Мусорный вопрос и «мечты розовых пони». Часть первая

 

Если кто-то еще не слышал, в Славутиче при содействии Совета Европы этой осенью прошла (в 3 этапа) Общественная Ассамблея по теме «Как мы можем усовершенствовать систему обращения с бытовыми отходами?».

Кому интересны подробности, прилагаю отчет участника Ассамблеи. Однако к прочтению не рекомендую, ибо материал объемный, скучный, рассчитан на интеллектуалов.

 

 

Часть 1. Подробно о самой Ассамблее

Что такое Общественная Ассамблея?

«Общественная ассамблея – инновационный способ привлечения жителей к решению дел в обществе. Общественные ассамблеи используются во всем мире, включая Польшу, Ирландию, Бельгию, Германию и Данию для поддержки правительств, парламентов и местных советов. И теперь это впервые происходит в Украине, а теперь и в Славутиче»,

— рассказывает директор «Агентства регионального развития» Славутича Арина Старовойтова.

директор «Агентства регионального развития» Славутича Арина Старовойтова

 

Звучит, конечно, красиво, однако лично мне полномочия этого свежеиспеченного общественного института до сих пор неясны  — это точно не инструмент прямой демократии (решение Ассамблеи не является обязательным для исполкома). Скорее — это такой же рекомендательный орган, как и старый добрый Общественный Совет. Только пафосу больше, ибо это мероприятие инициировал Совет Европы.

Чуточку забегая наперед, признаюсь, что некоторыми итоговыми рекомендациями Общественной ассамблеи остался разочарован, назвав их «мечтами розовых пони». В связи с чем отмечу, что уровень компетентности членов Общественного Совета времен мэрства Удовиченко, пожалуй, был выше. Но, что самое главное! — данный институт местной демократии функционировал в таком же рабочем режиме, как и расписание электричек. Что лишний раз подтверждает тезис о том, что всё новое – это хорошо забытое старое. Но при этом более хлипкое.

Азбука эффективного управления коммунальным хозяйством заключается в том, что возникающие проблемы должны оперативно решаться в рабочем порядке, а не копиться годами, превращаясь в неподъемные эвересты, как это происходит сейчас. И если самих себя не обманывать – мы, увы, уверенно идем курсом «отрицательного развития»…

 

С чего всё начиналось?

В марте 2024 года городской совет Славутича подписал меморандум с Офисом Совета Европы. После этого, в течение 6 месяцев шла соответствующая подготовка.

Если не ошибаюсь, еще в августе месяце по почтовым ящикам славутчан (по всем кварталам) разложили 4000 писем-приглашений, в которых рассказали о смысле проведения «Общественной Ассамблеи» и её теме, а также предложили всем желающим принять участие в её работе. Для чего предлагалось заполнить специальную форму на сайте до 15 сентября (никуда ходить было не нужно).

На фото: организаторы разносят «письма счастья» (приглашения принять участие в Общественной Ассамблее) по почтовым ящикам славутчан

Кроме того, соответствующая информация была выложена на городских сайтах, доносилась в специальных сюжетах местного телевидения, а также размещена на информационных стендах по городу. Отмечу, что подать заявку на участие в Ассамблее мог любой желающий, а не только те, кто получил на дом «письмо счастья».

На фото: информационные стенды на улицах города (вверху) и специальные буклеты (внизу)

 

Работа по привлечению общественности к участию в Ассамблее была проведена колоссальная. Отмечу, что заявки подало всего 172 человека. Из которых, собственно, и отобрали 45 основных и 12 дополнительных членов Общественной Ассамблеи, каждому из которых в телефонном режиме организаторы сообщили о дате и месте проведения мероприятия.

И это, поверьте, автор описал далеко не все организационные этапы…

 

Где и как проходила Общественная Ассамблея?

Мероприятие проходило в здании гимназии «Крокус» (бывшая школа №2 в Киевском квартале) в три этапа:

1 сессия состоялась 19-20 октября (из 45 приглашенных пришло 36 участников)

2 сессия: 9-10 ноября (пришло 24 участника)

3 сессия: 23-24 ноября (пришло 25 участников)

В 9:30 начиналась регистрация участников, а работа шла с 10 часов до 17. Если выбросить перерыв на обед, то только «чистое время» сессионной работы составило 36 часов. Что, согласитесь, весьма немало для изучения темы.

 

Хорошо, что между сессиями были паузы – так что было время осмыслить услышанное и подготовить собственные предложения.

Кроме того, для участников Ассамблеи было создана специальная группа в вайбере, в которой можно было обмениваться мнениями. Там же можно было оформить свои предложения в текстовый документ и попросить организаторов его распечатать для других участников Ассамблеи во время проведения сессий…

На фото: регистрация участников проходила в фойе гимназии

***

Кроме того, в промежутке между сессиями, участники (кто изъявил желание):

— 5 ноября посетили городской мусорный полигон (который обслуживает КП ЖКЦ и ответственность за который, между прочим, несет вся громада)…

 

— посетили пункт приема вторсырья в Добрынинском квартале (ФОП Василия Кравченко)…

 

— изучали опыт местного активиста Александра Панченко, который вместе с жителями своего дома организовал сортировку мусора и сдачу вторсырья…

— 16 ноября сделали выезд в Чернигов, где посетили Peremoha Lab ГО «Еко Місто», где Сергей Безбородько на примере работы мастерской продемонстрировал, как переработанный пластик может получить новую жизнь.

