Ода велосипедам. Часть 6

Рубрика “Лонгриды по выходным”

 

Часть 6: California Dreamin’

 

Идеома “изобретать велосипед”  подразумевает вопрос: зачем тратить время, пытаясь создать нечто новое, что было придумано “еще до нас”?  Однако сей штамп – не имеет ничего общего с реальностью: всего за пару веков “изобретатели велосипеда”, образно говоря, пробурили шурфы такой глубины, что мое исследование темы похоже на дерзкую, но совершенно провальную попытку “объять необъятное”.

Целые пласты велосипедного “подземелья”, как-то эволюция технических решений конструкций втулок, тормозов и систем переключения передач, мировых спортивных состязаний и выдающихся гонщиков – остались вне фокуса внимания автора. А вот краткий рассказ о “финишном рывке” к восходу сверхновой звезды по имени МТБ, изложенный в пятой части “Оды велосипедам”, дополню лонгридом из двух частей…

 

Однажды в Америке…

В начале XX века, когда крестьяне “вяликой расеи” еще ходили в лаптях в буквальном смысле этого выражения, в Штатах наблюдался настолько бурный автомобильный бум, что он начал создавать проблемы как местным жителям, так и био- и зоо- сферам.

На фото: Автомобили, припаркованные вдоль береговой линии в Писмо-Бич, 1915 год.

 

Неудивительно, что под давлением общественных активистов и природоохранных организаций Департамент транспортных средств Калифорнии / California Department of Motor Vehicles (DMV) медленно, но уверенно стал ограничивать доступ транспортных средств к линии побережья и зонам отдыха.

При том, что длина береговой линии Калифорнии составляет 3427 миль – сегодня лишь на четырех милях (!) пляжа Oceano Dunes автомобилистам разрешено ездить и разбивать лагерь вдоль береговой линии, а мотоциклам, квадроциклам и багги разрешено ездить по комплексу дюн только в специально отведенной зоне. Причем с высокой степень вероятности и эта вольница скоро кончится…

Отмечу, что разных запретов и ограничений в Штатах даже больше, чем вы представляете. И когда в 70-х годах прошлого века в зоне Государственного заповедника Мьюир Вудс (в котором растут легендарные тысячелетние секвойи) и, соответственно, горы Тамалпаис, находящейся на территории заповедника, калифорнийские власти запретили езду вне асфальтированных дорог на моторизованных средствах, то с гонками на мотоциклах по грунтовым подъемам и спускам (со статусом “пожарных дорог”), популярных среди местной молодежи, было покончено. Но поскольку свято место пусто не бывает, то интерес к покатушкам на велосипедах в Калифорнии взлетел до небес!

Так что фактор случайностей в эволюции горного велосипеда также имел место быть  — просто этому мало кто уделяет внимание.

 

Не Говерла, конечно, но всё же…

Tamalpais, известная как гора Там, является не только самым высоким пиком в округе Марин (штат Калифорния, США), но и сверхпопулярным местом как у туристов, так и у местной молодежи особенно.

 

 

На фото:  Скульптура “Дева Тамалпаиса”. По одной из версий, имя горы на языке индейцев мивок означает “спящая девушка”

 

Высота над уровнем моря: 786 м (скептики могут заметить, что наша Говерла (2060,8 метров над уровнем моря) будет повыше, но зато с Тамалпаис этот самый “уровень моря”  в лице Тихого океана виден визуально. А сказать, что с горы Там открываются потрясающие виды – это ничего не сказать, это следует видеть.

И вся эта красота находится всего в 16 километрах от легендарного моста Золотые ворота (Golden Gate Bridge) и крупного мегаполиса Сан-Франциско, то есть буквально в шаговой доступности от горожан и толп туристов.

 

 

Напомню, что украинский Крым в 1988 году посетило рекордное число отдыхающих — 8,3 млн человек. И это, прямо скажем, немало. Так вот: национальный парк отдыха “Золотые ворота”, соседствующий с горой  Тамалпаис, ежегодно посещает 16 миллионов туристов. Как говорится, почувствуйте разницу!

