Ода велосипедам. Часть 4

Рубрика “Лонгриды по выходным”

 

Часть 4:  Excelsior!

Набожные фанаты МТБ при слове klunker”, наверное, сладко жмурятся и начинают мурчать, как ласковый кот – это, пожалуй, одно из ключевых понятий, ставшее решающим толчком в появлении горных велосипедов.

Однако у большинства современников это слово совершенно точно не вызовет сердечный трепет, ибо абсолютно ни о чем не говорит. Как говорил Козьма Прутков: “Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы; но потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий”.

Но если вам интересно, то приготовьтесь к очередному лонгриду, который будет охватывать временные рамки диапазоном в целый век. И в этой истории, полагаю, вы узнаете что-то новое для себя…

 

Казус Алисы и драндулеты по имени Schwinn Excelsior

Автор не в коей мере не претендует на лавры знатока истории велоиндустрии – наоборот, приступая к подготовке данного материала, ощущал себя пионЭром-профаном, вступившем на территорию “terra incognita”, где оказался в роли Алисы, которая чисто от скуки и любопытства ради юркнула вслед за кроликом в нору под изгородью – и там перед ней открылись миры из параллельных реальностей, о наличии которых она даже не подозревала…

Термин “klunker”, который переводится буквально как “драндулет”, возник в начале 70-х годов XX века в горах Калифорнии. И, по все видимости в речевой оборот он вошел с легкой руки велосипедной банды Larkspur Canyon Gang, члены которой собирали свои гоночные болиды буквально из хлама, роясь на свалках. Однако спустя несколько лет, когда начались проводиться гонки Repack — “погоняло” ушло в массы.

Буквально с первых шагов “погружения в тему” стало понятно, что для создания своих “драндулетов” гонщики, как правило, использовали линейку Schwinn Excelsior, выпускаемых приблизительно с 1935 года и до конца 50-х годов, которые особо ценились за прочные рамы и широкие шины.

Став неспешно копать в этом направлении автор довольно быстро вышел на отличный сайт Анны и Патрика Секстон, на котором были размещены каталоги фирмы Schwinn за разные года (но не за все).

На фото: Anna and Patrick Sexton 

 

Каково же было мое удивление, когда в фирменных каталогах Schwinn модели Excelsior  не нашел от слова вообще, как будто её не существовало в природе. Хотя фотографий в инете моделей различных годов с надписью Excelsior на раме и фирменными лейбами на рулевой колонке велосипеда было навалом.

Поначалу, конечно, впал в ступор – как такое вообще возможно?

Штош, “Орешек знанья твёрд, но всё же… Мы не привыкли отступать!”  —  напомнив себе девиз советского киножурнала “Хочу всё знать!”,  принялся копать с удвоенной энергией. В результате “раскопалось” столько историй, что даже не знаю – какая из них самая “вкусная”. Но свой рассказ начну с самых истоков…

 

“Всё выше!”

Ни один из сетевых переводчиков не захотел переводить слово “Excelsior”. Как выяснилось это латынь, а на современный язык его, если не ошибаюсь, можно перевести, как  “Всё выше”. А вот скажем в качестве девизе, как на гербе штата Нью-Йорк, это можно интерпретировать, и как “Всё выше и выше!” или “Вперед и вверх!”. В общем, что-то такое мотивирующее к движению вперед и прогрессу.

На фото: флаг штата Нью-Йорк

 

Герб штата Нью-Йорк был официально принят в 1778 году, но помешательства в массах слово “Excelsior” не вызвало. Всё изменилось в 1842 году, когда американский поэт Генри Лонгфелло (27.02.1807 – 24.03.1882) использовал слово “Excelsior” в качестве названия аллегорической поэмы обреченного идеализма.

 

Поэма начинается словами:

“Тени ночи быстро падали,

Когда через альпийскую деревню проходил

Юноша, который нес среди снега и льда

Знамя со странным девизом,

Excelsior!…”

Иллюстрация к поэме Лонгфелло “Excelsior” из сборника 1846 года

 

Заканчивается все крайне трагично, ибо штурмуя горные вершины во исполнение своей задумчивой миссии, несчастный гибнет в снегу. Тут, как говорится, сказочке конец, и все пьют за героя, не чокаясь.