 

 

Организация работы Ассамблеи

Работа участников была организована по методикам, разработанным Советом Европы, и проходила в актовом зале гимназии «Крокус», где были созданы практические идеальные условия:

— каждого из участников обеспечили ручкой, блокнотом, Программой мероприятий сессии.

 

— в ходе работы были перерывы на кофе, в ходе которых предлагались на выбор чай, кофе, бутерброды, пирожные;

 

— читал, что стоимость школьных обедов составляет под 50 гривен. Так вот, участников Ассамблеи кормили точно дороже и лучше. Так что к питанию вообще нет вопросов.

***

Все участники были разбиты на 8 групп, за каждой из групп был закреплен отдельный фасилитатор (специалист, обеспечивающий групповую коммуникацию), работу которых координировал ведущий фасилитатор, который четко отслеживал тайминг всех пунктов Программы.

Олег Дукас, ведущий фасилитатор, эксперт Совета Европы

 

Для возможности работы во время воздушных тревог, такие же условия, как и в актовом зале, были созданы в подвальном укрытии.

И там, и там были установлены ТВ-экраны для возможности вывода презентаций и проведения видео-конференций с иногородними участниками (экспертами, общественными активистами и т.д.).

На фото: первый зам мэра Виктор Шевченко

 

***

Отмечу, что уровень организации был намного выше, чем скажем, во время проведения заседаний депутатского корпуса Городского Совета. Затрудняюсь даже сосчитать всех причастных к процессу:

— около 5 специалистов, собственно, от самого проекта Европы;

На фото: Дарина Соколова, руководительница проекта Совета Европы

 

На фото: Олеся Вершигора, ведущий эксперт Общественной Ассамблеи

 

— 8 фасилитаторов за столами (большинство из них — это местные кадры, но были и иногородние);

 

— представители АРР Славутича (Агентство регионального развития), которые, как я понял, привлекали и людей из других городских организаций;

— персонал гимназии «Крокус»;

На фото: Алла Игнатова, директор гимназии «Крокус»

 

— персонал черниговской компании, обеспечивавшей питание участников;

И это не считая приглашаемых на сессии руководителей города, предприятий и организаций, фотографа Вадима Ивкина, ТВ-команды Саши Демидова…

 

…наблюдателей из числа местных общественных активистов и бывшего городского руководства.

В частности, на всех сессиях присутствовал Владимир Петрович Удовиченко, который в силу возраста хотя и сдал в плане здоровья, однако марку держал и выступал как в лучшие годы.

В общем, столь «энергозатратное» мероприятие, если и повторится, то явно нескоро. Так что совершенно зря некоторые участники (конечно, в силу разных причин) проигнорили мероприятие.

 

За чей счет банкет?

Мероприятие проводилось не за счет городского бюджета, а счет средств, выделенных Советом Европы, который, собственно, и контролировал весь процесс. Автор из врожденного любопытства сунул свой нос в этот вопрос, однако эта информация является внутренней и не подлежит разглашению…

 

Организаторам Ассамблеи респект и зачет!

Если читатель «залип лапками в потоках меда» из уст автора, то сразу скажу, что хотел отдать должное всем причастным к процессу, дабы не выглядеть в их глазах «тварью неблагодарной», которую кормят и гладят, а она в ответ может только кусать.

Однако в последующих частях включу режим «собаки кусачей», так что критики будет предостаточно. Подробно расскажу о достигнутых участниками Ассамблеи результатах, а также собственном анализе ситуации, выводах и предложениях.

Но в первой части отчета хотелось сделать акцент именно на том, что уровень первой в Славутиче Общественной Ассамблеи оказался настолько солидным, что лично мне до сих пор непонятно (хотя и догадываюсь!) — как этому слону удалось родить мышь?!

О чем еще не сказал? Посещаемость Ассамблеи лишний раз подтвердила известный тезис о том, что «кухонных критиков» — тьма, тогда как альтруистов, желающих засучить рукава и работать – единицы. Сто лет не принимал участия в общественной жизни Славутича, а зашел в зал – увидел картину-маслом «Мушкетеры, двадцать лет спустя»: активисты всё те же, что и раньше. Новых лиц крайне мало, а юных и дерзких и того меньше. Радует уже то, что на общем фоне они совсем не терялись – мыслили творчески и за словом в карман не лезли. Молодцы! Так держать!

 

P.S. Фото: Вадима Ивкина, Глеба Горошинского и др.

 

(Продолжение следует)

Олег Федоренко, 27.11.2024

1 оценка, среднее: 5,00 из 51 оценка, среднее: 5,00 из 51 оценка, среднее: 5,00 из 51 оценка, среднее: 5,00 из 51 оценка, среднее: 5,00 из 5 (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...

Метки: , , , , , , , , ,

Комментарии читателей статьи "Мусорный вопрос и «мечты розовых пони». Часть первая"

  • Оставьте первый комментарий - автор старался

Добавить комментарий