 

 

Какое отношение эти цифры имеют к развитию горных велосипедов? – да самое прямое! Даже если только каждый сотый турист захочет прокатиться по живописнейшим маршрутам на арендованном велосипеде, то это уже рыночная ниша объемами в тысячи велосипедов и миллионные доходы от их проката. Между прочим, прокат байка во Фриско стоит 10 баксов в час или от 78 до 98 баксов в сутки.

Инфа проверенная: мой хороший знакомый по имени Марк (хотя и россиянин, но точно не ватник!) в конце августа специально заезжал во Фриско, чтобы выяснить цены на аренду велосипедов. Не знаю – возможно, хотел взять байк для покатушек на Burning Man-2024?

Пруф прилагаю:

 

Larkspur Canyon Gang

Понятно, что в окрестностях Фриско по местным горам молодежь каталась на велосипедах задолго до того, как в  1968 году сплоченная группа ровесников-старшеклассников из городка Милл-Вэлли (с населением всего тысяч в двенадцать) и прочих окрестностей, создали Larkspur Canyon Gang – не столько велоклуб, сколько “банду по интересам”, ибо развлекались они покатушками не только на байках, но и на грузовых поездах, путешествуя по Западным штатам…

Еще одним развлечением членов банды “Каньон” было посещение старой свалки в Сан-Рафаэле, на которой, как рассказывает Дэйв Ричардс: “…можно было отдать несколько баксов одному из ловких торговцев старьем и уйти домой с парочкой двухколесных развалюх…”

 

На фото: Дэйв Ричардс

 

А уже из этого хлама собирали гоночные болиды для зубодробительных гонок. Ведь именно эти сорвиголовы придумали гонять не по асфальтированным трассам, а по пожарным дорогам (это грунтовые дороги, закрытые специальными шлагбаумами, и предназначенные исключительно для проезда пожарных машин), на которых велосипеды убивались “на раз”.

Для велосипеда каждая гонка могла стать последней, поэтому у каждого “уважаемого пацана” была целая линейка велосипедов и запасных рам. Выскажу версию, что словечко “драндулет” ввели в оборот именно члены банды “Каньон”.

Если бы я был поэтом, то членов Larkspur Canyon Gang  назвал бы гладиаторами XX века, а предназначение “кланкеров” выразил бы девизом “Из хлама восставший в прах превратится, увенчав себя славой героя!”…

И да, когда в 1976 году начались гонки Repack, то в них участвовали и гонщики из Larkspur Canyon Gang. Причем в половине из 24 гонок Repack гонщики из LCG стабильно входили в пятерку лучших.

 

На фото: член Larkspur Canyon Gang Джордж Ньюман на первой гонке Repack, 21 октября 1976 года

 

Не поверите, но в архиве Музея горных велосипедов есть полный список членов Larkspur Canyon Gang:

Роберт Крафт (Robert Kraft), Ким Крафт (Kim Kraft), Том Сливка (Tom Slivka), Энтони Дурбин (Anthony Durbin), Джон Йорк (John York), Вик Фавр (Vic Favre), Гарри Харрис (Harry Harris), братья Куксон (Cookson brothers), Кит Роджерс (Keith Rodgers), Том Тулли (Tom Tully), Роберт Хайерле (Robert Heierle), Крейг Смит (Kraig Smith), Дэйв Ричардс (Dave Richards), Ян и Роб Стюарт (Ian & Rob Stewart), Джордж Ньюман (George Newman), Харви ЛаФламм (Harvey LaFlamme), Лайл Слоком (Lyle Slocom), Тодд Бисон (Todd Beeson), Кенни Фютч (Kenny Fuetsch) и, наконец, Марк Вендетти (Marc Vendetti).

 

Velo-Club Tamalpais

В 1970 году в окрестностях горы Там, которая повидала столько, что все легенды о ней  даже не стал пересказывать, нарисовался 17-ти летний Джо Бриз, которому вскоре предстоит сыграть одну из главных ролей в разработке горных велосипедов.