Полагаю, что поэма Лонгфелло”Excelsior” в свое время была на несколько порядков популярнее поэмы Лермонтова “Мцыри” (которую в советские времена проходили в школе на уроках русской литературы), так как именно после публикации этого знойного вирша про упоротого идеалиста — начался просто какой-то бум в использовании девиза “Excelsior” в качестве названий магазинов, отелей, торговых марок, моделей мотоциклов и велосипедов, и т.д.

Причем, это не мои досужие домыслы, а уверенность, ибо на торговых марках так и изображали “юношу бледного со взором горящим”. И, конечно, со знаменем в руках.

Реклама велосипедов  Excelsior от Bayliss, Thomas & Company, 1898 год

***

В общем, хотя об этом опять-таки никто не просил, расскажу обо всех известных мне производителях велосипедов с именем Excelsior…

 

Велосипеды Excelsior из Ковентри

В 1874 году в Ковентри  (графство Уэст-Мидлендс, Великобритания) Джон Томас, Томас Бейлисс и Джон Слотер основали компанию под названием Bayliss, Thomas & Slaughter, которая  была одним из первых производителей велосипедов Penny-Farthing под торговой маркой Excelsior.

Про всяк выпадок отмечу, что название компании неоднократно менялось: в 1882 году Слотер покинул бизнес и название поменялось на Bayliss, Thomas & Company. В 1920 году название было изменено на Excelsior Motor Company Ltd, а спустя какое-то время на вариант Bayliss-Thomas.

В 1914 году производство велосипедов, увы, прекратилось.

***

Самой интересной личностью в этой тройке был Томас Бейлис (1844-1905), который в свое время был знаменитым велогонщиком, а затем работал механиком. И был настолько хорош, что его специально нанял Джеймс Старли (о котором рассказывалось в предыдущей части) для создания первой модели “пенни-фартинг” в 1870 году.

Неудивительно, что начав собственный бизнес Бейлис, без труда наладил выпуск пенни-фартингов, причем даже лучшего качества, чем у Старли. Неудивительно, что именно бициклы под названием Excelsior от Бейлиса первыми стал импортировать в США Алберт Поуп (о котором опять-таки я уже рассказывал). И именно по их образцу стали производить уже американские “пенни-фартинги” под маркой Columbia на заводе в Хартфорде.

На фото: “пенни-фартинг” Excelsior от Bayliss, Thomas & Slaughter, 1875 год

 

На фото:  Трехколесный велосипед Excelsior от Bayliss, Thomas & Slaughter, 1881 год

 

На фото: велосипед Excelsior от Bayliss, Thomas & Company, 1904 год

 

На фото: реклама велосипедов от Bayliss, Thomas & Company

 

Велосипеды Excelsior из Чикаго

В 1876 году в Штатах была основана компания Excelsior Supply для производства компонентов для велосипедов. Вскоре последовало производство собственных велосипедов, а затем и мотоциклов.

В 1895 году производились велосипеды марки Thistle, а с 1895 по 1896 год выпускались велосипеды марки Banker

 

На фото: велосипед Thistle, 1895 г.

 

Банальные велосипеды, ничем, казалось бы, не примечательная компания, кроме как разработки достаточно интересных мотоциклов Excelsior. В общем, можно было бы даже не упоминать компанию Excelsior Supply – наша история от этого бы совершенно не пострадала, если бы не одно “но” — имя которому  Игнац Швинн,  который с 1911 года начал скупать акции Excelsior, а к январю 1912 года уже контролировал “Эксельсиор”. После чего вложил  500 000 долларов в производство и уже в том же 1912 году — Excelsior стал первым мотоциклом, скорость которого официально составила 100 миль в час.

30 декабря 1912 года на трассе Playa Del Rey в Лос-Анджелесе местный гонщик Ли Хьюмистон / Lee Hummiston на мотоцикле 61ci Excelsior twin достиг скорости 100 миль в час.

Отмечу, что разных заметках о рекордах скорости указаны разные даты и модели мотоциклов и вот почему: рекорды были официальные и нет, мотоциклы были серийные и особой конструкции и т.д.

На фото: Lee Hummiston

 

На фото 1914 года: Двое молодых людей и две женщины позируют в английском загородном саду на мотоциклах. Слева — британский мотоцикл Triumph,  справа — американский мотоцикл Excelsior 1000cc V-Twin Engine.

