Карма Thetis/ Thunderbolt: подводная лодка, похоронившая два экипажа

Премьеру рубрики “История дня”  решил открыть одним из многочисленных трагических эпизодов  в мировой истории подводного флота, привязанным к сегодняшней дате:  1 июня 1939 г. во время проведения ходовых испытаний затонула английская подводная лодка «Тетис» (Thetis)…

На фото: Верфь Cammell Laird Birkenhead, 4 Марта 1939 года, спуск HMS “Thetis” на воду

 

 

Впечатляющие цифры гонки вооружений прошлого века

 

Сейчас, когда за четыре года российской агрессии Украина умудрилась не поставить в войска ни одного новейшего танка “Оплот”, трудно даже поверить, что в годы Первой мировой войны флотилия подводных лодок кригсмарине – военно-морского флота Германии пополнилась 341 подводным кораблем. А ещё 138 лодок (!) остались недостроенными.

К 1939 году численность немецкого подводного флота составляла всего 57 единиц, а к концу Второй мировой войны численность подводного флота Третьего Рейха составила 1442 (!) подводные лодки, которые бороздили буквально по всему миру.

Кстати, перед капитуляцией Германии во Второй мировой войне в ходе операции «Регенбоген» было затоплено 220 подводных кораблей самими экипажами…

На фото: U-2540 “Вильгельм Бауэр” на вечной стоянке в Бремерхафене, наши дни

Под названием U-2540 лодка 24 февраля 1945 года была принята на службу и зачислена в 31-ю учебную подводную флотилию. В апреле 1945 года лодка была отправлена для тренировок в Рённе. 4 мая 1945 года в рамках операции «Регенбоген» была затоплена экипажем.

***

Что касается состояния дел с численностью подлодок в Королевском военно-морском флоте Великобритании, то в начале прошлого века в канун Первой мировой войны их насчитывалось 76. Хотя здесь стоить отметить, что далеко не все они были готовы к реальным боевым походам…

Что касается нашего “героя дня” HMS Thetis, то она принадлежит к подводным лодкам класса T (“Тритон”) — серии подводных лодок КВМФ Великобритании, разработанной в 30-х годах прошлого века. Всего было построено 53 субмарины, все они приняли активное участие во Второй мировой войне. После войны часть подлодок пустили на слом, остальные неоднократно усовершенствовались и находились в строю до конца 1960-х годов.

Экипаж несчастной “суки”

Всего из 53 субмарин класса “Тритон” в годы войны был потоплен каждый четвертый подводный корабль. Так что и у кораблей, видимо, есть свои ангелы хранители.

А среди неудачников есть свои пасынки судьбы. К примеру, HMS Tarpon, спущенная на воду 17 октября 1939 года, после прохождения испытаний была включена в состав флота 8 марта 1940 года, а уже спустя месяц – 10 апреля 1940 её потопил немецкий корабль.

Но даже на этом фоне  HMS Thetis выделяется. Она стала просто чемпионом среди неудачников, ибо под водой навечно остались два экипажа “несчастной суки”.

Да-с, чтобы была понятна моя шутка юмора о “несчастной суке”, про всяк выпадок поясню, что в советское время был такой фильм «Командир счастливой „Щуки“» (1972 г), сюжет которой посвящен морякам-подводникам Северного флота во время Великой отечественной войны…

***

На начало тридцатых годов прошлого века проект “Тритон” был довольно передовым, а сама подводная лодка представляла довольно грозную силу:

Длина 83,5 метра, ширина 7,9 м

Глубина погружения: до 91 метра

Дальность плавания: до 8000 миль 10-узловым ходом

Экипаж: 59 человек

Вооружение: 6 внутренних и 4 наружных торпедных аппарата + 102-мм палубное орудие и 3 зенитных пулемета.

Лодкам типа «Т» не было равных по разрушительной мощи среди всех субмарин периода Второй Мировой — этим объясняется их свирепый облик с причудливой носовой надстройкой, где разместились дополнительные торпедные аппараты.

1 июня  1939 года

Подводная лодка «Тетис», построенная на верфи фирмы «Кэммел Лэйрд» в Беркенхеде (около Ливерпуля), вышла в море для проведения ходовых испытаний, имея на борту 103 человека. На лодке находились командир флотилии подводных лодок, в которую предстояло влиться «Тетису», капитан 1-го ранга Орам, 53 члена экипажа, 20 представителей служб и управлений Адмиралтейства, входивших в состав приемной комиссии, 26 работников верфи и три представителя предприятий-контрагентов.

В 10 часов 00 минут подводная лодка отошла от пирса верфи и направилась в море для выполнения программы погружений. В назначенном месте ее ожидал буксир «Гребекок», задачей которого было оповещение судов, способных помешать проведению погружений. Средств звукоподводной связи с лодкой, а также шифровальных таблиц для передачи секретных сообщений в штаб флота буксир не имел.

