Ода велосипедам. Часть 7

Рубрика “Лонгриды по выходным”

 

Часть 7: Зал славы горного велосипеда

 

С 1988 по 2020 год в список Зал славы горного велосипеда внесено 160 имен, не считая “коллективных номинаций” как-то Velo Cross Club Parisien, Larkspur Canyon Gang, “Велосипедный магазин семьи Коски”,  Cupertino Riders, Mtn. байк-клуб Discovery или “Ассоциация горных велосипедов плато Колорадо” (COPMOBA).

Почту за честь ознакомить вас с некоторыми именами…

 

Velo Cross Club Parisien (VCCP)

Респект, что Джо Бриз в вопросе о пионерах МТБ не стал тянуть одеяло на себя и друзей, а по достоинству оценил как ребят из Larkspur Canyon Gang, так и заокеанских предшественников. В том числе и французский вело-кросс-клуб Parisien, состоявший из двух десятков молодых велосипедистов из предместий Парижа, которые в период с 1951 по 1956 год развивали вид спорта, схожий с современными состязаниями МТБ.

Слово Джо Бризу:

“…Их велосипеды на узких шинах того времени, отличались, конечно, от широких шин современных моделей, но эти гонщики придали своим французским байкам 650-B необычайную степень технической сложности. Почти все их байки имели амортизационные вилки, большинство из которых были заимствованы у мопедов; одна из амортизационных вилок была сделана членом VCCP. Вставки в раме, переключение передач на руле и улучшенное торможение были обычными для большинства их байков.

Изучение замечательной фотоколлекции VCCP — обязательный пункт для любого любителя MTБ…”

 

The Cupertino Riders

Сообщество “Cupertino Riders” (лично мне понравился автоматический перевод “Всадники Купертино”) внесено в Зал славы горного велосипеда в 1996 году, как признание их заслуг в модернизации “кланкеров”.

1 декабря 1974 года на гонке по велокроссу в округе Марин на стартовой линии появились гонщики из Купертино – 50-ти тысячного города, расположенного в Кремниевой долине в 80 км к югу от горы Там. Гости произвели буквально сенсацию своими старыми Schwinn с многоскоростными переключателями передач и барабанными тормозами с рычажным управлением.

На фото: гонщики Купертино, 1974 год

 

В общем возникает вопрос: Гэри Фишер в 1974 году приступил к генеральной переработке своего Schwinn Excelsior до или после сенсационного появления аборигенов Кремниевой долины?

Клуб Morrow Dirt Club был создан в 1972 году как способ для Расса Махона и его друзей исследовать бездорожье местных прибрежных гор и участвовать в захватывающих спусках. Он так и не вырос за пределы первоначальных десяти участников из Купертино. Лидером был  Russ Mahon, за которым следовал Картер Кокс/ Carter Cox, Берни Махон/Bernie Mahon, Том Кокс/ Tom Cox, Стив Малле /Steve Mallet т, Билл Хана/ Bill Hanna, Джо Пратер /Joe Prater, Грег Тру /Greg True, Тим Секрест /Tim Secrest и Кэти Махон/ Kathy Mahon.

На фото: Russ Mahon на своем старичке Schwinn, 2009 год.

 

Игнац и Франк Швинн

Как только приступил к изучению истории маунтинбайков, вклад семьи Швинн для меня был очевиден. И опять-таки очень приятно, что современники по достоинству оценили эти заслуги, поместив их имена в Зал славы горного велосипеда.

На фото: Игнац Швинн и его сын Франк, в 1916 году

 

На фото: Игнац Швинн в офисе с сыном Франком

 

По словам Джо Бриза, одним из самых больших вкладов Швинна в велоспорт была их двухкомпонентная шина “баллон”, созданная в 1933 году.

Фрэнк Швинн сказал:

“Шина однокамерного типа была просто прославленным куском бесконечного садового шланга с вентилем внутри. Проколы были просто неисправимы”.

Когда Швинн закрыл свое мотоциклетное производство, они сосредоточились на модернизации американского велосипеда, и шина была первым компонентом, над которым они работали.

Фрэнк уменьшил диаметр колеса с 28 до 26 дюймов и увеличил ширину шины с 1 1/8 до 2 1/8 дюйма. Швинны и не подозревали, что они подарили горному велосипеду свою шину. Шина с камерой, популяризированная Швиннами, имела тот же диаметр колеса, диаметр поперечного сечения и конструкцию каркаса, что и шины, которые использовали пионеры округа Марин в 1970-х годах. Толстая шина обеспечивает горным велосипедам комфортную, устойчивую и уверенную езду.

 

Джон Финли Скотт

В пятой части уже говорилось, что в 1953 году будущий профессор социологии Калифорнийского университета в Дэвисе Джон Финли Скотт, будучи еще студентом, подверг апгрейду свой Schwinn Varsity, создав прообраз горного велосипеда  — свой Woodsie. 

 

С учетом того, что первая гонка Repack, состоялась только 21 октября 1976 года – то есть минуло 23 года и выросло уже новое поколение, об этом имени, казалось бы, можно было забыть. Ан нет! — Джон Финли Скотт не только не “исчез с радаров”, а стал крестным духовным отцом местного велодвижа.

 

 

John Finley Scott (1934 – 3.06.2006) родился в Беркли (Berkeley — город на восточном берегу залива Сан-Франциско, штат Калифорния).

Получил степень бакалавра по философии в Риде (Reed College — частный гуманитарный университет в г. Портленд, штат Орегон, США), степень магистра в Стэнфорде (Stanford University — один из самых авторитетных и рейтинговых университетов в США и в мире), степень доктора философии в Калифорнийском университете в Беркли.

В 1957 году, когда Скотт был 23-летним аспирантом Стэнфорда, он оказался на первой странице “Los Angeles Times” после того, как с ним произошел несчастный случай, едва не закончившийся смертью.

Во время восхождения на гору Норт-Палисейд (North Palisade) высотой 14 242 фута (4341 метра), в национальном парке Кингз-Каньон Скотт сорвался со скалы и упал на камни с высоты в 12 метров, сломав обе ноги и правое запястье, а также получив многочисленные травмы головы и внутренних органов.

Отважная миссия добровольцев-вертолетчиков с базы ВВС Эдвардс спасла ему жизнь. “Он бы никогда не выжил, если бы его не вытащили отсюда вертолетом”, — сказал врач Генри Джейкс, который лечил пострадавшего.