Он знакомится с сорви-головами из LCG (Larkspur Canyon Gang), а через пару лет создает собственный клуб Velo Club Tamalpais, в который входили его приятели Гэри Фишер, Чарльз Келли, Отис Гай и другие знаковые персонажи.

 

 

От банды LCG члены VCT отличались не только тем, что жили не в Милл-Вэлли, а в Фэрфаксе, но и тем, что “отцы-основатели” Velo Club Tamalpais  в своем большинстве были “шоссерами”, катавшими, со слов Чарли Келли, “на лучших итальянских моделях”.

Понятно, что гонять на “шоссерах” с узкими шинами по каменистым тропам и пожарным дорогам – верх безумия (не потому что слишком опасно, а потому что просто жалко дорогие велосипеды), поэтому для покатушек в окрестностях Тама спортсмены, по совету знакомых из LCG, выбрали “кланкеры”.

Но поскольку члены VCT были не только гонщиками, но и неплохими механиками, то тут же начали процесс совершенствования своих “драндулетов”.

 

“Кланкеры” версии 1.0 – являли собой односкоростные модели с педальным тормозом сзади. Последний, собственно, был самым уязвимым местом, потому что на крутых спусках во время интенсивного торможения втулка заднего колеса раскалялась до такой степени, что коксовалась смазка. Поэтому после каждой крутой покатушки приходилось разбирать втулку и набивать смазку заново.

“Кланкеры” версии 2.0 и выше — комплектовались уже ручными тормозами и системами переключения передач, что, конечно, значительно улучшало их боевые возможности.

Как рассказывает Чарльз Келли: “К 1976 году многие из нас обновили свои драндулеты до 10-скоростных, с барабанными тормозами спереди и сзади. Именно на таком я ездил в день первого Repack”

И если “драндулеты” версии 1.0. в основном использовались для собственных нужд, то кланкеры, оснащенные системами передач и дополнительными тормозами, стали пользоваться таким большим спросом, что их продавали по космическим ценам от 1100 до 1400 долларов…

Когда началась “жара спроса”, то старые “балунеры” со свалок тащились в гаражи на переделку даже не десятками, а сотнями. Причем спрос оказался настолько эпическим, что через несколько лет во всем штате Калифорния вымели все свалки и скупили с рук все, что только можно, пока цены на б/у велосипеды Schwinn едва не сравнялись с ценой новых. Что, в свою очередь, как раз и способствовало разработке и выпуску велосипедов с нуля…

 

Там в Калифорнии

Почему в середине 70-х годов прошлого века велосипеды Schwinn Excelsior, восстановленные из хлама, скупленного “по пять долларов кучка”, продавались по 1400 долларов, если в те времена цены на новые велосипеды Schwinn начинались от 60 долларов, а самый дорогой Schwinn Deluxe Paramount стоил “аж” 350 долларов?

На фото: Schwinn Ladies’ Deluxe Touring Paramount, 1973 год

 

Ответ банален, как трусы Hugo Boss: “потому что это Калифорния, детка!”. “Золотой штат” так прозвали не только в честь золотодобытчиков, воспетых Джеком Лондоном (кстати, уроженцем солнечной Калифорнии), но и потому что он входит в топ как самых богатых регионов США, так и, увы, самых дорогих. Это раз.

Во-вторых, в Америке всегда существовала огромная разница в ценах на общедоступные  товары массового производства и такие предметы культа, к примеру, Ford Mustang 1965 года.

В-третьих, следует отметить тот факт, что и апгрейд “хлама” был непростым: применялись самые передовые решения, а использовались достаточно дорогие узлы. Со слов самих героев, в отдельных случаях расходы на “доработки” составляли до 400 долларов.

Кастомные “кланкеры” были предназначены не для всех, а только для избранных. А попасть в эту категорию желали многие тысячи, ибо притягательность товара, который не купишь в простом магазине – оказалась магической. Это, собственно, классика жанра маркетинговых тонкостей создания продукта категории “маст-хэв” – того, что у вас должно быть всенепременно.

