BloggoDay 3 January: Russian Invasion of Ukraine

Дайджест 3 січня 2025 р

 

(Оновлено 17:00)

Владимир Коваль

Мысли по 2025 году:

  1. Прекращения огня не будет — во всяком случае, полного. Его невозможно реализовать технически. Невозможно себе представить, чтобы противник отказался от использования минометов, артиллерии, снайперов по всей линии фронта. От FPV-дронов. От походов ДРГ.

Даже если будет принято политическое решение о паузе в рамках какого-то большого переговорного процесса (с США), при таком масштабе войны полностью оно маловыполнимо — и желания выполнять его не будет.

Кто будет считать нарушения ОБСЕ? ООН? Какие последствия?

Никаких «миротворцев» не будет, потому что на них не даст согласия ни России, ни наберется достаточно желающих на Западе.

Гибель западных миротворцев будет если не означать большую войну, то оказывать политическое давление на западные правительства среди их обществ.

Поэтому будут стрелять они, и будут потери, и эти потери будут давить как на общество, так и на линии. И будем стрелять мы в ответ. Значит, говорить о прекращении огня некорректно.

Говорить можно о уменьшении интенсивности огня, прекращении больших наступательных операций. Это будет зависеть не от политических решений, сколько от наступательной способности.

Война — продолжение политики, но другими средствами, а умная политика — отталкивается от ресурсов и возможностей сторон.

Политические цели не изменились, потому что решения проблемы и первопричин не было.

И предпоссылок к решению пока не видно (ни готовности Запада к большому процессу с Россией, ни нас к изменению своей политики).

Наконец, ни ясно, насколько Россия будет готова к реальным уступкам — сегоняшние ультиматумы тоже невыполнимы.

Значит, война будет продолжаться.

  1. Завышенные ожидания мира приведут к фрустрации и эмоциональной просадке в Украине. Первыми сломались те, кто думал, что это скоро закончился, писал Виктор Франкл.

Общество сегодня хватается за любую соломинку, любой слух и надежду на мир, не веря в собственное руководство и перспективу большой войны.

Для многих ожидания перемирие рационально, они понимают, что в долгую не вытянем — создаются риски для полного обвала. Для кого-то же способ окончательно «списать войну» — забыть, отвернуться от того, что не нравится; чего не хочешь видеть, сделать вид, что этого просто нет.

Надежды на Трампа высоки, но чем дольше они не будут реализовываться, тем больше будет увеличиваться депрессия.

Я предлагаю считать:

Надежды на Трампа не оправдаются, а его команда не сможет презентовать реальный план окончания войны, принудив РФ к миру, и столкнется с необходимостью изменения тактики. Это приведет либо к выходу США, либо к выходу войны на новый уровень. В любом случае, это приведет к эскалации войны, её ожесточению — вопрос только, будут ли с нами партнеры.

  1. Решение об остановке войны будет приниматься только в Кремле, как стороне обладающей инициативой. Оно будет приниматься тремя-четырьмя людьми и отталкиваться от видения геостратегии на больших временных горизонтах.

Факторов принятие решений будет много: от позиции Китая, до показателей экономики и собственных внутренних перспектив. Украина будет в этом уравнении только одним из значений, а именно — наша способность удерживать линию.

Подхода у России может быть условно два:

  1. Пойти по пути политического процесса с заходом Украину в выборы, сменой власти, наклпление сил, посмотреть как все схлопывается под давлением социально-политических проблем.
  2. Дожимать, если есть основания считать, что фронт может обвалиться.

Первый дает нам шанс, потому что дает время и дает нам право выбора.

Второй тоже дает выбор, но ставит в другие условия.

В Украине принято считать, что Россия остановится по мере истечения потока контрактников, потому что Путин не захочет объявлять мобилизацию (почему?). Это wishful-thinking.

Тогда как планировать же надо от обратного — от худшего сценария.

Россия может пойти на мобилизацию хотя бы потому, что это станет ударом (возможно нокаутом) для Украины — видео сотен тысяч людей в военкоматах по всей стране вызовет такую просадку и на фронте, с учетом нашей ситуации, что оправиться будет сложно.

Таким же потрясением станет и заход войск РФ в Днепропетровскую область.

Чем дальше, тем больше желания у Путина и возможно желание полноот триумфа, «лопаток» таки возобладает по итогу в Кремле.

Сегодня Украина транслирует сигнал, что она не выстоит уже по факту мониторинга общественного пространства.

Это последствие политики власти.

  1. Внутри Украины будут приниматься худшие решения из возможных: политические, административные. Реагирование будет опаздывать. Просадка мобилизации будет продолжаться.

Люди будут уезжать, все больле будут выбирая индвидуальную стратегию развития между тем, чтобы уехать навсегда и остаться.

Киев будет понемногу разрушаться, потосу что ПВО будет истощаться, а возможности противника увеличиваться, а настроения в тылу ухудшаться.

Фронт будет держаться, но будет держатся на одном: на простых  и давно демотивированных мужиках, которые выходя в посадку решают, что это — наша посадка, и сегодня пидарасы тут не пройдут — и только на этом.

Но мы выстоим.

Потому что не настолько слабы, чтобы упасть, а противник не настолько стен, чтобы взять вверх.

Но это не точно.

В этом году ничего точного вообще не будет.

Подытоживая:

Ситуацию определит только ситуация на поле боя, а значит без мобилизации Украине не выстоять.

Но мобилизация будет ухудшаться.

В 2022 году быть добровольцем было одно, но в 2024 это другое.

Надо или зовсім клепки не мати, или что-то за душой иметь.

Шанс на прекращение огня, выборы есть, но он минимальный.

Куда более вероятен выход на эскалационную траекторию, поднятие ставок и ужесточение войны.

В конечном итоге:

Все будет зависеть от Путина, Трампа и обычного

мужика в посадке с сигаретой в зубах, больным коленом, который просто решает, что сегодня пидарас через эту посадку не пройдет.

В целом:

2024 год стал годом личных решений и выборов для многих:

кто-то уехал — и уехал навсегда, чтобы больше никогда не вернуться. Кто-то продолжает за эту страну бороться, или присоединяется к этой борьбе.

В 2025 году каждый продолжит двигаться по выбранным траектории, сообразно своим решениям и личным выборам.

2025 год для всех сторон это  полный поход All-In, когда на стол выдвигаются все фишки. Когда ставки сделаны полностью. Когда ставки максимальны. Когда ходят собой, и ставки эта и есть жизнь.

Мир возможен.

Будет ли он — никто не знает.

Можно сказать одно.

Год это будет жестким, год этот будет годом крови, пота и слёз.

И, конечно, годом надежды.

Надежда есть всегда.

 

(Оновлено 16:00)

Деловая столица

Юрий Вишневский, политический обозреватель

На карандаше у МВФ. Какие 12 реформ Зеленский и Шмыгаль вынуждены провести в 2025 году

Среди множества обещаний, записанных в новом меморандуме об экономической и финансовой политике, мы выбрали те, которые касаются высшего эшелона государственной власти

«Четко понимаем, откуда будем брать средства в следующем году. Ожидаем привлечь более 38 млрд долларов внешнего финансирования для покрытия важнейших невоенных бюджетных расходов. А также получить средства от замороженных российских активов», — рассказал в конце декабря глава Кабмина Денис Шмыгаль.

Эти деньги также служат стимулом для реформ. Планом реформ на 2025 год фактически является меморандум, направленный Международному валютному фонду и обнародованный в конце декабря. Под обязательствами Украины подписались президент Владимир Зеленский, премьер-министр Денис Шмыгаль, министр финансов Сергей Марченко и глава НБУ Андрей Пышный.

Мы выделили 12 реформ, которые затрагивают систему государственного управления. Примечательно, что почти половина из них — это независимый аудит деятельности тех или иных госструктур (НАБУ и САП, НКЦБФР и НКРЭКУ, а также госбанков), где он раньше никогда не проводился. Если не во всех, то в некоторых случаях результаты аудита могут стать основанием для кадровых перемен.

Кроме того, нас ждут реформы, направленные на усиление (организационное и кадровое) антикоррупционных, контрольных и судебных органов и укрепление их независимости от Банковой. По большому счету, это системная работа, нацеленная на то, чтобы ни нынешняя, ни любая следующая власть не чувствовала себя всемогущей и безнаказанной.

  1. Закон о Высшем административном суде (немедленно)

С прошлого года осталось непогашенным долгом обязательство принять закон о создании нового суда вместо ликвидированного Окружного административного суда Киева. Это был структурный маяк на конец декабря 2024 года.

Власть избрала странный способ перехитрить западных партнеров: внесла три законопроекта. 14 ноября появился проект №12206 от первого заместителя главы фракции «слуг народа» Андрея Мотовиловца. Затем 22 ноября Кабмин внес собственный проект №12206-1. И чтобы еще больше всех запутать, глава профильного комитета (по вопросам правовой политики) Денис Маслов внес проект №12206-2. Именно его проект был поддержан комитетом и рекомендован к принятию.

Верховная Рада решила внести свой вклад в какофонию мнений внутри власти и 3 декабря выбросила в мусор все три проекта. Она не только отклонила их, но и отказалась отправлять на повторное первое чтение и не захотела возвращать инициаторам на доработку.

30 декабря Кабмин внес новый законопроект №12368, в котором говорится о создании Высшего административного суда. Вице-премьер — министр юстиции Ольга Стефанишина подчеркивает, что проект «требует немедленного рассмотрения и одобрения» с учетом сроков выполнения Украиной обязательства перед МВФ.

