Ода велосипедам. Часть 3

Рубрика “Лонгриды по выходным”

 

 

Часть 3: Теория и практика велосипедной эволюции

 

Изначально планировал изложить всё, что хотел сказать о велосипедах, одним постом. Но как говорится, дай Богу в руки ребро Адама и он сотворит из него такое, что туши свет и ховайся! Так и графоману, только дай точку опоры — он разродится эпическим лонгридом в объеме “Санта-Барбары” из 2137-ми серий.

Так что заранее прошу пардону, ибо чувствую в себе потенциал  улучшить собственное предыдущее достижение по количеству знаков, установленное постом “Athena Tennis Girl poster: культовый мем с берегов Туманного Альбиона”.

Кстати, если вы его не читали, то поспешите исправить свое упущение, ибо в противном случае пусть вам дают не красивые девушки, а милостыню на паперти!

 

“Универсальный солдат” XXI века

В XXI  веке рыночная ориентация  мировых производителей велосипедов сводится к двум направлениям:

– создание High End моделей в узком сегменте дисциплин большого спорта;

– выпуск “универсальных солдат”: must-have моделей для формирования и удовлетворения массового спроса и, соответственно, извлечения максимальной прибыли.

Если в прошлом веке, вплоть до 80-х годов главным героем городских улиц и проселочных дорог был обыкновенный односкоростной городской велосипед с ножным тормозом, то затем пальма первенства в объемах продаж перешла к многоскоростным МТБ-байкам с дисковыми тормозами, специальными амортизаторами и широкими покрышками. Это и есть “универсальный солдат” XXI века.

Кстати, высшей степенью развития моих любимых “шоссеров” в сторону маст-хэв стало появление “гравийных” велосипедов, но исход той конвергенции “гревелов” и МТБ, которую мы сейчас наблюдаем, вполне очевиден уже сейчас: “гены” горных велосипедов окажутся сильнее, а отличить их друг от друга можно будет только по рулю-барану.

Согласно аналитических отчетов и экспертных прогнозов объем мирового велосипедного рынка в 2024 году составляет некислую сумму в 56 млрд долларов США, а к 2029-му году прогнозируется на уровне 69 млрд. И расклады в реализации типов велосипедов более чем убедительны: продажи МТБ-байков превышают реализацию гревелов на порядки.

Да и по себе сужу: за всё лето-2024 на своей карбоновой “пушке” по имени Giant Revolt катался всего раз пять, а вот с хардтейла Mahuna американского бренда Kona практически и не слазил, причем эйфория от вау-эффекта до сих пор не прошла. Что, собственно, и вызвало мой интерес к истории зарождения МТБ, которая оказалась настолько увлекательной, что достойна отдельного рассказа.

 

Доверяй, но проверяй!

Существует как минимум две альтернативные версии в жанре легенда о прародителях МТБ: французы продвигают версию о том, что это были именно их соотечественники, американцы – настаивают на своей.

А есть еще Вернон Блейк / Vernon Blake (22.09.1875, Рейгейт, Англия – 18.04.1930, Авиньон, Франция) — британо-французский скульптор, художник, путешественник, философ, писатель, учёный, изобретатель и велосипедист — за которого между собой бьются французы и бриты  — который еще в 1927 году создал велосипед, который многие специалисты называют если не первым горным велосипедом, то его прообразом.

Причем у этой версии имеется мощный пруф: публикация в  официальной газете Клуба велосипедистов-туристов “The C.T.C. Gazette” (в мае 1930 года, когда Вернон Блейк, увы, уже ушел в лучший мир).

А если бы вы только знали – какие зарубы идут в форумах для велосипедистов по вопросу истории МТБ! Так что неудивительно, что в инете размещены десятки вольных интерпретаций об истории развития горных велосипедов, в которых отдельные утверждения не подтверждаются пруфами, а некоторые фрагменты вызывают сомнения и вопросы.

В качестве примера приведу абзац из статьи “Маунтинбайк” в Википедии:

“…Одним из первых примеров маунтинбайкинга является экспедиция солдат Буффало в Йеллоустон в 1896 году. Самостоятельным видом спорта маунтинбайк стал в 1940-х годах, а первый чемпионат прошёл в 1950 году. В 1955 году в Великобритании была основана первая ассоциация горных велосипедистов — Rough Stuff Fellowship. В 1980-х годах в США тоже стал развиваться этот вид спорта, и там появились сразу несколько ассоциаций”

Как говорил Бендер: — Хорошо излагает, собака. Учитесь! Это к тому, что уложить в один абзац сразу четыре события за вековую историю – признак большого таланта. Это раз.