Ну и конечно не забываем, что конец 60-х и начало 70-х, в Америке был временем расцвета хиппи и других молодежных субкультур, когда было достаточно одной спички, чтобы вспыхнул пожар массовой популярности какого-то модного увлечения. А выглядеть серой вороной на чужом празднике жизни никому не хотелось. Быть в движе – вопрос престижа…

***

Пользуясь случаем, вспомню, что в период совка, когда коммунистическая пропаганда каленым железом клеймила капитализм в целом и империалистов в частности…

… каждый второй комсомолец, вступивший в период половой зрелости, был морально готов “отдать дьяволу душу” за копеечные в Америке джинсы, которые в Союзе стоили месячную зарплату инженера. Потому что красивые девушки с задротами в штиблетах “прощай молодость!” и брюках швейной фабрики “Большевичка” встречаться не будут…

 

На фото: Реклама женских джинсов Levi’s, 1960-е

 

А образ Америки в целом и Калифорнии в частности был неразрывно связан у советской молодежи с такими понятиями, как свобода и романтика. Короче, сплошной праздник жизни на фоне серых советских будней. Ну и секс, конечно – куда уж без этого.

 

 

Как ни крути, а выбор юного поколения между унылым журналом “Работница” и американским журналом  “Playboy” был очевиден…

На фото: обложки журналов “Работница” (январь-1974) и “Playboy (март-1974)

 

Про светскую жизнь звезд Голливуда советским людям было мало что известно, ибо это как обратная сторона Луны – про которую все слышали, но никто не видел. А вот западная музыка – это да – она таки по частным каналам тонкими струйками проникала за железный занавес, а на месте множилась с лютой скоростью, захватывая сердца подрастающих поколений.

На волне ностальжи (а когда еще представится этот шанс?), вспомню, что именно в этом штате  29 августа 1966 года в городе Сан-Франциско  состоялся последний концерт легендарной группы “The Beatles”.

 

На фото: билет на концерт “Битлз” во Фриско

 

На таких хитах, как “California Dreamin’” (1965 год) группы The Mamas & the Papas, “Going to California” (1971 год) группы Led Zeppelin,  «Hotel California» (1976 год) группы Eagles, — выросли целые поколения современников.

Много позже появились и другие вещи, типа “Paradise City” (1987) от Guns N’ Roses и “California” (1995) от Mylène Farmer

А также композиция Dani California от Red Hot Chili Peppers, хотя и появилась только в 2006 году, но посвящена точно бурным 70-м:

“Gettin’ born in the state of Mississippi

Poppa was a copper and her momma was a hippie…”

“Она родилась в Мисиссиппи.

Её папаша был копом, а мамаша – хиппи…”

 

На фото: обстановка на улицах Лондона, 1960 год.

 

Кстати, о хиппи, чуть не забыл “San Francisco” от Scott McKenzie, которую считают неофициальным гимном антивоенного хиппозного движа “Flower power”.

 

Уверен, вы и без меня в курсе, что “San Francisco” сочинил Джон Филлипс — лидер вокальной группы Mamas & the Papas и первый муж секс-символа 60-70-х годов  Мишель Филипс.

 

Вот в голове не укладывается, что Мишель Филипс в этом году стукнуло уже 80. Даже не хочется размещать фотки – как она выглядит сегодня. Отмечу, что мужикам, конечно, проще стареть, особенно в случае, когда ты и в молодости не выглядел как Ален Делон (светлая ему память!)…

Уф, вот это меня накрыло волной ностальжи! Но нам, однако, пора двигаться дальше…

 

Феномен гонок Repack

Напрасно морщил лоб и строил смелые версии об этимологии слова “Repack”, которое буквально переводится, как “переупаковка”. Как выяснилось, история оказалась прозаична, как вкус портвейна “Три топора”: знаковое словечко намекает на хардкорный характер спусков по Cascade Canyon Road, после которых требовалось полностью менять (перепаковывать) смазку во втулке заднего колеса.