 

На фото: Демонстрация подъема на холм специальной модели Excelsior 1918 года для армии США – Национальный архив

***

Ну, а мы, наконец, переходим к генеральной прелюдии к процессу трансформации обычных велосипедов в горные: истории кампании Schwinn  — некогда ведущего производителя велосипедов в США…

 

Arnold, Schwinn & Company: от рассвета до заката

1 апреля 1860 года в общине Хардхайм (Германия) родился  Игнац Швинн  — будущий немецко-американский конструктор велосипедов, соучредитель и владелец компании Schwinn Bicycle Company.

Еще подростком начал работать в компании Adler, выпускавшей велосипеды и пишущие машинки. Его работа произвела такое впечатление на главу фирмы Генриха Клейера/ Heinrich Kleyer (1853-1932), что вскоре Швинн был повышен до дизайнера, а затем менеджера велосипедного производством.

На фото: реклама велосипедов Adler

 

Однако Швинну хотелось большего. Можете представить уровень амбиций молодого человека, работавшего не на последней должности крупного предприятия!

В 1891 году в возрасте 31 года  Швинн иммигрировал в Чикаго, штат Иллинойс. Имея в кармане рекомендательное письмо от Клейера, он сразу же устроился на работу в велосипедную индустрию. Он четыре года работал на известных производителей, а затем основал компанию Arnold, Schwinn & Co.

14 июля 1895 года – дата основания мастерской по производству велосипедов Arnold, Schwinn & Company, основанной в Чикаго Игнацем Швинном при финансовой поддержке своего соотечественника немецкого происхождения Адольфа Фредерика Уильяма Арнольда.

Последний, собственно, был не механиком и не конструктором, а банальным мясником, который одолжил Швинну сумму, необходимую для старта производства и, таким образом, став его компаньоном.

В том же году был выпущен первый велосипед, который был насколько красивый, настолько же и далекий от современного образа МТБ.

На фото: первый велосипед Arnold, Schwinn & Company

 

Также выпускались еще две модели: дамский и тандем.

 

На фото:  Игнац Швинн, его сын Фрэнк и жена Хелен на “Family Tandem”, 1896 год.

***

Дело спорилось: уже в 1908 году Швинн выкупил долю Арнольда, став единственным владельцем фирмы. Дальше Игнац стал расширять производство: в 1912 году выкупил фирму по производству велосипедов и мотоциклов  Excelsior Company (о чем уже шла речь выше).

 

На фото:  мотоцикл Excelsior 61CU 7C V-Twin, 1914 год

 

А в январе 1918 года известная мотоциклетная компания Henderson Motorcycle Company также перешла во владение компании Excelsior Motor MFG. & Supply Co, принадлежавшая Игнацу Швинну.

Так что менее чем за четверть века Игнацу Швинну удалось не только поднять производство с нуля, но и создать целую мотоциклетно-велосипедную империю с миллионными оборотами…

На фото: цех по производству рам на заводе Швинна, 1916 г.

***

Именно после того, как к Игнац Швинн  выкупил Excelsior Company, в модельном ряду велосипедов Schwinn появилась модель “Excelsior”, которая впервые появилась не позднее 1915 года и без изменений выпускалась до 1925 (точных данных нет из-за пробелов в архивах фирменных каталогов).

Но эта ранняя модель совершенно точно не имеет ни малейшего отношения к легендарным “кланкерам” 70-х годов.

 

“Балунеры – всему голова!”

Самое интересное для нас стало происходить в тридцатых годах XX века, когда к семейному бизнесу присоединился сын Игнаца, Фрэнк (Frank W. “F. W.” Schwinn), которому довелось пусть недолго, но принять участие в кровавой мясорубке Первой мировой войны, а затем он отучился и получил степень инженера в Иллинойском технологическом институте.

На фото: Игнац Швинн, слева, и его сын Фрэнк,  1916 год

Именно он внес практически революционные изменения в технологии производства американских велосипедов, где более тридцати лет использовалась устаревшая технология производства шин Dunlop – когда покрышка и камера представляли единое целое. Как, например, у советского “Старт-шоссе”.