Кстати, именно полученные травмы повлияли на то, что Скотт с особой тщательностью подходил к конструктивным особенностям велосипедов, чтобы на них было комфортно ездить в дальние поездки…

***

Истовых энтузиастов велосипеда и талантливых конструкторов в Штатах было не мало, но даже на их фоне Джон Скотт являл собой особенный случай, ибо его рисунок велосипеда “Cow-Trailing” 1950 года свидетельствует о том, что он мечтал о создании карбоновой рамы для велосипеда и деталях из алюминия на пару десятилетий раньше, чем они стали применяться в велоиндустрии.

(Полагаю, что представители современного поколения никогда и не видели пишущей машинки, а я вот сразу обратил внимание, что машинка у Скотта была не бюджетная, а позволяла с помощью нажатия на отдельную кнопку печатать текст не только на черной ленте, но и на красной).

Созданная им в 1953 году модель “Woodsie” (Прим.авт. — глубоко символично, что это год рождения Джо Бриза”), которую многие специалисты считают прообразом горного велосипеда, стала далеко не единственной разработкой, воплощенной им в жизнь.

В 1961 году Скотт связался с английским производителем рам Джимом Гардом, который по его заказу изготовил спецмодель “Jim Guard”, которую можно считать отцом современных гравийных велосипедов.

На фото: “Woodsie” версии 2.0 на байк-шоу в Лонгмонте, штат Колорадо, в 2010 году. Эту модель на колесах  650B  создал Дэйв Пэджетт (Dave Padgett) из Невада-Сити по заказу Скотта в начале 60-х.

 

Кроме того, Скотт постоянно работал над улучшением ТТХ своих велосипедов — поэтому все модели перманентно подвергались апгрейду. В 80-х годах, по свидетельству его знакомых, в личной коллекции профессора находилось не менее полудюжины велосипедов.

***

Но это, конечно, далеко не все заслуги Скотта. Еще в 1963 году Финли написал статью о состоянии “жестких дорог”, которую многие считают основополагающей в отношении езды по бездорожью в Америке. Уже тогда предвидя будущий всплеск интереса к таким путешествиям…

Уже говорил, что в плане законодательных запретов и ограничений США дадут фору любым бюрократам. Скажем, в той же Калифорнии автомобильное лобби вытеснило велосипедистов на тротуары, запретив им передвигаться по автомобильным дорогам. Скотт долго боролся с этим запретом, но таки добился того, что велосипеды были признаны транспортным средством. Вскоре после этого и в других штатах изменили законодательство в пользу велосипедистов.

Более того, он же внес значительный вклад в разработку специальных правила движения, как для велосипедистов, так и для водителей транспортных средств, обгоняющих велосипедистов. Скажем, в Штатах водитель имеет право пересекать “двойную сплошную”, чтобы гарантировано соблюдать безопасную дистанцию во время обгона велосипедистов…

Не знаю даже почему, но в США тандемы были очень популярны. На фото Bill Pritikin & John Scott

 

***

Скотт всячески поддерживал юных энтузиастов велопутешествий. Скажем, специально для горных велосипедных туров он приобрел двухэтажный лондонский автобус, на который установил персонализированный номерной знак “Homeric”.

С которым связано немало теплых воспоминаний горных покатушечников. Так однажды вся компания уехала в автобусе “не заметив потери бойца”, пока Финли выяснял отношения с местными копами, у которых были какие-то претензии к велосипедистам…

***

Наконец, когда в середине 70-х Гэри Фишер, Чарли Келли и Том Ричи отчаянно нуждались в средствах для организации бизнеса по производству горных велосипедов, именно Джон Финли Скотт то ли просто одолжил им 10 000 долларов, то ли закупил партию комплектующих (детали рассказов разнятся), с условием, что вложенные средства можно будет вернуть, когда бизнес “встанет на ноги”…

В 1980 году Скотт выкупил  велосипедный магазин в Купертино, который он использовал для продажи горных велосипедов, созданных Гэри Фишером,

“Он был парнем, который верил в нас”, — тепло отзывается о нем Фишер.

“Он был нашим “серым кардиналом”, опекавшим нас” — вспоминает Джеки Фелан, основательница WOMBATS (Женского общества горного велосипеда и чаепития округа Марин).

***

Увы, альтруизм, свойственный Скотту, довел его до могилы: в 2006 году его убил местный бичуган, которого он периодически нанимал для стрижки газонов, кустарников и деревьев, после того, как профессор уличил пройдоху в краже банковских чеков, по которым тот получал суммы в банке, подделывая подпись Скотта…

Это трагедия наделала много шума не только в местной печати, но и на национальном уровне в Штатах…

 

Джо Бриз

Joe Breeze, родился в 1953 году – многие эксперты именно его считают создателем первого горного велосипеда.

Бывший шоссейный гонщик  стал одним из самых быстрых байкеров на скоростном спуске в Repack: выиграл 10 из 24 гонок Repack, которые проходили между 1976 и 1984 годами. Его личное лучшее время на Cascade Canyon Road (4:24) всего на две секунды отстает от рекорда трассы, установленного Гэри Фишером (4:22).

 

Фото Венде Крэгг: Джо Бриз едет на Breezer #1 на Repack, 1977 год.

 

Гонки, складывается впечатление, были в крови Джо Бриза.

“Мой отец, Билл, участвовал в гонках, когда я был ребенком, — рассказывает Бриз, — Он выиграл первую гонку спортивных автомобилей в северной Калифорнии. Я вырос с этим наследием и с раннего возраста испытывал потребность в скорости. Мой отец это видел, поэтому не позволял моему брату Ричарду и мне получать водительские права, пока нам не исполнилось 18 лет. Но к тому времени я уже думал: «Я могу доехать куда угодно на велосипеде, так зачем беспокоиться?» Я получил водительские права только в 26 лет…”.

Бриз, наряду с другими пионерами, включая Гэри Фишера, Чарли Келли и Тома Ритчи, известен своей центральной ролью в разработке горного велосипеда. Бризу приписывают проектирование и создание первых совершенно новых горных велосипедов, которые гонщики в просторечии называли Бризерами.

В 1977 году производитель велосипедных рам и дизайнер  построил прототип, известный как Breezer №1, а  к началу 1978 года завершил еще девять Бризеров первой серии (итого 10).

 

На фото: Breezer №1 (в настоящее время находится в коллекции Национального музея американской истории Смитсоновского института.)