То, что автор копает достаточно глубоко – это, с одной стороны хорошо, потому как плясать следует от печки, но с другой – МТБ это всё-таки не всё, что о двух колесах.  Это два.

В-третьих, кто такие “солдаты Буффало” и что они делали в Йеллоустоне в 1896 году? — из самого поста это неясно, а школе мы этого точно не проходили! Ниже я, конечно же, расскажу (хотя об этом и никто не просил)…

 

В-четвертых, что это за вид спорта такой приторможенный, если первые состязания по нему прошли спустя 10 лет после создания! Чем они блять занимались всё это время?!! Не могли сняться с ручного тормоза?!!

В-пятых, название британского общества Rough Stuff Fellowship на современный сленг можно перевести, как “братство экстремальных покатушек”. Что совершенно точно соответствует сути энтузиастов экстрима, которые перлись в горы на стандартных велосипедах и даже тандемах:

В-шестых, в Штатах маунтинбайк стал мейнстримом на десятилетие раньше, а в 80-х звезда по имени МТБ уже ярко сияла на небосклоне велоиндустрии …

В общем, стало понятно, что всю информацию из статей и  постов следует, про всяк выпадок, тщательно проверять, чтобы самому не сесть в лужу. Но если исследовать предысторию появления горных велосипедов, то всё равно упираешься, образно говоря, в ребро Адама. Так что решил освежить все свои познания об эволюции велосипеда…

 

История эволюции велосипеда в именах и датах

(от дрезины Карла фон Дреза до начала XX века)

Для успешности эволюции нужно два условия: качественный скачок + внедрение нового качества в массы. Тысячи гениально-революционных идей сгинули в пучине минувших времен, потому что или не были  реализованы на практике, либо напрочь не востребованы массами. Поэтому данным материалом хочу отдать должное известным пионерам прогресса.

1817 год – немец Карл фон Дрез  создал, а в 1818 году запатентовал первый двухколёсный самокат, который он назвал “машиной для бега” (Laufmaschine) или дрезиной, который сейчас называли бы беговелом. Также встречается термин “dandy horse”, но насколько он правомерен именно к конструкции Карла фон Дреза? – вопрос к специалистам историкам.

На фото:  Рисунок “беговой машины” Карла Дреза, выполненный им самим для газеты. Опасаясь плагиаторов, нарисовал его так, чтобы левая нога скрывала тормоза.

(Рисунок хранится в Technoseum, Landesmuseum für Technik und Arbeit in Mannheim / Государственный музей техники и труда в Мангейме)

Барон Карл фон Дрез \ Karl Friedrich Christian Ludwig Freiherr Drais von Sauerbronn (родился в Карлсруэ (земля Баден-Вюртемберг) 29 апреля 1785 — 10 декабря 1851) — немецкий изобретатель

Отмечу, что работы по созданию “беговой машины” продолжались в течение нескольких лет и прежде, чем остановиться на двухколесной модели, были опробованы трех- и четырехколесные экземпляры.

Гениальный изобретатель придумал также пишущую машинку для стенографической записи, кухонный комбайн, записывающее устройство для механического пианино, “паровую печь”, которая топилась дровами, перископ, бинарный алгоритм для извлечения корней…

И многое другое, заслуживающее упоминания разве что в качестве курьеза, вроде курительной трубки с охлаждением или повозки, которую лошади не тянут, а толкают сзади.

На фото: Благодарные потомки в честь двухсотлетия изобретения выпустили памятную монету номиналом 20 евро «Бегущая машина Карла Дреза 1817»

***

1818 год  — создание “Dandy-horse” британцем Дэнисом Джонсоном

На фото: возможно, даже оригинал, но скорее всего реплика”Dandy-horse” Джонсона.

(Музей науки/ Science Museum в Лондоне)

 

Дэнис Джонсон \ (точная дата рождения  неизвестна, но где-то в районе 1760 г. – 25 декабря 1833 г.) – английский мастер по изготовлению экипажей и пионер в производстве велосипедов.

Джонсон создал улучшенную версию “беговой машины” Карла фон Дреза. Пешеходная коляска Джонсона была запатентована в Лондоне в декабре 1818 года, став первым велосипедом в Британии. Она имела элегантно изогнутую деревянную раму, что позволяло использовать более крупные деревянные колеса. Некоторые детали были изготовлены из металла, что позволило сделать транспортное средство легче континентальной версии.

Хотя Джонсон называл свою машину “пешеходной двухместной коляской”, официально ее называли «велосипедом», а в народе ее называли “лошадкой-хобби”/Hobby-horse, “лошадкой-денди”/ Dandy-horse, “ускорителем для пешеходов”/Pedestrian’s accelerator, “быстрым ходунком”/ Swift walker и другими обидными прозвищами J… названиями.

