы из славного племени “горцев” и их следует отнести к МТБ-велосипедам. Дико извиняюсь, но если вы одели тельняшку, то это еще не значит, что вы автоматически стали десантником или моряком. Не так ли?

На фото: Велосипед Merida One-Forty 400 с колесами 29″, модельный ряд 2024 года, подвеска SR Suntour и RockShox (с ходом в 150 мм спереди, 143 мм сзади). Цена 90 930 гривен (2210 USD).

5-4: Дамские

Характерные особенности: особая геометрия рамы с отсутствием верхней трубы (как вариант заниженная верхняя труба рамы); седло мужских велосипедов вытянутое и жесткое, у женских – широкое, короткое и мягкое; более узкий руль. И, конечно, дизайн в плане более яркой расцветки.

На фото: велосипед Ardis  Lido 26 Nexus по цене 10190 грн (247 USD)

5-5: Складные

Характерные особенности: комфортная, прямая посадка, складная рама, небольшие колеса и аксессуары для комфортного катания в городских условиях.

Появились на рынке еще во времена СССР. Сходу могу вспомнить складные велосипеды “Аист”, “Салют”, “Кама” и “Десна”. Кстати, еще помню те времена, когда со спортивным велосипедом в сборе свободно пускали в киевское метро, трамваи и даже на заднюю площадку ЛИАЗа, но сейчас с велосипедом в метро пустят только в разобранном и упакованном виде. Поэтому складной велосипед – неплохой выбор: он поместится даже в багажник авто.

На фото: Складной велосипед Stels Pilot 410 20″ Z011 (модельный ряд 2023 года). Вес: 14.87 кг. Цена: 113  USD

 

Группа №6: Шоссейные велосипеды (“шоссеры”)

Понятно, что как только появились первые велосипеды, так сразу у энтузиастов возникло желание устроить покатушки на перегонки. И если довериться историкам, то самая первая велогонка состоялась 156 лет назад — 31 мая 1868 года в Сен-Клу, рядом с Парижем.

Опять-таки французы придумали велогонки Париж-Брест-Париж,  Бордо-Париж, Льеж-Бастонь-Льеж,  Париж-Рубе, а затем ныне легендарную “Тур де Франс”, которая прошла с 1 по 19 июня 1903 года на эпическую дистанцию в 2428 км, и в которой участвовало 60 гонщиков.

Кстати, интересна эволюция стандартного руля в руль-баран (он же drоp hаndlebar, drоp bаr, руль Мойеса). Сначала первые гонщики просто переворачивали обычный руль рукоятками вниз для увеличения наклона тела:

На фото 1909 года: знаменитый велогонщик Леон Жорж, который в период 1903-1919 гг. девять раз выигрывал суточную гонку на выносливость в Париже.

 

Но на фото 1913 года, у велосипеда бельгийского велогонщика Леона Сьера (Léon Scieur, 18.03.1888 – 7.10.1969) форма руля уже имеет классическую геометрию руля-барана.

И затем из корней “шоссеров” пошли буйные побеги свежих спортивных дисциплин и новых типов велосипедов: циклокроссов, гревелов и всевозможных экзотических конструкций.

На заре XX века, а именно 14 апреля 1900 года был основан Международный союз велосипедистов  — UCI (от фр. Union Cycliste Internationale), который собственно и регламентирует правила и формирует стандарты технических параметров велосипедов для разных дисциплин: для шоссейных гонок – одни стандарты и правила, для трековых, велокросса и маунтинбайков – иные.

По правилам UCI шоссейный велосипед должен быть доступен в продаже не позднее чем через 9 месяцев после первого использования. Запрещено использовать тестовые модели, прототипы или велосипеды сделанные специально под заказ, обладающие совершенствованными техническими характеристиками, а значит, и стоимостью по сравнению со стоковыми моделями.

Несмотря на то, что топовый шоссейник, мягко говоря, недешев, находится немало любителей, покупающих их для простых покатушек. Ибо для личного эго весьма прельстиво кататься на веле, на котором чемпион выиграл олимпийскую гонку или Тур де Франс.