 

На фото: вверху Джо Бриз, 1984 год, внизу — 2014 год

На фото: Джо Бриз, 2017 год.

 

Сегодня Бриз больше похож на куратора музея велосипедного спорта в Марине (которым он и является!), чем на расчетливого “демона скорости”, которым он был когда-то.

 

Том Ритчи

Tom Ritchey родился в 1956 году — американский гонщик высшей категории, производитель велосипедных рам, дизайнер и основатель Ritchey Design.

Ритчи — американский пионер в области современного производства рам и первый производитель горных велосипедов в истории этого вида спорта. К своим 23 годам Том в домашней мастерской самостоятельно изготовил более 1000 рам запредельно-высокого качества (своим рамам он давал пожизненную гарантию).

 

Является новатором в области компонентов велосипедов, которые использовались для победы в некоторых из крупнейших соревнований по велоспорту в мире, включая чемпионаты мира UCI, Тур де Франс и Олимпийские игры.

В 1988 году Ритчи был включен в первый Зал славы горного велосипеда, а в 2012 году — в Зал славы велосипедов США в Дэвисе, Калифорния.

На фото: Все запреты и шаблоны Том с детства вертел на одном месте!

На фото: любовь к новациям прививалась детства

На фото: В возрасте 11 лет со своим первым взрослым велосипедом.

На фото: Когда Том Ритчи участвовал в гонках в качестве юниора в составе национальной сборной США за ним закрепилась слава “уничтожитель старперов”

На фото: Том Ритчи знал толк не только в велосипедах! На снимке он с женой Мартой на авторском тандеме Ritchey.

На фото: Том Ритчи своими руками построил бревенчатую хижину-мастерскую в 1980 году и использует ее до сих пор.

На фото: Хм, вы только посмотрите на швы рамы, сваренной Томом Ритчи! А теперь посмотрите на швы собственного велосипеда!

На фото: Том Ритчи на обложке первого выпуска журнала Bicycling Magazine (май 1981 года), посвященного горному велосипеду

На фото: Реклама Ritchey Mountain Bike в журнале Bicycling Magazine, 1982 год

 

Гэри Кристофер Фишер

Gary Christopher Fisher — родился 5 ноября 1950 года. Весьма харизматичная и экцентричная натура!

“Я помню, как ездил на Chevy Impala моей мамы в горы, — рассказывает Гэри Фишер, чье имя стало синонимом этого вида спорта благодаря горным велосипедам, которые он и Чарли Келли построили с использованием рам Тома Ричи в 1979 году, — В середине 60-х там можно было ездить на чем угодно. А в 70-х власти везде ставили цепи, так что велосипед стал единственным способом передвижения”.

На фото: чтоб вы представляли, как выглядела мамина “миленькая машинка” Chevy Impala

 

Фишер начал участвовать в шоссейных и трековых гонках в возрасте 12 лет. В 1968 году его отстранили от участия, поскольку организаторы гонок сослались на правило, что его волосы были слишком длинными.  Но этот запрет не заставил упрямца сменить стрижку. Только к 1972 году это правило было отменено, и карьера Фишера продолжилась. Он выиграл гонку TransAlp в Европе и национальный титул Masters XC.

 

 

В 1974 году Фишер приступил к генеральной переработке своего вела Schwinn Excelsior X 1930-х годов. Его нововведения в модели включали барабанные тормоза, мотоциклетные тормозные рычаги и тросы, а также тройные передние звезды, все взятые из б/у деталей, которые Фишер находил в велосипедных магазинах.

В 1976 году Фишер принял участие в гонке Repack downhill, организованной его соседом по комнате Чарли Келли. Она проходила по извилистому маршруту вниз по горе Пайн-Маунтин недалеко от Фэрфакса, Калифорния, к северу от Сан-Франциско. Фишер установил рекорд времени на трассе Repack.

На фото:  Фишер на гонке Repack

 

Термин “маунтинбайк” был придуман Гэри Фишером в 1979 году. В том же году Фишер и Келли основали MountainBikes,  первую компанию, специализирующуюся на производстве этого типа велосипедов. Рамы были изготовлены Томом Ритчи, который позже основал свою собственную компанию. Первая модель продавалась за 1300 долларов, а всего за первый год было произведено 160 экземпляров.

В 1979 году появились компоненты Shimano и была предпринята неудачная попытка зарегистрировать торговую марку Mountain Bike. Компания распалась в 1983 году; в том же году Фишер основал Gary Fisher Mountain Bikes.

На фото: Гэри Фишер  с моделью RS-1

На фото:  В 2021 году Гэри опубликовал книгу под названием «Быть ​​Гэри Фишером и велосипедная революция»

На фото: двухподвес Gary Fisher

На фото: карбоновый “шоссер” Gary Fisher Cronus Ultimate, вес 6,75 кг, цена 6,299 USD

 

Чарльз Ричард Келли

Charles Richard Kelly родился в 1945 году,  учился в средней школе Тамалпаис в Милл-Вэлли, Калифорния, у подножия горы Тамалпаис.

На фото 1: Чарли со старшей сестрой и младшим братом, 1953 год.  Фото 2: Чарли Келли 12 лет, 1957 год

 

 

В конце шестидесятых и начале семидесятых Келли был инженером рок-группы из Сан-Франциско The Sons of Champlin. Когда в 1977 году группа распалась, Келли сосредоточился на своей страсти к велоспорту и велосипедам “klunker”, которые он и его друзья собирали из старых рам и катали по бездорожью.

В 1972 году Келли стал одним из основателей, а затем и президентом Velo-Club Tamalpais –– велосипедного клуба, в состав которого входило большинство первых пионеров горного велосипеда округа Марин.

Возможно, Келли был неважным механиком, зато великолепным генератором идей и организатором. В 1976 году он начал продвигать гонку Repack downhill, первое крупное событие для горного велосипеда.

На фото: подпольная реклама гонок Repack downhill (во времена отсутствия интернета Келли и сотоварищи просто расклеивали объявления в тусовочных местах и вскоре по округе не осталось ни одного продвинутого гонщика, который бы не хотел участвовать в крутых гонках, молва о которых докатилась и до соседних штатов)…

 

Довольно интересный вопрос (во всяком случае, для меня): как проводили замеры времени прохождения дистанции? Как выяснилось, для этого брали два хронометра и синхронизировали их показания. Первый хронометр оставался у судьи “на старте”, то бишь, на вершине горы, а судья “на финише” со вторым хронометром спускался на велосипеде вниз (на это уходило минут десять, тогда как гонщики проезжали ту же дистанцию вдвое быстрее). После чего начинались соревнования: гонщики стартовали каждые две минуты (судья на старте держал стартующих за колесо, чтобы никто не выехал раньше времени).