В этом обязательстве ключевой момент состоит в том, что судьи нового суда должны пройти «надлежащую проверку на профессиональную компетентность и добродетель, с решающим и определяющим голосом независимых экспертов с международным опытом по модели Общественного совета международных экспертов». Это та модель, по которой подбираются судьи ВАКС.

  1. Аудит НАБУ (в феврале)

Структурный маяк на конец февраля — обещание завершить внешний аудит эффективности Национального антикоррупционного бюро Украины с участием трех независимых экспертов с международным опытом и опубликовать отчет о его результатах.

Состав комиссии по проведению внешней независимой оценки (аудита) эффективности деятельности НАБУ утвержден Кабмином 3 сентября. В комиссию вошли три эксперта от западных партнеров: Мартин Арпо, Роберт Вестбрукс и Гермиона Тереза Кронье. 3 октября пресс-служба НАБУ сообщила, что аудит начался. Укринформ тогда же уточнил, что аудит должен завершиться в середине января.

Это первый аудит НАБУ за все 10 лет его деятельности (бюро было создано 16 апреля 2015 года), хотя закон о НАБУ требует, чтобы аудит проводился ежегодно. Если аудит вдруг придет к выводу о неэффективности деятельности НАБУ и ненадлежащем исполнении обязанностей его директором, это согласно закону будет достаточным основанием для увольнения Семена Кривоноса, который занимает должность директора НАБУ с 6 марта 2023 года.

  1. Новый директор БЭБ (в феврале)

Еще один структурный маяк на конец февраля — обязательство назначить нового руководителя Бюро экономической безопасности Украины на основе отбора.

4 октября Кабмин утвердил состав комиссии по проведению конкурса на занятие должности директора БЭБ. В комиссию вошли три правоведа от Кабмина (Олег Гиляка, Татьяна Мацелик, Юрий Пономаренко) и три эксперта от западных партнеров: Джеймс Вассерстром, Донатас Маласкевичюс, Лаура Стефан. Согласно закону, решение считается принятым, если за него проголосовало не менее четырех членов комиссии, в том числе не менее двух экспертов от западных партнеров.

24 декабря комиссия объявила конкурс; документы можно подать до 25 января.

Новый директор БЭБ в течение трех месяцев утвердит процедуры аттестации и сформирует аттестационную комиссию. «Аттестация руководителей подразделений и территориальных управлений и их заместителей будет приоритетной задачей», — обещано в меморандуме.

  1. Новые судьи ВАКС (в марте)

Сейчас в Высшем антикоррупционном суде есть 25 вакансий: 15 в первой инстанции и 10 в апелляционной палате. «Мы обеспечим открытый и конкурсный отбор на эти новые вакансии», — говорится в меморандуме.

5 декабря стало известно, что по итогам тестирования на когнитивные способности в следующий этап конкурса прошли только 25 из 74 кандидатов на 15 вакансий в первой инстанции и только 19 из 49 кандидатов на 10 вакансий в апелляционной палате.

16 декабря кандидаты выполнили практические задания. После 5 февраля запланированы специальные совместные заседания Высшей квалификационной комиссии судей Украины и Общественного совета международных экспертов (ОСМЭ) с отдельными кандидатами. Туда будут вызываться только те кандидаты, к которым есть вопросы не менее чем у трех членов ОСМЭ. В ОСМЭ входят шесть экспертов: Mэpи К. Батлер, Габриэле Юодкайте-Гранскиене, Норман Аас, Роберт Гайн Брукхайзен, Джесика Лот Томпсон и Джон Дж. О’Салливан.

Предметом рассмотрения будут вопросы законности источников происхождения имущества, соответствия уровня жизни кандидата или членов его семьи задекларированным доходам, соответствия образа жизни кандидата его статусу, наличия знаний и практических навыков для рассмотрения дел в ВАКС. Решение о соответствии кандидата может быть принято большинством от общего состава ВККСУ и ОСМЭ, при условии, что за него проголосовали не менее половины членов ОСМЭ. В противном случае кандидат считается прекратившим участие в конкурсе.

В марте будет последний этап конкурса: собеседования в ВККСУ. По их результатам будет составлен рейтинг кандидатов и определен список победителей конкурса.

  1. Аудит НКЦБФР (в марте)

До конца марта в меморандуме обещано завершить независимую проверку соответствия требованиям безупречной деловой репутации и профессиональной пригодности председателя и членов Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку. Структурным маяком на конец января записано обязательство НКЦБФР «в консультациях с международными финансовыми организациями» инициировать такую проверку, предложить стратегию реорганизации и операционную стратегию, обновить и внедрить кодекс этики работников комиссии в соответствии с наилучшими международными практиками.

Напомним, что 23 февраля 2021 года Владимир Зеленский назначил председателем НКЦБФР Руслана Магомедова, который до этого был советником руководителя Офиса президента Андрея Ермака. Кроме Магомедова, в состав комиссии входят шесть членов, из них один назначен указом Петра Порошенко в феврале 2018 года, пятеро — указами Владимира Зеленского в апреле 2021 года.

  1. Новые члены Совета НБУ (в апреле)

По закону, в Совет Национального банка Украины входят девять членов: глава НБУ (по должности), четыре члена, назначенные указами президента, и четыре, назначенные постановлениями парламента. Сейчас в Совете СБУ шесть членов, все они, включая главу НБУ Андрея Пышного, назначены нынешней властью. Есть две вакансии по квоте президента и одна — по квоте Верховной Рады.

«Мы продолжим работать с сотрудниками МВФ над разработкой и принятием изменений в закон о НБУ с целью установления надлежащих критериев отбора для Совета, — записано в меморандуме. — Мы обеспечим заполнение вакантных должностей в Совете НБУ до конца апреля 2025 года».

  1. Новый руководитель таможенной службы (в июне)

31 октября вступили в силу изменения в Таможенном кодексе, позволяющие провести реформу Государственной таможенной службы. Закон обязал Кабмин в течение двух месяцев сформировать комиссию по проведению конкурса по отбору на должность руководителя ГТС. Срок окончился 1 января, но о решении правительства до сих пор не слышно.

В меморандуме структурным маяком на конец июня записано назначить нового постоянного руководителя ГТС «в соответствии с усиленной процедурой отбора, предусмотренной Таможенным кодексом». Конкурс проводится конкурсной комиссией в составе шести человек, из которых три назначаются Кабмином по своему усмотрению, а другие три — на основании предложений международных и иностранных организаций. Решение конкурсной комиссии считается принятым, если за него проголосовали не менее четырех членов, в том числе не менее двух международных. Если голоса разделились три на три, голосование проводится повторно. Если при проведении повторных голосований решение не принято в течение 24 часов с момента первого голосования, считается принятым решение, за которое проголосовало не менее трех членов конкурсной комиссии, в том числе не менее двух международных. Таким образом, решающее слово остается за международными членами.

  1. Аудит государственных банков (в июле)

В меморандуме обещано ввести порядок проведения ежегодной оценки эффективности для всех государственных банков в 2025 году. «Первая подобная оценка эффективности будет проведена Минфином для каждого из банков в конце июля 2025 года. В декабре 2025 года Министерство финансов опубликует основные результаты своей первой ежегодной оценки вместе с предложенными Кабинетом министров мерами по реагированию на эти выводы», — записано в документе. Таким образом, после аудита госбанков Кабмин вместе с западными партнерами будет четыре месяца придумывать меры реагирования.

  1. Аудит НКРЭКУ (в октябре)

Реформы затронут также Национальную комиссию, осуществляющую государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг. В меморандуме появился новый структурный маяк: «Мы обязуемся разработать систему подотчетности НКРЭКУ, которая будет предусматривать отражение в законодательстве регулярной внешней оценки системы управления и независимости НКРЭКУ. НКРЭКУ будет обращаться по поводу такой оценки в Секретариат Энергетического Сообщества. Первая такая внешняя оценка НКРЭКУ будет завершена, а ее результаты опубликованы до октября 2025 года».

  1. Новые члены Счетной палаты (в ноябре)

19 декабря вступили в силу изменения в законе о Счетной палате, которые включают новый порядок конкурсного отбора ее членов. Сейчас Счетная палата имеет 5 членов, все они, включая председателя Ольгу Пищанскую, назначены нынешней Верховной Радой. По закону должно быть 11 членов, то есть сейчас имеются шесть вакансий.

Верховная Рада в течение 30 дней должна назначить шесть членов совещательной группы экспертов, которые будут отбирать кандидатов. При этом трех экспертов предложат западные партнеры.

После объявления конкурса у кандидатов будет месяц на подачу документов, а сам конкурс может занять до девяти месяцев. «Мы обязуемся начать процесс отбора кандидатов на шесть вакантных должностей членов РП и обеспечить полный состав членов РП в сроки, установленные законодательством», — обещано в меморандуме.

  1. Аудит САП (в декабре)

Также в меморандуме записано обязательство провести внешний независимый аудит Специализированной антикоррупционной прокуратуры и опубликовать аудиторский отчет в пределах двухлетнего срока, предусмотренного законом, принятым в декабре 2023 года. Согласно этому закону каждые два года проводится внешняя независимая оценка (аудит) эффективности деятельности САП.

Нынешний руководитель САП Александр Клименко занимает эту должность с 28 июля 2022 года по результатам конкурса.

  1. Независимость НАБУ от СБУ (сразу после войны)

В меморандуме есть очень интересная формулировка: «по базовому сценарию» ожидается, что «война утихнет» в конце 2025 года.