Так вот, в 1931 году отец и сын специально побывали в  Европе, дабы проведать родню, а заодно изучить все велосипедные новинки и получить идеи, которые позволили бы увеличить продажи велосипедов. Находясь в Германии, они впервые увидели, что там уже внедрили камеры, которые вставляются в покрышки. В те времена, в просторечье эту схему называли “баллонами” (“баллунами”).

По возвращении в Америку, Фрэнку удалось уговорить фирму United States Rubber (американского производителя шин и других изделий из синтетического каучука) организовать производство.

Реклама велосипедных шин United States Rubber Co. 1922 года.

 

Точнее не так! — сначала в US Rubber отвергли просьбу, сочтя её “глупой затеей”. Шины для пяти тысяч велосипедов согласились изготовить в Fisk Tire Company, однако качество вышло “ниже среднего”, поэтому Фрэнк вновь вернулся в US Rubber и заявил: “Или вы беретесь за мой заказ, либо я импортирую их из Германии, с которой мы воевали”. Только тогда в US Rubber поняли, что крыть нечем и, наконец, согласилась.

Акцентирую ваше внимание на том, что размеры новой баллонной шины, вышедшей на рынок весной 1933 года составили 26”x 2,125 дюйма (54 мм) по сравнению с предыдущими размерами шин 28” x 1 ½ дюйма (38 мм). Ну и вы уже, наверное, догадались — какую роль сей факт сыграет  в восходе солнца будущей империи горных велосипедов. Уж точно не меньший, чем французская амортизационная вилка от мопеда!

Более широкие покрышки, кстати, поначалу были приняты, мягко говоря, довольно прохладно. Крупные торговые сети высмеяли новшество, отказываясь продавать новые велосипеды Schwinn с баллонными шинами. Типа зачем что-то менять в товаре, который и так хорошо продается!?

После чего Фрэнк решил передавать свои велосипеды на продажу только небольшим  веломагазинам. И это сработало! – сначала продавцы, которые одновременно были и хозяевами маленьких магазинов, за бесплатно принялись рекламировать потенциальным покупателям новый товар, а затем торговые обороты этих магазинов и, соответственно, кампании Schwinn резко пошли вверх. С 1933 по 1935 год доля Schwinn на рынке продаж велосипедов выросла с 8% до 16%.

На фото: реклама новых шин Schwinn

 

Всего за два года кардинально изменилось и отношение к покрышкам с камерами, поскольку их преимущество было очевидным: к концу 1935 года 97% всех велосипедов, проданных в США, имели баллонные шины.

 

Чтоб тебе всю жизнь ездить на мотоцикле с педалями!

К 1930-м годам рынки и велосипедов, и мотоциклов сильно пошел на спад. Практически все велосипеды от разных производителей выглядели одинаково.

Опять-таки из-за кризиса к разработке новых моделей велосипедов привлекли инженеров по мотоциклам, которым поставили задачу улучшить не только конструкцию, но и внешний вид велосипедов.

Согласно каталога 1933 года велосипедов Schwinn: на конвейере стояло сразу 8 моделей! А в каталоге 1968 было представлено 40 (Карл, сорок!!!) моделей велосипедов.

А какие названия моделей! Aerocycle, Admiral, Majestic, Paramount, The Hollywood, Diamond, Continental Sport, Streamliner, Auto-Cycle Deluxe, Spitfire, Typhoon, Tiger, Panther, Jaguar, Hornet, Black Phantom – просто какая-то услада для слуха!

На фото модель 1933 года: Schwinn B10E с аккумулятором для питания фары. Индекс “В” свидетельствует как раз о наличии баллонных шин;

 

На фото модель 1934 года: Schwinn Aerocycle – футуристического дизайна

 

В обеих моделях четко просматривается “мотоциклетная” направленность дизайна, что, кстати, в маркетинговом плане выстрелило прямо в “десятку”, ибо каждому первому подростку в Штатах конечно же хотелось иметь свой мотобайк!

 

На гребне волны дизайна и технического прогресса

В конструкциях велосипедов Schwinn  было внедрено немало передовых решений, как, к примеру, особые обода, двойные рули, фары встроенные в крылья, тормоз во втулке переднего колеса или циклозамок (в стальную кованую коронку передней вилки был встроен замок Yale, который фиксировал вилку и переднее колесо под небольшим углом, так что велосипед невозможно было угнать, просто сев на него и уехав). Но  поскольку счет различных новаций идет на десятки, то пропущу рассказы о них. Отмечу лишь, что только сам Фрэнк Швинн добавил в арсенал компании около 40 (!) новых патентов.