 

Фото Венде Крэгг: 1979 год, съемочная группа местного телешоу “Evening Magazine” снимает сюжет о гонках Repack. На переднем плане Чарли Келли.

***

В связи с ростом популярности гонок Repack, Келли заказал для себя кастомные внедорожные рамы велосипедов у Крейга Митчелла и Джо Бриза. Это были одни из первых «горных велосипедов», когда-либо построенных.

 

На фото: Келли участвует в Repack на велосипеде Крейга Митчелла 

Слева: Крейг Миттчел, справа Larry Cragg  на велосипеде Крейга Миттчела

 

В 1979 году Келли объединился со своим бывшим соседом по комнате Гэри Фишером и производителем рам Томом Ричи в бизнес-предприятии под названием «MountainBikes» — первом месте в мире, где люди могли купить готовый горный велосипед, а не собирать его самостоятельно.

В 1982 году Келли продал свою долю в компании Фишеру, который переименовал ее в Fisher Mountain Bikes.

В 1980 году Келли и Дениз Караманьо начали выпускать первый журнал о горном велосипеде: The Fat Tire Flyer.  До 1986 года это было единственное издание для горных велосипедистов.

Келли — автор полной истории горного велосипедного спорта «Fat Tire Flyer: Repack and the Birth of Mountain Biking».

В 1988 году его имя было включено в Зал славы горного велосипеда.

Предоставим слово Чарли Келли:

«Причина, по которой горный велосипед так популярен, заключается в том, что это один из немногих способов в современной жизни, с помощью которого можно включить свой адреналиновый насос и оставить его включенным надолго. Вы можете заняться серфингом на большой волне или прыгнуть с парашютом, но скоростной спуск на велосипеде дает вам столько адреналина, сколько вы можете выдержать. Я имею в виду, что катание на лыжах, конечно, так же адреналиново, но большинство людей не могут делать это на высоком уровне больше пяти минут, это физически сложно. Но любой может спуститься с горы на велосипеде в течение пяти минут. В этом и заключается привлекательность, не столько в соревновании, сколько в том, что вы можете войти в зону и оставаться в ней долгое-долгое время».

 

На фото слева направо: Гэри Фишер, Джеймс МакВей (который купил один из первых трех горных велосипедов, которые построил Том Ричи), Чарли Келли, Джо Бриз, Венде Крэгг 

 

На фото: Чарли Келли на гонке Repack downhill, 1978 год

 

На фото: Чарли Келли на своем сине-белом Schwinn Excelsior

 

На фото: Чарли Келли в Зале славы горного велосипеда в Крестед-Бьютт, 1989 г.

 

“Мистер Чарльз Келли награжден журналом Velo Чешской республики за заслуги в области катания на горных велосипедах на протяжении всей жизни по случаю 30-летия Repack Race”

 

Алан Бондс 

Имя Alan Bonds было внесено в список Зала славы горного велосипеда в 2010 году, не только за то, что 21 октября 1976 года он выиграл первую гонку Repack (что само по себе, конечно, является исторически значимым фактом), но и за то, что он фактически являлся неформальным лидером направления “Marin Klunker” – воссозданием велосипедов Schwinn Excelsior из хлама.

На фото: Алан на первой гонке Repack-76

 

Фото Венде Крэгг из архива Rolling Dinosaur: среди гонщиков, собравшихся на вершине для гонки Repack 1977 года, были Чарли Келли (в красной шляпе с блокнотом), Алан Бондс (в сером свитере на переднем плане), Джо Бриз (в джинсовой одежде на заднем плане) и Гэри Фишер (также в джинсовой одежде, в одной из своих фирменных лыжных шапок).

Из рассказа Чарли Келли:

“В середине семидесятых Алан Бондс жил в доме 32 по улице Хамбольта в Сан-Ансельмо с Гэри Фишером и мной. Еще до того, как он встретил нас, Алан заинтересовался переделкой драндулетов, и после того, как он переехал, наш дом стал центром всех подобных мероприятий в Сан-Ансельмо. Алан выиграл первую гонку Repack на одном из своих байков, а велосипеды, которые он сделал для себя и продал нескольким своим друзьям, были воплощением формы искусства, которая просуществовала не более пары лет, около 1976 и 1977 годов…”

На моем велосипеде была характерная покраска Alan Bonds. В 1977 году вручную модифицированная 50-фунтовая рама мотоцикла Schwinn 30-х годов была последним словом в производстве внедорожных велосипедов. В то время сборка такого велосипеда стоила около 400 долларов. Нужно было найти пару барабанных тормозов и собрать колеса, а сгибание и изменение формы старой рамы для установки более широких ступиц, оставаясь при этом прямой, было целой тайной наукой. Хорошую вилку было трудно найти, и мы использовали «вилочные скобы», чтобы попытаться уберечь их от изгиба. Для использования современной системы шатунов был необходим комплект для переоборудования каретки. Подседельные штыри имели быстросъемные фиксаторы, чтобы опустить седло, поскольку длинные подседельные штыри подвергались изгибу на неровной дороге…”

 

На фото: Schwinn Excelsior, который Бондс создал для Чарли Келли. Модель 40 DX со втулками Union на ободах S2 и стальной передней звездой конца 1976 года (обратите внимание на руль Triumph).

 

На фото:  пять гордых владельцев «Excelsior» после гонки Repack 1977года: Алан Бондс, Бенни Хайнрикс, Росс Паркерсон, Джим Стерн и Чарли Келли. Алан, Росс и Джим одеты в футболки с логотипом Excelsior, напечатанным Аланом Бондсом.

 

На фото: рисунок «Excelsior» для трафаретов на футболках, выполненный Аланом.

 

Согласно рассказам самого Алана, первоначально он подружился с Яном Стюартом из банды Larkspur и именно с ним, а потом его братом Робертом, он на своем пикапе вывез порядка полутора сотен рам старых велосипедных рам с местных свалок.