Именно к этому моменту приурочено обещание имплементировать закон, вступивший в силу еще в октябре 2019 года, которые дает НАБУ право самостоятельно проводить прослушку. «Для эффективной имплементации закона, предоставляющего НАБУ право на перехват коммуникаций (прослушивание), НАБУ и правоохранительные органы завершили работу над меморандумом о договоренностях о плане его имплементации в период после завершения военного положения», — говорится в меморандуме.

Сейчас НАБУ зависит в этом вопросе от СБУ. «СБУ видит тех лиц и номера телефонов, по которым мы осуществляем или планируем осуществлять определенные мероприятия», — недавно жаловался директор НАБУ Семен Кривонос. Западные партнеры настаивают на независимости НАБУ от СБУ. И им это обещано, как только закончится война.

 

(Оновлено 15:00)

РБК-Украина

Украина планирует произвести 3 тысячи ракет и 30 тысяч дальнобойных дронов, — Шмыгаль

Президент Украины Владимир Зеленский поручил произвести 30 тысяч дальнобойных дронов. Также украинские предприятия планируют изготовить около 3 тысяч ракет.

Об этом сообщает РБК-Украина со ссылкой на премьер-министра Украины Дениса Шмыгаля на заседании правительства.

Как отметил глава правительства, в целом на оборону и безопасность в 2025 году заложили 2 трлн 230 млрд гривен. Средства налогоплательщиков из госбюджета будут направляться на эти цели. Расходы на вооружение и военную технику составят не менее 739 млрд гривен.

По словам Шмыгаля, украинские предприятия оборонно-промышленного комплекса планируют нарастить производственные возможности до 30 млрд долларов. Он добавил, что в рамках проекта «Оружие победы» правительство запустит долговременные контракты с производителями на 3-5 лет.

«Особое внимание будем уделять компоненту дальнобойности и ракетной программе. Задача от президента Украины — произвести не менее 30 тысяч дальнобойных дронов. Украинские предприятия также планируют изготовить около 3 тысяч крылатых ракет и ракет-дронов», — заявил Шмыгаль.

Кроме того, Украина будет развивать «датскую модель», по которой партнеры покупают оружие у отечественного ОПК для нужд украинской армии. На 2025 год ожидают привлечь более 1 млрд долларов.

Производство оружия в Украине

Стоит отметить, что во время полномасштабной войны в Украине нарастили производство оружия. Речь идет о дронах различных типов, боеприпасах, ракетах, бронированной технике и тому подобное.

Украина не только наращивает возможности собственного ОПК, но и сотрудничает с союзниками для производства оружия. В странах-партнерах запускают совместные производства вооружения.

Как сообщали в Министерстве обороны, Дания, Франция и Литва направили 150 млн евро на производство оружия в Украине.

Кроме того, во время полномасштабной войны Украина разработала новые типы вооружения. Речь идет, в частности, о морских дронах, а также о новых отечественных ракетах. В 2024 году стало известно, что Украина разработала ракету-дрон «Паляныця».

 

(Оновлено 14:00)

Вольнодумец

Российские пропагандистские каналы распространяют информацию о том, что ВСУ 02.01.2025 в Курской области якобы обстреляли гражданские объекты. Делается это намеренно, чтобы сбить волну негатива в отношении массовых обстрелов и разрушений российской армией в последние трое суток гражданских объектов в Киеве, Суммах, Харькове, уничтожение 80% зданий в Курахово, Покровске и других местах.

Но беда для россиян в том, что они же сами себя и разоблачают. На прилагаемом видео видно, что на разрушенном объекте располагались российские военные, которые даже во время съемки мечутся в кадре, как «вшивый в бане!» Ну а на втором видео, какой-то российский начальничек подтверждает, что после его отъезда из Рыльска, где он «раздавал военным подарки, туда прилетело».

Все это из той же путинской серии: мы ни на кого не нападали!

 

(Оновлено 13:00)

Касьянов.ком

Новорічна казка

Чому в країні, в якій на момент розвалу Союзу було все — виробництво патронів, бронемашин, танків, гармат, зенітних, авіаційних, балістичних ракет, літаків, кораблів, електроніки, гідравліки, тощо. — чому в цій могутній у недавньому минулому індустріальній країні сьогодні нічого немає?

Чому не можуть зробити навіть срані, примітивні 120 мм міни?.. Куди все поділося?.. — Могутність, виробництво, заводи, інженери, робітники, танки, гармати, ракети?..

Тому що хтось із колишніх партократів-казнокрадів вирішив, що промисловість — це пережиток «совка», ракети й танки — це дорого, і нікому не потрібно, а ми — «демократи» й «націоналісти» —  найрозумніші й наймирніші люди у світі.

Тому тепер ми — найрозумніші й наймирніші у світі націоналісти й демократи — стоїмо перед загрозою остаточного демонтажу демократії та чергової ліквідації національної держави. Бо мирних і демократичних, але слабких і дурних, ніхто не поважає.

Чому замість поповнення та укрупнення наявних ефективних бригад, розгортання їх у дивізії створюються з нуля нові бригади, з необстріляними людьми, які одразу ж тікають до СЗЧ або зазнають катастрофічних втрат на фронті?.. — Тому що ми найрозумніші, ми розумніші за військову логіку і військову історію.

Чому замість того, щоб витратити сотні мільйонів доларів на створення однієї своєї зенітної ракети за національним проєктом на кшталт Мангеттенівського з консолідацією всіх зусиль, усіх інженерів, усіх виробництв, видаються сотні мізерних грантів сотням гаражних кооперативів, а на виході нічого немає вже котрий рік?.. — Бо ми найбільш ринкові.

Чому замість консолідації всіх сил, об’єднання всіх колективів для створення однієї своєї версії нашого «шахеда», що літатиме до москви, з обсягами виробництва в сотні штук на добу, ми розпорошуємо сили на десятки сирих моделей, нездатних навіть долетіти до кордону, а тим паче подолати ППО?.. — Тому що ми найдемократичніші.

Ви знаєте, скільки коштує утримання однієї мобільної групи ППО на місяць? — Мінімум 10 тис. доларів. А скільки таких груп? — Тисячі. Це десятки, якщо не сотні мільйонів доларів на місяць. За мінімальної ефективності. Кажете, ракети — дорого? — Зате ми найпрогресивніші.

Чому десятки тисяч фпв-дронів перепаюють, переробляють у бліндажах на фронті? — Тому що ми найчесніші, ми боремося з корупцією, і дрони купуємо на Прозорро, і чим дешевше — тим краще. Але, виявляється, не завжди. І дешеві чомусь не літають.

Чому наші українські дрони не долітають до москви? — З трьох причин: тому що навколо москви найпотужніша в росії система ППО і РЕБ, і простіше долетіти до Грозного, Казані та Каспійська.

Росіяни не винаходять велосипед, і збивають наші дрони ракетами «Панцирів», для чого перемістили під москву навіть арктичні гусеничні версії цих протиповітряних систем.

Ракети дорого? — Проте ефективно і надійно.

Тому командири й не ризикують відправляти свої дрони на москву — бо не проб’ються через ППО. І не буде ні успіху, ні слави, ні поваги. А ще й влетить від верхнього командування за невиконання завдання.

Друга причина — недосконалість наших дронів і погана підготовка екіпажів. Багато безпілотників падають одразу після старту, інші — щойно втрачають сигнал gps, треті — тому що не вміють літати на мінімальний висоті в режимі огинання рельєфу місцевості, і тому їх швидко виявляють і збивають, четверті — тому що в зимових умовах обмерзають.

Чому шахеди долітають до Києва в будь-яку погоду, а українські дрони обмерзають і падають незабаром після зльоту? Тому що росіяни використовують спеціальні фторвмісні незмочувальні полімерні покриття, на яких не утворюється лід. Хто такі використовує в нашій країні, хто з високого начальства взагалі знає про проблему обмерзання і способи її вирішення?.. Питання риторичне.

Це і є третя причина — тотальна некомпетентність керівників. І не тільки серед дроноводів. Колись, на зорі авіації, командувати ескадрильями ставили кавалеристських, артилерійських офіцерів. Але літаки під таким командуванням літали погано. Тому льотчиками стали командувати льотчики, а не кухарки.

(Оновлено 12:00)

Фокус

Заморозки не будет: 5 главных вопросов о том, что ждет в 2025 году Украину и мир

В первые дни года хочется понять, что же он может нам принести. Аналитик Юрий Богданов пробует ответить на 5 главных вопросов о том, что может ждать Украину и мир в ближайшие 12 месяцев.

5 вопросов о 2025 годе

Никогда так не делал, но почему бы не поиграть в прогнозирование? Поэтому, вот 5 вопросов, которые я считаю ключевыми и для нас, и для мира. И ответы на которые я помоделировал в своей голове и которыми делюсь с вами.

  1. Завершится ли российско-украинская война?

Мои ожидания: Нет, не завершится. Даже в варианте заморозки.

Россия сохраняет возможность ведения войны через мобилизацию человеческих ресурсов, производство и поставки оружия. Украина, со своей стороны, наращивает собственное производство оружия и получает поддержку от партнеров.

Для Путина завершение войны на условиях, которые будут приняты как поражение, неприемлемо из-за угрозы потери внутренней легитимности. Украина, в свою очередь, не может согласиться на условия, которые сейчас выдвигает Россия. Новоизбранный президент Трамп не демонстрирует наличия у него механизмов принуждения Путина к уступкам.

Возможно, ближе к концу года накопится истощение сторон. Но для имплементации гипотетических договоренностей нужны месяцы. А пока стороны не демонстрируют готовности к началу этого процесса.