***

В Музее горного велосипеда бережно хранится даже рисунок с дистанцией трассы:

 

А начиналось опять-таки сначала с простых покатушек в хорошей компании по живописной местности, где подходящих маршрутов точно десятки, если не сотни.

Как рассказывает Гэри Фишер:

“Сюжет была такой, знаете ли: вы выдвигаетесь в горы, чтобы попить с приятелями пивка. Первый час был часом коктейлей, затем мы весело катались по широкой полосе пожарной дороги. Короче говоря, это были места, куда местные старшеклассники обычно отправлялись на вечеринку”.

Про “забивание косячков” Фишер деликатно умолчал, но из рассказов других участников мы в курсе – было и это, не считая и других развлечений…

 

Однако когда в жилах течет кровь прирожденного гонщика, которая требует положенной дозы адреналина, а в компании мужиков есть и девушки (об именах Венде Крэгг и Жаки Фелан будут отдельные хистори), то этап, когда дух конкуренции самцов даст о себе знать – был лишь вопросом времени.

Помимо соревнований в шоссейных гонках, члены Velo Club Tamalpais сначала принимали участие и в заездах по кросс-кантри на чужих территориях, а затем и на горе Там попробовали гоняться между собой наперегонки в коллективном старте. Затея, как тут же выяснилась, оказалась так себе, ибо обогнать конкурентов на узкой тропе вообще невозможно, а толкаться – слишком опасно. Так и пришли к логичному выводу о том, что если гоняться на время, то лучше использовать метод раздельного старта.

В 1976 году Чарльз Келли  начал активно продвигать гонку Repack downhill, первое крупное событие для горного велосипеда.

 

На фото: подпольная реклама гонок Repack

 

Как уже говорил ранее, первая гонка Repack состоялась 21 октября 1976 года и в период с 1976 по 1979 год проводилась 22 раза. И еще два раза в начале 1980-х годов. Причем за все годы ее проведения насчитывается всего чуть более двухсот гонщиков, принимавших участие в какой-либо из гонок.

На первый взгляд, это не то что немного, а поразительно мало для достигнутого масштаба мировой славы.

К примеру, уже в первой “Киевской велосотке”, проведенной в 2014 году, принимало участие более 800 велосипедистов. А уж в США ежемесячно проводятся десятки массовых велогонок, с таким количеством участников, что Repack, в сравнении с ними, кажется каплей в океане.

Но ответ о секрете Repack заключается не в массовости, а в качестве. Всех имен космонавтов вряд ли кто в мире способен перечислить на память, но имя Гагарина будут помнить всегда в любой точке мира. И, к тому же, это были подпольные гонки, организованные без получения каких-либо разрешений. А запретный плод, знаете ли – сладок вдвойне.

Отмечу, что это было время, когда не было интернета и возможности организации хайпа на ровном месте силами кучки ботов. Но когда о подпольных гонках Repack написали в национальных газетах и показали по телевидению – пионеры даунхилла горы Там, что называется, уснули кучкой энтузиастов-аматоров, а проснулись героями поколения…

А уж никто как американцы не способны конвертировать неожиданно обрушившуюся на них славу в звон монеты!

Кастомные модели от Джо Бриза, MountainBikes (Kelly, Fisher and Ritchey), а затем и персонально от Тома Ритчи, Гэри Фишера и братьев Коски – раскупались как горячие пирожки.

А когда в 1981 году Майк Синйард выпустил на рынок модель Stumpjumper — первый горный велосипед массового производства по доступной цене, то на фоне сияния сверхновой звезды по имени МТБ все былые фавориты велосипедной индустрии потерялись, как Ильич в шалаше от глаз царской охранки…

 

Marin Museum of Bicycleing 

Отдельного респекта заслуживают американцы за сохранение собственной истории и уважительное отношение к личностям с большой буквы в любой сфере деятельности. Чем, собственно всегда отличались от хомо советикус, которым с пеленок прививали искусство мимикрирования под окружающую среду – читай, “культ стада”. C момента распада СССР прошло более тридцати лет, то есть, как минимум сменилось одно поколение, однако любая яркая личность у нас до сих воспринимается не как пример для подражания, а как отклонение от нормы…

Так вот о музеях велосипедов. Как гласит Википедия (но доверять можно только Британской энциклопедии!): всего в мире насчитывается порядка полста музеев велосипедов: Австралия, Австрия, Бельгия, Китай, Дания, Эстония, Литва, Нидерланды, Новая Зеландия, Польша и Великобритания имеют всего по одному, три страны: Франция, Япония и Канада имеют по три музея, Германия — пять музеев. А вот в США их насчитывается аж 14.