В 13 часов 40 минут «Тетис» приступил к погружению. С борта буксира видели, как подводники покинули мостик. Вслед за этим послышался шум воздуха, вытесняемого водой из цистерн главного балласта. Однако, вопреки ожиданиям, лодка не желала уходить под воду. Ее рубка еще в течение 1 часа оставалась на поверхности.

Сам по себе случай непогружения лодки не был чем-то необычным: при расчетах балластировки подводного корабля всегда предпочитают ошибаться в безопасную сторону. Однако последующие события приняли трагический оборот. Как выяснилось позже из рассказа спасшихся подводников, командир лодки счел, что неудовлетворительная балластировка объясняется отсутствием воды в двух носовых торпедных аппаратах, которые, согласно расчетам, необходимо было заполнить в компенсацию массы отсутствовавших на лодке торпед. Он послал в носовой отсек командира минно-торпедной боевой части лейтенанта Вудса, чтобы тот проверил, заполнены эти аппараты или нет.

Лейтенант Вудс, поочередно открывая на торпедных аппаратах пробные краники, как и предполагалось, обнаружил, что аппараты с первого по четвертый осушены. Из пробного краника шестого аппарата полилась слабая струйка воды, что свидетельствовало о его частичном затоплении, а пробный краник пятого аппарата наличия в нем воды не показал.

Доложив о результате проверки в центральный пост, Вудс подождал некоторое время приказа о затоплении аппаратов (этот приказ почему-то так и не был отдан) и решил произвести проверку состояния их передних крышек, которая была предусмотрена программой испытаний. Для этого он начал последовательно открывать задние крышки аппаратов, начиная с первого, и осматривать их внутренности, освещая длинные темные трубы электрическим фонарем. На пятом аппарате заело рукоятку открывания задней крышки.

Как только Вудсу и помогавшему ему торпедисту удалось открыть крышку, через аппарат в отсек хлынул поток холодной морской воды, что было совершенно неожиданно: рукоятка открывания передней крышки находилась в положении «закрыто» (система взаимной блокировки крышек аппаратов на английских лодках в то время отсутствовала).

Нечего было и думать вновь закрыть крышку, и Вудс, доложив в центральный пост о случившемся, перешел вместе с торпедистом и другими подводниками во второй отсек (на лодках этого типа – отсек запасных торпед) и попытался закрыть за собой переборочный люк. Это ему также не удалось, так как между крышкой и комингсом люка попал барашек задрайки. Времени для его освобождения у подводников не было, и они отступили в третий отсек, задраив за собой переборочный люк. С затопленными первым и вторым отсеками в 15 часов 00 минут лодка легла на грунт на глубине 49 метров.

Командный состав лодки понимал, что на поверхности не будут беспокоиться по крайней мере до 17 часов, поскольку около 14 часов с «Тетиса» ушла радиограмма с сообщением о предстоящем погружении продолжительностью до 3 часов. Индивидуальные дыхательные аппараты для самостоятельного выхода людей на поверхность, которых на лодке было достаточно, не стали сразу использовать главным образом потому, что опыта такого выхода с глубины, на которой затонула лодка, не имели не только гражданские лица, но и большинство подводников.

В течение почти пяти часов (до 19 часов) подводники в индивидуальных аппаратах предпринимали попытки проникнуть через спасательную камеру, расположенную между вторым и третьим отсеками и имевшую выходы в каждый из них, в носовые отсеки и закрыть крышку злополучного торпедного аппарата и затем попытаться откачать воду. Эти попытки не увенчались успехом, но сильно вымотали людей.

Тем временем «Гребекок» напрасно ожидал всплытия «Тетиса». Командир буксира был озадачен необычным уходом лодки под воду. Уже в 16 часов 00 минут он решил сообщить о своих опасениях, однако, не имея шифровальных таблиц, мог сделать это только через гражданскую радиостанцию открытым текстом. Чтобы не поднимать излишней тревоги при прохождении радиограммы по обычным каналам связи, сообщение командира «Гребекока» в штаб подводных сил было сформулировано в форме вопроса: «На какое время планировалось погружение «Тетиса»?»

Эта радиограмма была получена в штабе лишь в 18 часов 15 минут в результате стечения ряда обстоятельств (включая прокол шины велосипеда почтальона). Сразу же был отдан приказ о поиске пропавшей подводной лодки. В 18 часов 22 минуты его получил эскадренный миноносец «Брэйзен», находившийся в Ирландском море. В 18 часов 50 минут приказ был получен на аэродроме морской авиации, расположенном в 150 милях от места катастрофы, однако четыре поисковых самолета смогли взлететь лишь в 19 часов 40 минут.

В результате и эскадренный миноносец, и самолеты прибыли в район происшествия около 21 часа, то есть перед самым заходом солнца. Буксир «Гребекок», хотя и находился на месте катастрофы, не мог оказать им помощь в поисках лодки, поскольку не имел не только средств подводного обнаружения, но и обычных навигационных приборов для определения собственного места.