Что может изменить тенденцию? Западные страны кратно увеличивают поддержку и (или) давление на Россию. Или Россия или Украина переживают быстрый внутренний коллапс. Первое малореально, второе невозможно прогнозировать.

  1. Ждет ли российскую экономику системный кризис?

Мои ожидания: Да, ждет. Российская экономика испытывает системный кризис и будет приближаться к своему коллапсу.

Российская экономика давно страдает от «голландской болезни» — когда зависимость от экспорта сырья уничтожает другие отрасли экономики. Это привело к тому, что застой начался в российской экономике еще в 2012 году.

Сейчас экономика РФ перегрета, ее «рост» обеспечивается исключительно за счет военных расходов. Это неизбежно ведет к ускорению инфляции, дефициту рабочей силы и галопирующему росту бюджетного дефицита. Деньги от продажи нефти и газа не могут даже среднесрочно компенсировать демографические и фундаментальные экономические факторы. Перегретая экономика уже не стабилизируется без сокращения военных расходов.

  1. Начнется ли полноценная торговая война между США и Китаем?

Мои ожидания: Нет, не начнется. Риск полноценной торговой войны возрастет, но США и Китай остаются взаимозависимыми в экономической сфере, что сдерживает эскалацию.

Однако протекционистская политика США и амбиции Китая доминировать в высокотехнологичных секторах усилят напряжение и точно приведут к ряду локальных торговых конфликтов.

Противостояние будет сосредоточено в сфере искусственного интеллекта и полупроводников, где США продолжат ограничивать Китай. Китай будет бить по уязвимым местам США — по доступу к редким металлам, в первую очередь.

  1. Начнется ли где-то в мире еще одна большая война?

Мои ожидания: Да, начнется.

Напряженность между Израилем и Ираном не утихает. Потенциальный конфликт может втянуть США и Саудовскую Аравию. Куча точек напряжения в Южной Азии (Индия — Пакистан, Пакистан — Афганистан, Иран — Афганистан) может масштабироваться по любому поводу.

Я бы не исключал «черного лебедя» в Африке — возможны эскалации между Алжиром и Марокко и гражданской войны в Судане, постоянный риск серьезного обострения в Конго, где сосредоточены крупнейшие после Китая запасы редких металлов.

Хотя Китай продолжает наращивать военное присутствие в Южнокитайском море, войну Китая против Тайваня или Филиппин в следующем году я считаю маловероятной.

  1. Войдет ли Альтернатива для Германии в парламентскую коалицию?

Мои ожидания: Нет, не войдет. И это как минимум отсрочит легитимизацию фашистов — ультраправых популистов в федеральной немецкой политике и Европе в целом.

AfD может значительно улучшить свои позиции на выборах в феврале. Однако, даже в случае высокого результата, партия, скорее всего, останется в оппозиции из-за неприятия ее позиций другими партиями.

Учитывая текущие рейтинги, наиболее вероятными вариантами коалиции являются «черно-зеленая» (ХДС + Зеленые) или «большая коалиция» (ХДС + СДПГ). Первая — идеальна для Украины, вторая — приемлема.

 

(Оновлено 11:00)

Обозреватель

Дмитро Золотухін

Голод, вбивство царя і теракти: рік Змії для РФ завжди був непростим

Я знаю, що більшість українських споживачів інформації люблять всілякий астрологічний треш, бо дуже велика чисельність наших громадян мають магічне мислення.

Але, ось вам трошечки про події, які траплялися з російською імперією в рік ЗМІЇ за останні майже 100 років:

1833

Турецький похід та Ункяр-Іскелеський договір. У 1833 році Російська імперія уклала Ункяр-Іскелеський договір з Османською імперією після участі у придушенні повстання єгипетського паші Мухаммеда Алі. Хоча договір формально закріплював союз із Османами, він мав яскраво негативні наслідки для Росії.

1845

Картопляні бунти: Повстання селян через примусове вирощування картоплі, що свідчило про глибоке невдоволення сільського населення в Російській імперії.

1857

Економічна криза: Російська імперія стикнулася зі значними економічними труднощами, зростанням боргів та підготовкою до реформ після поразки у Кримській війні.

1869

Серйозний голод: У різних регіонах імперії стався руйнівний голод, що погіршив і без того складні умови життя селян.

1881

Вбивство Олександра II: Царя Олександра II вбили революціонери з організації «Народна воля», що призвело до посилення репресій за правління Олександра III.

1893

Промислова модернізація під керівництвом міністра фінансів Сергія Вітте призвела до жорстких умов праці, що стало передумовою для майбутніх страйків. Передаємо привіт «кейнсіанському розвороту» імені Чемезова-Мантурова

1905

Революція 1905 року: Вибухнули страйки та повстання, спричинені подіями «Кривавої неділі», виникла перша Рада в Санкт-Петербурзі.

1917

Російські революції: Лютнева революція привела до зречення Миколи II, а Жовтнева революція завершилася приходом до влади більшовиків і падінням імперії.

1929

Початок колективізації: Політика Сталіна спричинила масовий голод, розкуркулення селян і катастрофічні соціально-економічні наслідки.

1941

Початок найруйнівнішої фази Другої світової війни для СРСР через напад нацистської Німеччини.

1953

Смерть Сталіна: Смерть Сталіна започаткувала боротьбу за владу та період десталінізації, що розкрило багато злочинів його режиму.

1965

Початок економічної стагнації, за керівництва Леоніда Брежнєва — економіка СРСР почала занепадати, незважаючи на спроби мінімальних реформ.

1977

Вибух у московському метро забрав життя семи осіб та поранив багатьох. Це був один із рідкісних випадків терактів у СРСР.

1989

Падіння Берлінської стіни: Ослаблення впливу СРСР у Східній Європі стало серйозним ударом по його міжнародному статусу.

2001

Розслідування катастрофи підводного човна «Курськ», яка символізувала проблеми російського військово-морського флоту та цинізм Путіна до своїх людей.

2013

Україна починає Революцію гідності, щоб загнати останні цвях у домовину імперії. Сильні повені в Амурській області та Хабаровському краї спричинили масштабне переселення та економічні втрати, що виявило проблеми з управлінням стихійними лихами.

2025 рік…

А тут вже все залежить від нас з вами.

 

(Оновлено 10:00)

Телеграммы от Валетова

А ведь 1 января 2025 года закончилась эпоха…

Десятки лет не самые глупые деятели в Российской империи, СССР и России выстраивали схему продажи природных ресурсов с подконтрольных территорий странам, в которых с ресурсами было не очень, а с деньгами и технологиями — хорошо.

На то, чтобы построить действующий механизм такого взаимовыгодного сотрудничества, ушли многие десятилетия. Мастера из бывших советских даже сумели встроить в торговые взаимоотношения «мягкую силу» — такого рода воздействие всегда строится на зависимости, и Запад это принял.

Все работало, несмотря на политические разногласия. Запад «съел» Чечню, Грузию, Крым, Донбасс — слишком удобно и выгодно было пользоваться дешевым российским газом и нефтью.

Но идиоты, захватившие Кремль в 1999, решили показать, что они настоящие идиоты. Буйные и безбашенные — настоящие пацаны.

И вот вчера транзит природного газа в Европу через Украину прекращен.

Миллиарды долларов, вложенных теми самыми неглупыми людьми, выстраивавшими российское будущее на столетия вперед в газотранспортную инфраструктуру, стали металлоломом.

Недорогой газовый или нефтяной бизнес — это сказки для глупцов. Это бизнес требует колоссальных вложений. Именно поэтому газ, который на месте добычи стоит несколько долларов, доехав до Германии продается за 500. Трубопроводы, станции перекачки и контроля, хранилища… десятки лет стратегического планирования, десятки лет строительства, труд миллионов граждан — все это полетело на мусорник из-за нескольких долбоебов, узурпировавших власть.

Ресурсные рынки завоевываются годами. Их невозможно вернуть после потери не только по идейным, но и по технологическим причинам. Какую-то небольшую часть можно, а в полном объеме — нет. Поезд ушел, будущее просрано. Я не шучу. В долговременной перспективе последствия для экономики РФ катастрофические, а в сочетании с санкциями просто разрушительные.

Не может ни одна, даже самая совершенная стратегия, противостоять феерическим долбоебам с психологией гопников из подворотни, особенно, когда общество не имеет возможности их сменить. Ни один коварный враг на Западе не мог нанести России такого масштаба удар. Не хватило бы воображения и возможностей. Но великие лидеры современности с Лубянки справились с задачей. С блеском.

А те, кто были готовы примириться с существованием мягкой силы, в обмен на дешевые ресурсы, как оказалось, не готовы жить по принципу «нравится-не нравится».

И звезды сошлись.

Вчера закончилась целая эпоха.

Долбоебы победили самих себя.

СВО идет по плану.

(Оновлено 9:00)

Zvиздец Мангусту

❗️Обзор

1️⃣ Вопрос о возможных действиях противника в отношении г.Покровска, похоже, стал более определенным.

В полосе 27-й мотострелковой дивизии (мсд) 2-й общевойсковой армии (ОВА) противника его командование ввело в бой подразделения сразу двух бригад из состава 41-й ОВА — 55-й и 74-й отдельных мотострелковых бригад (омсбр).

То есть, командование российской группировки войск (ГВ) «Центр» избрало, похоже, первый (какой «проще») вариант (сценарий) дальнейших своих действий. А именно — наращивание усилий в полосе 2-й ОВА, с помощью сил и средств 41-й ОВА.