В то время Бондс работал автомаляром в автопарке базы ВВС, где занимался аэрографией на чем угодно.  Именно он и приводил в порядок хлам со свалки: пескоструя и перекрашивая рамы. Большинство восстановленных рам Бондс, не мудрствуя лукаво, продал местным веломагазинам, оставив для себя чуть более пары десятков. Из которых он начал собирать велосипеды для себя и друзей, а также и на продажу – ибо, неожиданно для самих “отцов кланкеров”, спрос на них оказался ажиотажным.

Как ни странно, но во многом благодаря именно Бондсу у поколения 70-х годов был сформирован буквально культовый образ  Schwinn Excelsior.

К счастью, некоторые из своих моделей Бондс фотографировал, сохранив их для памяти на своем сайте.

На фото: Orange 1939 DX Build

 

Слева направо: Билли Сэвидж; Алан Бондс; Чарли Келли; Гэри Фишер на выставке Sea Otter 2007.

 

Отис Гай

Otis Guy родился в 1953 году в Алабаме, однако вскоре семья переехала в городок Сан-Рафаэль, который соседствует с Фэрфаксом и Милл Вэлли – так что ребенок был фактически обречен попасть под “плохое влияние” местных “королей горы Там”.

 

 

Отис Гай рассказывает:

“Впервые я начал кататься на двухколесном велосипеде, когда мне было 5 лет. Мои родители купили велосипед с 20-дюймовыми колесами в местном веломагазине. Я заставил их сразу же снять тренировочные колеса. Когда мне исполнилось 5 с половиной лет, я смог ездить куда угодно в Сан-Рафаэле. Для меня велоспорт всегда был пропуском на свободу. Это было то, что позволяло мне ходить в продуктовый магазин моего дяди в центре Сан-Рафаэля или ехать прямо в горы или делать что угодно. А потом, позже, я много ездил на велосипеде в старшей школе. После школы я начал участвовать в соревнованиях – там и познакомился с Джо Бризом где-то в 1971 году. Мы начали кататься вместе; стали близкими друзьями. Позже  встретил Марка Вендетти, и мы все были в одной гоночной команде. Ну а затем мы основали Velo Club Tamalpais…”

На фото: Отис Гай и Марк Вендетти

После окончания школы Отис присоединился к пожарной службе, начав долгую карьеру пожарного и фельдшера скорой помощи, прослужив в Ross Valley Fire 33 года до выхода на пенсию. Впрочем, и до ныне Отис Гай выполняет обязанности врача в пожарной части округа Марин…

И, конечно же, всё это время Гай продолжал сначала сам участвовать  в соревнованиях, а затем и готовить подрастающую смену. В частности, в течение семи лет Гай тренировал команду Archie Williams High School MTB. И за этот период команда выиграла 5 чемпионатов штата Калифорния.

В 2011 году Отис основал “Otis Guy Mountain Bike Camp” – горный лагерь для детей и подростков.

Отис Гай был одним из инициаторов создания музея велоспорта в Марине и переноса Зала славы горного велосипеда из Колорадо в Калифорнию.

И да, Отис также не избежал “заразной болезни” пионеров МТБ, заключающейся в приступах создания именных рам и велосипедов.

На фото: когда в 1983 году прошел первый чемпионат Национальной ассоциации внедорожных велосипедов (NORBA), Отис принял участие в гонке на своем Breezer 1978 года…

На фото Венде Крэгг: Отис Гай и Джо Бриз дважды пытались проехать по США на тандеме, чтобы доказать ценность велосипеда как вида транспорта.

На фото: Отис Гай с велосипедом “Otis Guy”

***

 

На фото: Отис Гай, Джо Бриз и Марк Вендетти, 2023 год

 

Чарли Каннингем

Charlie Cunningham родился 23 августа 1948 года в Вашингтоне (даже странно, что не в Пентагоне, ибо его отец был военным летчиком-истребителем). Так что пока отца переводили с места на место, Каннингем-младший пожил в Алабаме, Вирджинии, Японии и Сан-Диего. В конечном итоге поселившись в Милл-Вэлли на горе Тамалпаис, округ Марин. Закончил Калифорнийский университет в Беркли, работал инженером в аэрокосмической отрасли

Чарли Каннингем, по прозвищу “Алюминиевый полубог”, был настолько увлечен шоссейными велосипедами, что в гонке Repack 1979 года участвовал на своем “шоссере” Alan Competitzione 1974 года, в котором стоковые детали были заменены на специально изготовленные из титана, магния, экзотических алюминиевых сплавов и пластика, весившим всего 7,7 кг (!).

 

В том же 1979 году году Чарли Каннингем построил первый в мире алюминиевый горный велосипед, назвав его Expedition с шириной шин в 28 мм, который уже можно считать не шоссейным, а гравийным велосипедом.

 

На фото: горный велосипед Cunningham Big Wheel с шинами Specialized Ground Control 29 x 1.95/2.1, 2012 года.

 

Каннингем построил в общей сложности 187 алюминиевых велосипедов (Indian, Racer и Wombat для людей небольшого роста) между 1979 и 1992 годами. Они имели пожизненную гарантию и стоили примерно в шесть раз дороже кастомных (стальных) велосипедов.

Каннингем изобрел и запатентовал ряд технических решений для использования на современных горных велосипедах, как, к примеру, трубчатые вилочные коронки, протектор шин “Ground Control”, систему Grease Guard Bearing System, позволяющую велосипедистам за считанные секунды менчть грязную смазку, попавшую в подшипники велосипеда, на чистую и т.д.

В 1982 году Чарли Каннингем вместе с производителем рам Стивом Поттсом и его помощником Марком Слейтом Каннингем стал соучредителем Wilderness Trail Bikes (WTB) – фирмы по выпуску прочных и надежных велосипедных компонентов (шин, колес, седел и т.д.), но в 2002 Каннингем и Поттс покинули кампанию по настоянию генерального директора WTB Патрика Сейдлера

 

Каннингем и его жена Джеки Фелан являются членами Зала славы горных велосипедов Крестед-Бьютт с 1988 года.

Мужественная пара: Джеки в 2000 году пережила рак груди, а Чарли в 2015 году попал на велосипеде в жестокую аварию, получив кроме сломанных ребер, ключицы и лобковой кости, тяжелую травму головы, после которой он частично потерял зрение, память и координацию.

Старые друзья и сообщество любителей горного велосипеда пришли на помощь: от 2 100 человек в фонд Каннингема поступило более 140 000 долларов…

На фото: Джо Бриз, Джеки, Чарли Каннингем и Чарли Келли.

