Коммунальный маразм

Татьяна Кириленко, 25.11.17, Зеркало недели

 

 

Что творится с тарифами на коммунальные услуги последние несколько лет — постигнуть трудно. К ним невозможно привыкнуть: растут они столь часто и стремительно, что их повышению уже потерян счет. Периодически кто-то у власти пытается опомниться, но ситуацию в целом это не спасает.

Например, недавно Госпотребслужба провела проверку и обнаружила нарушение при начислении стоимости жилищно-коммунальных услуг в 2016–2017 гг. Проанализировав обоснованность счетов на централизованное теплоснабжение в предыдущем отопительном сезоне, ее специалисты обнаружили завышение и вернули потребителям 5,3 млн грн.

 

Однако переплаты составляют куда более крупные суммы. Скажем, лишь в Черновицкой области они достигли 3,7 млн грн, а в Днепропетровской в 2014–2016 гг. потребители переплатили аж 53 млн грн. Выяснилось, что в структуру цены на ЖКП включали необоснованные или завышенные затраты. В уже упомянутой Днепропетровской области в тариф безосновательно внесли инвестиционную составляющую, банковские услуги и завышенные суммы прибыли. В прокуратуре области открыли уголовное производство. Однако же виноваты не только руководители коммунальных предприятий, но и местные органы власти, которые не утвердили тарифы на уровне экономически обоснованных.

Еще большая путаница с коммунальными платежами в столице. Причем одни новости радуют потребителей, другие — настораживают. В частности, речь идет о том, что киевляне могут вернуть часть средств, заплаченных за снабжение теплом в отопительном периоде 2015/16. Причины — в правовых нюансах. В Украине с 2014-го по 2017 г. стоимость тепла для бытовых потребителей возросла почти в четыре раза —
с 375,3 до 1414,45 грн за 1 ГКал. За это время Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), приняла пять постановлений об изменении тарифов на централизованное теплоснабжение.

Однако дело в том, что не все они легитимны. Например, постановление №613, согласно которому стоимость услуги по теплоснабжению для потребителей компании “Киевэнерго” возросла с 374,6 до 657,24 грн за 1 ГКал, действовала немногим более года (с 8.05.15 по 30.06.16 ). Но его признали недействующим, а тарифы — незаконными. Такое решение вынес Киевский апелляционный суд в своем постановлении от 06.07.2016 г., опираясь на то, что его не зарегистрировали в Минюсте и не внесли в Единый государственный реестр с присвоением регистрационного кода. Иными словами, постановление приняли с нарушением процедуры, согласно которой принимают нормативно-правовые акты, и потому оно было противоправным.

Решение суда позволяет киевлянам требовать возврата переплаченных по незаконным тарифам средств за отопительный период 2015–2016 гг. Деньги немалые, поскольку за каждую потребленную гигакалорию в том сезоне “Киевэнерго” должно возвратить 283,12 грн.

А пока жители столицы либо этого не знают, либо размышляют, что делать, монополист (“Киевэнерго”) решил в который раз их “порадовать”. Вместо того чтобы вернуть незаконно взысканное, в первой квитанции за отопление в новом сезоне 2017/2018 гг. жителям почти 330 столичных домов впишут суммы к уплате в прошлом отопительном сезоне. Правда, чтобы хоть слегка успокоить массы, сообщают, что там могут быть как доплаты, так и переплаты.

 

Причин, побудивших энергетиков спохватиться спустя год после завершения предыдущего отопительного сезона и обратиться к перерасчетам, более чем достаточно. Они настолько размыты и запутанны, что доказать свою правоту, даже поняв, о чем речь, практически невозможно.

Вот посудите сами, что можно противопоставить таким “аргументам” монополиста:

— в случае непредоставления или предоставления некорректных показаний квартирного счетчика за предыдущие периоды выполняется корректирование начислений по всему дому после получения фактических показаний;

— если по итогам отопительного периода 2016/2017 гг. выявлено расхождение (объемы прежде проведенных начислений за отопительный сезон 2016/2017 гг. не совпадают с данными архивных показаний), на основании которых проводится перераспределение показаний домового прибора учета тепла, проводится корректирование начислений всем жителям дома;

— если расчетное начало периода предоставления услуги по централизованному отоплению не совпадает с фактическим (иногда так случается из-за отсутствия доступа к подвалу, где расположен счетчик), осуществляется перерасчет;

— в случае открытия или закрытия лицевых счетов, установления или снятия с эксплуатации счетчика, изменения даты введения в эксплуатацию квартирных счетчиков отопления, выявления помещений с автономным отоплением и т.п.;

— если владельцы квартирных счетчиков отопления, которые раньше не передали показания, сообщили фактические показания, начисления корректируются всем жителям дома;

— если во время проверки выявлено несоответствие распределения количества гигакалорий на нежилые и жилые помещения или реальной отопительной площади, указанной в проектной документации дома, осуществляется перерасчет всему дому;

— в связи с корректированием информации об отопительной площади жилого помещения или выявления необсчитанных площадей во время соответствующих инспекций.

А как вам надуманная необходимость указывать показатели счетчиков не в квитанциях, как это было раньше, а сообщать дополнительно ежемесячно поставщикам о потребленном количестве горячей и холодной воды к определенному числу? То есть человек должен не только мобилизовать немалую сумму за некачественно предоставленные услуги, но еще и потратить время на бессмысленное сообщение данных, которые и так зафиксирует в квитанции. Иначе ему будут начислять показатели с потолка, даже в том случае, если он, скажем, не пользовался горячей водой.

Возможно, с затеей можно было бы смириться, если бы к предоставляющим коммунальные услуги было просто дозвониться. Если кто-то подумал, что его выручит мобильный телефон, то конечно, если на счету значительная сумма. Ведь звонить по телефону с мобильного на стационарный недешево. Да и ожидание в 20–30 минут выльется в копеечку. Ссылка монополиста на Интернет также некорректна. Далеко не у каждого он есть, и далеко не каждый пенсионер способен создавать личный кабинет и пользоваться им.

Попытки же предоставить письменные сведения о показателях счетчика в офисы “Киевэнерго” также не увенчаются успехом. Ящичков для обращений просто нет, а в центральном офисе хоть и есть, однако на нем написано, что вбрасывать туда письма с показателями запрещено. Так что постойте, уважаемые, в километровых очередях к операторам. Именно стойте, ибо присесть при таком наплыве посетителей негде.

Стойте и размышляйте, что уже платите за принятый без общественного обсуждения и незаконно повышенный более чем вдвое тариф на придомовые территории, не находящиеся в собственности жителей домов. И тешьте себя тем, что правительство отложило обнародование цены на газ для населения на период с 1 октября 2017 г. по 31 марта 2018-го. Отложили обнародование до согласования нового механизма определения стоимости энергоносителя с МВФ и Европейским энергетическим сообществом. Там до сих пор считают, что наши тарифы значительно ниже, чем у соседей. На обнищание украинцев не обращают внимания и советуют решать проблему через субсидии. Им безразлично, что подачки из бюджета уже получают более половины потребителей, и он (бюджет) этого не выдерживает.

0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...

Метки: ,

Комментарии читателей статьи "Коммунальный маразм"

  • Оставьте первый комментарий - автор старался

Добавить комментарий