Однако вернемся к нашим, так сказать, баранам.

Характерные особенности “шоссеров”: жесткая рама, не имеющая амортизации, руль-баран, колеса 700С (шириной от 25 до 28 мм) с гладкими (сликовыми) покрышками, классическая трансмиссия с большим количеством передач, число которых формируется несколькими звездами на кареточном узле и целой кассетой передаточных звезд на заднем колесе, поэтому у шоссейных моделей количество скоростей достигает 21-30.

Кстати, именно “шоссерам” велосипедисты должны быть благодарны за появление сколь мелкого, столь и полезного девайса, как флягодержатель, дабы иметь возможность восстанавливать водный баланс без остановки.

На фото: “Шоссер” DOGMA F DURA ACE Di2. Цена: 11 639 евро.

 

Группа №7: Велосипеды для триатлона (или разделочные байки)

Термины “разделочник” и “велосипед для триатлона” формально являются синонимами, однако по факту есть тонкий нюанс:

Под эгидой UCI проводятся гонки на время с раздельным стартом, в которых участвуют “разделочники”, отвечающие требованиям UCI.

Однако такой вид спорта, как триатлон не входит в сферу влияния UCI и соответственно, разделочные байки для триатлона могут совершенно не соответствовать установленным стандартам. Поэтому на этих разделочниках тестируются самые топовые и революционные решения, а ведущие спортсмены используют совершенно уникальные экземпляры, изготовленные по спецзаказу, которые даже внешне очень разнятся. А цены варьируются от 3 тысяч долларов и выше. Причем намного.

Триатлон или троеборье — вид спорта, представляющий собой  гонку, состоящую из непрерывно-последовательного прохождения участниками трёх этапов: плавания, велогонки и бега. Существует, наверное, с десяток видов соревнований по триатлону с дистанциями, отличающимися друг от друга. Скажем, классической дистанцией триатлона считается плавание на 3,86 км (2,4 мили), езда на велосипеде  на 180,2 км (112 миль) и бег на марафонскую дистанцию в 42,2 км (26,2 мили). А стандартная олимпийская дистанция — плавание на 1,5 км, велоэтап на 40 км, бег на 10 км.

Характерные особенности: особая конструкция рамы, руль-лежак (он же аэробар), аэродинамическая посадка спортсмена, колеса с высоким профилем, интегрированные блоки гидратации (систем для питья), отсек для хранения еды в верхней трубе и т.д.

На фото: Cervélo P5X SRAM Red eTap. Вес байка 10,3 кг. Цена 15 000 долларов.

В связи с вышесказанным отмечу тот факт, что в отличие от топовых шоссейников покупаемых простыми любителями, шанс встретить в городе или на шоссе любителя на топовом велосипеде для триатлона – практически равен нулю.

 

Группа №8: “Фикс” (или “глухарь”). Он же “фиксед гир” (от англ. fixed gear) — велосипед с фиксированной передачей.

Характерные особенности: Fixed gear — велосипед с фиксированной передачей, у которого отсутствуют тормоза, а в конструкции нет свободного хода, поэтому колеса при езде продолжают крутиться всё время поездки. А торможение осуществляется за счет принудительного замедления вращения педалей.

На некоторых сайтах к “фиксам” относят и Singlespeed, но на синглспиде стоит “трещотка”, позволяющая катиться накатом, не вращая педали (скажем, с горки или просто разогнавшись). И, соответственно, ему нужны тормоза. Если честно, то не понимаю, почему их относят к одному классу, если конструктивно они разные. Кстати, часть велосипедов из категории BMX – относятся к синглспидам. Различие лишь в размерах колес.

Подразделяются  на 2 подвида: любительский (для покатушек по городу) и профессиональный (для спорта).