 

Джеки Фелан

Jacquie Phelan (фамилия “Фелан” ирландская и означает “волк”) родилась 10 декабря 1955 года в Сан-Франциско, Калифорния — американская шоссейная и циклокроссовая гонщица, три года подряд становилась чемпионкой NORBA — в 1983, 1984 и 1985 годах.

Среди своих Фелан имеет прозвище “Alice B. Toeclips” (которое придумала сами Джеки в честь американской представительницы парижского авангарда начала XX века Элис Бабетты Токлас). Если я правильно оценил игру слов “фамилия Toklas” и педалей “туклипс”, то Фелан явно иронизирует, называя себя “педальной старушкой”…

Одно из самых трогательных воспоминаний ветеранов горы Там о первом появлении  Фелан в их компании: Джеки участвовала в покатушках на своем женском велосипеде с корзиночкой. Именно эта милая корзиночка запомнилась всем навсегда.

 

 

Впрочем, британский велосипед Raleigh середины 1960-х годов, который Фелан назвала Victoria,  был таки не совсем простым, а модернизированным 5-ти скоростной системой, культовым седлом Brooks и туклипсами на педалях.

 

На фото: та самая Victoria

 

На фото: в коллекции Фелан конечно же есть велосипед Cunningham, сделанный для неё мужем

 

На фото: Джеки Фелан в рекламе горного велосипеда Muddy Fox

На фото: модель Muddy Fox Alu Comp 1992 год, Алюминиевая рама с овальными трубами, хромолевая передняя вилка, обода Araya и полный комплект Shimano Deore LX.

 

На фото: Крысолов  созывает племя. Джеки Фелан в рекламе вилок Rock Shox, 1993 год.

На фото: Jacquie Phelan на обложке “Pacific Sun” (еженедельника округа Марин), июль, 2010 года

 

На фото: Джеки Фелан

 

 

Венде Крэгг

 Имя Венде Крэгг внесено в список Зала славы горного велосипеда в 1989 году и она точно была не лишняя в славной кампании гонщиков. Как известно, само присутствие женщин на мероприятиях, повышает в крови гонщиков уровень тестостерона.

Но главная роль Крегг в истории “властелинов горы Там” заключается в её увлечении фотографией: поскольку она почти везде носила с собой свою верную камеру Nikkormat 35 мм, то для истории сохранилось множество снимков теперь уже легендарных событий.

 

Wende Cragg (родилась в 1948 году) принадлежит рекорд самой быстрой женщины на Репаке (5:29, средняя скорость около 22 миль в час), но горным велосипедом она увлеклась просто ради удовольствия.

На фото: Wende Cragg на трассе Repack

На фото: один из велосипедов личной коллекции  Schwinn Excelsior 1948 года (ровесник Wende Cragg)

 

Она была первой женщиной, которая проехала Pearl Pass в Крестед-Бьютт, Колорадо, и, вероятно, первой женщиной, которая проехала многие из калифорнийских трасс.

На фото: Венде Крэгг позирует со своим Бризером 1978 года. На заднем плане — Касл-Пик (девятая по высоте вершина Скалистых гор в Колорадо). Тур Pearl Tour 1979 года..

 

На фото: Венде на своем Бризере, 1978 год

 

На фото: Венде Крэгг на байке Breezer 1978 года едет по гранитным скалам с озером Лун на заднем плане, Хрустальный бассейн в Сьерра-Неваде, Калифорния, лето 1979 года.

 

 “Я увлеклась этим совершенно случайно, — рассказывает Крэгг, – Фред Вольф был моим соседом. Он уговорил моего бывшего мужа и меня собрать горные велосипеды. Когда я впервые выехала, я была в ужасе — мой велосипед весил около 55 фунтов, так что с ним было трудно справиться. Я подумала: «Боже, я больше никогда не сяду на этот велосипед».

Но Фред оказался лучшим другом Чарли Келли, который, как оказалось, был хорошим другом Гэри Фишера — это было похоже на эффект домино. Фред уговорил меня вернуться. Мало-помалу я как-то привыкла к этому, и медленно я стала сильнее и увереннее. Не успела я опомниться, как меня это зацепило”.

У Венде есть пара Breezer и шоссейный велосипед Otis Guy.

Венде Крэгг:

“В детстве я хотела летать как Супермен. Моя мечта так и не сбылась, но я об этом не жалею, открыв мир горных велосипедов…”

На фото: не берусь утверждать, но похоже, что именно образ Венди Крегг использует Marin Museum of Bicycleing в Фэрфаксе для рекламы своих мероприятий.

 

На фото: этот снимок сделан летом 2017 года на холме Азалия в Фэрфаксе для документального фильма. Слева направо: Wende Cragg, Charlie Kelly, Joe Breeze и Otis Guy с оригинальными кланкерами, которые они использовали в 1970-х годах…

 

На фото: Венде Крэгг несмотря на свои 75 по-прежнему в седле, 2023 год.  Велосипед  сustom Breezer, серия III, 1983 года.

 

Стив Поттс

Steve Potts (родился в 1954 году) вырос у подножия горы Тамалпаис, где его любовь к велосипедам началась в очень раннем возрасте. Когда родители на Рождество подарили ему первый велосипед, то его тут же сломал старший брат, врезавшись в дверной косяк. Поломку устранил Билл Бриз — никто иной, как, отец Джо Бриза.

Отцы Бриза и Поттса увлекались астрономией и собственноручно собирали телескопы, вручную шлифуя зеркала. По словам Стива, отец был настолько хорош, что ему предлагали работу в обсерватории.

Отец Поттса устраивал для детей “Звездные вечеринки”: они поднимались на гору Там, разбивали там лагерь и ночью рассматривали звезды в телескоп. А утром запускали планеры, на которых отец писал наше имя, адрес и номер телефона, и которые отец называл “Специальные ураганы”. Однажды вернули планер, который приземлился аж в Беркли (по прямой 30 км)…

 

В юности Поттс увлекался гонками на мотоциклах…

…но в конце концов (по совету старших товарищей :)) переключился на велосипеды…

 

На фото: Стив Потс в кампании с Джо Бризом и Гэри Фишером

 

На фото: соревнования тандемов, Steve Potts & Katie Dougherty

 

На фото: соревнования под эгидой Norba (National Off-Road Bicycle Association)

 

С  Джо Бризом  Поттс много путешествовал в поисках приключений на горном велосипеде, в том числе они вдвоем объездили Южные Альпы – горные цепи в Новой Зеландии.