Утверждается, что всего Джонсоном было изготовлено не менее 320 экземпляров “Dandy-horse”

 

На фото: Мемориальная доска на месте бывшей мастерской Джонсона (Лонг-Эйкр/Long Acre, 69–75, Ковент-Гарден/Covent Garden), которая была открыта 2 июля 1998 года депутатом Тони Бэнксом, министром спорта.

Надпись на доске гласит:
“Денис Джонсон (ок. 1760 – 1833) в своей мастерской на этом месте в 1819 году изготовил и продал первый в Британии велосипед в форме hobby-horse”

Обратите внимание, что даже скрупулезные бриты не смогли установить точную дату рождения своего знаменитого соотечественника”

***

1818 год  — предположительное время появление слова “велосипед”.

Французское vélocipède  буквально означает “быстроног”, поскольку происходит от латинских слов velox (быстрый) и pes (ноги).

По одной из версий, циркулирующей в инете, слово ввел в оборот якобы Пьер Мишо (о котором ниже будет отдельный рассказ). По другим сведениям, заслуживающим большего доверия, автором слова является Жозеф Ньепс.

Жозеф Нисефор Ньепс / Joseph Nicéphore Niépce (7 марта 1765 г. – 5 июля 1833 г.)  французский изобретатель и пионер фотографии.  Среди множества изобретений Ньепса был один из первых в мире двигателей внутреннего сгорания, который он задумал, создал и разработал вместе со своим старшим братом Клодом Ньепсом 

Но фото: Беговел “дрезьен”, построенный Ньепсом, 1818 г. – Musée Nicéphore Niépce

 

Чьи тапки? Велосипедные факты и мифы XIX века

Отдельного пристального изучения заслуживает задумчивый этап эволюции велосипеда в период середины XIX века, в котором существует такая путаница в датах изобретений и именах их конструкторов, что, как говорится, сам черт ногу сломит. Причем во многом эта путаница объясняется стремлением современных соотечественников изобретателей выдать желаемое за действительное, дабы приписать своим предкам первенство во внедрении тех или иных технических и конструктивных решений.

В общем, говоря об этом этапе, лучше плясать не от дат, вызывающих большие сомнения, а просто перечислить легендарные имена и те за заслуги, которые им приписывают.

Пьер Мишо \ Pierre Michaux (25.06.1813 – 10.01. 1883) – французский изобретатель, прошедший путь от кузнеца, изготовлявшего детали для карет, до конструктора парового велосипеда.

Cлухи,  легенды и мифы:

Пьеру Мишо приписывают авторство:

– ввода термина “велосипед”,

– изобретение педального привода, который крепился к переднему колесу,

– внедрения специальной пружины рессорного типа в конструкцию рамы под седлом для амортизации при движении

– создание Michauline педального велосипеда особой конструкции с тормозом-ложкой

– организация первого в мире массового производства велосипедов

На фото: Эрнест Мишо

На фото: Michauline Пьера и Эрнеста Мишо

Есть версия, что создателем конструкции Michauline  являлся не Мишо, а производитель детских колясок Пьер Лаллеман (о нем подробнее будет рассказано ниже), который в 1863 или 1864 году якобы продал свою конструкцию братьям Оливье, которые, в свою очередь, создали партнерство с кузнецом Пьером Мишо для организации массового производства велосипедов.

Факты:

Точно известно, что Пьер Мишо с помощью своего сына Эрнеста в период с 1860 по 1867 годы создали несколько прототипов велосипедов до того, как создали модель, которая  в итоге пошла в производство.

Отдельного рассказа заслуживают и браться Оливье: Рене и Эмме, которые заплатили 50 000 франков за 69 процентов акций в Мишо. Они были большими энтузиастами велосипеда и, например, в 1865 году проехали на велосипедах более 800 км (500 миль) от Парижа до Марселя.

1867 год  — на Всемирной выставке в Париже, которая проходила с 1 апреля по 3 ноября 1867 года состоялась презентация велосипеда Мишо – та самая модель Michauline, которая и пошла в серию. Уже к апрелю 1868 года в Париже было произведено несколько сотен экземпляров, а всего было выпущено более 6 тысяч велосипедов — и это было первое массовое производство велосипедов, которые получили в народе меткое прозвище “костотрясы” (bone shaker).

“Белые пятна” в датах создания и нюансах авторства, не помешали Пятой французской республике провозгласить Пьера Мишо и Эрнеста Мишо (его сына) изобретателями велосипеда и выпустить в их честь почтовую марку.

На фото: Почтовая марка, 1983 год.