Профессиональный “фикс” (он же трековый велосипед) – это велосипед исключительно для трековых гонок, который только внешне похож на шоссейный велосипед, однако имеют ряд принципиальных конструктивных отличий:

— более короткую колёсную базу, увеличивающую жесткость рамы;

— более высоко расположенный кареточный узел (чтобы не цеплять педалями трек при наклоне на поворотах);

— и, как выше уже говорилось, одну глухую передачу и отсутствие тормозов.

Диаметр колёс составляет 622 мм (700C), в качестве покрышек обычно используются однотрубные шины шириной 23 мм.

Общая “заточка” трекового велосипеда ориентирована на максимальное снижение веса и достижение максимальной скорости. Чисто для информации скажу, что норматив МСМК (Мастера спорта международного класса) на треке составляет 73 км/ч.

На Олимпиаде соревнования в трековых гонках проводятся в 6 дисциплинах: Спринт, Командная гонка преследования, Кейрин, Командный спринт, Мэдисон, Омниум. И, соответственно, конструктивно очень отличаться: со сплошными аэродинамичными колесами, со спицами-лопастями, с лежаки (специальными упорами для рук на руле), с передним колесом меньшего диаметра, чем заднее (для наклона) и т.д.

Технологии самые передовые и цены, соответственно, заоблачные. Желания лезть с головой в эти дебри нет, ибо никому из любителей это никогда не понадобится.

Однако в гонках по велотреку точно есть своя прелесть: наверное, в начале девяностых довелось на своем “Спорте” покататься на киевском “циклодроме” возле улицы Ленина (ныне Богдана Хмельницкого) –  трек с его наклонами (насколько помню, тогда у него было не деревянное, а бетонное покрытие) произвел на меня вау-эффект: гонять на нем одно удовольствие!

На фото:  трековый велосипед Koga Kinsei 2024. Цена 14 715 USD

Любительский “фикс”, понятное дело, родом из профессионального спорта. И, как правило, на видавших лучшие годы своей велосипедной жизни трековых аппаратах по городу (не по веломаршрутам, а прямо в потоке машин) катается “фиксовый” клан безбашенных энтузиастов. Полагаю, для форса и повышения уровня адреналина в крови. Как ни крути (в буквальном смысле данного выражения), чисто на мощи усилий ног в стремной ситуации ты аж никак эффективно не оттормозишься.

Кстати, опытный спорстмен способен на “фиксе” тягаться на равных с “шоссейными” моделями, но, конечно, по равнине, а не по крутым подъемам и спускам.

А на Olx.ua цены на б/у трековые велосипеды начинаются от 5 тысяч гривен.

 

Группа №9: Циклокроссы и гревелы (гравийные велосипеды)

Циклокроссы и гревелы отнес в одну группу, хотя здесь имеет место практически тот же казус, что и в случае с “разделочниками”. В том плане, что каждый циклокросс априори является гравийным велосипедом, а вот в обратную сторону это правило не действует: большинство гревелов не являются циклокроссами от слова “совсем”.

Нюанс опять-таки в правилах UCI, строго нормирующих правила проведения соревнований по велокроссу и технических стандартов велосипедов-циклокроссов. Для того, чтобы участники соревнований находились в равных условиях (что вполне логично).

Тогда как современные гревелы – это, так сказать, “птицы свободного полета” в плане внедрения новшеств в конструкцию.

Поэтому циклокроссы и гревелы определенно следует делить на две подгруппы!

9-1. Циклокроссы

Характерные особенности: руль-баран, рама практически такой же геометрии, что и у “шоссеров”, опять-таки шоссейные колеса диаметром 28 дюймов однако с более широкими покрышкам 700×33 – для лучшей проходимости, увеличенный зазор между колесами и перьями передней вилки и задней части рамы, чтобы колеса не клинило от налипшей грязи; большие задние звезды – для возможности заезда в крутые подъемы, маленькие передние звезды – для увеличения клиренса велосипеда; дисковые тормоза; не шоссейные, а МТБ-шные контактные педали.

 

На фото:  циклокросс Giant TCX SLR 2 (модельный ряд 2020 года). 4 года назад стоил 1700 USD, сейчас где-то в районе 1300 USD.