Свой первый механический спидометр на руль лично я поставил году эдак в 1987, а фирма Schwinn в стоке (то бишь прямо с завода) ставила спидометр с электрической подсветкой (!) еще в 1939 году!

На фото: советский вело спидометр 80-х годов XX века

 

На фото: американский вело спидометр 40-х годов

 

Процитирую рекламу из каталога:

“Самый лучший велосипед, которого вы достойны!

Есть все, что нужно мальчику: пружинная вилка, тормоз переднего колеса автомобильного типа, две электрические фары и скрытый клаксон, спидометр с электрической подсветкой в ​​алюминиевом креплении руля”

И, да рассматривая модели американских велосипедов 40х и 50х годов, становится как божий день ясно, что все идеи дизайна и “передовых” конструкций советских велосипедов 70-х и 80-х слизаны именно оттуда.

 

Золотые времена Schwinn

Очередной факт: в 1941 году было произведено 1 миллион 800 тысяч (!!!) велосипедов Schwinn.

При этом компания не выпустила ни одной новой модели или функции, потому что инженерно-конструкторские и исследовательские отделы были заняты выполнением заказов правительства США для удовлетворения армейских потребностей.

В 1942 году большинство велосипедов Schwinn было снято с производства, а вместо них в производство запущено три  модели “Defense”, представлявших из себя круизеры (самые надежные модели, лишенные люксовых аксессуаров).

На фото:  Shwinn Defense B 507-2, 1942 г.

 

Понятно, что в основном вся продукция отправлялась на армейские нужды, за что компания получила в 1943 году премию “E” от Армии и ВМС за выдающиеся достижения в производстве военных материалов. Награда состояла из вымпела для производственного предприятия и эмблем для всех сотрудников завода на момент награждения.

Командующий ВМС Зингер на вручении награды сказал о компании Schwinn:

«Вы не только последовательно соблюдаете или опережаете свои графики поставок, но и поддерживаете высокий стандарт качества, в результате чего потребность в отбраковке составляет менее 1% от всей вашей продукции. Это делает вас практически идеальными».

Особо отмечу, что к концу войны премию Army-Navy Production Award получили всего 5% из более чем 85 000 (!) компаний, участвовавших в производстве материалов для военных нужд армии США.

***

По окончании Второй мировой войны, когда отец ушел на покой, Фрэнк изменил название фирмы с Arnold, Schwinn & Company на Schwinn Bicycle Company.

На фото: Фрэнк Швинн, в центре, с сыновьями Эдвардом (слева) и Фрэнком, конец 1940-х.

 

В 1949 году Schwinn представила ряд культовых велосипедов, включая Black Phantom, Panther, Autocycle, Hollywood и Starlet.

 

На фото: Schwinn Black Phantom

 

На фото: Schwinn Hollywood (обратите внимание на цены!)

 

В послевоенные годы компания процветала. А в её рекламе участвовали топ-звезды Голливуда.

На постере: Рой Роджерс / Says Roy Rogers, по прозвищу «Король ковбоев» — известный ковбой и актер, снявшийся почти в 90 фильмах, рекламирует велосипеды Schwinn-Built

 

“Это, пожалуй, самая удобная вещь на свете“, — говорит Клара Лу «Энн» Шеридан — американская певица и актриса (звезда WARNER BROS)

 

На постере: киноактер Рональд Рейган/ Ronald Reagan (будущему 40-му президенту США здесь 35 лет) и его жена актриса Джейн Уайман/ Jane Wyman на рекламном плакате велосипедов  Schwinn-Built, 1946 год.

 

На фото: Ronald Reagan & Jane Wyman

 

В 1950 году каждый четвертый велосипед, проданный в США, был Schwinn.  А с 1950 по 1959 год почти каждый год продавалось в среднем по 500 тысяч велосипедов.