В рамках реализации этого замысла (плана), передовые подразделения противника из состава его 27-й мсд (433-й мсп, вероятно усиленные отдельными подразделениями 589-го мсп), с помощью введенных в бой подразделений 55-й омсбр, стремятся прорваться в направлении на с.Котлино и перерезать дорогу Покровск — Межевая на этом отрезке. Они настойчиво атакуют по направлениям Песчаное — Котлино и Новотроицкое — Котлино, имеют тактический успех.

В свою очередь, дальше, к югу от города, очевидно, 90-я танковая дивизия (тд) противника продолжает развивать свой недавний успех. В частности, ее передовые подразделения (из состава 239-го танкового и 228-го мотострелкового полков, тп мсп) имеют продвижение по рубежу Нововасиловка — Новоелизаветовка (оба н.п, уже заняты противником). В этой же полосе, очевидно, действуют и подразделения 80-го танкового полка этой дивизии.

Очевидно, это произошло за счет уплотнения боевых порядков 90-й тд, командование которой смогло это сделать после того, как в полосе соседней 27-й мсд в бой были введены дополнительные подразделения 55-й и 74-й омсбр.

Ее 239-й тп и 228-й мсп, вместе с 80-м тп получили возможность сконцентрироваться по двум основным направлениям — на Успеновке и Надеждинке.

Кроме этого, относительно Покровского направления, следует также упомянуть атаки «мотострелковых» полков ТрВ из состава 41-й ОВА в районе с.Воздвиженка (вероятно 1452-й или 1438-й мсп) в сторону авто-развязки на дороге Т-0504.

Вероятно, они стали неожиданными для украинского командования (противник сумел занять с.Воздвиженка, которую ВСУ удерживали несколько месяцев) и, скорее всего, противник попытается продвинуться в сторону с.Барановка.

Конечно, это еще не свидетельствует о том, что командование ГВ «Центр» противника намерено организовать такое же наступление и на правом фланге полосы 41-й ОВА, который оно сейчас «форсирует» южнее г. Покровска (судя по всему, на это в на него нет времени и необходимых ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ сил). И, скорее всего, эти атаки носят вспомогательный характер, чтобы растянуть силы и средства украинского обороняющегося района города на максимально широком фронте.

Но сам факт, когда ограниченная по размаху атака противника на вспомогательном направлении, где ВСУ занимали в течение нескольких месяцев постоянную линию обороны, становится для них неожиданной и заканчивается безусловным успехом противника, вызывает определенную обеспокоенность реальным состоянием боеспособности наших передовых подразделений.

В заключение о Покровском направлении.

Стоит попытаться ответить на вопрос — почему российское командование выбрало именно такой метод прорыва в город, который предполагает ввод в бой частей и соединений 41-й ОВА именно в полосе соседней 2-й ОВА?

По-моему, этому существует несколько ответов (о плюсах и минусах, этого варианта мы размышляли в прошлом обзоре).

Очевидно, что нынешнее состояние объединений ГВ «Центр» (а точнее, их занятость) относительно действий по захвату г.Покровска просто не позволяет организовать его командованию ОДНОВРЕМЕННОЕ наступление (штурм) города, как с юга, так и севера, что предусматривает развертывание сразу двух ударных группировок.

2️⃣ Теперь, относительно Новопавловского направления.

Насколько я понимаю, в течение нескольких крайних суток передовые подразделения ВСУ полностью отошли с территории Кураховской ТЭС и таким образом, оборона с.Курахово фактически завершена.

Наши передовые подразделения еще содержат с.Дачное, а также часть дороги на Янтарное, но, скорее всего, в ближайшие дни ВСУ будут вынуждены полностью отойти с территории того, что мы называли «остатки» Кураховского плацдарма.

Противник силами 51-й ОВА (5-я и 110-я омсбр) и 90-й тд (6-й тп, 428-й мсп, 67-й сп) продолжает активно атаковать севернее р.Волча, в частности по направлению Шевченко (нижн.) – Андреевка, Солнцевка – Петропавловка и Заря – Славянка.

И хотя он по этим направлениям имеет минимальное продвижение, после захвата с.Шевченко (нижн.), начиная с 29 декабря прошлого года, но эти действия, очевидно, сковывают более или менее боеспособные силы и средства украинских войск на этом направлении.

Которые, в противном случае, вполне возможно было бы использовать для предотвращения продвижения противника в полосах его 8-й ОВА (20-я и 150-я мсд, наступающих с востока, по направлениям Максимильяновка — Курахово, Дальнее -Курахово и в районе Успеновки , нижн.) и с юга по рубежу р.Сухие Ялы, где пытается прорваться группировка ГВ «Восток» (36-я и 39-я омсбр), усиленные отдельными подразделениями 114-й омсбр (51-я ОВА) и 57-й омсбр (5-я ОВА) противника.

В этой связи, стоит обратить особое внимание на упорную и героическую (я не преувеличиваю) оборону ВСУ по реке Сухие Ялы. По сути, эти части и подразделения, сумевшие удержать этот рубеж ДО СИХ ПОР (особенно в районе с.Зеленовка) способствовали тому, что ВСУ получили возможность выйти из бывшего Кураховского выступа в организованном порядке, ведущие упорные арьергардные бои (что позволяет наносить противнику дополнительные потери) и по сути — ПОКА, что предотвратили окружение украинских войск в этом выступе.

Остается только один важный вопрос – не попадут ли они сами в окружение, если решение на такой уход (вдоль дороги Донецк – Запорожье) снова, как это у нас бывает, по каким-то «странным причинам» задержится?

Ведь противник уверенно продвигается вдоль южного берега Кураховского водохранилища и если сможет взять с. Дачное (или силами 5-й и 110-й омсбр, в том числе со стороны с. Дальнее), то эти подразделения снова могут оказаться под угрозой окружения, не получив СВОЕВРЕМЕННО соответствующего приказа на уход.

3️⃣ Ну и в заключение, несколько оценок общего характера.

— На данный момент, наибольшую угрозу ситуации во всем юго-восточном «углу» фронта представляет собой прорыв противника именно южнее г. Покровска (обозначим его, с большой натяжкой, как оперативно-тактический).

Ведь вследствие этого, очевидно, командование противника получило возможность организовать и провести дальнейшие наступательные действия (с достаточно высокими шансами на успех), как по отношению к самому г.Покровску, так и глубокому охвату левого фланга нашей группировки, который продолжает вести боевые действия в остатках Кураховского выступа.

— Вопрос — включает ли план (замысел) противника на зимнюю кампанию 2025-го года в свое содержание операцию по захвату Покровска, или командование противника попытается «дозахватать» в течение зимы 2025-го Торецк, Часов Яр, Волчанск, или попробует это сделать относительно Купянска, или ОДНОВРЕМЕННО сразу на нескольких направлениях, на данный момент, не имеет четкого ответа.

Каждый из этих «вариантов» имеет целую кучу своих особенностей (как по отдельности, так и в случае попытки выполнения «в комплексе»), мы рассмотрим каждый из них – чуть позже. На данный момент, очевидно, основное внимание российского командования приковано именно к району г.Покровска.

— Реальные способности противника к проведению более или менее глубоких (по крайней мере, оперативного уровня) наступательных операций, на данный момент, выглядят достаточно спорно (у меня мало выходных данных, чтобы оценить их по каждому операционному направлению, попробую в ближайшее время это исправить). Однако, очевидно, что они неравномерны и это уже привело к тому, что объем и размах так называемого «стратегического наступления» противника свелся к наступлению на суженном круге операционных направлений (по сути, на 2-х).

 

(Оновлено 8:00)

Главред

Юрий Берендий

Срыв оккупации трех областных центров и окончание войны: главное из интервью Зеленского

Зеленский отметил, что выборы в Украине могут состояться только после окончания горячей фазы войны и не исключил возможность их проведения в 2025 году.

Позиция новоизбранного президента США Дональда Трампа может быть решающей для окончания войны в Украине. Однако, Украина рассчитывает на справедливый мир без территориальных подарков для России.

Главред собрал главное главные главные заявления президента Украины Владимира Зеленского в интервью телемарафону «Единые новости».

Чего ждать от Дональда Трампа

Президент Украины Владимир Зеленский считает, что избранный президент США Дональд Трамп может стать решительным союзником в борьбе против Владимира Путина.

«Трамп может быть решительным. Я думаю для нас это самое главное, что он, его качества, они такие есть. Он способен быть решающим в этой войне. Он может действительно остановить Путина… Справедливее сказать помочь нам остановить Путина», — сказал Зеленский.

Зеленский охарактеризовал Трампа как сильного и непредсказуемого лидера, выразив надежду, что эта непредсказуемость будет направлена прежде всего на Россию. По его мнению, Трамп искренне стремится завершить войну.

Зеленский также отметил, что его взаимодействие с Трампом в прошлом году было положительным, а команды обоих лидеров поддерживают постоянный контакт.

«Встречи уже были у руководителя моего офиса (Андрея Ермака — ред.) Есть контакты у министра иностранных дел. Отдельно есть контакты у нашего министра обороны», — сказал Зеленский.

Президент Украины подчеркнул, что победа Трампа на выборах свидетельствует о его силе как политического лидера.

«Не было противоречивости в этой победе. Я думаю, что именно такая нам победа над агрессией России и нужна. Его уверенность в помощи Украине и найти эти рычаги влияния», — добавил украинский президент.

Встреча с Трампом

Президент Украины Владимир Зеленский выразил надежду на плодотворное сотрудничество с новоизбранным президентом США Дональдом Трампом после его инаугурации 20 января, подчеркнув важность общего видения путей завершения войны в Украине. Он ожидает встречи с Трампом в ближайшее время и отметил, что, несмотря на внимание новой администрации к внутренним вопросам, среди международных приоритетов будут оставаться Украина и Ближний Восток.