Полагаю, что третий велосипедист на марке возник не случайно – и это никто иной, как Лаллеман (шутка smile)…

***

Пьер Лаллеман / Pierre Lallement — родился 25 октября 1843 года в Пон-а-Муссоне недалеко от Нанси (Франция) – умер в Бостоне (США) 29 августа 1891 года.

Версии:

По мнению ряда исследователей, является изобретателем педального велосипеда, приписываемого Пьеру Мишо (см. выше).

В легенде о его биографии рассказывается, что в 1862 году, когда Лаллеман работал в мастерской по сбору детских колясок в Нанси, он увидел кого-то, едущего на dandy horse, предшественнике велосипеда. После чего загорелся идеей создать более совершенную конструкцию.

Переехав в Париж в 1863 году он, по одной из версий предложил свое изобретение братьям Оливье, по другой версии — в течение какого-то времени был сотрудником в мастерской Пьера Мишо.

В общем, ответ на вопрос о том: чья именно конструкция была запущена в производство? — Лаллемана 1864 года или Эрнеста Мишо — является предметом спора.

В июле 1865 года Лаллеман покинул Францию ​​и отправился в Соединенные Штаты, поселившись в Ансонии, штат Коннектикут, где  построил и продемонстрировал улучшенную версию своего велосипеда…

Факты:

С Джеймсом Кэрроллом из Нью-Хейвена в качестве своего финансиста  Лаллеман в апреле 1866 года подал самую раннюю и единственную американскую патентную заявку на педальный велосипед. И такой патент был выдан 20 ноября 1866 года.

На фото:  патент США № 59 915, поданный Пьером Лаллеманом и выданный 20 ноября 1866 года

На патентном рисунке изображена машина, очень похожая на модель, созданную Дэнисом Джонсоном (рассказ о котором был выше) из Лондона, с его змеевидной рамой. Единственными отличиями были, во-первых, добавление педалей и кривошипов, и, во-вторых, тонкая полоска железа над рамой, действующая как амортизатор рессорного типа, на которую он установил седло, чтобы обеспечить более комфортную езду.

Не сумев заинтересовать американского производителя в производстве своей машины, Лаллеман вернулся в Париж в 1868 году, где велосипеды Мишо создали массовое помешательство на велосипедах во Франции.

На фото:  Пьер Лаллеман катается на своем изобретении в Париже в 1870 году

(снимок взят из выпуска французской газеты)

Через какое-то время, не найдя себе применение на родине, Лаллеман снова вернулся в Америку, где пытался найти финансистов, готовых вложить капитал в серийное производство своего велосипеда. Но, по всей видимости, безуспешно. Так или иначе, но умер он в безвестности в возрасте 47 лет.

***

И это, конечно, не единственное “белое пятно” в историографии велосипеда. К примеру, немецкий город Швайнфурт / Schweinfurt утверждает, что еще ажно в 1853 году  баварский органный мастер Филипп Мориц Фишер /Philipp Moritz Fischer (8.03.1812 г.- 6.09.1890 г.) создал собственную модель велосипеда. А в городской музей даже поместили реплику этой модели.

На фото:  Реплика велосипеда, якобы построенного Филиппом Морицем Фишером в 1853 году. Муниципальный музей Швайнфурта.

Как вы уже заметили, семья изобретателей велосипеда была большая. А в большой семье, как известно… Ну вы меня правильно поняли: кто первый встал – того и тапки. А первопроходцами в деле массового производства велосипедов стали таки отец и сын Пьер и Эрнест Мишо.

***

1867 год — изобретателем Каупером предложена удачная конструкция металлического колеса со спицами.

Каупер Эдуард Альфред / Edward Alfred Cowper (родился в Лондоне, 10 декабря 1819 — 9 мая 1893) — английский инженер и изобретатель. За свои многочисленные инженерные разработки 1889 году Каупер был награжден медалью Эллиотта Крессона Института Франклина 

***

1869 год – шотландский мастер по изготовлению экипажей . Томас МакКолл \ Thomas McCall (1834 – 1904) построил две версии двухколесного велосипеда с рычагами и тягами, которые приводили в движение кривошип на заднем колесе.

На фото: Томас МакКолл и его бицикл. Рисунок с фотографии из газеты “Bicycling News”, 1892 г.

На рисунке из журнала The English Mechanic 1869 года: первый (вверху) и усовершенствованный велосипеды Томаса МакКолла.

Некоторые источники эту же модель называют “велосипедом Макмиллана”, так что приготовьте свои уши для знойной истории из уст кукурузного Оле-Лукойе!

