Ода велосипедам. Часть 5

Рубрика “Лонгриды по выходным”

 

Часть 5:  От Woodsie до Stumpjumper (1953 – 1981)

 

Понимаю, что чтение лонгридов – занятие не для средних умов. Однако сжимать тексты можно до известных пределов, ибо тот же краткий пересказ биографии человека, при желании, можно свести всего к двум датам: рождению и смерти. Тогда как всё самое интересное содержится как раз между ними…

Это чисто к тому, что рассказ о “финишном рывке” к восходу сверхновой звезды по имени МТБ, решил изложить в двух вариантах: кратком – для людей занятых (в котором будут изложены только факты, которые удалось раскопать) и подробном – для любителей вкусных подробностей.

В качестве предисловия уточню только место: все события происходят в окрестностях  горы Тамалпаис (округ Марин, штат Калифорния, США).

 

1953 год —  Джон Финли Скотт / John Finley Scott (1934 –2006) создает свой Woodsie – в котором уже просматриваются родовые черты маунтинбайков.

 

1968 год – создание Larkspur Canyon Gangсплоченной группы “сорви-голов”, которые увлекалась покатушками по местным горам и каньонам, и были “царями горы Там” (горы Тамалпаис) в течение пяти лет, называя себя адреналиновыми наркоманами.

 

1972 год – создание Velo Club Tamalpais во главе Gary Fisher, Charlie Kelly, Joe Breeze, Tom Ritchey, Charlie Cunningham, Otis Guy и др.

 

21 октября 1976 года – первая гонка Repack — состязания, проводившиеся 22 раза в период с 1976 по 1979 год, а также еще два раза в начале 1980-х годов. По сути, эту дату можно считать днем рождения даунхилла.

 

Героем исторического момента стал Алан Бондс (Alan Bonds), преодолев дистанцию в 3,3 километра за 5 минут 12 секунд, то есть со средней скоростью в 38 км/ч. Что эпически круто, учитывая сложный рельеф трассы и наличие поворотов на 180 градусов…

“Это было своего рода счастливой случайностью, — делится воспоминаниями о своей исторической победе Бондс: – Во-первых, там не было ни одного из действительно быстрых парней, таких как Гэри Фишер, Джо Бриз и Отис Гай. По сути, я гонялся с Фредом, Чарли и несколькими другими, хотя они были самыми быстрыми парнями, которых я знал”.

 

1977-1979 годы — создание кастомных моделей горных велосипедов от Джо Бриза и Тома Ритчи:

1977 год — Джо Бриз построил прототип, известный как Breezer #1

 

На фото: Том Ритчи со своими горными велосипедами 1977 и 2012 годов выпуска.

 

1979 – выпуск мелкосерийной партии горных велосипедов от MountainBikes (Kelly, Fisher and Ritchey)

Фишер и Келли основали MountainBikes,  первую компанию, специализирующуюся на производстве этого типа велосипедов. Рамы были изготовлены Томом Ричи, который позже основал свою собственную компанию. Первая модель продавалась за 1300 долларов; за первый год было произведено 160 экземпляров.

На фото: первая реклама MountainBikes из журнала BMX Plus за февраль 1980 года

 

1981Майк Синйард (Mike Sinyard), основатель компании Specialized доработал велосипеды Ritchey и выпустил на рынок модель Stumpjumper — первый горный велосипед массового производства.

Несмотря на нескромную цену в 750 долларов – это, тем не менее, было вдвое дешевле кастомных экземпляров. Как результат коммерческий успех оказался просто оглушительным. Поэтому в новую нишу тут же подтянулись такие фирмы, как Shimano, Suntour и менее известные фирмы, которые быстро наладили выпуск специальных компонентов для горных велосипедов. И уже к 1986 году объем продаж горных велосипедов в США превысил объем продаж “шоссейников”.

Получив быстрое развитие и признание, МТБ ворвались и в официальный спорт, а в 1990 году был признан даже такой консервативной организацией, как Международный союз велосипедистов (UCI). В том же году в Дуранго (штат Колорадо, США) был проведен первый чемпионат мира по МТБ, включавший в себя соревнования по кроссу и скоростному спуску.

***

Это калифорнийская история  МТБ “в двух словах”. Все подробности (а счет легендарных личностей идет на десятки!) – будут в отдельном лонгриде.

 

(Продолжение следует)

 

 

© Олег Федоренко, сентябрь 2024 г.

0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...

Метки: , , , , ,

Комментарии читателей статьи "Ода велосипедам. Часть 5"

  • Оставьте первый комментарий - автор старался

Добавить комментарий