Зал славы горного велосипеда был создан в 1988 году и поначалу располагался в городском музее крохотного городка Крестед-Бьютт (штат Колорадо) по адресу: 331 Элк Авеню, Крестед Бьютт, Колорадо 81224

В Колорадо есть собственный велоклуб “Rocky Mountain Cycling Club”, но наши герои из Калифорнии здесь гостили неоднократно. В частности, 1978 году Джо Бриз был одним из пяти гонщиков из округа Марин, которые отправились в Колорадо для участия в туре Pearl Pass Tour / Тур по Жемчужному перевалу

 

Слева направо: Венде Крэгг, Нил Мердок (Ричард Баннистер), Ричард Нильсен, Чарли Келли, Джо Бриз, Джим Клауд, Боб Старр, Ричард Уллери, Гэри Фишер, Арчи Арчулета, Крис Кэрролл, Альберт Маунц и Майк Кастелли, сделавший фотографии для статьи в Co-Evolution Quarterly. Фото предоставлено Чарли Келли

Подробности в материале “Тур по Жемчужному перевалу

***

В 2014 году Зал славы горного велосипеда был перенесен в Фэрфакс, штат Калифорния, и стал частью Музея велосипедного спорта Марина / Marin Museum of Bicycleing.  Торжественное открытие музея состоялось 6 июня 2015 года.

На фото: фанаты собираются у Зала славы велоспорта и горного велосипеда Музея Марина во время торжественного открытия 6 июня 2015 года в Фэрфаксе, Калифорния. Сотни посетителей посетили торжественное открытие Зала славы велоспорта и горного велосипеда Музея Марина, чтобы увидеть экспозицию велосипедов, представляющую почти 200 лет истории велоспорта. (Фото Джастина Салливана/Getty Images)

 

Дейв Снайдер из California Bicycle Coalition, выступая на торжественном открытии, похвалил Джо Бриза и других основателей музея за их постоянную поддержку всего, что приносит людям езда на велосипеде, от острых ощущений от спуска с горы по тропе Repack до простой радости езды на велосипеде по городу.

 

Vernon Blake

А сегодняшний пост завершу рассказом о герое, имени которого нет в Зале славы горного велосипеда, однако он явно заслуживает нашего уважения.

Вернон Блейк / Vernon Blake (22.09.1875– 18.04.1930) —  который родился в городе Рейгейт на юге Англии,   в 1899 году переехал в Париж, жил в Италии, в 1910 году вернулся во Францию  и в возрасте 54 лет умер в больнице Авиньона. По отзывам современников знал 14 языков, а всех его профессий и увлечений хватит на нескольких человек: скульптор, художник, путешественник, философ, писатель, учёный, изобретатель и велосипедист.

 

На фото:  картина Вернона Блейка “Крепость на вершине холма”;

 

На фото: монумент работы Блейка на площади Ложье-де-Монблан (коммуна Моссан-ле-Альпий на Лазурном берегу) в память о солдатах Моссана, погибших во время Первой мировой войны, 1920 год.

 

Вернон Блейк родился в обеспеченной семье врачей: доктора Эдварда Т. Блейка и его жены Энн Мадлен Хэнсон.

Университетское образование он получил в Королевском колледже и Университетском колледже в Лондоне. Он интересовался физикой и химией, особенно кристаллографией. Его отец снял для него небольшой дом в Итон-Форде, где он мог заниматься университетской работой; одна комната была оборудована под лабораторию.