 

Версия:

Киркпатрик Макмиллан (2.09.1812 — 26.01.1878) — шотландский кузнец и мастер по изготовлению телег, который якобы еще в 1839 году изготовил рабочий велосипед, аналогичный бициклу Томаса МакКолла.

Согласно исследованиям, проведенным в 1890-х годах, его родственником Джеймсом Джонстоном (богатым торговцем кукурузой) его дядя Макмиллан был первым, кто изобрел велосипед с педальным приводом.

“Исследование” основано на публикации газеты Глазго, которая в 1842 году сообщила об аварии, в которой анонимный “джентльмен из Дамфрисшира… ехавший на велосипеде… гениальной конструкции» сбил пешехода в Горбалсе и был оштрафован на пять британских шиллингов”.

В общем, складывается впечатление Джеймс Джонстон выращивал на своих полях не только кукурузу, но и кое-что позабористее.

 

Но особой пикантности этой истории придает тот факт, что именно Томас МакКолл выполнил заказ Джонстона на изготовление велосипеда, который на “Stanley Cycle Show” (выставке велосипедов и трехколесных мотоциклов), проходившей в Лондоне  20-28 ноября 1896 года, был представлен как велосипед Макмиллана.

Между прочим, это была 20-я (!) по счету выставка велосипедов, велосипедных принадлежностей, машин и безлошадных экипажей.

 

Феномен бициклов “пенни-фартинг”

1870 год – выпуск Джеймсом Старли велосипедов конструкции “пенни-фартинг” (penny-farthing), он же “гранд-би” (от фр. grand-bi),  он же “высокое колесо” (от англ. high wheeler), он же “обычный” (от англ. Ordinary), он же “кенгуру”.

В основу конструкции Старли были заложены принципы французских боншейкеров-кострясов, но с передними колёсами значительно увеличенного размера, которые могли иметь в высоту более 1,5 метра (увеличенный диаметр позволял достичь велосипеду большей скорости).

Кстати, впервые в печати термин “Penny-farthing” будет употреблён только двадцать лет спустя — в 1891 году в журнале Bicycling News.

Наша справка:

Название велосипеда “Penny-farthing” происходит от внешнего вида британских монет пенни и фартинга, поскольку одна из них (пенни) намного больше другой (фартинга), и велосипед сбоку напоминал своим видом эти монеты, следовавшие одна за другой.

Британский пенни (пенс): английская, позже британская монета. До февраля 1971 года пенни был равен 1⁄12 шиллинга или 1⁄240 фунта стерлингов.

Фартинг: ¼ пенни.

Диаметр монет составлял:  30,8 мм у пенни, 20 мм у фартинга

Джеймс Старли / James Starley (родился в Элбурне, графство Суссекс, 21 апреля 1830 года — 17 июня 1881, Ковентри) — британский изобретатель, стоявший у истоков велосипедной индустрии.

На фото: Джеймс Старли на своем трехколесном велосипеде «Salvo», 1877 год.   Из «Bartleet’s Bicycle Book».

***

Между прочим “пенни-фартинги” были дико популярны и в Америке.

Кондовый американец Алберт Поуп (родился в Бостоне, штат Массачусетс, 20 мая 1843 года), посетив в 1876 году Филадельфийскую выставку,  был настолько очарован последним английским изобретением — велосипедом с высокими колесами, что тут же начал импортировать европейские пенни-фартинги, а уже в следующем году решил развивать их производство на месте, поручив в 1877 году своему другу Джону Харрингтону “воспроизвести их с использованием местных материалов”. В 1878 году началось уже крупномасштабное производства велосипеда Columbia на заводе Weed Sewing Machine Company в Хартфорде, штат Коннектикут.

Крайне примечателен рекламный плакат велосипедов Columbia, поскольку в нем указаны рекорды местных велосипедистов. В частности, велосипедист John Keen проехал одну милю за 2 минуты 43 секунды, что (если я чего-то не перепутал в расчетах) составляет впечатляющие 35,7 км/ч, а другим гонщиком дистанция в 205 миль была преодолена всего за 22 часа, то бишь, со средней скоростью в 15 км/ч.

Вообще-то это весьма круто, как для такой монструально-нелепой по нынешним меркам конструкции!

Признаться, раньше у меня было предвзятое отношение к пенни-фартингам, как  к тупиковой ветви эволюции велосипедов. Но по факту выяснилось, что это был просто революционный прорыв в плане скорости. Не знаю – возможно, скорость в 35,7 км/ч была достигнута на каком-то идеальном участке дороги, но, как  уже говорил, даже по асфальту лично я на современном велосипеде в одиночку езжу со средней скоростью 25 км/ч (при езде в группе скорость конечно же выше). А, если кто-то не знает, то на 35 километрах уже начинает в ушах свистеть ветер.