Имя Schwinn стало синонимом качества, и каждый мальчик и каждая девочка хотели иметь такой. Трудно не улыбнуться, глядя на эти старые рекламы и их многословие…

 

“Мой новый Phantom, конечно, красавец. Все ребята говорят, что это самый классный велосипед в городе”

 

Добавлю еще один факт: оригинальная фабрика Schwinn (1895-1900 гг.) на углу Лейк-стрит и Пеория-стрит до сих пор стоит под названием «Лофты на Лейк-стрит»

 

Главный парадокс заключается в том, что Excelsior Schwinn, предвосхитил появление  на небосклоне веломира сверхновой звезды по имени МТБ, но именно восход этой звезды и обусловил закат фирмы Schwinn.

Дело в том, что владелец Schwinn четвертого поколения Эдвард Швинн-младший (племянник) не уловил дыхание перемен на рубеже 70-х, а десятилетиями популярные модели резко перестали пользоваться спросом…

Компания слишком поздно бросилась догонять лидеров в области производства МТБ и BMX, оказавшись в аутсайдерах рынка. Компания окончательно покинула Чикаго в 1982 году, уволив 1800 рабочих и переместившись на завод в Гринвилле, штат Миссисипи.

После подачи заявления о банкротстве в 90-х годах Schwinn переходила от одного владельца к другому, в конечном итоге снова обанкротилась к 2001 году. Затем его купила на аукционе Pacific Cycle, Inc. — компания, продававшая дешевые велосипеды, импортируемые из Китая и Тайваня.

Тем не менее, бренд существует и до сего дня. Ссылка на сайт.

И модель круизного велосипеда в ретро-стиле Schwinn Huron – отсылает нас во времена былой славы этой достойной фирмы.

 

 

Schwinn Excelsior – это Harley-Davidson велоиндустрии

 

 Завершу эту часть тем – с чего её и начал: с использования велосипедов Schwinn Excelsior в роли “кланкеров”, а самих кланкеров — в роли болидов для экстремальных гонок с горы Тамалпаис в округе Марин, штат Калифорния.

Так вот, в качестве кланкеров использовалась не какая-то одна конкретная модель Schwinn, а целая серия моделей из категории круизеров с характерным силуэтом рамы:

Schwinn Autocycle (выпускался с 1938 по 1952 годы),

Schwinn Phantom (с 1949 по 1959),

Schwinn Leader (с 1951 по 1953 год),

Schwinn Streamliner  (с 1951 по 1961),

Schwinn Meteor (1953),

Schwinn Jaguar  (с 1954 по 1965),

Schwinn Wasp (с 1954 по 1964),

Schwinn Hornet (с 1952 по 1964)

Schwinn Corvette (с 1954 по 1964),

Schwinn American (с 1955 по 1965),

Schwinn Deluxe Hornet (с 1955 по 1960),

Schwinn Tiger (с 1955 по 1962),

Schwinn Typhoon (с 1962 по 1982),

Schwinn Skipper  (1961-1968),

Schwinn Panther (с 1950 по 1970),

Schwinn Panther II  (1959,1960),

Schwinn Panther III  (1961,1962),

Schwinn Fleet  (1962-1968)

Всех их называли Schwinn Excelsior как из-за наличия фирменного шильдика (значка на рулевом стакане велосипеда) с надписью “Schwinn Excelsior”, так и при отсутствии – чисто из-за характерного профиля рамы.

 

Предисловие к пятой части

На фото начала 70-х: Joe Breeze, Gary Fisher, Charlie Kelly, Tom Ritchey, Charlie Cunningham, Otis Guy – так сказать пионеры гонок на “кланкерах”  — родители МТБ, которые знатокам истории известны более, чем имена Маркса, Энгельса и Ленина советским пионерам.

Обратите внимание на их велосипеды! – это есть те самые “драндулеты”: бывшие круизеры и “пляжные велосипеды” (они же балунеры) различных моделей Schwinn, но все их называли “Schwinn Excelsior”

И да, обращу внимание, что на этом снимке речь идет уже о втором поколении кланкеров, оснащенном механизмами передач (представители первого поколения были односкоростными).  Впрочем, эти подробности уже в следующем материале…

(Продолжение следует)

 

© Олег Федоренко, 31 августа 2024 г.

0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...

Метки: ,

Комментарии читателей статьи "Ода велосипедам. Часть 4"

  • Оставьте первый комментарий - автор старался

Добавить комментарий