Это чисто к тому — насколько плотно пересекались жизненные дороги наших героев. Они дружили и ссорились, “мутили” совместный бизнес и расходились. И, что крайне показательно для США – практически у каждого была именная линейка велосипедов.

После того, как в 2002 Каннингем и Поттс покинули кампанию WTB, Стив забрал все свои инструменты обратно в свою домашнюю мастерскую, где с тех пор и занимается изготовлением велосипедов на заказ. А также выпуском именных брендированных товаров: от запчастей для велосипедов, аксессуаров (тех же фляг для воды) и до одежды для велосипедистов.

 

 

Братья Коски

У семьи Коски в Зале славы горного велосипеда сразу две номинации: в 1989 году номинирован Эрик Коски, а в 2014 — The Koski Family’s Cove Bike Shop  (семейный магазин Коски по торговле велосипедами и запчастями).

 

Эрик Коски, создал специальную вилку для горного велосипеда, а также придумал десятки других инженерных решений. Братья Коски выпускали не только специальные рамы, но и на заказ собирали готовые велосипеды.

Что касается семейного магазина, то, казалось бы, в чем тут заслуга? — если велосипедных магазинов по Штатам сотни, если не тысячи. Всё так, только не во всякий американский магазин из Японии приезжает целая делегация, направленная Ёдзо Симано (президентом фирмы Shimano), для изучения опыта и расширения сотрудничества.

 

На фото: представители Shimano во время ознакомительной поездки в магазин Cove Bike Shop, Тибурон, Калифорния, 1982 год.

[стоят слева направо] Кен Фуджимура, Энди О’Коннер, «Сэм» Кавабата. Лил Коски, Донни Коски, Эрл Коски, Такуро Ямане, Мицухару Хонтани.

[в нижнем ряду слева направо] Джон Уте, Эрик Коски, Дэйв Коски.

 

В 1980 году семья Коски выпустила каталог “Trailmaster“, первый в отрасли ресурс для заказа горных велосипедов по почте. В нем были перечислены готовые велосипеды для продажи, включая Breezer, Laguna Cruiser и ProCruiser, а также рамы от Champion и Cook Brothers. Другие бренды в каталоге включали Magura, Phil Wood, Suntour, Suzue, Sturmey-Archer, Ukai и Araya.

 

Ни и как вы уже, наверное, догадались – велосипеды под брендом “Братья Коски” также выпускались!

 

Как говорится, эта нога у кого надо нога  эта семейка что надо семейка!

 

Фред Вольф

Fred Wolf  родился в 1945 году и жил в Милл-Вэлли, окончив среднюю школу Тамалпаис. Позже переехал в Фэрфакс и создал семью.

Чарли Келли и Фред Вольф открыли трассу Repack. Когда гонки Repack начались в 1976 году, Фред переправлял гонщиков в Азалия-Хилл на своем однотонном грузовике с бортовой платформой, а его собака Джуниор сидела на крыше кабины. По свидетельству друзей, Вольф привносил веселье в любую поездку.

На фото: грузовичок Фреда Вольфа, который байкеры называли “шатлом”

На фото: Фреда Вольф на трассе Repack

На фото: Фред с сыном

Имя Фреда Вольфа, как одного из основателей гонки Repack, внесено в Книгу славы горного велосипеда в 1992 году.  В возрасте 68 лет Вольф умер от рака 28 апреля 2014 года.

 

Майк Саньярд

Mike Sinyard родился в 1950 году в Калифорнии (отмечу, что в Сети сведений о биографии Майка чрезвычайно мало, и это удивительно, как для бывшего руководителя компании с годовым оборотом в полмиллиарда)  — основатель и председатель Specialized Bicycle Components, американского производителя велосипедов и велосипедных компонентов.

Компания Specialized Bicycle Components была основана Майком Синъярдом в 1974 году, когда ему было 24 года.

В 1980 году Майк Синьярд, занимавшейся в то время импортом велосипедных компонентов и велопокрышек, приобрел для себя пару велосипедов у Фишера и Келли.

В то время он уже вынашивал планы по производству нового типа велосипедов. Через какое-то время, по совету инженера Тима Нинан (Tim Neenan), он отправил эти велосипеды для доработки на свою фабрику в Японию. И уже в 1981 году на свет появился Specialized Stumpjumper.

 

Цена (750 долларов за велосипед) оказалась для покупателей гораздо привлекательнее, чем 1400 долларов за модели фирмы Ritchey/ Mountainbike, которые продавали Фишер и Келли (заметим, что доллар в те далекие годы стоил существенно дороже, чем нынче). В течение года продажи велосипедов Specialized Stumpjumper перевалили уже за тысячную отметку. Фактически это были первые серийные горные велосипеды.

 

Процитирую частично статью “Хиппи-капиталист: Майк Синьярд из Specialized Bicycle” Рича Карлгаарда:

В Кремниевой долине автобус Volkswagen является легендой. Стив Джобс продал свои хипповские колеса за 1300 долларов в 1976 году, чтобы купить детали для Apple I.

До Джобса был Майк Синьярд, выпускник Университета Сан-Хосе с волосами, завязанными в хвост. Он страдал от кризиса идентичности. “Я не хотел заниматься бизнесом. Белые рубашки и галстуки были не для меня”.

Итак, в 1974 году Синьярд продал свой автобус VW и отправился в путешествие по Европе на велосипеде.

 

На фото: между прочим — тот самый VW Bus Type 1  по прозвищу Bulli  (“Бульдог”), проданный Майком

 

На фото: память о проданном Bulli 

 

В Италии он увидел свое будущее: детали для велосипедов Cinelli — рули и выносы, которые было трудно достать в Америке. Синьярд вернулся в Штаты и начал импортировать детали Cinelli, делая наценку на них от 10% до 15%.

Велосипеды сегодня на подъеме — продажи в отрасли в 2011 году выросли на 37%. (Товары для фитнеса пользуются спросом в периоды экономического спада.) Двигателями этой тенденции являются две американские компании: Trek Bicycle из Уотерлу, штат Висконсин, и Sinyard’s Specialized Bicycle Components.

Specialized по-прежнему находится в Морган-Хилл, Калифорния, но теперь он расположился в двухэтажном здании, которое выглядит как музей современного искусства. В вестибюле для посетителей Specialized находится копия VW Синъярда, а также гоночные велосипеды Specialized, на которых ездили чемпион мира по гонкам на время Фабиан Канчеллара и победитель Тур де Франс 2010 года Альберто Контадор.