На фото: Двое велосипедистов в Калифорнии, 1886 год

***

Глядя на первые модели “пенни-фартингов”, вообще непонятно – на чем сидел велосипедист и как на этом вообще можно было кататься?!

 

Однако при изучении материалов неожиданно для себя обнаружил, что среди современников “пенни-фартинги” пользовались невероятной популярностью, появление которого на улицах вызывало дикий восторг зевак и прохожих.

Более того, даже в начале XX века, когда массовый потребитель перешел на городские велосипеды, которые мало чем отличались от советских велосипедов, которые мы не только помним, но которые и до сих пор колесят по современным дорогам, культ “пенни-фартингов” сохранялся, а на туманном Альбионе регулярно проводились соревнования на сохранившихся экземплярах.

 

На фото: “Penny Farthing Race” — гонки в Херн-Хилле (районе на юге Лондона), 1932 год.

 

Кстати, в Европе “пенни-фартинги” и доныне регулярно появляются на городских праздниках и велосипедных мероприятиях, как дань уважения велосипедной легенде. А о современных производителях “пенни-фартингов” автор рассказывал в предыдущей части.

 

Генри Лоусон – авантюрист или гений?

1877-1878 год — английский изобретатель Лоусон ввёл в конструкцию велосипеда цепную передачу (Lawson’s rear-driving Safety), а на следующий год модернизировал, сделав более совершенной (поэтому в Сети вы можете встречать две даты появления данного изобретения).

 

Генри Джон Лоусон / Henry John Lawson, также известный как Гарри Лоусон, (23 февраля 1852 г. — 12 июля 1925 г.) — британский велосипедный гонщик, конструктор велосипедов, пионер автомобильной промышленности.

Кстати, за ним закрепилась так же сомнительная слава авантюриста и мошенника, так как в 1904 году Лоусон, вместе с Эрнестом Терахом Хули, предстал перед судом за мошенническое получение денег от своих акционеров, был признан виновным и приговорен к одному году каторжных работ). Как говорится, хулИ тут сказать? – тогда сами по себе времена были весьма авантюрные!

Отмечу, что после смерти Лоусона Герберт Дункан, бывший коммерческий директор British Motor Syndicate, описал его так:

“Он не был ни жадным человеком, ни эгоистом. Напротив, он всегда был справедливым и чрезвычайно щедрым. Он платил много и был очень щедрым в золотые дни своего успеха. Чек всегда был готов быть передан с доброй улыбкой друзьям, которые помогали ему в его сделках или схемах продвижения компании. Лоусон был умным человеком. Возможно, его самым большим несчастьем было то, что его бизнес не поддерживали должным образом другие, столь же умные люди”.

На фото: велосипед с цепной передачей Лоусона, 1877 г.

На фото: велосипед Лоусона, созданного им в сотрудничестве с конструктором Генри предположительно в 1878 или 1879 г.

 

“Скиталец” от Старли

1884 год – появление первого велосипеда с конструкцией рамы, похожей на классическую: Rover  («Скиталец»). Массовый выпуск “безопасных велосипедов”/safety bicycle  Rover начался с 1885 года.

Кстати, слово roverво многих языках и поныне обозначает велосипед (польское Rower, белорусское Ровар, западноукраинское Ровэр).

Джон Кемп Старли / John Kemp Starley (14 декабря 1854, Уолтемстоу — 29 октября 1901) —британский изобретатель и предприниматель.

В 1872 году он переехал в Ковентри, чтобы работать со своим дядей Джеймсом Старли (англ. James Starley; 21 апреля 1830 — 17 июня 1881, Ковентри) —  известным изобретателем, стоявшим у истоков велосипедной индустрии и создателем того самого “пенни-фартинга”.

В 1877 году в партнерстве  с местным любителем велоспорта Уильямом Саттоном, основал новый бизнес Starley & Sutton Co. Они занялись разработкой моделей велосипедов, которые были бы безопаснее и проще в использовании, чем преобладающие пенни-фартинги или «обычные» велосипеды. Начали они с производства трехколесных велосипедов, а к 1883 году их продукция стала выпускаться под брендом «Rover».

В 1885 году Старли вошел в историю, создав передовую модель Rover Safety Bicycle.  Rover был заднеприводным велосипедом с цепным приводом и двумя колесами одинакового размера, что делало его более устойчивым, чем предыдущие модели с высокими колесами.

Журнал Cycling сказал, что Rover «задал миру пример», и эта фраза использовалась в их рекламе в течение многих лет.

На фото: Реклама JK Starley & Co. Ltd.