С 1892 по 1896 год Блейк был членом велосипедного клуба North Road и участвовал в гонках, в том числе в качестве иноходца на трехколесном велосипеде.

В 1894 году он выиграл популярную велогонку “Энфилд 100” (гонка на 161 км).

Но, как писал журнал Cycling, он “предпочитал экстремальный тип езды на велосипеде”. Например, он принял участие в 200-мильной (322 км) клубной поездке из Лондона в Йорк, а уже на следующий день отправился в одиночку в Эдинбург, чтобы вернуться в Лондон через Озерный край и Манчестер.

Фредерик Томас Бидлейк написал в книге “Велоспорт”:

“Он один из немногих, кто придерживается Евангелия, согласно которому никогда не следует путешествовать на поезде, если велосипед служит той же цели”.

Однажды он поехал на велосипеде в Константинополь (а это на секундочку 3000 километров в одну сторону) только с самым необходимым багажом, а  когда возвращался в Англию без денег и документов, то его, ес-но, задержали во французском порту – таможня “дала добро” только после телеграммы отца.

Говорят, что Блейк совершал поездки на велосипеде даже на Ближний Восток (в Сирию).

***

Вернон Блейк отличался завидным здоровьем и никогда в жизни не употреблял алкоголь и не курил.

Однако как раз его увлечения сильно укоротили срок жизни:

– он страдал от неоднократных приступов мальтийской лихорадки, которой он заразился во время путешествий на Ближний Восток;

– в 1896 году во время альпинизма с друзьями в Альпах, он сорвался со скалы недалеко от Монблана. В результате падения он сломал несколько ребер, а ледоруб пронзил легкое.

– после Первой мировой войны Блейк, получив заказ от местных сообществ на проектирование четырех военных мемориалов, он во время работы над ними потерял зрение на один глаз после того, как в него попал осколок мрамора.

***

Еще раз скажу о том, что сфера увлечений Вернона Блейка была безграничной:

– в Лондоне он посещал Школу изящных искусств Слейда;

– в Париже проходил обучение у художника Эжена Карьера (причем в то же время, что и Анри Матисс);

– в 1907 году он стал директором Британской академии художеств в Риме;

– в 1919 году Блейк организовал выставку своих работ во Франции, возможно, в галерее известного арт-дилера Жоржа Пети  (также прошло две выставки его работ в Англии).

– 1925 году опубликовал книгу “Отношения в искусстве”, а затем еще несколько, в том числе “Искусство и ремесло рисования”, которое выдержало несколько изданий и последний раз переиздавалось в 2008 году

***

Тем менее – велосипеды были его главной страстью. В своем доме в Ле-Бо Блейк работал над велосипедными шестернями и тормозами консольного типа, которые он запатентовал,  изобрел новую форму переключения передач с передним переключателем (переключения вверх производились вручную с помощью небольшого металлического крючка, а вниз – с помощью каблука ботинка).

И даже после его смерти, написанные им статьи, появились в “The C.T.C. Gazette” (CTC = Туристический клуб велосипедистов), например, описание велосипеда с баллонными шинами размером 26×2 дюйма и небольшими шестернями, который считается первым горным велосипедом.

 

В некрологе по Блейку газета “Таймс” писала:

“В основном это человек необычайной индивидуальности, мысли и изобретательности […] езда на велосипеде была гораздо более глубокой и прочной любовью, которая послужила материалом для его несомненного изобретательного гения, индивидуальности и необыкновенного мышления”

***

Согласитесь, что Личность такое масштаба достойна книги из серии “ЖЗЛ” и памяти современников!

(Окончание следует)

 

© Олег Федоренко, 7 сентября 2024 года

1 оценка, среднее: 5,00 из 51 оценка, среднее: 5,00 из 51 оценка, среднее: 5,00 из 51 оценка, среднее: 5,00 из 51 оценка, среднее: 5,00 из 5 (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...

Метки: , , , ,

Комментарии читателей статьи "Ода велосипедам. Часть 6"

  • Оставьте первый комментарий - автор старался

Добавить комментарий