«Трамп сказал мне: «Одним из первых визитов я буду ожидать именно вас». Он сказал, что для него приоритет закончить войну и он будет это делать», — сообщил глава Украины.

Президент Украины подчеркнул, что план Трампа по завершению войны должен совпадать с украинским видением.

«Я бы хотел, чтобы этот план, который будет предлагать Трамп, совпадал с нашим видением. А по-другому не может быть. Мы Украина — это наша независимость, наша земля и наше будущее»,- сказал он.

Зеленский подчеркнул, что план Трампа по урегулированию конфликта должен соответствовать украинским интересам, а контакты с российской стороной в первые месяцы работы новой администрации могут стать основой для завершения горячей фазы войны. В завершение президент акцентировал внимание на важности достижения справедливого мира.

«Для нас важно — справедливый мир. Мы не хотим ничего терять, но как что будет, я не знаю, потому что многое зависит от партнеров», — отметил президент.

Что означает «справедливый мир» для Украины

Президент Украины Владимир Зеленский подчеркнул, что понятие «справедливый мир» неразрывно связано с победой, а территориальная целостность и независимость Украины не могут стать предметом уступок для России

Зеленский отметил, что тема мира активно обсуждается как союзниками Украины, так и странами, которые еще не определились со своей позицией. В 2025 году Украина стремится объединить эти государства вокруг своей цели, но решающая роль остается за США.

«Европейцы прямо очень сильно смотрят на мнение президента Соединенных Штатов. Сегодняшнего нового президента США. От него многое зависит», — говорит Зеленский.

По словам президента, «мир» не означает никаких территориальных уступок России. Важно то, каким путем будет достигнута эта цель.

«Когда мы говорим о «справедливом мире», это сильная Украина. Это серьезные гарантии безопасности. Недопущение того, что Путин снова придет с агрессией. Это очень важно», — указал президент.

Владимир Зеленский подчеркнул значение сильной армии, отметив, что амбиции Путина оставить Украине 40-50-тысячное войско, ведь с такой армией Россия разрушит Украину.

Для Украины «справедливый мир» предусматривает интеграцию в ЕС, а также гарантии безопасности, лучшим вариантом которых является членство в НАТО.

О переговорах с Путиным

Президент Украины Владимир Зеленский подчеркнул, что российский диктатор Владимир Путин не настроен на переговоры. По его словам, Путин постоянно будет искать поводы избегать диалога, пока не найдет того, кто согласится на капитуляцию.

«Он предлагает юридически закрепить потерю наших территорий, сократить армию до 40-50 тысяч человек и принять парламентом нейтральный статус Украины. Это означает отказ от НАТО и других альянсов. Я думаю, он может пойти на переговоры только для того, чтобы иметь возможность вернуть снова. Давайте честно, переговоры с Украиной для РФ, это в принципе проигрыш России», — отметил Зеленский.

Президент также пояснил, что для России это не является победой, ведь это не ультиматум, когда враг контролирует столицу и диктует условия жизни.

«Они не достигли задачи, поставленной Путиным, поэтому для него это действительно не победа», — добавил Зеленский.

Гарантии безопасности для Украины

Президент Владимир Зеленский подчеркнул, что гарантии безопасности без участия Соединенных Штатов Америки не могут быть достаточно надежными для Украины.

«Справедливый мир для нас — это понимание, что мы в ЕС и когда, понимание, что у нас есть сильные мощные гарантии безопасности, НАТО — лучше для нас. Не хотелось бы сейчас давать пас относительно альтернативы. Безусловно, любые гарантии безопасности без США — слабые гарантии безопасности для Украины», — заявил Зеленский.

В качестве примера он вспомнил израильскую модель безопасности, отметив, что Израиль способен отражать сотни ракетных атак без членства в НАТО, но благодаря поддержке авиации союзников, в частности США и Великобритании.

Зеленский также подчеркнул, что подобные гарантии безопасности Украине пока никто не предлагал.

О наступлении РФ на Запорожье, Сумы и Харьков

Президент Украины Владимир Зеленский сообщил об успешном предотвращении планов России оккупировать Харьков, Сумы и Запорожье в 2024 году. Он выразил благодарность военным и местным жителям за их решимость и противодействие вражеским намерениям

Зеленский подчеркнул, что одним из ключевых достижений Украины в этом году стала остановка трех масштабных операций РФ, направленных на захват этих регионов.

«Наверное, одно из самых главных, если брать осень-зиму 2024 года, это срыв операций РФ по оккупации Харькова, Сум и Запорожья. Я считаю, что здесь молодцы прежде всего воины… все молодцы… государство это прошло в 2024 году. И этот срыв состоялся, и это украинские города, и украинские люди. Я бы хотел прежде всего поблагодарить людей, которые в этих городах. Они прошли серьезное испытание», — сказал Зеленский.

Достижения Украины

Глава государства также подытожил главные достижения Украины в 2024 году. Президент подчеркнул, что самое важное для Украины — это ее люди. Он выразил гордость за то, как народ проявил себя с начала полномасштабного вторжения, отметив: «Главное, что мы сохранили Украину. Это был самый большой вызов. Иногда хочется забыться, но я горжусь тем, как мы все преодолели».

«Начиная с января, много вещей сделано. Я помню, как мы боролись с Конгрессом США за помощь Украине. Это произошло в 2024 году, а боролись с 2023-го. Это большая и многомиллиардная поддержка, которая нам помогла. Мы начали подписание соглашений по безопасности со странами-партнерами. Именно в первой половине 2024 года мы подписали с большинством стран G7. Всего с 24 из 27 стран мира. Это дало Украине без преувеличения $40 млрд поддержки, оружие, гуманитарку, энергетику. Это конкретные вещи, которые были в 2024 году», — сказал он.

Курс Украины в ЕС и НАТО

Кроме того, Зеленский выделил важное решение, которое определило будущее страны в европейском контексте, в частности открытие Европейским Союзом реальных и юридических переговоров в июне этого года.

«Считаю, что серьезное достижение по НАТО решение в Вашингтоне о 5 дополнительных Patriot. Не все дошли пока, но решение положительное, и необратимый наш курс в НАТО, который поддержали страны», — пояснил он.

О миротворцах в Украине

Украина поддерживает французскую инициативу по размещению миротворческих сил, но подчеркивает, что эта миссия должна стать частью интеграции в НАТО. Президент Владимир Зеленский заявил, что миротворческая операция должна базироваться на более широкой международной коалиции, а участие только Франции или одной-двух стран недостаточно.

По словам Зеленского, юридическое исключение Украины из процесса вступления в НАТО создаст серьезные риски.

«Юридически мы никогда не признаем оккупацию. Мы не имеем права это сделать. Так же нельзя юридически признавать, что мы не будем в НАТО, потому что тогда мы никогда не будем там. Это очень опасно», — подчеркнул президент.

Он также отметил, что идея миротворческой миссии обсуждалась с президентом Франции Эммануэлем Макроном и новоизбранным президентом США Дональдом Трампом. Трамп положительно оценил инициативу, однако участие США в миссии пока не подтверждено.

Президент подчеркнул, что небольшой контингент миротворцев не будет эффективным.

«Если говорим о серьезном контингенте… Например, об Одесском регионе, например, о Франции, то они должны говорить не просто о контингенте, но и о флоте. Как воздушный, так и морской. То есть такое присутствие это не о количестве людей, но и технологии, корабли, самолеты и т.д.», — отметил он.

Он также выразил уверенность в поддержке этой инициативы со стороны Великобритании и других стран, хотя некоторые государства воздерживаются от публичных заявлений из-за страха перед давлением России.

О ситуации на фронте

Восточный участок линии фронта остается одним из самых сложных. В течение января планируется приложить максимум усилий для стабилизации ситуации.

Российские войска имеют определенный прогресс на этом направлении, что обусловлено значительной концентрацией сил именно здесь по сравнению с другими зонами.

«Они давят на ребят, которые устали, и это факт. Сделаем все, чтобы по крайней мере в январе была стабилизация фронте. Это очень сложно. Если дойдет все то, что пообещали, есть графики, что-то в пути, если новая американская администрация будет поддерживать, а не наоборот. Этот пазл зависит от многих деталей», — сказал Зеленский.

Он добавил, что стабилизировать обстановку можно не только с помощью вооружения, но и благодаря военным, которые сейчас проходят подготовку, и батальонам, которые получают оснащение за рубежом.

«То есть мы где-то понимаем примерно, что в январе мы должны все это получить и согласно нашим путям стабилизации фронта должны наши военные это выполнить. Есть такая задача. посмотрим, но на это рассчитываем», — подчеркнул он.

О повторном нападении России

Украина должна обеспечить себя оружием и сильной армией, чтобы исключить повторное вторжение России. Только так можно сдержать российского диктатора Владимира Путина.

Президенту задали вопрос, что именно необходимо для предотвращения повторной агрессии со стороны России.

«Вы должны иметь соответствующее фактическое оружие, фактическую армию, фактический пакет дальнобойных возможностей, который остановит Путина. Остановит по факту. Или он будет знать, что у вас это есть и это будет превентивно работать», — ответил глава государства.

Когда состоятся выборы в Украине

В Украине сейчас действует военное положение, что делает невозможным проведение президентских и парламентских выборов. Президент Владимир Зеленский напомнил, что по Конституции выборы могут состояться только после завершения войны.

«Или нам надо менять законодательство. Одно изменение относительно президентских выборов, другое — относительно парламентских. Разные изменения, но во время военного положения этого не может быть», — подчеркнул глава государства.