9-2 Гревелы

Характерные особенности: “шоссейные” руль-баран и колеса диаметром 28 дюймов, но при этом производители предлагают на выбор разные конструкции рам, трансмиссий, способов амортизации, ширины покрышек и количества дополнительных бонок для крепления грузов.

В общем, современный гревел – это, как говорится, “всё, что мы любим”. При этом производители стремятся удовлетворить любые запросы потребителей.

Кстати, если говорить о “рыбе моей мечты”, то это всё-таки гревел с амортизационной вилкой спереди. Этим критериям соответствует модель юного немецкого бренда, о котором слышали крайне немногие. Речь идет о YT szepter – карбоновой модели с вилкой RockShox Rudy Ultimate XPLR и амортизационным подседельным штырем опять-таик фирмы RockShox. С одной звездой спереди. С 42-миллиметровыми шинами WTB Resolute. И общим весом в 9,9 кг.

Нет, вы только полюбуйтесь, как интегрирован в раму подкрылок заднего колеса! Кстати, опытные велосипедисты, глядя на это “мини-бикини”, скептично заметят, что он явно не защитит от наброса грязи на спину велосипедиста. Но это действительно можно сравнить с мини юбкой у красоток – сей аксессуар не для защиты, а для нападения. И, согласитесь, выглядит секси.

А если уж придираться, то, глядя на фотографию, отмечу отсутствие защиты заднего пера рамы под цепью и защиты нижней части рамы от гравия. Их явно придется устанавливать самому дабы избежать сколов краски на раме.

На данный момент существует три комплектации: с трансмиссиями от 12-ти скоростной SHIMANO GRX RD-RX822 до электронной трансмиссии SRAM Force. И по скидкам в конце сезона, соответственно, от 1999 до 3299 евро (в начале сезона было от 2499 до 4499). И это, поверьте, недорого. У именитых брендов тот же набор комплектующих будет стоить на тысячу евро дороже. Как минимум.

Для иллюстрации приведу свежий гревел от Giant, который также оснащен передней амортизационной вилкой и 12-ти скоростной трансмиссией SRAM Force. Но стоит он,  “мама не горюй!” — 6 100 €.

На фото: Giant Revolt X Advanced Pro 1

 

Группа №10: Туринги

Это своеобразный гибрид шоссейного, городского и гравийного велосипедов, который достоин вынесения в отдельную категорию в силу четкой специализации по целевому использованию. И уже из названия ясно, что туринги предназначены для велосипедного туризма. Такие модели приспособлены к многодневным, а то и многомесячным путешествиям по ровным дорогам и легкому бездорожью.

Характерные особенности: прочная рама (обычно алюминиевая или стальная), удобные руль и седло, широкие покрышки (от 38 мм и выше), наличие специальных багажников, а также бонок на раме и вилках для крепления сумок и подсумков,  остальная комплектация обвеса: флягодержателей, защитных крыльев от грязи, светотехники, звонка, зеркал и т.д. — по усмотрению владельца.

 

На фото: пример классического туринга Format 5222 (650b) 2022/23 с колесами формата 650b (или 27.5″), покрышками WTB Byway шириной в 47 мм и трансмиссией 2х8 скоростей. Цена в районе: 700 USD

Еще раз скажу, что на туринги не распространяются стандарты и правила, а путешествовать при сумасбродном желании можно хоть на одноколесном веслосипеде.

И да, сказано это не ради красного словца: ирланлец Иммон Кивени (Eamonn Keaveney) в 2024 году официально стал обладателем титула Книги рекордов Гиннесса, проехав летом 2023 года на моноцикле (одноколесном велосипеде) через всю Ирландию расстояние  в 613 км за 5 дней 5 часов и 23 минуты.

 

Группа №11: Горные велосипеды (они же “горцы”), они же МТБ  или маунтинбайки (англ. mountain bike, сокращённо MTB).