Между тем обстановка в отсеках подводной лодки продолжала ухудшаться. Обессилевшие люди, напрасно ожидая помощи извне, решили поднять корму лодки, а затем попытаться выйти на поверхность через кормовую спасательную камеру, которая таким образом оказалась бы на сравнительно небольшой глубине. Для подъема кормы потребовалось рассоединить и вновь временно соединить многие водные и воздушные магистрали, и эта работа была успешно выполнена опытными заводскими специалистами.

Рано утром следующего дня корма лодки наконец вышла из воды и достаточно скоро была обнаружена поисковыми кораблями, а в 7 часов 30 минут рядом с ней всплыли два подводника: капитан 1-го ранга Орам, который решил лично руководить спасательной операцией, и лейтенант Вудс (необходимо отметить, что эти подводники вышли первыми с согласия оставшихся на лодке). Они рассказали о тяжелом положении людей и ужасной атмосфере в отсеках лодки.

Хотя к этому времени у кормы погибшей подводной лодки собрались уже три корабля (кроме «Гребекока» и «Брэйзена» на место происшествия прибыло спасательное судно Ливерпульского порта «Виджилянт»), ни одно из них не имело средств оказания реальной помощи подводникам.

В 10 часов 00 минут из подводной лодки вышли на поверхность еще два человека: моряк и заводской специалист, которые сообщили, что физическое состояние людей значительно ухудшилось, и они уже не способны самостоятельно выбраться из своего подводного гроба.

Около полудня к месту гибели лодки подошли шесть новейших эскадренных миноносцев типа «Трайбл», однако и на них не оказалось ни опытных водолазов, ни средств оказания помощи затонувшей подводной лодке. В 14 часов 30 минут из Беркенхенда прибыл буксир, доставивший оборудование для кислородно-ацетиленовой резки, с помощью которого предполагалось прорезать отверстие в прочном корпусе и через него извлечь оставшихся в живых людей. Для страховки на корму лодки был заведен трос, удерживаемый буксиром и спасательным судном. В 15 часов 10 минут этот трос лопнул, и кормовая часть «Тетиса», подняв огромную волну, скрылась под водой.

Только после 18 часов к месту катастрофы начали подходить аварийно-спасательные средства: тихоходные судоподъемные суда и буксиры с понтонами из Ливерпуля; эсминец с четырьмя гражданскими водолазами-глубоководниками и необходимым оборудованием на борту. Менее чем через два часа после прихода эсминца к месту происшествия водолазы были уже на палубе затонувшей лодки. В 3 часа 00 минут 3 июня к ним присоединились водолазы со спасательного судна ВМФ «Тедуорт»…

Но было уже поздно. В отсеках «Тетиса», затонувшего вследствие выхода из строя пробного краника и системы открывания крышек торпедного аппарата, погибли 99 человек…

 

Трагическая судьба “Thunderbolt”

Через год, в 1940 Thetis подняли на поверхность, провели восстановительные работы и вновь ввели в эксплуатацию. Подлодка была переименована в HMS Thunderbolt, и к ней приписали новый экипаж под руководством лейтенант-коммандера Сесила Крауча. На этот раз субмарина удачно «пережила» пробное погружение и впоследствии добилась значительных успехов в морских сражениях.

Во время патрулирования Атлантики в декабре 1940 года Thetis потопил итальянскую подводную лодку под командованием капитана Раффаэле Тарантини. Два года спустя судно перевели в Средиземное море с двумя другими субмаринами аналогичного класса. Их миссия состояла в том, чтобы атаковать итальянские военные гавани и уничтожать караваны кораблей снабжения. Во время операции союзников в гавани Палермо подлодке под новым именем Thunderbolt удалось потопить крейсер Ulpio Traiano и грузовое судно под названием SS Viminale.

Тем не менее, Thunderbolt вновь не избежал печальной участи. 14 марта 1943 года подводная лодка была потоплена глубинными бомбами итальянского корвета Cicogna. На этот раз субмарина затонула на глубине 1340 метров вместе со всей своей командой.

На фото: HMS Thorn — подводная лодка Т-класса, идентичная Thetis. 

На фото:  HMS Thetis 

На фото: HMS Thetis подняли со дна

На фото: Экипаж Thunderbolt с флагом «Веселый Роджер» после патрулирования в Средиземном море. 

На фото: 31 мая 2014 года на кладбище Маэшифрид, Холихед, была проведена неофициальная служба в ознаменование 75-летия со дня затопления подводной лодки HMS Thetis 1 июня 1939 года, унесшей 99 жизней.

1 оценка, среднее: 5,00 из 51 оценка, среднее: 5,00 из 51 оценка, среднее: 5,00 из 51 оценка, среднее: 5,00 из 51 оценка, среднее: 5,00 из 5 (1 оценок, среднее: 5,00 из 5) Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...

Метки:

Комментарии читателей статьи "Карма Thetis/ Thunderbolt: подводная лодка, похоронившая два экипажа"

  • Оставьте первый комментарий - автор старался

Добавить комментарий