Он также отметил, что после окончания срока полномочий президента, до проведения новых выборов, глава государства продолжает выполнять свои обязанности в соответствии с законодательством.

«Все это прописано. Так же как с парламентом, и президент, и парламент являются легитимной властью, пока не появится новый президент или новый парламент», — сказал глава государства.

Зеленский предположил, что в 2025 году, при условии завершения горячей фазы войны с сильной позицией Украины, наличия мощной армии, современного вооружения и гарантий безопасности, можно будет рассматривать вопрос отмены военного положения и определения парламентом даты выборов.

«Я имею в виду, что после того, как заканчивается военное положение, то ждать годы до выборов — не нужно», — подчеркнул глава государства.

В то же время президент подчеркнул, что Украина не согласится на требования «сначала выборы — потом переговоры», которые может выдвигать Россия. Зеленский отметил, что Путин стремится к капитуляции Украины, что категорически неприемлемо для нашего государства.

Зеленский также сообщил, что международные партнеры, включая новоизбранного президента США Дональда Трампа, ищут пути для завершения горячей фазы войны, что позволит восстановить мирный процесс и создать условия для отмены военного положения и проведения выборов.

О втором сроке

Президент Украины Владимир Зеленский пока не решил, будет ли баллотироваться на второй президентский срок, поскольку сейчас сосредоточен на других задачах.

«Мне кажется, что я как жена должна поддерживать любое решение. Популярно оно будет в нашей семье или не популярно — это уже второй вопрос. Мне кажется, во второй раз не так страшно, как в первый раз», — ответила Зеленская.

Первая леди, отвечая на вопрос о возможности участия Зеленского в выборах, отметила, что не хотела бы всю жизнь находиться в таком эмоционально-физическом состоянии. В то же время самым тяжелым для нее до сих пор остается начало войны.

«С этой стороны я рассуждаю так: если начинаются выборы, значит горячая фаза войны закончилась, это уже положительный знак, и там мне уже безразлично. Там любой выбор я поддержу и буду радоваться, пожалуй», — добавила первая леди.

Зеленский подчеркнул, что не обсуждает со своей женой вопрос о втором сроке, ведь его главным приоритетом сейчас является достижение победы, мира и спокойствия для Украины.

«Я не знаю, я не знаю, как закончится война. Если я сделаю больше, чем я могу, то, наверное, тогда я буду смотреть на это (участие в выборах — ред.) более позитивно. Только так я могу ответить. Для меня это не в фокусе сегодня, это не цель для меня сегодня», — добавил он.

 

(Оновлено 7:00)

ISW

Институт изучения войны (американский аналитический центр)

Оценка боевых действий в ходе российского вторжения в Украину, 2 января 2025 г.

Решение Украины не продлевать контракт на транспортировку российского газа через украинскую территорию, вероятно, существенно повлияет на доходы России от продажи газа, несмотря на заявления Кремля об обратном. Российские и украинские власти подтвердили, что российский газ прекратил поступать через украинскую территорию с утра 1 января, а российские официальные лица и СМИ в значительной степени спроецировали уверенность в том, что прекращение поставок газа через Украину навредит Европе, но не России.

Потеря доходов от продажи газа, вероятно, негативно скажется на российском государственном энергетическом операторе «Газпром», который борется с сокращением доходов от продажи газа из Европы с 2022 года.

Bloomberg подсчитал 2 января, что «Газпром», вероятно, потеряет 6 миллиардов долларов доходов от продажи газа в год из-за прекращения транспортировки газа через Украину.

 Русская служба BBC отметила 1 января, что основным источником дохода «Газпрома» в 2021 году была 45-процентная доля России на европейском газовом рынке на тот момент, но теперь у России остался только один маршрут для экспорта газа в Европу — трубопровод «Турецкий поток», обходящий Украину через Черное море в Турцию, — и что российский газ в настоящее время составляет всего пять процентов европейского рынка.

BBC отметила, что Словакия и Австрия — конечные пункты назначения заблокированного российского газа через Украину — полностью удовлетворили свои потребности в энергии за счет альтернативных источников. Усилия Кремля по созданию уверенности в прекращении транзита газа через Украину отражают его усилия по принуждению Европы разрешить транзит российского газа в Европу по трубопроводу «Северный поток-2» зимой 2021–2022 годов, а возобновленная позиция Кремля зимой 2024–2025 годов, вероятно, направлена ​​на то, чтобы добиться экономических или дипломатических уступок от Европы, подорвать единство в Европейском союзе (ЕС) и вбить клин между США и ЕС.

Газпром, вероятно, пытается воспользоваться прекращением транзита газа через Украину, чтобы создать искусственный энергетический кризис для дестабилизации Молдовы. Газпром прекратил поставки газа в Приднестровье через Украину 1 января, заявив, что Молдова не выплатила долг в размере 709 миллионов долларов. Однако аудит, проведенный британскими и норвежскими аудиторскими фирмами в 2022 году, показал, что Молдова должна Газпрому всего 8,6 миллионов долларов.Недавно Молдова провела переговоры с Газпромом о транспортировке газа в Приднестровье по трубопроводу «Турецкий поток», который идет из России в Турцию, но Газпром отказался и не договорился об этом к крайнему сроку 16 декабря. Бесплатный газ Газпрома долгое время обеспечивал электростанцию ​​Кучурган в Приднестровье, которая экспортировала значительный объем электроэнергии в Молдову и использовала прибыль от этих продаж для поддержки бюджета Приднестровья.

 1 января Кучурганская электростанция перешла на угольные резервы, которых, как сообщается, может хватить примерно на 50 дней.

Приднестровская газовая компания «Тираспольтрансгаз» прекратила поставки газа большинству потребителей в Приднестровье и отключила большую часть горячей воды и тепла 1 января.

Молдова увеличила импорт электроэнергии из Румынии, чтобы компенсировать утраченные поставки из Приднестровья.

 Молдавская газовая компания «Молдовагаз» и молдавская государственная электроэнергетическая компания «Энергоком» 1 января предложили предоставить «Тираспольтрансгазу» техническую и коммерческую помощь для получения газа с европейских рынков после успешных испытаний 31 декабря 2024 года для поставок газа в Молдову через Болгарию, Румынию и Украину.

Президент Украины Владимир Зеленский дал понять, что Украина увеличит количество ударов беспилотников и ракет по России в 2025 году в рамках усилий по принуждению России принять требования Украины о «справедливом мире» на будущих переговорах. Зеленский заявил в своем новогоднем обращении 31 декабря 2024 года, что Украина стремится достичь «справедливого мира» в войне, и объявил, что Украина снова строит собственные ракеты и произведет более миллиона беспилотников в 2024 году.

Зеленский отметил, что Украина производит большие количества ракет «Паляница», «Пекло», «Рута», «Нептун» и «Сапсан», некоторые из которых украинские войска еще не использовали. Зеленский подчеркнул, что украинская оборонно-промышленная база (ОПБ) произвела 30 процентов всей военной техники, которую украинские войска использовали на передовой в 2024 году. Зеленский назвал украинские ракеты и беспилотники украинскими «аргументами в пользу справедливого мира» и отметил, что Украина может достичь такого мира, только если она будет сильной.

Россия намерена выдать российские лицензии на эксплуатацию всех шести реакторов Запорожской атомной электростанции (ЗАЭС) к 2028 году в рамках долгосрочных усилий Москвы по легитимизации своей незаконной оккупации станции и эксплуатации энергопоставок Украины. Директор оккупации ЗАЭС Юрий Черничук объявил 1 января, что российские оккупационные чиновники намерены получить лицензии от Москвы на эксплуатацию всех шести ядерных реакторов ЗАЭС к 2028 году, получив лицензию на эксплуатацию первого реактора к концу 2025 года.

Украинские лицензии на первый реактор ЗАЭС истекают в декабре 2025 года, и Кремль заявил в 2022 году, что все лицензии будут действительны до истечения их срока или до тех пор, пока ЗАЭС не получит российские лицензии. Черничук также объявил 2 января, что оккупационные власти планируют заменить иностранное оборудование ЗАЭС на российское, что Россия будет использовать реакторы ЗАЭС для поставок энергии на всю оккупированную Украину, и что Россия также будет использовать ЗАЭС для выработки электроэнергии для российских регионов к западу от Уральских гор.

Заявленная Черничуком цель получения Россией лицензий на эксплуатацию ядерных реакторов ЗАЭС сигнализирует о долгосрочных территориальных намерениях Москвы и согласуется с более широкими усилиями России по фактической легитимации оккупации Россией ЗАЭС и дальнейшей краже критически важных поставок энергии из Украины.

Украинские силы нанесли ракетный удар в Курской области, как сообщается, по российскому командному пункту. Геолокационные кадры, опубликованные 2 января, показали поврежденное здание и российские военные машины после украинского ракетного удара по Ивановскому, Курская область.

Украинские источники сообщили, что украинские силы нанесли ракетный удар, возможно, с использованием HIMARS, по командному пункту российской 810-й бригады морской пехоты (Черноморский флот [ЧФ], Южный военный округ [ЮВО]) в поселке, в то время как исполняющий обязанности губернатора Курской области Александр Хинштейн заявил, что удар повредил Дом культуры в этом районе.

Российский милитарист заявил, что 810-я бригада морской пехоты проводила церемонию награждения в Доме культуры.