И, наконец, мы неспешно добрались до теперь уже легендарного семейства байков, которые буквально перевернули представление бывших “хомо советикус” о том, насколько комфортным и, одновременно, экстремальным может быть велосипед.

Опять-таки судя из названия можно понять, что это велосипед, предназначенный для катания не столько по шоссе, но (и прежде всего!) вне дорог (Off road). И, вследствие этого, имеющий особую конструкцию, отличную от шоссейного, трекового и дорожного (городского) велосипедов.

История создания и эволюции МТБ оказалась настолько эпичной, что решил вынести её в отдельный пост и, можете даже не сомневаться, что выйдет еще тот лонгрид!

По типу подвески МТБ велосипеды делятся на: ригидные, хардтейлы и двухподвесы. Значение этих терминов выше уже пояснялось.

Далее идет специализация по дисциплинам (не уверен, что во всем разобрался, поэтому если нашли ошибку или желаете внести уточнение – пишите, плиз, в каментах), самыми известными из которых являются:

Кросс-кантри (cross-country) — скоростная езда по пересечённой местности  со спусками, затяжными подъёмами, скоростными и техническими участками;

 

Велотриал (bike trials) — дисциплина, заключающаяся в преодолении препятствий, как естественных так и искусственных (парапеты, камни, бревна, доски и т. д.) Главной целью является преодоление серии препятствий, не опираясь ногами, руками и другими частями тела. При этом стрит-триал, насколько я понял – это особое направление

 

Фрирайд (от англ. free ride — свободная езда) — дисциплина, подразумевающая под собой езду на велосипеде по сложным, иногда искусственно сооружённым трассам, использующим естественные природные и искусственные препятствия. Чем фрирайд отличается от кросс-кантри, если честно, не разобрался. Возможно, более сложным профилем трасс?

 

Скоростной спуск (ДХ, даунхилл от англ. downhill  «вниз с холма») — экстремальная гоночная дисциплина горного велосипеда, суть которой заключается в прохождении трассы на время. Это, собственно, та дисциплина, с которой и взошла звезда нового класса велосипедов.

 

Байкеркросс 4Х — дисциплина маунтинбайка, в которой 4 гонщика соревнуются друг с другом на специально подготовленной и расширенной трассе даунхилла. Гонка предполагает некоторый ненамеренный контакт между гонщиками на трассе, который не рассматривается как нарушение правил, если не противоречит духу честной борьбы и спортивному отношению к соперникам.

 

Big air  — прыжки с трамплина, а также сочетание прыжка с трамплина и верта. Обычно специальные соревнования для экстремалов, проводящиеся скажем под спонсорством Red Bull

 

Дерт  (от слова “dirt” – грязь) – выполнение трюков на земляных горках

На фото: Kellys Whip 50 c колесами 26″ и вилкой SR SUNTOUR XCR32 LO-R (26) 100mm coil / Speed Lockout. Цена 579 евро.

Неспециалисту, конечно, сложно определить отличия велосипеда для даунхилла от кросс-кантрийника  — это удел специалистов, разбирающихся в конструкциях рам, геометрии углов наклона отдельных узлов, величины хода подвески и т.д.

Если вы тоже не можете, то и не парьтесь! Тут как с плаванием – плавать учат на практике, а не в теории. Для начала прокатитесь по трассе на том велосипеде, который у вас есть. Может быть, это вообще не ваше. А увлечетесь, то со временем станет понятно – какой именно вел вам необходим. Тем паче, что по сложным трассам долго на одном веле не катаются. Главное — кататься столь успешно, чтобы вел не пережил своего хозяина.

 

Группа №12: Фэтбайки

Фэтбайк (англ. fatbike от fat — «толстый» и bike — «велосипед») — велосипед  на широких покрышках (колёсах). Номинально считается, разновидностью горного велосипеда, но в горы на нем точно ехать не стоит, потому что в резких поворотах он ведет себя очень плохо.