На фото: “Безопасный велосипед” Rover 1885 года в Музее науки (Лондон)

 

Whippet  от Linley and Briggs

1885 – год появления крайне интересной модели безопасного велосипеда Whippet,  разработанной CM Linley и производимой компанией Linley and Briggs в Лондоне  — этот трехколесный велосипед с пружинной рамой был представлен общественности в 1886 году на выставке велосипедов в Стэнли (Лондон). В 1988 году появилась более совершенная модель.

 

Чарльз Монтегю Линли / Charles Montague Linley  (1853-1933)  был очень креативным инженером, и велосипеды Whippet были известны своими новаторскими идеями. Линли и Биггс работали вместе с начала 1880-х годов и названы в патенте 1884 года «Усовершенствования в велосипедах».

А новаций, прямо скажем, было немало: именно в велосипедах Whippet применялись такие новинки, как внешний переключатель передач, который позволял переключать два передаточных числа, втулка свободного хода, ободные тормоза, четырехскоростная коробка передач «Protean» и т.д.

Компания Whippet Cycle Syndicate Ltd была ликвидирована в 1902 году, а к 1907 году Линли стал управляющим производством недавно созданной компании Commercial Car Co (позже известной как Commer). За последующие 30 лет он запатентовал множество изобретений, связанных с двигателями внутреннего сгорания, зубчатыми передачами и т. д.

 

Шины от Данлопа (но первым был Томсон)

1888 год – привнес в велосипедную индустрию такой технологический рывок, как появление надувной шины  Данлопа. Которую изобрел обычный ветеринар для трёхколёсного велосипеда своего сына, использовав обычный садовый шланг для полива воды.

А самым забавным моментом в этой истории является тот факт, что шотландец Роберт Томсон, изобрел пневматическую шину еще в 1845 году.

Роберт Уильям Томсон / Robert William Thomson (29 июня 1822 г. – 8 марта 1873 г.) шотландским изобретатель, создавший пневматическую шину и заправляемую авторучку, разработавшим паровые котлы и омнибусы, машину для производства сахара и т.д.

Пневматическую шину он разработал в 23 года и подал заявки на патент, которые были одобрены в 1846 году во Франции и в 1847 году в США. Шина Томсона состояла из накачанной воздухом полой ленты из каучука (прорезиненного холста) и была заключена в прочную внешнюю оболочку из кожи, которая крепилась болтами к колесу.

 

Джон Бойд Данлоп /John Boyd Dunlop (5 февраля 1840 — 23 октября 1921)  британский ветеринар и изобретатель шотландского происхождения, создавший пневматическую шину и один из основателей компании «Dunlop Tires»

Коммерческое производство велосипедных шин началось в конце 1890 года.

Первая пневматическая велосипедная шина Dunlop хранится в  Национальном музее Шотландии.

На фото: Джон Бойд Данлоп на велосипеде, 1915 г.

 

Мальчик (возможно, сын Данлопа, но не факт – просто такая подпись делается на некоторых репродукциях снимка в Сети) сидит на велосипеде, оснащенном пневматическими шинами

 

На рисунке женщины изготавливают пневматические шины для велосипедов, Франция, 1896 г.

 

Рекламный постер шин Dunlop, 1914 год 

 

Ernst Sachs – изобретатель втулки заднего колеса “Torpedo”

1 августа 1895 года – Ernst Sachs и Karl Fichtel образовали компанию “Fichtel & Sachs” по производству шариковых подшипников. И это было начало более векового пути легендарной кампании SACHS, которая на сегодня насчитывает 39 заводов по всему миру, на которых трудится 20 тысяч работников. Ассортимент выпускаемой SACHS продукции включает в себя более 6 000 позиций и перекрывает более 95% европейского рынка автомобилей, а оборот компании за последнее время достиг 6 млрд EURO.

А главным героем этой истории является Эрнст Сачс / Ernst Sachs, (22 ноября 1867 — 2 июля 1932), который в молодости был заядлым спортсменом: участвовал в скачках и велогонках, одерживая победы и на пенни-фартингах, и на трехколесных велосипедах. Однако серьезное падение на велосипеде со сложным переломом левой голени заставило его распрощаться с велоспортом…

На фото: Эрнст Сачс в молодости

 

После лечения травмы, Эрнст с головой ушел в разработку новых конструкций. При содействии тестя Вильгельма Хопфингера, Эрнст Сачс вместе с коммерческим компаньоном Карлом Фихтелем (1853-1911), в 1895 году (как выше уже говорилось)  основал в городе Швайнфурт предприятие, которое начало массовое производство подшипников качения и велосипедных односкоростных тормозных втулок «Торпедо». Благодаря сравнительно простой конструкции, надёжности, эффективному торможению и лёгкости настройки, новая втулка быстро завоевала всемирную популярность. В 1905 году Закс разработал также двухскоростную втулку с планетарным редуктором, а впоследствии и трёхскоростную. Был автором около 100 патентованных изобретений.