Сейчас Синъярду 61 год, и он исхудал как щепка от своих ежедневных двух-шестичасовых велопрогулок. Он сидит в маленьком кабинетике на втором этаже среди своих татуированных и серёжкообразных велосипедных дизайнеров. Время от времени мимо проходит собака. Самый быстрый путь на первый этаж — вниз по пожарному столбу. Почти все в Specialized ездят на велосипеде.

Бренд Specialized, хиппи-капитализм, поднял компанию до примерно 500 миллионов долларов в продажах велосипедов и аксессуаров.

Недавно я общался с Синьярдом в штаб-квартире Specialized:

– Вы были студенткой авиационного факультета с хвостиком в колледже? Полагаю, авиакомпании не стучались в вашу дверь.

– Дело было не только в хвостике. Я был ужасным пилотом. Мне нравилось смотреть в окно и размышлять.

– Опишите свой первый год в бизнесе.

– К моему удивлению, в 1974 году я заработал на продажах 64 000 долларов. У меня не было капитала. Он мне не нужен. Я получал детали для велосипедов у Cinelli в кредит, а затем получал наличные от клиентов в США. Я поддерживал низкие расходы, живя в маленьком трейлере с двумя приятелями. У меня не было машины.

– Как вы забирали грузы Cinelli, не имея машины?

– Я ездил на велосипеде из Морган-Хилла до таможни аэропорта Сан-Франциско.  Длинный путь: туда и обратно — 140 миль.

(Фигасе! 140 миль это 225 км! Крутить педали минимум 7 часов – сможет не всякий (тем паче, что на обратном пути Майк ехал груженый). Уверяю вас, что неподготовленный человек не сможет проехать и половину этой дистанции)

– Когда вы начали производить собственную продукцию Specialized?

– Мы начали с шин в 1976 году. В 1979 году мы построили наш первый велосипед Allez. Мы изготовили раму в Японии. Я влюбился в японскую точность и качество. Это стало для меня настоящим уроком. С тех пор это вдохновляет подход Specialized к созданию велосипедов. Японский путь начинается с чести и честности».

– Горные велосипеды стали популярны в северной Калифорнии примерно в это время. Вы были в центре этого.

– Мы не изобрели горный велосипед, но мы были первыми, кто начал его массовое производство. Нашим лидером продаж был Specialized Stumpjumper. Первый Stumpjumper висит в Смитсоновском институте. Мы до сих пор производим Stumpjumpers…

– Вы катаетесь до шести часов в день. Какой ваш любимый велосипед?

– Я катаюсь на Roubaix. Я на самом деле разработал его для себя. У него немного более расслабленная геометрия, он подходит для моей езды.

– Насколько более продвинутыми могут стать конструкции и производство велосипедов? В какой-то момент должно последовать снижение продаж.

– О, люди всегда так говорят! Есть много возможностей для совершенствования. Используя эргономику и подгонку райдеров с помощью Body Geometry Fit, мы только начали помогать райдерам быть единым целым со своим велосипедом. Камеры высокой четкости будут встроены в велосипеды, чтобы вы могли загружать свои поездки на YouTube. Двигатели с аккумуляторными батареями позволят обычным людям ощутить красоту горных поездок. Нет, мы только в начале пути.

Инновации или смерть! — вот наш девиз!

 

***

Ну и в конце задам сам себе вопрос: насколько заслужено “властелины горы Там” считаются пионерами создания маунтинбайков?

Подведем итоги: всего за пять лет (с 1977 по 1981 годы) кастомные именные модели производили Джо Бриз, Том Ритчи, Гэри Фишер, Чарли Каннингэм, Отис Гай, Стив Поттс и братья Коски. Как ни крути, а семь конструкторов горных моделей на одну гору Там — это просто таки феноменальный результат.

И, наконец, выпуск в 1981 году серийной модели Stumpjumper также осуществил уроженец Калифорнии Майк Саньярд. Так что я удивляюсь с чудаков, пытающихся поставить под сомнение ведущую роль американцев в создании маунтинбайков.

 

На фото: Tom Ritchey, Joe Breeze, Charlie Kelly, Gary Fisher

 

И вновь продолжается бой!

На десерт буквально пару слов о Джеффри Эппсе  и его Range-Rider.

Geoffrey Cleland Apps (родился 4 декабря 1949 года в Лондоне, Англия — умер 25 июля 2024 года в Чирнсайде, Шотландия) — был английским пионером в области внедорожных велосипедов.

В 1979 году он спроектировал и создал легкий велосипед Range-Rider для мокрой грязи юго-восточной Англии, который использовал финские зимние шины Nokia Hakkapeliitta 650Bx54.

Apps прочитал о горном велосипеде MountainBikes, построенном Ritchey, в BMX Plus в феврале 1980 года и связался с Гэри Фишером и Чарли Келли из MountainBikes Company в Фэрфаксе, Калифорния. Apps рассказал им о построенных им внедорожных велосипедах и о зимних шинах Nokia Hakkapeliitta большого диаметра 650Bx54 и 700Cx47, которые производились в Финляндии. В декабре 2006 года Фишер сказал о контакте Apps в 1980 году: «Мы получили несколько шин от Geoff Apps очень рано и сказали: «Святой Толедо!»». Но из-за скудных поставок молодая индустрия MTB осталась с колесами меньшего размера.

***

Уф, считаю гештальт закрытым. А вот эволюция горных велосипедов конечно же продолжается!

 

 

© Олег Федоренко, 8 сентября 2024 года

 

 

P.S. Ну и ссылки на все семь постов:

Ода любимым.      Часть 1: Личная лав-стори

Ода велосипедам. Часть 2: классификатор велосипедов

Ода велосипедам. Часть 3: Теория и практика велосипедной эволюции

Ода велосипедам. Часть 4: Excelsior!

Ода велосипедам. Часть 5: От Woodsie до Stumpjumper (1953 – 1981)

Ода велосипедам. Часть 6: California Dreamin’

Ода велосипедам. Часть 7: Зал славы горного велосипеда

 

 

 

0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...

Метки: , , , , , , , ,

Комментарии читателей статьи "Ода велосипедам. Часть 7"

  • Оставьте первый комментарий - автор старался

Добавить комментарий