Характерные особенности: высокая проходимость в различных условиях, за счет низкого давления в широких шинах. Именно в поездках по снегу, мягкому грунту, песку или траве полностью раскроется потенциал фэта; широкие колеса сглаживают мелкие неровности и вибрации от дороги — ездить на фэтбайке комфортно, даже с жесткой вилкой. “Стандратная” ширина шин фэтбайка составляет от 3,5 до 4,8, но доходит даже до 5,5 дюймов (до бишь, до 14 сантиметров!). Стандартный вес фэтбайка находится в пределах от 15 до 21 кг.

И этот вид велосипеда за счет широченных колес не спутаешь ни с какой другой категорией. Знаю в Славутиче одного любителя, который носится на фэтбайке по лесу со скоростью “хрен догонишь”. Но там такой лось, что, пожалуй, сзади можно еще и штангу зацепить, чтобы он ею кусты косил.

На мой взгляд, это скорее экзотика для развлечений, а вовсе не для ежедневных поездок. На трассе на нем будет откровенно скучно, поэтому к покупке не рекомендую (особенно пенсионерам J). Впрочем, если постоянно таскать эту дуру на этаж девятый, то можно хорошо сэкономить на абонементе тренажерного зала, который вам точно будет не нужен.

Не имею опыта, но рискну предположить, что обменять свой фэтбайк можно только на какой-нибудь совершенно голимый корч, а продать можно только с огромным дисконтом.

На фото: фэтбайк “S800 HAMMER EXTRIME” Колёса 24’’х4,0  с алюминиевой рамой. Вес: 10 кг. Цена на “Розетке” 10 300 гривен (250 USD)

 

Группа 13: “Экзоты”: акробатические велосипеды, велосипеды для игры в велополо и велобол, “кланкеры”,  велорикши, тандемы, чоппер-байки, цирковые велосипеды и пр.

В группу “экзоты” я поместил велосипеды, выпускаемые либо мелкими сериями по спецзаказу или вообще кастомные экземпляры, сделанные по индивидуальному заказу или известными мастерами.

Скажем, Велосипедная акробатика/Bicycle Acrobatics (её еще называют художественной или артистической ездой на велосипеде)  —  это не только цирковой номер, но и специальные соревнования для спортсменов, заключающиеся в исполнении трюков перед специальным жюри.

Для соревнований используют велосипеды с фиксированной передачей и рулем, напоминающий перевернутый баран шоссера, которые точно не продаются в обычных магазинах. В общем, сто процентов, что в городе на таком вы кататься не будете.

 

Велополо – командная игра в мяч на велосипедах (возникла по аналогии с конным поло). В игре используются войлочные мячи диаметром 10 см и специальные клюшки.

 

А есть еще велобол — — командная игра с мячом и велосипедами, как правило, колесом. В котором также используются велосипеды похожие на используемые в велосипедной акробатике. Но в наших широтах о подобных соревнованиях большинство аборигенов даже не слышало, а тем паче не видело.

 

Как ни странно, велотандемы выпускают более десятка фирм, скажем таких, как Cannondale, Trek, Duratec, Bohemian bicycles.  Помню в Советском Союзе какое-то время существовало увлечение созданием тандемов, однако это так и осталось экзотикой.

Тандем Cannondale. Цена 1500 USD

Трехколесные велосипеды для взрослых широко распространены в странах Азии, но у нас это точно экзотика.

На фото: Велорикша в Ханое

На фото: STELS Energy III 26 2023 года. Цена 600 USD.

 

А скажем в Амстердаме популярны вот такие спецмодели для перевозки детей:

 

Чоппер-байки (Chopper Bike) и круизеры (Cruiser Bike) – мода на них пошла где-то в 60-х годах прошлого века среди калифорнийской молодёжи, которые стали переделывать и создавать с нуля велосипеды в стиле мотоциклетных бобберов или чопперов, обязательно включающим высокий руль «эйпхангер» (англ. ape hanger, дословно — “обезьянья вешалка”) и удлинённое седло-банан с низкой посадкой.