Но именно «Torpedo»: удачная конструкция механизма втулки заднего колеса со свободным ходом и внутренним тормозным механизмом, оснащённая шарикоподшипниками, уверенно обеспечивала лёгкий ход велосипеда, хороший накат и надёжное торможение. Это изобретение стало революционным в истории развития велосипеда

На фото:  оригинальная втулка «Torpedo» производства Fichtel & Sach

 

“Американский бродяга” от Gormully & Jeffery Mfg. Co

Своего рода экспонат-эксклюзив, который вы вряд ли встречали на наших велосипедных сайтах, а вот в  Музее велоспорта Marin (город Фэрфакс, штат Калифорния, США) хранится оригинальный экземпляр этой раритетной модели.

 

1890 год –  “American Rambler” («Американский бродяга») от велосипедной кампании Gormully & Jeffery Mfg. Co, основанной в 1879 году в Чикаго.

Отцы-основатели:  Томас Бакленд Джеффери /Thos. B. Jeffery (5.02.1845 — 2.04.1910) и Ричард Филлип Гормулли / R. Philip Gormully (1847 – 29.08.1900)

 

 

Для своего времени “American Rambler” являлся вершиной технологий: шины из твердой вулканизированной резины, два набора пружин обеспечивали противодействующее демпфирование, идеальные сварные швы, наличие переднего и заднего тормоза, передняя фара работала на карбиде (!) и имела собственную подвеску.

***

Конечно, в этом посте перечислены далеко не все конструкции, технические новшества и их авторы. Хочется уже закруглиться и перебраться, наконец, в век двадцатый.

 

Закрывая гештальд XIX  века…

И, да чуть не забыл рассказать об “экспедиции Буффало”, упомянутой в Википедии!

Buffalo Soldiers, буквально “солдаты-бизоны” — неформальное прозвание военнослужащих 10-го кавалерийского полка в армии Соединённых Штатов, сформированного 21 сентября 1866 года в Форт-Ливенуорте, штат Канзас, и целиком состоявшего из солдат-афроамериканцев.

Прозвище было дано “чернокожей кавалерии” индейцами, с которыми она сражалась, но в конечном итоге стало синонимом всех афроамериканских полков, образованных в 1866 году, в том числе 25-го пехотного полка, в составе которого в 1896 году был сформирован велосипедный корпус.

Корпус велосипедистов впервые выступил в многодневный поход в начале августа 1896 года, начав с четырехдневной 126-мильной поездки в окрестностях Миссулы, штат Монтана. С одной стороны кажется, что скорость передвижения в полста километров за сутки – совершенно не впечатляет. Однако солдаты-буффало ехали не по трассе, а по тропинкам и грунтовым дорогам, загрузив на свои велосипеды еду, посуду, оружие, боеприпасы, одежду, запасные части и инструменты, спальные мешки и палатки — в общей сложности более 100 фунтов! А это на секундочку 220 кило!

После нескольких дней отдыха, 15 августа Велосипедный корпус начал свою следующую экспедицию — в Йеллоустонский национальный парк и форт Йеллоустоун. Путешествие протяженностью более 300 миль заняло чуть более 8 дней.

После двух дней отдыха и пополнения запасов в Форте Йеллоустоун, 25 августа Корпус отправился на экскурсию по парку, остановившись в Нижнем бассейне гейзеров, Верхнем бассейне гейзеров (где они наблюдали извержения гейзеров Старый Служака, Великанша и Касл одновременно), Уэст-Тамбе и Большом каньоне Йеллоустоуна с его водопадами, вернувшись в Маммот-Хот-Спрингс 29 августа.

После двух дополнительных дней отдыха, во время которых были сделаны эта знаменитая фотография и несколько других, солдаты отправились обратно в Форт Миссула, прибыв туда 8 сентября — в общей сложности проделав путь длиной почти 800 миль.

На фото:  8 солдат 25-го пехотного полка, позирующих с велосипедами фирмы AG Spalding & Co на террасе Минерва в Маммот-Хот-Спрингс, 1896 год.

Ковбои и бойцы 10-го кавалерийского полка, конечно бы не одобрили такого позора. Но согласитесь, бравые ребята!

 

(Продолжение следует)

 

© Олег Федоренко, 25 августа 2024 г.

0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...

Метки: , , , ,

Комментарии читателей статьи "Ода велосипедам. Часть 3"

  • Оставьте первый комментарий - автор старался

Добавить комментарий