Главное управление военной разведки Украины (ГУР) уточнило новые подробности об ударе украинского морского беспилотника 31 декабря по российским вертолетам Ми-8 в Черном море, поскольку украинские удары продолжают ухудшать российские операции в оккупированном Крыму. 2 января ГУР сообщило, что украинский морской беспилотник Magura V5 использовал ракеты, чтобы уничтожить два российских вертолета Ми-8 и повредил один в Черном море 31 декабря. Ранее ГУР сообщало, что удар морского беспилотника уничтожил только один вертолет и повредил другой.

 Представитель ВМС Украины капитан третьего ранга Дмитрий Плетенчук усомнился в российских сообщениях о том, что на борту вертолетов находилось восемь членов экипажа, но отметил, что потеря высококвалифицированных экипажей вертолетов является значительной.

Плетенчук также отметил, что украинские удары по оккупированному Крыму лишили российские силы устойчивой логистики в этом районе, в том числе из-за повреждения железной дороги на мосту через Керченский пролив и паромов, которые перевозили железнодорожные вагоны и бензовозы.

Российский милитарист утверждает, что российские военные суда пытаются спрятаться от украинских военно-морских ударов в бухтах и ​​портах, и что российские силы смогут отразить украинские военно-морские беспилотники, оснащенные ракетами, только с помощью реактивных самолетов и истребителей.

ISW оценивает, что возросшие наступательные возможности Украины в Черном море, скорее всего, поставят под угрозу контроль России над оккупированным Крымом.

Основные выводы:

  • Решение Украины не продлевать контракт на транспортировку российского газа через ее территорию, вероятно, существенно повлияет на доходы России от продажи газа, несмотря на заявления Кремля об обратном.

  • Вероятно, «Газпром» пытается воспользоваться прекращением транзита газа через Украину, чтобы создать искусственный энергетический кризис с целью дестабилизации Молдовы.

  • Президент Украины Владимир Зеленский дал понять, что Украина увеличит количество ударов беспилотников и ракет по России в 2025 году в рамках усилий по убеждению России принять требования Украины о «справедливом мире» на будущих переговорах.

  • Россия намерена выдать российские лицензии на эксплуатацию всех шести реакторов Запорожской атомной электростанции (ЗАЭС) к 2028 году в рамках долгосрочных усилий Москвы по узакониванию своей незаконной оккупации станции и эксплуатации энергоресурсов Украины.

  • Украинские силы нанесли ракетный удар в Курской области, предположительно по российскому военному командному пункту.

  • Главное управление военной разведки Украины (ГУР) уточнило новые подробности об ударе украинских ВМС по российским вертолетам Ми-8 31 декабря в Черном море, поскольку украинские удары продолжают ослаблять российские операции в оккупированном Крыму.

  • Российские войска недавно продвинулись в районе Сиверска, Торецка, Покровска, Курахово и Угледара, а также на западе Запорожской области.

  • Министерство обороны России продолжает неадекватно снабжать российских военнослужащих основным снаряжением и боеприпасами, вынуждая солдат обеспечивать себя материальными средствами самостоятельно.

 

(Размещено 6:00)

Альфред Кох

Прошли два года и триста тринадцать дней войны. Свежих карт ISW сегодня нет и, следовательно, комментарии о ситуации на фронте я отложу на завтра. Будем исходить из того, что ничего существенного за прошедшие сутки не случилось. В пабликах пишут разное и про Курахово и на Покровском направлении, но без карт ISW — это все вилами на воде писано.

Вчера Владимир Зеленский дал интервью, в котором он опять поднял вопрос о действенных гарантиях безопасности для Украины и настаивал на том, что без американских гарантий все остальные гарантии он будет считать слабыми. Действенные же гарантии безопасности он считает обязательной частью той самой “сильной позиции”, без которой он не соглашается начать переговоры с Россией.

Еще более радикально высказался сегодня советник Офиса президента Михаил Подоляк. Он заявил: “О переговорах с Россией много говорят, но это иллюзия. Никакого переговорного процесса не может быть, потому что Россию не заставили заплатить достаточно высокую цену за эту войну». Кроме этого, он считает, что “…страны Запада во главе с США должны дать Украине гарантии безопасности от российской агрессии, которые подразумевали бы военное сдерживание Москвы. Какая этому может быть альтернатива? Сегодня альтернатив нет. Россия должна понимать, что как только она начнет агрессию, в ответ она получит значительное число ударов».

Сейчас я опять соберу большое количество хейта, но тем не менее скажу как думаю: мне кажется, что у украинского руководства есть большие проблемы с модальностью. Раньше я уже писал, что Зеленский часто путает “хочу” и “могу”. У него “я не хочу” тождественно по смыслу “я не могу”. Но в жизни это, к сожалению, далеко не так. Люди много чего “могут”, даже если они этого не “хотят”. Например, они, как правило, не хотят убивать других людей, но, тем не менее — могут

Зеленский часто повторяет, что Украина не может существовать в условиях замороженного конфликта. Это, как раз, и есть пример той инверсии, о которой я пишу. Зеленский не хочет, чтобы Украина существовала в условиях замороженного конфликта. И это его желание вполне объяснимо. Но мочь-то она может. Люди, вообще, могут многое, когда у них нет другого выбора… Вот и сегодня Подоляк говорит, что действенным гарантиям безопасности для Украины нет альтернативы. Он ошибается: им есть альтернатива. Например — отсутствие таких гарантий.

Он говорит, что Запад (и прежде всего — США) должны дать Украине гарантии безопасности. Где написано, что должны? Откуда взялся этот долг? Из хотелок Подоляка-Зеленского? Разве у Запада есть какие-то обязательства перед Украиной?

Может всё-таки вернуться к реальности и сказать как есть на самом деле: мы, украинские руководители, очень бы хотели, чтобы Запад дал Украине действенные гарантии безопасности на случай повторения российской агрессии. Если не сформулировать правильно, то мы так и будем путать где “мы хотим”, а где “нам должны”. А от этой путаницы потом возникают всякие недоразумения.

Вот, например, в том же интервью Зеленский сказал, что к нему обращаются западные лидеры с просьбой забрать обратно в Украину тех беженцев, которые так и не вышли на работу и продолжают сидеть на пособии. На что Зеленский сказал, что он готов этим заняться, но только в обмен на дополнительные поставки ПВО. Это, конечно, остроумно, но недальновидно. Вряд ли он таким способом получит желаемое, но отношение к нему испортится. Впрочем, оно и так уже оставляет желать лучшего. Какие бы иллюзии на этот счет он сам не питал…

Еще раз: так получилось (почему — вопрос к себе), что у Украины нет никаких гарантий по обеспечению ее безопасности от других государств на случае агрессии без применения ядерного оружия. И в этом отношении она находится в ряду многих десятков государств, обеспечение безопасности которых — их собственная забота.

Вот, например, Иран. Кто ему гарантирует его безопасность, кроме его самого? Никто… Или Бразилия. Или ЮАР. Или Индия. Да большинство государств в мире не имеют никаких внешних гарантий на этот счет.

С чего это вдруг Украина решила, что у нее они обязательно должны быть, а без них она “не может”? Сие есть загадка…

Уж если столько в Украине говориться о независимости и суверенитете, то у этого всего роскошества есть ведь и обратная сторона: если ты никому ничего не должен — то и тебе, соответственно, тоже: никто и ничего… Тут, как бы, симметрия напрашивается…

В этих условиях постановка вопроса: “Я сяду за стол переговоров только если вы мне дадите действенные гарантии безопасности”, чревата тем, что тебе ответят: “Да не садись! Нам что, больше всех надо? Это ж твои люди гибнут и твои города разрушаются. Как хочешь… Вольному — воля. Еб…сь тогда сам со своей войной. А мы пошли. У нас своих забот выше крыши”.

Получается какой-то детский сад: “Мама! Если ты мне не купишь эту машинку, то я выброшусь в окно! И оставлю записку, что ты во всем виновата! И ты будешь до самой смерти себя винить!”

Мне кажется, что Зеленский ведет рискованную игру. Ставить на кон свои отношения с союзниками ради того, чтобы получить от них гарантии безопасности (которых они очевидно давать не хотят), это значит подталкивать их к выбору: дать эти гарантии или послать его подальше. И я не уверен (в случае с Трампом — особенно), что если их вот так загонять в угол, то они сделают тот выбор, которого хочет Зеленский.

И зря Подоляк считает, что альтернативы нет и Запад (читай — США, на меньшее Банковая не согласена) должен дать Украине гарантии безопасности. Альтернативой могут быть, например, сепаратные договоренности с Путиным за счет Украины. Вот та плата, которая может быть уплачена Украиной за неадекватное представление о своей ценности для Запада.

Я все же надеюсь, что разум возобладает, и к моменту инаугурации Трампа Киев созреет и займет более реалистичную позицию. И тогда вместе с Америкой можно будет добиться от России хороших условий перемирия. У Америки есть чем надавить на Путина. Она, например, в состоянии обрушить цены на нефть. Если сильно захочет. А для того, чтобы она искренне этого захотела, не надо ее ставить в такое положение, в которое ее хочет поставить Зеленский. Сам он не любит, когда ему ставят ультиматумы. Почему же он думает, что Трампу это должно понравиться?

Вот такие у меня сегодня мысли. После всех этих интервью.

Слава Украине! 🇺🇦

1 оценка, среднее: 5,00 из 51 оценка, среднее: 5,00 из 51 оценка, среднее: 5,00 из 51 оценка, среднее: 5,00 из 51 оценка, среднее: 5,00 из 5 (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...

Комментарии читателей статьи "BloggoDay 3 January: Russian Invasion of Ukraine"

  • Оставьте первый комментарий - автор старался

Добавить комментарий