О том, насколько креативной была в США была велоиндустрия свидетельствует тот факт, что когда в 1962 году дизайнер компании Schwinn Эл Фриц узнал о модном увлечении молодежи, то уже в следующем году широкой общественности представили чоппер под названием Schwinn Sting-Ray, запустив его в  серийное производство.

На фото: модель Schwinn Sting-Ray, 1963 года

Чоппер-байки и круизеры выпускаются и сегодня, пользуясь спросом.

На фото:  современный 29″ Beach Cruiser Bike 7 Speed Stretch Retro. Цена: 745 USD

 

Из этой же олдскульной серии “ностальжи” современное увлечение “кланкерами”, мода на которые возникла на рубеже 70-х, но прошла в 80-х после разворачивания производства МТБ-велосипедов.

Klunker style – олдскульное направление в честь одного из прародителей МТБ, которое можно разделить сразу на три направления:

 

— восстановление или просто сохранение знаменитой модели  Schwinn Excelsior американской компании по выпуску велосипедов и мотоциклов  Arnold, Schwinn & Company, выпускаемой с середины тридцатых годов прошлого века в течение четырех десятилетий;

— восстановление или просто сохранение экземпляров Schwinn Excelsior, которые в 70-х годах подверглись революционному апгрейду: на них поменяли трансмиссию (с тремя звездами на кареточном узле и несколькими звездами на заднем колесе) – что, собственно, и позволило гонять не только по горным спускам, но и по крутым подъемам. Об легендарных именах Джо Бриза, Тома Ритчи, Гарри Фишера и Чарльза Келли  (создателей маунтинбайков) – пойдет отдельный рассказ;

— и, наконец, создание современных моделей-реплик в стиле Schwinn Excelsior – как кастомной сборки отдельными энтузиастами, так и мелкосерийной сборки специальными компаниями.

На фото:  Klunker bluе  — современная реплика а-ля Schwinn Excelsior (с одной звездой спереди и одной сзади) предлагается по цене 719 евро.

Почему современники покупают велосипеды в стиле “ретро”? Во-первых, это легенда, во-вторых, это точно выделит вас на фоне современных моделей, в-третьих — это просто красиво!

***

Ретро-направление пользуется определенным спросом у современников.

В 2013 году шведский архитектор Пер-Олоф Киппель /Per-Olof Kippel основал фирму Standard Highwheels, возвращающую нас во времена “пенни-фартингов”. Велосипеды ручной сборки от Standard Highwheels имеют прямой привод (педали напрямую соединены с втулкой), рама выполнена из цельной трубы, огибающей окружность переднего колеса и отходящей к малому колесу, руль сделан из высококачественной нержавеющей стали, а под “пятую точку” устанавливается классическое кожаное сиденье.

На фото: Per-Olof Kippel в Томелилье — один из немногих в мире производителей высококлассных бициклов в стиле “ретро”

На фото: Хотели бы прокатиться на таком красавце?

 

Группа 14: Электровелосипеды

На наших улицах это пока скорее экзотика, а на Западе  — новая стремительно развивающаяся ниша рынка. Не осталось ни одного крупного производителя, который не выпустил в серию хотя бы один электробайк.

Ради интереса зашел на сайт “Мериды” – у них представлено аж 11 (!) моделей на любой вкус в категориях и сити-байков, и гревелов, и МТБ.

На фото:  Merida eONE-FORTY 675 EQ. Вес: 23 кг. Цена, в зависимости от мощности аккумуляторной батареи, варьируется от  3 499 €  до 5 849 € 

(Продолжение следует)

 

 

© Олег Федоренко, 24 августа 2024 г.

1 оценка, среднее: 5,00 из 51 оценка, среднее: 5,00 из 51 оценка, среднее: 5,00 из 51 оценка, среднее: 5,00 из 51 оценка, среднее: 5,00 из 5 (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...

Метки: , ,

Комментарии читателей статьи "Ода велосипедам. Часть 2"

  • Оставьте первый комментарий - автор старался

Добавить комментарий